Скачать 89.52 Kb.
|
З а н я т и е № (лекционно-практическое) Тема: Команда ветвления. Повторение Вспомним основные определения из темы "Алгоритмы". ( Совет для самостоятельно изучающего конспект: на листочке для самоконтроля кратко выпиши ответы на следующие вопросы). Ответьте на вопросы: 1. Из чего состоят алгоритмы? 2. Что такое команда ? 3. Какие команды называются простыми? 4. Приведите примеры простых команд. 5. Алгоритмы, состоящие из простых команд, называются . . . ( Проверь себя - смотри конец конспекта). Типы алгоритмов Все команды в алгоритмах делятся на две группы: простые и основные. К о м а н д ы Простые Составные Команда Команда ветвления цикла Типы: Линейные Разветвляющиеся Циклические К о м б и н и ро в а н н ы е Составные - это команды, для выполнения которых требуется проверка условия. Условие - это выражение, которое либо соблюдается (ответ на проверку условия "да"), либо не соблюдается (ответ "нет"). Каким символом на схеме алгоритма обозначается условие? (Ромбиком.) Примеры условий: 1. Дождь идет? Взглянув за окно, вы получите четкий ответ: либо"да", либо"нет". да нет 2. Температура на улице ниже 15 мороза? На языке математики: t < - 15 да нет При t = -18 проверяем это условие: -18 <-15? Да Т.о., исполнитель алгоритма попадает на путь "да". При t = - 5 проверяем: -5 <-15? Нет. Значит, попадаем на путь "нет". Несмотря на кажущееся многообразие составных команд алгоритмов, среди них четко выделяется два вида: команда ветвления (к.в.) и команда цикла. Алгоритмы, построенные на основе команды ветвления, называются разветвляющимися. Алгоритмы, построенные на основе команды цикла, называются циклическими. Т.о., выделяется три типа алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические. Алгоритмы, в которых используются различные составные команды, называются комбинированными. Команда ветвления Команда ветвления - это составная команда, в которой делается выбор: выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд (серию) в зависимости от условия. Если условие соблюдается ("да"), то выполняется серия 1; если условие не соблюдается ("нет"), то выполняется серия 2. На схеме это выглядит следующим образом: а). Полная форма б). Если по веточке "нет" ничего делать не надо (серия 2- "пустая") , то тогда схема к.в. имеет следующую форму: Сокращенная форма серия нет Да нет да серия или Пример 1.(полная форма) Одень шубу Одень валенки Одень куртку Одень ботинки Серия 1 и Серия 2 никогда одновременно не выполняются! Иначе - представьте, что получится? Пример 2. (сокращенная форма) Взять зонт С о с т а в л е н и е разветвляющихся а л г о р и т м о в Задача 1. Составить алгоритм нахождения наибольшей из двух величин а и b. I. Постановка задачи. Из формулировки задачи очевидно, что в алгоритме будут участвовать величины a и b в качестве аргументов(исходных данных). Любой алгоритм должен приводить к получению результата. В качестве результата - наибольшей из величины из a и b,заводим третью величину, имя которой выбираем сами: например, max. Составим таблицу переменных величин, участвующих в задаче:
Сколько возможных исходов в задаче? Два: либо a наибольшая (при а >b ), либо b наибольшая (при b> а ). Два возможных исхода из ситуации в алгоритмах делается с помощью команды ветвления. II. Алгоритм. да нет max:=a max:=b Если a>b,("да"), то а является наибольшей и значение величины а присваивается величине max, играющей роль результата: max := a Если же условие не соблюдается, т.е. "нет", что a>b, то это означает, что b>=a . Значит сейчас, на пути "нет", наибольшей является величина b. То есть надо выполнить команду: max := b Задание. Исполнить алгоритм для а). a = 4; b = 1 б). a = -5; b = -2 Исполнение алгоритма:
Задача 2. Составить алгоритм вычисления функции при x >= 0 y = x при x < 0 I. Постановка задачи.
II. Алгоритм. y:= y:= x да нет Исполнить алгоритм для : а). х = 9; б). х = -2 Исполнение:
Задача 3. Составить алгоритм решения квадратного уравнения a x + b x + c =0 (a 0) I. Постановка. Из математики известно, что решение квадратного уравнения зависит от знака дискриминанта D. Если D<0, то решение не существует; в противном случае (т. е. при D>=0) существуют два корня x и x. Значит, кроме величин a,b,c из формулировки задачи, в алгоритме понадобятся еще величины D, x, x, T ( для текстового сообщения о существовании решения. Обратите внимание: величина x в алгоритме с точки зрения информатики не имеет смысла. Составляем таблицу величин.
II. Алгоритм. D:= b- 4ac x:= T:= "решение существует" x:= T:= "решение не существует" да нет Домашнее задание: 1. Разобрать конспект. 2. Исполнить алгоритм задачи 3 для: а). а = 1; b = 1; c = -2; б). а = 2; b = 1; c = 3; 3. Придумать примеры команд ветвления а). в полной форме; б). в сокращенной форме. 4. Решить задачу: Задача 4. Составить алгоритм, который удваивает величину х, если она меньше1, а в противном случае уменьшает ее в два раза. Исполнить для: а). х = 0,5; б). х = 4. 5. Ответить на контрольные вопросы:
Ответы на вопросы в начале конспекта
|
Тема: алгоритмическая структура ветвления на языке Паскаль Здравствуйте! Какая тема сегодняшнего урока? (алгоритмическая структура ветвления на языке Паскаль) Мы изучали уже это? (да) Как... | Кпд. Роль тепловых двигателей в развитие техники (8 класс) Учащиеся делятся на три команды: Команда «Экологи». Команда «Медики». Команда «Конструкторы» | ||
Урок-соревнование по математике в 8-м За каждый верный ответ команда получает по 0 Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла. Если команда не может ответить... | Урок соревнование «Листая страницы истории края…» В соревновании участвуют 4 команды: 1 команда «Следопыт», 2 команда «Краевед», 3 команда «Эрудит». Каждой команде нужно преодолеть... | ||
Квн «Школьные годы чудесные» Пускай начнётся квн прямо здесь и сейчас Недавно у нас в школе впервые прошел квн под названием «Школьные годы чудесные», в котором участвовали три команды: «Предки» команда... | Тема урока: Оператор ветвления Класс: 10а Цели Муниципального автономного учреждения дошкольного образования Ильинский детский сад «Ёлочка» общеразвивающего вида | ||
Конспект урока по информатике тема: «Основы алгоритмизации» (в системе... Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эти вопросы нам помогут две команды: «Команда утверждения» (КУ) и «Команда отрицания» (КО) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формируется две команды по четыре человека (спикера) – «Команда утверждения» (КУ) и «Команда отрицания» (КО) | Тема урока: «Суффикс» Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Соревнование. Класс делится на команды. (Команда «юные пешеходы» и команда «юные велосипедисты».) Выбор капитанов | Тема урока: Оператор ветвления: Сложные условия Класс: 10а Цели Базовый учебник: Семакин И. Г информатика: учебник для 9 класса, Москва Бином Лаборатория знаний,2005 | ||
Урок игра «Крестики-нолики» в 8-м классе по теме: «Чистые вещества... Осы на игровом поле. В случае правильного ответа в клеточку вписывается буква команды. Если команда не отвечает, то вопрос переадресовывается... | Конспект урока по информатике Ерофеева Анна Владимировна Тема урока:... Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Устные ответы 1,3,5 этапов оцениваются по 1баллу за верный ответ. За каждое правильное слово кроссворда команда получает по 1 баллу.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Игра – викторина по сценарию телевизионной игры «Счастливый случай», участвуют две команды. Ведущим является учитель. За каждый правильный... |