О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания





Скачать 48.17 Kb.
НазваниеО некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания
Дата публикации22.12.2014
Размер48.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Жогов Сергей Сергеевич, ser-zhogov@mail.ru

Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №12 г. Балашова
Интернет сегодня наиболее развивающая область образовательного пространства, которая, к тому же, по отношению к традиционному образованию ведет себя достаточно агрессивно. В самом деле, электронные образовательные ресурсы постепенно и неумолимо (и достаточно быстро) вытесняют обычные учебники, электронные библиотеки – бумажные книги, а очная форма образования по мере возможности заменяется дистанционной. Этот неудержимый процесс, конечно, многих шокирует, а его постоянное ускорение может поставить в тупик любого, даже достаточно «продвинутого» школьного преподавателя. В такой ситуации, как правило, только дети – учащиеся способны более или менее быстро адаптироваться к бесконечным технологическим инновациям, и именно они, в первую очередь, пытаются их использовать в учебном процессе, правда, не в том русле, в каком хотелось бы нам, учителям. Сейчас уже ни для кого не секрет, что сотовый телефон с его ICQ и SMS-сообщениями является чуть ли главным инструментом обычного списывания, практически полностью вытеснив традиционные шпаргалки, а Интернет с его бесконечной базой данных – основным источником материалов для рефератов, докладов, презентаций и прочих «учебно-исследовательских» работ.

На наш взгляд, самым острым в свете проблемы «Интернет на уроке» сегодня и является вопрос, каким образом наиболее продуктивно и рационально приспособить информационно-познавательные возможности всемирной паутины к нашей достаточно консервативной и трудно поддающейся инновациям классно-урочной системе школьного образования.

В связи с этим, можно выделить несколько возможных направлений использования сетевых ресурсов. В принципе, все они применимы на любом из уроков школьной образовательной программы, но мы рассмотрим их на примере истории и обществознания, как дисциплин, оптимально подходящих для такого взаимодействия.

«История» и «Обществознание» (как, впрочем, и предметы филологического цикла - «Русский язык» и «Литература») в силу своей специфики – чрезвычайно широкому полю привлекаемого материала (то есть по сути дела, это предметы «обо всем») наиболее удобны для привлечения ресурсов Интернет.

Итак, первое направление: Интернет – как информационный источник для подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9-х классах и Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ). Сюда необходимо включить не только вводные и ознакомительные уроки с демонстрацией сайтов соответствующего содержания (как минимум, «Официального информационного портала ЕГЭ», Федерального института педагогических измерений, «Готов к ЕГЭ» и др.) и объяснения принципов работы с ними, но и уроки обобщающего характера с привлечением пробного online-тестирования. Учащиеся, как и учителя, должны оперативно узнавать всю необходимую информацию об этих экзаменах, а это сейчас возможно только через Интернет.

Второе направление – использование всемирной паутины в качестве источника разнообразного иллюстративного материала к урокам. Это могут быть как текстовые иллюстрации, например, материалы многочисленных электронных библиотек, так и визуальные - виртуальные выставки книг, презентации, применительно к истории – анимированные электронные карты, видеофрагменты и т.д., выложенные в свободном доступе на различных образовательных порталах. В ходе таких уроков, если они проводятся в компьютерном классе, оборудованном доступом в Интернет, учащиеся и сами могут подбирать иллюстративный материал к уроку, если обладают уже навыком работы с поисковыми системами («Яндекс», «Rambler», «Google» и др.)

Другое возможное направление – проектная и научно-исследовательская работа учащихся. Помимо общеизвестной «Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов» в Интернете существует множество тематических веб-страниц, где можно почерпнуть информацию практически по любому из школьных предметов. Применительно к истории это, например, «Всемирная история в лицах», «Великая Отечественная война» и т.д. Разумеется, работать с такими источниками также надо учить, иначе вся исследовательская работа сведется к простому «скачиванию» готовых рефератов со специализирующихся на этом сайтов, таких как «Реферат.ру», «Allbest.ru», «5баллов» и т.п. Проблема в том, что школьная проектная и научно-исследовательская работа рассчитана далеко не на каждого ученика и фактически весь объем ее приходится не на урочную, а внеурочную деятельность. На уроке же учитель может лишь продемонстрировать информационные возможности всемирной паутины, и, может быть, показать методы работы с Интернет-источниками.

Однако, если серьезно заниматься научно-исследовательской работой в школе с привлечением ресурсов сети, то ей можно задать несколько иной вектор, при котором Интернет автоматически перестает быть простым «наглядным» материалом или библиотекой, а превращается в нечто большее – сам объект для исследования. Здесь, на наш взгляд, решается главная проблема, подстерегающая большинство провинциальных образовательных учреждений, а именно – отсутствие элементарной базы для полноценного научного познания. Учителям истории и обществознания в этом смысле повезло, где бы не находилась их школа, в ней есть доступ к сети Интернет, а следовательно бесконечный объект изучения. Интернет как социальный феномен, как некое виртуальное зеркало, отражающее все происходящее в реальном социуме, на сегодняшний день стол мало изучен и настолько динамично развивается, что исследовать его не только возможно, но и необходимо.

С другой стороны, Интернет предоставляет достаточно инструментов и для проектной деятельности, которой можно заниматься отчасти и на уроках. Например, предложить учащимся создать свой собственный сетевой ресурс – например, тематический сайт по истории, воспользовавшись одним из бесплатных конструкторов сайтов, таких как «uCoz». Техника работы в таких конструкторах так проста, что приступить к работе и объяснить учащимся приемы работы вполне реально в течение 45 минут.

Мы рассмотрели, разумеется, далеко не все направления возможного использования сети Интернет на уроках истории и обществознания. Интернет представляет такое многообразие различных информационных ресурсов, в том числе и образовательных, что обозреть их более или менее полно можно разве что в рамках крупномасштабного исследовательского проекта, осуществление которого под силу может быть только целому научному институту.

Литература

1. Дидактическая модель проведения урока с применением Интернет-технологий // Официальный сайт МОУ СОШ №4 г. Сорочинска: http://www.sorobr4.ru/

2. Интернет на уроке: Открытый класс: http://www.openclass.ru/blogs/44074

3. Интернет на уроке и после него: Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/

4. Использование Интернет-ресурсов на уроках: http://art.ioso.ru/vmuza/internet/internet.htm

5. Корницкая Л.И. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/articles/416007/

6. Модель проведения урока с применением ресурсов сети Интернет // Сайт учителя физики и информатики Александровой З.В.: http://aida.ucoz.ru/publ/9-1-0-16


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconПедагогического совета: «Реализация проекта «Модернизация образовательного...
Тема выступления на педагогическом совете: «Возможности использования программных продуктов и Интернет-ресурсов на уроках истории...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интернет в нашей жизни. Возможность и преимущества использования интернет-ресурсов. Пример использования интернет-ресурсов в моей...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconПлан проведения районного семинара учителей истории и обществознания...
Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconПрименение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории Автор:...
Автор: Осипова Анна Игоревна, учитель истории и обществознания мбоу «Десятовская оош»
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconРеализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания icon«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во...
Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconПравила использования сети Интернет в огксу «Александровская ош»
Сеть Интернет представляет собой глобальное объединение компьютерных сетей и информационных ресурсов, принадлежащих множеству различных...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconПравила использования сети Интернет Регламент работы учащихся, учителей...
...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconИспользование Интернет–Ресурсов для формирования устойчивой мотивации...
Основная задача учителя в настоящее время повысить эффективность использования икт и Интернет ресурсов на уроке английского языка...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconОсобенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности

О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconУрока. Консультативный текст
Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока (например, компьютер с выходом в интернет, интерактивная доска, в случае...
О некоторых направлениях использования интернет-ресурсов на уроках истории и обществознания iconНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск