Закон природы





Скачать 61.94 Kb.
НазваниеЗакон природы
Дата публикации28.12.2014
Размер61.94 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > География > Закон
http://referat.yabotanik.ru/sociologiya/problemy-sovremennosti/12969/12958/page5.html

Философские аспекты курса "Проблемы современности".  

Модели  познания

Схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая модели и их взаимосвязь.

Прежде чем  двигаться в наших рассуждениях дальше оговорим основные достаточно тривиальные положения. Считаем:

 что человек и человечество являются теми действующими факторами, которые "создали" цивилизацию и все присущие ей проблемы. То есть, что носителем цивилизации является человек с его "Человеческими качествами", и будем стоять на материалистических позициях (полагая, что Бога или эквивалентного ему явления в природе нет);

 что общение между людьми (информационный обмен в обществе) происходит при непосредственном участии интеллекта, который и определяет целостность системы ЧЕЛОВЕЧЕСТВО;

 что практическая деятельность человека и человечества (познание мира) определяются в каждую эпоху господствующей моделью познания.

* * *        

 В связи  с тем, что автор стремился  рассматривать вопросы настоящей  работы исходя из диатропической модели познания приведем длинную конспективную цитату из работы Ю.В.Чайковского "Познавательные модели, плюрализм и выживание". ( Международный философский журнал "Путь" N1, 1992 год.), которая поможет несколько прояснить читателю, что такое диатропика:  

"... В каждую  эпоху обычно господствуют одна - две модели, образующие ядро познавательных средств эпохи, тогда как остальные модели составляют в это время периферию познания. При этом каждой познавательной модели соответствуют свои взгляды на природу, в том числе - свой технократизм и своя экология.     

1. Схоластическая познавательная модель. Для нее характерно видеть природу как текст, который надо уметь прочесть, или как шифр, который надо разгадать. Со схоластической моделью в науку пришло такое фундаментальное понятие, как закон природы, который первоначально понимался именно как закон (предписание правителя, обязательное для всех подданных). Основной порок схоластической модели - расчленяющий характер познания: как текст познается через буквы, так природные объекты через их элементы, признаки, код. (Аналитический подход к познанию).    

2. Механистическая познавательная модель - рассматривает природу как машину, прежде всего - как часы. В отношении к природе была продолжена и развита прежняя тенденция покорения, но ее оправданием служила теперь не божья воля, а идея прогресса. При этом всюду "преобразование природы" носило и носит преимущественно механистический характер: комплекс мероприятий априори объявляется прогрессивным, а все их отрицательные эффекты либо игнорируются, либо дается обещание их преодолеть посредством отдельных защитных мероприятий (каждое из которых тоже объявляется прогрессивным априори). Новейший механицизм страшен тем, что не хочет видеть опасности гибели планеты. Если все прежние кризисы были преодолены, то якобы будет преодолен и нынешний; наука найдет выход из любой трудности такова идея нынешних сторонников научно-технического прогресса. Они составляют на сегодня подавляющее большинство населения, в том числе и ученых. Остается только заметить, что ни один прежний     экологический кризис не был, насколько известно, преодолен; попавшие в кризис цивилизации прошлого погибли (Мессапотамия, Египет, Греция и Рим, Центральная Америка) и замещались новыми этносами. Нынешний кризис глобален, поэтому новому этносу взяться будет, вероятно, неоткуда.  

3. Статистическая познавательная модель - представляет мир как совокупность балансов. Развитие понятия балансов привело к разработке в физике принципов сохранения. (Достаточно прогрессивный подход). Баланс природы - такая же абстракция, как бухгалтерский баланс: замкнутые круговороты по каждому элементу, о которых так уверено писал В.И.Вернадский, в действительности являются не циклами, а спиралями. Чтобы свести здесь баланс, надо учесть поступление ископаемых в биосферу и уход вещества из биосферы в осадочные породы. Более того, именно несбалансированность биосферы является необходимым фактором экосистемной эволюции. Балансовая модель удобна в тех случаях, когда несбалансированность мала (каждый шаг спирали почти цикл). В статистической модели равновесие исходно, а движение трактуется как отклонение от равновесия и переход от одного равновесия к другому. Поэтому спасение из кризиса тоже легче всего усматривается в форме поиска утраченного равновесия. Такова концепция "нулевого роста", которую поддерживают те ученые, которые видят естественные пути спасения человечества в прекращении роста экономики и населения... имея практически полное равновесие в каждый момент времени в итоге система может двигаться куда угодно: парадокс древних летящая стрела находится в покое.     

4. Системная познавательная модель. В этой модели природа, как и общество, уподобляются организму, т.е. трактуются как нечто целое и целесообразное, как единая система; а организм часто трактуется как система автоматической регуляции. Если методологические установки, связанные с тремя первыми моделями, сравнительно ясны - разгадать код, выявить механизм и описывающие его уравнения, составить баланс однородных величин и вычислить их среднее, то системный подход гораздо более расплывчат: целостность легко констатировать, но трудно эксплицировать. И естественно, что поначалу системность пытались описать в терминах, близких идее баланса - той идее, что некогда связала механический и статистический подходы. Теоретики поначалу пришли к простому пониманию системы как объекта, обеспечивающего какой-либо баланс; простейшей системой оказываются те же весы с разновесами. Однако система обычно для чего-то предназначена - можно уравновесить и пустые весы, но это интересно лишь как подготовка к взвешиванию... Именно экстремальная идея может рассматриваться как одна из объединяющих физических знаний в единую систему... Так, выживанием приспособленнейшего многие объясняли оптимальность наблюдаемых биологических форм - пчелиных сот, раковин, моллюсков и т.д. Однако для биологических форм характерно огромное разнообразие, в котором примеры оптимальных конструкций буквально тонут. Рядом с экономными сотами медоносной пчелы другие пчелы и шмели строят самые нелепые соты, что не мешает им существовать и на что критики указывали еще Дарвину. Идея оптимальности организмов детально разрабатывалась в XYII - XYIII веках в рамках "баланса природы" религиозными биологами, но не выдержала критики с позиции разнообразия. Системные феномены имеют общий характер, т.е. во многом независимы от конкретной природы элементов, из которых системы состоят. (Основная ошибка или трудность использования, при ориентировании в мире, системного подхода - неправильное вычленение системы. Что является системой, а что подсистемой в реальном мире, и какой "системообразующий фактор" имеет/имел место очень часто обнаруживается потом, когда уже ничего изменить нельзя - В.Г.).     

  5. Диатропическая познавательная модель. "Будущее блуждает не между планом и рынком, не между государственной и частной собственностью, а между насилием и свободой" (Жак Аттали -1981 г.). Диатропическая познавательная модель видит природу как сад, как ярмарку; эти понятия надо отличать от таких чисто функциональных понятий, как огород и рынок. Хотя каждого цветка сада, каждого участника ярмарки может и не быть (и сад, и ярмарка смогут выполнять свои функции без них), однако каждый элемент множества вносит свой вклад в разнообразие, без него неполное. Моделируя природу ярмаркой, мы видим в природе не инструмент (часы, весы, авторегулятор), а общество... диатропическая модель едва начинает входить в научное понимание мира, однако сама она очень стара, старше чем наука... (Скорее всего - это самая первая модель познания - (В.Г.)). В любой эпохе можно найти черты всех познавательных моделей, но в науке они одновременно не господствуют". Учитывая, что данной цитаты может оказаться недостаточно для понимания идеи диатропического подхода к познанию мира, развиваемой в работе, в дальнейшем будем стремиться связанную с диатропикой терминологию доопределять.    

 Перечисленные  выше модели не могут существовать  в "чистом" виде и естественно  применяются совместно - каждая  решает какую-то свою задачу.

* * *    

 Возвращаясь  к теме нашего разговора отметим,  что в итоге мы имеем общество - форму существования цивилизации, качества которой зависят от очень многих причин, а основные из них могут быть определены как:    

- ограниченность  ресурсов (в основном интеллектуальных) отдельного человека (другой пример ограниченности ресурсов человека - невозможность одновременного нахождения в двух разных местах);    

- глупость и  невежество людей в массе (!?);     

- негуманоидными процессами.  

Воспроизводство качеств человека и всего общества в целом осуществляет, в наибольшей степени, система образования.      

 Очевидно, что:   

- для относительно  безопасного пользования "достижениями  цивилизации" необходимо иметь  в обществе достаточное количество достаточно образованных людей; 

- само общество должно иметь, и обычно имеет, действующую инфраструктуру (сложившееся государство, государственные институты, соответствующие культуру и традиции), в которой эти люди могут "себя проявить".    

Страницы:    ←предыдущая   12345678910   следующая

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон природы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Человек может родиться в любом месте, в любой стране, с любым цветом кожи, любой национальности. И это не зависит от его...
Закон природы iconЗакон сохранения энергии общий закон природы, согласно которому энергия...
Если материальная система подвергается внешним воздействиям, в результате которых она переходит из одного состояния в другое, то...
Закон природы iconТематическое планирование во 2 классе
«явления природы», «сезонные явления», умеет отличать явления природы от природы, распознавать явления природы
Закон природы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закон последствий: что посеешь, то и пожнёшь. Закон причины и следствия основной закон жизни
Закон природы iconУрок математики во 2 классе Учитель 2Б класса моу сош №19 Дубина...
Проверить выполняется ли сочетательный закон сложения. Формировать вычислительный навык, используя сочетательный закон сложения
Закон природы iconЗакон независимости световых лучей. Закон прямолинейного распространения...
Направление светового луча совпадает с направлением распространения света. Или, проще говоря, световой луч можно представить как...
Закон природы iconМ. М. Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность...
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)
Закон природы iconЗакон от 23. 07. 2013 г. №200-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "
Федеральный закон от 23. 07. 2013 г. №200-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14. 3 Кодекса Российской...
Закон природы iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение» 5 класс
Цель: сформулировать у учащихся представление о курсе «природа живая и неживая. 5 класс» как продолжение курса природоведения начальной...
Закон природы iconУрок во 2 классе Тема: «Царства живой природы»
Дом природы; картинки с объектами живой и неживой природы; конверты с представителями царства животных для работы в парах, карточки...
Закон природы iconЗакон демографического развития 25 Закон времени и Закон демографического...
«холодной» войной между лагерем «социализма» и лагерем «капитализма»-«демократии» западного типа
Закон природы iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка,...
Закон природы icon21 ноября 2011 года принят Федеральный закон «О бесплатной юридической...
Федеральный закон, направленный на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищенных...
Закон природы iconЦапенко николай евгениевич кандидат физико-математических наук е-mail: tsap nik53@mail ru
Предлагается закон, представляющий собой релятивистское обобщение второго закона Ньютона и отличающийся требованием к величине силы,...
Закон природы iconФедеральный закон от 02. 05. 2006 N59-фз
Настоящий Федеральный закон (далее Закон) является первым комплексным российским нормативным правовым актом, регулирующим порядок...
Закон природы iconРоссийская федерация федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях
Мы с вами на игре «В мире растений». Сегодня мы ещё раз подумаем, поразмышляем о таком важном вопросе, как охрана природы, о многообразии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск