Скачать 170.39 Kb.
|
ГОУ ЯО Переславль-Залесский специальный (коррекционный) детский дом Экологическое воспитание в системе воспитательной работы специального (коррекционного) детского дома (7 вида). Воспитатель: Лопатина Ольга Васильевна. г. Переславль-Залесский, 2007 год. План. Стр. Введение………………………………………..…………………………..3-4 Глава 1. Значение экологического воспитания для развития и успешной социализации в обществе ребенка с отклонениями в развитии…………...5-10
Глава 2 . Организация экологического воспитания в специальном (коррекционном) детском доме…………………………..…………………11-18
Заключение…………...……………………………………………….19 Литература…………………………………………………………….20 Приложение. Схема работы творческой группы по экологическому воспитанию в специальном (коррекционном) детском доме. Введение. На современном этапе развития общества особое внимание уделяется экологизации содержания образовательного и воспитательного процессов. Это связано с тем, что экологическая ситуация на нашей планете характеризуется как кризисная и сводится к следующим основным моментам:
Следовательно, чтобы выйти из кризиса, необходимы
Международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП ставят вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков и организации в целом экологического образования всех без исключения жителей Земли. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1991 год) и «Об образовании» (1992 год) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования и воспитания населения и в нашей стране. Это подчеркивает актуальность проблемы и обусловливает необходимость экологизации учебно-воспитательной работы и в специальных (коррекционных) учреждениях. Цель нашей исследовательской работы – проанализировать возможность использования экологического воспитания для коррекции отклонений в развитии и успешной социализации в обществе воспитанников специального (коррекционного) детского дома (7 вида). Задачи работы:
Глава 1. Значение экологического воспитания для развития и успешной социализации в обществе ребенка с отклонениями в развитии.
Эффективность деятельности коллектива детского дома определяется уровнем готовности выпускников к самостоятельной жизни. Современные нормативные документы в области образования определяют в качестве главного результата готовность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Это предполагает такую организацию процесса социализации воспитанников, которая обеспечит как их социальную адаптацию (освоение действующих культурных норм и социальных ролей), так и социальную мобильность (способность к быстрой смене социальных и экономических ролей) в быстро меняющемся обществе. Требование социальной адаптации и социальной мобильности определяет необходимость развития:
Фундамент социализации закладывается в детстве. От активности и полноценности участия ребенка в системе социальных отношений, формирования собственной позиции к ним зависит успешность его самореализации, как в проживаемый момент времени, так и в дальнейшем. Для детей, которые воспитываются вне семьи, факторы социализации отличны от факторов для детей, воспитывающихся в семье. Столь значимые агенты социализации ребенка – родители, бабушки, дедушки, родственники отсутствуют или их влияние негативно, и вызывает десоциализацию. Основными агентами становятся сверстники, воспитатели, учителя. В этом окружении происходит социальное самоопределение детей-сирот. Таким образом, эффективность и результативность социализации воспитанников учреждений закрытого типа зависит от продуманности воспитательного процесса в большей степени, чем в других образовательных системах. Даже при хорошо отлаженной воспитательной системе трудности социализации воспитанников имеют место. Они проявляются в различных формах асоциального поведения в момент проживания в детском доме, неумении организовать свою жизнь после выпуска. По результатам наблюдения можно сказать, что для поступающих в детский дом детей и подростков характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом до различных проявлений девиантного, а порой и деликвентного поведения. Зачастую такие дети уже имеют негативный социальный опыт, отличаются от сверстников нравственной неустойчивостью. Это можно объяснить следующими причинами:
Все перечисленные причины определяют особенности социализации воспитанников детского дома. По данным исследования психологов для наших выпускников характерно наличие следующих черт: иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, инфантилизм, замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, отсутствие представлений об организации будущей жизни, семьи, неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру. Результаты комплексного социологического анализа, осуществленного Институтом социологии РАН, показали «свойственную сиротам крайне низкую познавательную установку» и то, что «возможности ребенка-сироты по формированию своих профессиональных планов снижается под действием жесткой распределительной системы». Отмечается также «несформированность позитивного стереотипа семьи» и ряд других особенностей. В таких сложных условиях строится работа педагога детского дома. Не смотря на все возникающие проблемы не нужно забывать, что главным показателем успешности деятельности педагога детского дома является благополучие ребенка в самостоятельной жизни. 2. Роль экологического воспитания в системе работы по преодолению трудностей социализации в обществе воспитанников специального (коррекционного) детского дома. Для повышения качества воспитательного процесса педагог ищет и анализирует возможность использования новых более эффективных методов, форм и направлений работы. Работая много лет в специальном (коррекционном) детском доме, одним из приоритетных направлений я выбрала экологическое воспитание, позволяющее решать практически все перечисленные проблемы социализации воспитанников. Из всех живых существ на земле дети самые ранимые, их легче всего обидеть или обмануть. Всем нашим детям в жизни уже пришлось испытать на себе недетские обиды и быть не по-детски обманутыми. Дети, которые сами постоянно испытывают потребность в ласке и защите, способны щедро и бескорыстно отдать свою доброту всем живым существам. Хочется думать, что благодаря систематической и целенаправленной работе нам, взрослым, удастся помочь детям сохранить эту доброту на всю жизнь, дать им возможность утвердиться в чувстве родства между всеми живыми существами Земли. Под экологическим воспитанием детей специальных (коррекционных) воспитательных и образовательных учреждений следует понимать непрерывный процесс воспитания, обучения, коррекционного развития ребенка, направленного на формирование его экологической культуры, которая будет проявляться в эмоционально-положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды (начиная с бытовой среды), в соблюдении определенных норм поведения, в системе ценностных ориентаций (Т. В. Шевырева). Природа благотворно влияет на души детей. Воспитательное значение ее трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, мягче, добрее. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. К. Д. Ушинский назвал природу «великой воспитательницей». По его словам, «..пробудить в детях живое чувство природы – значит пробудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Психологи отмечают, что взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, осуществляя различные воспитательные функции. Такие как:
Экологическое воспитание призвано способствовать формированию у детей экоцентрического мировоззрения, для которого характерны следующие особенности (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин):
Глава 2 . Организация экологического воспитания в специальном (коррекционном) детском доме.
Основными целями экологического воспитания являются:
Основными условиями достижения целей в рамках специального (коррекционного) воспитания и обучения должна быть непрерывность и коррекционная направленность. Последовательное расширение и углубление знаний, полученных на разных этапах обучения, целостность всех дисциплин, должно быть подчинено одной цели – развитие и коррекция отклонений в развитии через познание окружающего мира.
Понимание природы рождается как эстетическое чувство, так как именно природа является основой красоты, источником поэзии, музыки
Задачей этой формы работы по экологическому воспитанию является обучение детей основам исследовательской работы: умению работать с литературой, классифицировать, обобщать разрозненные сведения, умению формулировать общие положения; представлять результаты своих исследований как в виде оформленного реферативного обзора, так и в виде доклада на конференции.
Детям предлагается средствами живописи, а также с помощью приемов литературного творчества передать свои впечатления от явлений и объектов окружающего мира. Приемы: показ слайдов, демонстрация репродукций 4. Чтение художественной литературы. Знакомство с этнографией – особенностями творчества разных народов, проявляющимися в легендах и сказаниях, оформлении жилищ и одежды, театральных традициях; Знакомство с произведениями русских классиков: А. С. Пушкин, А. Н. Некрасов, Ф. И. Тютчев и другие. 5.Занятие. При проведении занятий по образовательным циклам принят игровой методологический подход, при котором игра понимается как одна из наиболее эффективных форм передачи и усвоения информации. Каждое занятие является комплексным: используется 5-6 видов учебно-воспитательной деятельности. Виды деятельности:
Такое разнообразие деятельности делает занятия привлекательными для детей, а умелое чередование этих видов деятельности позволяет воспитателю постоянно удерживать внимание детей и дает возмояжность детям усвоить большой объем информации. Главное, чтобы при подготовке и проведении занятий воспитатель руководствовался следующими правилами:
(Дж. Корнели). Если занятия будут радостными и добрыми, то у детей сформируется устойчивое положительное отношение к ним, что, в свою очередь, необходимо для формирования доброго отношения к Природе.
7. Театр – его магия завораживает детей. Детская душа требует театра – и в виде посещения театра и в виде самодеятельной постановки любого спектакля. 3.Принципы отбора содержания знаний для детей с отклонениями в развитии. Принципы отбора содержания экологического образования, разработанные для других учебно-воспитательных учреждений, должны быть пересмотрены, конкретизированы и дополнены с учетом особенностей психофизического развития ребенка. Анализ литературы (н. А. Рыжова, И. Д. Зверев, Н. Ф. Глазачев, Т. В. Шпотова и др.) и результаты экспериментальной работы позволяют сформулировать принципы отбора содержания экологического воспитания и образования детей с отклонениями в развитии (воспитательное учреждение 7 вида).
Этот принцип требует при определении содержания образования, в процессе каждодневной деятельности педагогам использовать современные, научно достоверные сведения и факты. Реализация этого принципа предполагает использование специальных методических систем, которые делают доступными для ребенка научно-достоверное тщательно отобранное содержание. Особая роль при этом отводится мастерству и научным знаниям педагога.
Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитанияприменение данного принципа означает воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Реализация данного принципа хорошо прослеживается в программах эколого-валеологического направления. Принцип гуманистичности лежит в основе знаний о разнообразии ценностей природы: нравственной, эстетической, познавательной и т. д.
Данный принцип предполагает, что в результате экологического воспитания и образования у детей с отклонениями в развитии формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время походов, экскурсий, труда в природе.
Экологические знания детей становятся основой формирования мотивации их участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны – это своеобразный результат сформировавшейся у воспитанников мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой – в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок-окружающая среда». Данный принцип реализуется через:
Такой подход позволяетсделать деятельность ребенка осмысленной и необходимой для него самого.
Принцип означает, что в качестве примеров должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Информация должна вызывать у ребенка положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира.
Работу по экологическому воспитанию детей с отклонениями в развитии нужно начинать с ознакомления с объектами ближайшего окружения, так как все глобальные проблемы, остаются для ребенка абстракцией и воспринимаются с трудом. Регионализм проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы прежде всего своего края (Например, озеро Плещеево, ключ Гремяч, Синий камень, Дендрологический сад им. М. Ф. Харитонова и т. д.).
Наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка является результатом усвоения определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности и общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний. Легче усваивается материал, который упорядочен в четкую целостную систему с простым принципом построения. Также важна последовательность усвоения знаний. Систематизация знаний обеспечивает реализацию принципа научности, так как в основу положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и специальные взаимосвязи.
Это принципиальная особенность системы экологического воспитания и образования.
Позволяет построить методики экологического воспитания детей с отклонениями в развитии на основе метода с моделями изучаемых объектов, явлений и процессов, происходящих в природе на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне, что является наиболее соответствующим возможностям данной категории детей. Таким образом, отбор содержания экологического образования детей с отклонениями в развитии должен происходить с учетом данных принципов. Грамотное построение работы по экологическому воспитанию в специальном (коррекционном) детском доме способствует:
А В ЦЕЛОМ – ПОМОЖЕТ РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ. Заключение. Проделанная работа позволяет нам сделать следующие выводы:
Некоторые педагоги города заинтересовались системой экологического воспитания, организованной в нашем детском доме, и уже используют наработанные материалы в своих учреждениях. Наш педагогический коллектив считает, что решать экологические проблемы можно, если всем включиться в природоохранную деятельность, если осуществлять экологическое воспитание детей систематически и целенаправленно. Задача воспитателя – вырастить и воспитать защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами. Посредством решения задач экологического воспитания педагог мягко и ненавязчиво проводит коррекционную работу. На занятиях происходит развитие всех психических процессов, преодолеваются трудности социализации. А интересная и увлекательная работа позволяет стимулировать развитие познавательной активности воспитанников. Литература.
№1, 2005. |
Литература по психологии,классичес Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:... | Литература чувашская литература Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература | ||
“ Литература + литература” Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства | Литература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11... Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики | ||
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ" ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА | "Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература) ... | ||
Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет | ||
Литература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012... | Рабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература.... Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных... | ||
Список бесплатных электронных библиотек Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,... | Родная литература Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова... | ||
Рабочая программа учебного предмета: «Литература» «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,... | Рабочая программа педагога по курсу «Литература» Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование... |