Скачать 166.33 Kb.
|
МинистерсТво природных ресурсов и экологии российской федерации Федеральное агентство по недропользованию (роснедра) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.П. КАРПИНСКОГО» (ФГУП «ВСЕГЕИ») «УТВЕРЖДАЮ» Генеральный директор ФГУП «ВСЕГЕИ» _____________ О.В. Петров «_____»_____________2012 г. М.П. Рабочая программа дисциплины Интрузивный магматизм, вулканизм и метаморфизм в основных тектонических структурах (ОД.А.06 – дисциплина по выбору аспиранта «Интрузивный магматизм, вулканизм и метаморфизм в основных тектонических структурах» по специальности 25.00.04 «Петрология, вулканология» образовательной программы по отрасли 25.00.00 – Науки о Земле) Санкт-Петербург 2012 Рабочая программа по выбору аспиранта «Интрузивный магматизм, вулканизм и метаморфизм в основных тектонических структурах» по специальности 25.00.04 «Петрология, вулканология» образовательной программы подготовлена в соответствии с Приказами Минобрнауки РФ от 11.08.2009 № 294, от 16.11.2009 № 603 и учебным планом ФГУП «ВСЕГЕИ» по основной образовательной программе подготовки аспирантов. Составитель рабочей программы: главный научный сотрудник, доктор геолого-минералогических наук Блюман Борис Александрович. Рабочая программа утверждена на заседании Ученого Совета ФГУП «ВСЕГЕИ». Протокол № 3 от 11 апреля 2012 г. Зав. отделом аспирантуры ____________ Лукьянова Л.И. (подпись) «_13_»__апреля_2012 г. 1. Цели и задачи дисциплины, её место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний по петрологии и вулканологии (о составе, свойствах, структурно-текстурных особенностях и условиях формирования магматических, вулканических и метаморфических горных пород, их структурно-формационной принадлежности, а также о методах их изучения). Задачи дисциплины: - ознакомить аспирантов с современными методами исследования магматических, вулканических и метаморфических горных пород, включая методы обработки полученных результатов и их интерпретации; - сформировать у аспирантов представление о закономерностях образования магматических, вулканических и метаморфических горных пород и их преобразования, закономерностях размещения данных пород в пространстве (структурно-формационный анализ); - подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении петрологических исследований.
Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: - иметь представление: о месте петрологии в системе геологических наук; о процессах образования и эволюции магматических, вулканических и метаморфических пород; о закономерностях размещения магматических, вулканических и метаморфических пород и руд в пространстве в зависимости от их структурно-формационной принадлежности; об основах теории магмо- и метагенеза; о генетических проблемах породообразования; - знать: методы изучения магматических, вулканических и метаморфических горных пород; основные классификационные признаки магматических, вулканических и метаморфических пород и руд; основы фациального и формационного анализа; - уметь: определять магматические, вулканические и метаморфические горные породы, их состав и структурно-текстурные особенности, давать название; описывать шлифы магматических, вулканических и метаморфических пород (петрографический анализ); владеть навыками фациального и формационного анализа и определять условия образования и преобразования пород; наносить информацию на геологические карты; анализировать и интерпретировать полученную информацию; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии.
Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по общей геологии, минералогии, петрографии, минерагении в объеме программы высшего профессионального образования.
Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 25.00.04 – Петрология, вулканология. 2. Содержание дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах) Форма обучения (вид отчетности) 1 год аспирантуры; вид отчетности – зачет.
Типовые тектонические структуры Тема 1. Понятие типовых тектонических структур. Петрология и вулканология типовых тектонических структур континентов и океанов. Понятие типовых тектонических структур. 1. Континенты, зоны перехода континент-океан и океаны: глобальный сравнительный анализ петрологии и вулканологии (состав и строение коры), специфика петрологии и вулканологии; состав и строение коры и роль петрологических и вулканических процессов в ее формировании. 2. Континенты. Глобальные тектонические структуры континентов: щиты платформы (древние и молодые); подвижные области (байкалиды, каледониды, герциниды, мезозоиды), окраинные вулканические пояса; зоны мезозойской тектономагматической активизации и кайнозойского рифтогенеза; сравнительный анализ состава и строения коры и роль петрологических (магматизм, метаморфизм, вулканизм) процессов в их образовании и преобразовании. 3. Зоны перехода континент-океан: пассивные и активные окраины континентов – сравнительный анализ состав и строение земной коры и краткая характеристика, сравнительная история развития пассивных окраин Атлантического и Северного Ледовитого океана. 4. Океаны (Мировой океан): Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый; сравнительный анализ строения; типовые структуры (срединно-океанические хребты, пассивные и активные окраины, окраинно- и внутриокеанические поднятия плато, симаунты, гайоты). Тема 2. Петрология и вулканология типовых тектонических структур континентов, их окраин и Мирового океана.
1.1.1. Гранулит-гнейсовые (метаморфизм, фации). 1.1.2. Гнейсо-амфиболитовые (метаморфизм, фации). 1.1.3. Гранит-зеленокаменные (вулканизм, магматизм, метаморфизм). 1.2. Метаморфизм и ультраметаморфизм (природа, фации, гранитные серии). 1.2.1. Гранитообразование и мигматит-гнейсовые купола и сопряженная метаморфическая зональность (гранитизация, диапировые купола, метаморфическая зональность). 1.3. Базальт-коматиитовый вулканизм и формирование овоидных структур. 1.4. Протоплатформенные комплексы палеоплатформ.
Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:
Конспектирование и реферирование фондовой и опубликованной научно-исследовательской и научно-методической литературы по тематическим блокам. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение аспирантов: Типовые тектонические структуры. Тема 1. Понятие типовых тектонических структур. Петрология и вулканология типовых тектонических структур континентов и океанов. Тема 2. Петрология и вулканология типовых тектонических структур континентов, их окраин и Мирового океана. 3.3.1. Поддержка самостоятельной работы: Список литературы и источников для обязательного прочтения: Акинин В.В. PETRODAT-пакет прикладных программ для петролого-геохимических баз данных/ В.В. Акинин// Применение персональных ЭВМ в геологических исследованиях. - Магадан,2001. Базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из внутренней сети ФГУП «ВСЕГЕИ»: Сайт Всероссийской Геологической Библиотеки (ВГБ) с доступом к электронному каталогу и базам данных - http://geoinfo.vsegei.ru:86/, Science - http://www.sciencemag.org/, Nature - http://www.nature.com/nature/index.html, Taylor&Francis (компания Metapress) - http://www.tandfonline.com/ 3.3.2. Тематика рефератов – не предусмотрены.
Программы пакета Microsoft Office; CorelDRAW, Surfer, ArcGIS
не предусмотрены.
Учебный кабинет (№262), в котором проводятся лекции и семинары. Локальная компьютерная сеть (ЛКС), которая представляет собой организационно-технологический комплекс, объединяющий компьютеры сотрудников Института в единую корпоративную сеть с целью обмена цифровой информацией внутри Института. Специализированный информационно-компьютерный центр по региональной геологии. Общие технические характеристики сети: пропускная способность – 100 Мб/с, пропускная способность магистрали – 1024 Мб/с, пропускная способность канала связи м Internet – 1024 Кб/с, протокол сети – TCP/IP , общее количество компьютеров и активного оборудования в сети – 455. Многоцелевая лабораторно-аналитическая служба, позволяющая вести комплексные исследования состава горных пород, руд, минералов, донных отложений, почв, растений, питьевых, природных и сточных вод на элементном и изотопном уровнях. Созданы два подразделения: Центральная лаборатория (ЦЛ) в состав которой входят химико-аналитическая, спектральная, рентгеноспектральная лаборатории, лаборатория минералогических методов анализа, шлифовальная мастерская, цех пробоподготовки и группа рентгенофазовых палеомагнитных исследований. Центр изотопных исследований (ЦИИ), включающий в себя: сектор масс-спектрометрического анализа, химический сектор пробоподготовки, сектор изучения вещества, информационно-методический сектор, сектор технического обеспечения, учебная база. Для осуществления исследований Центр укомплектован инструментами: термоионизационный 9-коллекторный масс-спектрометр «Trion», 3-коллекторные масс-спектрометры для анализа стабильных изотопов (Н, 3-коллекторные масс-спектрометры для анализа стабильных изотопов (H, C, N, O, S) «Delta Plus XL» и «Delta Plus» с газовым хроматографом (ThermoFinnigan , Германия), 9-коллекторный масс-спектрометр высокого разрешения с ионизацией в индуктивно-связанной плазме ‘Element2’ «Neptune» (ThermoFinnigan, Германия) с системой эксимерной лазерной абляции DUV 193 (Lambda Physic,США), 1-коллекторный масс-спектрометр высокого разрешения с ионизацией в индуктивно-связанной плазме «Element2» (ThermoFinnigan, Германия), масс-спектрометр для анализа благородных газов «5400» (Micromass, Англия), 5-коллекторный масс-спектрометр высокого разрешения с возбуждением вторичных ионов «SHRIMP-II» (ASI, Австралия), высокочувствителный сцинциляционный счетчик альфа-и бета-частиц Quantulus СТ-1220 (Wallas, Финляндия). Имеются также ультрачистые химические модули (36 и 24 кв.м., Terra Universal, США) – класс 100 в помещениях и класс 10 на рабочих местах, высококлассные оптические микроскопы AxioLad (Carl Zeiss) и Meiji (Япония), цифровой сканирующий электронный микроскоп «CamScan МХ25OOS» (Oxford Instruments, Англия) с катодолюминесцентной приставкой и системой энергодисперсионного анализа, а также набор микротомов для получения тонких срезов единичных зерен минералов. Центр дистанционных исследований, обеспечивающий полный технологический цикл применения данных дистанционного зондирования Земли – от получения космической информации до внедрения разработанных ГИС-технологий обработки и комплексной интерпретации снимков в научные и производственные предприятия МПР России. Авторизованный учебно - консультационный и методический центр по геоинформационным технологиям, обеспечивающей подготовку специалистов высшей квалификации в области геоинформационных систем и технологий на международном и отраслевом уровнях.
Ананьев В.П. Основы геологии, минералогии и петрографии: [Учеб. для вузов]/ В.П. Ананьев, А.Д. Потапов. - М.: Высш. шк., 1999. Геодинамика и петрология литосферы и верхней мантии: (к 70-летию со дня рождения акад. Н.Л.Добрецова):[сб.ст.]/ отв. ред. В.А. Верниковский. - Новосибирск: Акад. изд-во "Гео", 2006. Негруца Т.Ф. Литогенетический принцип изучения докембрия: учеб. пособие по дисциплине "Петрография и литология" для направления 553200 "Геология и разведка полезных ископаемых". Ч.1. Методика полевых исследований/ Т.Ф. Негруца, В.З. Принципы расчленения и картирования гранитоидных интрузий и выделения петролого-металлогенических вариантов гранитоидных серий/ Г.Л. Добрецов, Ю.Б. Марин, С.М. Бескин, С.А. Лесков; [науч. ред. Ю.Б.Марин]; - СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2007. Петрографический кодекс России: магмат., метаморф., метасомат., импакт. образования: утв. МПК 10 янв.2008 г./ Межвед.петрогр.ком.; [сост.: В.В.Жданов и др.; редкол.: О.А. Богатиков, О.В.Петров, А.Ф.Морозов (гл. ред.), Л.Н.Шарпенок (отв. ред.) и др.]. - Изд.3-е, испр. и доп. - СПб: Изд-во ВСЕГЕИ, 2009. Петрография и петрология магматических, метаморфических и метасоматических горных пород: Учеб./ М.А. Афанасьева, Н.Ю. Бардина, О.А. Богатиков [и др.]; Под ред. В.С.Попова, О.А. Богатикова; Федер. целевая прогр. "Гос.целевая поддержка интеграции высш. образования и фундам. науки на 1997-2000 гг." - М.: Логос, 2001. Петрография. Петрографическое описание горных пород: Метод. указ./ [Сост.: М.А.Иванов, В.И.Алексеев]; Гос. ком. РФ по высш. образованию, СПб, горн. ин-т им. Г.В. Плеханова. - СПб: С.-Петерб. горн. ин-т, 1995. Петрология литосферы и происхождение алмаза: (к 100-летию со дня рождения акад. Владимира Степановича Соболева): [сб.ст.]/ [отв. ред. Н.В.Соболев]. - Новосибирск: Акад. изд-во "Гео", 2009. Современные проблемы формационного анализа, петрология и рудоносность магматических образований: Тез. докл. Всерос. совещ., посвященного 100-летию со дня рождения акад. Ю.А. Кузнецова, Новосибирск, Академгородок,16-19 апр.2003 г./ [Гл. ред. Г.В.Поляков]. - Новосибирск: Изд-во СО РАН. Фил. "Гео", 2003. Дополнительная Геология и петрология свекофеннид Приладожья/ Ш.К. Балтыбаев, В.А. Глебовицкий, И.В. Козырева [и др.]; под ред.В.А. Глебовицкого; Ин-т геологии и геохронологии докембрия РАН, ВСЕГЕИ. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Антонов А.Ю. Геохимия и петрология мезо-кайнозойских магматических образований и мантийный диапиризм / А.Ю. Антонов; отв. ред. Г.Б. Ферштатер; РАН, СО Ин-т геохимии им. А.П. Виноградова. - Новосибирск: Акад. изд-во "ГЕО", 2008. Петрология и минералогия севера Урала и Тимана: [сб.ст.] / отв. ред.: Л.В. Махлаев, А.Ф.Хазов. - Сыктывкар: Коми науч.центр УрО РАН, 2008. Чайковский И.И. Петрология и минералогия интрузивных алмазоносных пирокластитов Вишерского Урала/ И.И. Чайковский. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. Чайковский И.И. Петрология и минералогия Пермяковской диатремы на Среднем Урале / И.И. Чайковский, Л.П. Нельзин, С.В. Савченко. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003. Дополнения и изменения в рабочей программе за __________/__________ учебный год В рабочую программу курса ОД.А.03 «Петрология, вулканология», цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли 25.00.00 – Науки о Земле, специальность 25.00.04 – Петрология, вулканология, вносятся следующие дополнения и изменения: |
Тема: Команда ветвления ... | Выполнила Тюгаева Е. В., Екатеринбург Конспект урока «Алгоритмы с ветвлениями» в 3 классе ... | ||
Рабочая программа дисциплины Вулканизм современных океанов ... | Конспект урока русского языка 4 класс Тема: «Упражнение в написании... ... | ||
Конспект урока на тему "Алгоритм. Свойства алгоритмов. Виды алгоритмов... ... | Конспект можно составлять в сокращенной форме, делая лишь ссылки... ... | ||
Практика и теория использования детектора лжи В настоящее время опрос с использованием полиграфа официально используют во многих силовых структурах. Проверка на детекторе лжи... | Рабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы ... | ||
Рабочая программа дисциплины «Возведение высотных и большепролетных зданий и сооружений» Дисциплина имеет целью изложение основных положений определения состава рабочих операций и строительных процессов, определения их... | Рабочая программа учебной дисциплины Целью изучения дисциплины является усвоение студентами основ правового регулирования международных отношений, основных концепций... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основных... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основных образовательных программ специальности 030301 «Психология»,... | Рефератов по дисциплине «Геофизика» Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Целями освоения дисциплины являются формирования у студента системы знаний об основных | Рабочая программа математика наименование дисциплины по учебному... В результате усвоения курса у студента должно сложиться целостное представление об основных этапах становления современной математики... | ||
Рефератов по дисциплине «Физика Земли» Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности | Задачам на дискретных структурах. Математика нужна не как метод расчета,... Общество 21в. – общество информационное. Центр тяжести в решении задач переместился от задач вычислительной математики к задачам... |