Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 364.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации23.04.2014
Размер364.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3

Учителя МОУ Кузнечихинской СОШ Поликарпова Э. А. и Кесарева Т. Н.

Нужны ли генетически модифицированные продукты?
Урок в форме дебатов.
Подготовка к уроку.

Формируется две команды по четыре человека (спикера) – «Команда утверждения» (КУ) и «Команда отрицания» (КО).

Класс готовиться к уроку в течение трех недель.
Регламент урока:

Первый, второй, третий спикеры по семь минут. Четвертый спикер – шесть минут. Раунд вопросов – по две минуты каждой команде. Работа с классом – четыре минуты. Выводы по уроку.
Ход урока.
Председатель (учитель): сегодня наш урок пройдет в форме дебатов. Тема урока - «Нужны ли генетически модифицированные продукты» (ГМП)? – интересна и актуальна. В курсе биологии, в разделе биотехнология, мы познакомились с одной из современных тем - генная инженерия. Методами генной инженерии – манипулированием непосредственно на уровне генетического материала – осуществлены важнейшие достижения в биологии и медицине.

Мы обсудим возможность использования генной инженерии в решении одной из глобальных проблем человечества – обеспечение пищей растущего населения планеты. Не опасно ли для здоровья людей и состояния окружающей среды значительное увеличение производства ГМП питание методами генной инженерии?

Ответить на эти вопросы нам помогут две команды: «Команда утверждения» (КУ) и «Команда отрицания» (КО). КУ будет проводить доказательства того, что ГМП перспективны, безвредны для человечества и окружающей среды, а КО будет стараться доказать обратное, то есть что ГМП представляют опасность для человека и биосферы в целом.

Тайм-спикер будет следить за соблюдением регламента, Вы можете задать командам вопросы и выступать в поддержку той или иной команды.

В конце урока вам предстоит назвать команду, которая была более убедительна. Решать будем голосованием. Чтобы голосование было объективным, по ходу урока вы должны вести конспект. Для этого разделите страничку тетради на две части. В первой колонке записывайте тезисы и основные положения КУ, а во второй КО.

Обратите внимание на основные понятия, которыми мы будем пользоваться в течение всей игры: генотип – совокупность всех генов в организме.

Трансгенные, или генетически модифицированные организмы – организмы с откорректированным генетическим кодом.

ГМП – продукты переработки трансгенных огранизмов.
Первый спикер КУ:

Уважаемые ________________________

Я расскажу об основных методах генной инженерии. Как бы человечество не ушло по пути прогресса, наш XX век навсегда останется в его памяти. Люди всегда будут помнить, что этот бег был отмечен тремя важнейшими достижениями: научились использовать энергию атома, вышли в космос и стали направленно изменять наследственность. Прогрессом XX века является наука биотехнологии. Биотехнология – это производственное использование биологических агентов (микроорганизмов, растительные клетки, животные клетки, части клеток: клеточные мембраны, ребосомы, митохондрии и хлоропласты) для получения ценных продуктов и осуществления целевых превращений. Сегодня коснемся только одного раздела биотехнологии – генная инженерия.

Генная инженерия - это раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов с помощью генетических и биохимических методов.

Генная инженерия позволяет изменить строение генов или внести в организм чужеродные гены с заданными функциями. При этом в организм переносится только один ген, а остальной генотип остается неизменным; кроме того, мы можем придать организму признаки, которые нельзя перенести путем скрещивания с близкородственными видами. А это как раз то, о чем всегда мечтали традиционные селекционеры! Занятие это довольно дорогостоящее и трудоемкое.

С помощью методов генной инженерии появилась возможность создать организмы с новыми свойствами. Например, неприхотливые и дешевые в содержании, чрезвычайно быстро размножающиеся бактерии могут синтезировать нужный белок со встроенного в их генотип чужого гена. Так, с использованием генетически модифицированных (рекомбинатных или трансгенных) бактерий, дешево, быстро и в больших количествах получают интерферон, инсулин, некоторые другие лекарственные препараты. ГМ-растения могут вырабатывать лекарственные вещества.

Большенство генных модифицированных сортов растений направлено на развитие устойчивости к сельскохозяйственным вредителям или вирусам, выживание при обработке полей гербицидами, улучшение вкусовых и технических свойств.

Используя методы генной инженерии, ученые выделяют ген какого-нибудь организма и «встраивают» его в ДНК других растений или животных для полученияорганизмов с новыми свойствами. Такие организмы называются генетически модифицированными или трансгенными. Продукты, содержащие ГМО, получили название ГМ-Продуктов (трансгенных продуктов).

Какие методы существуют для создания трансгенных продуктов?

Метод 1:





Существует бактерия Agrobacterium tumefaciens (Лат.- полевая бактерия, вызывающая опухоли), которая обладает способностью встраивать участки своей ДНК в растения, после чего пораженные клетки растения начинают очень быстро делиться и образуется опухоль. Сначала ученые получили штамм этой бактерии, не вызывающий опухолей, но не лишенный возможности вносить свою ДНК в клетку. В дальнейшем нужный ген сначала клонировали в Agrobacterium tumefaciens и затем заражали уже этой бактерией растение. После чего инфицированые клетки растения приобретали нужные свойства, а вырастить целое растение из одной его клетки сейчас не проблема.
Метод 2:

Клетки, предварительно обработанные специальными реагентами, разрушающими толстую клеточную оболочку, помещают в раствор, содержащий: ДНК и вещества, способствующие ее проникновению в клетку. После чего как и в первом случае выращивали из одной клетки целое растение.
Метод 3:

Существует метод бомбардировки растительных клеток специальными, очень маленькими вольфрамовыми пулями, содержащими ДНК. С некоторой вероятностью такая пуля может правильно передать генетический материал клетке и так растение получает новые свойства. А сама пуля ввиду ее микроскопических размеров не мешает нормальному развитию клетки.

Итак, задача, которую надо решить при создании трансгенного растения - организма с такими генами, которые ему от природы "не положены", - это выделить нужный ген из чужой ДНК и встроить его в молекулу ДНК данного растения. Процесс этот весьма сложен.
Более четверти века назад были открыты ферменты рестриктазы, разделяющие длинную молекулу ДНК на отдельные участки - гены, причем эти кусочки приобретают "липкие" концы, позволяющие им встраиваться в разрезанную такими же рестриктазами чужую ДНК.

Самый распространенный способ внедрения чужих генов в наследственный аппарат растений - с помощью болезнетворной для растений бактерии Agrobacterium tumefaciens (в буквальном переводе с латыни - полевая бактерия, вызывающая опухоли). Эта бактерия умеет встраивать в хромосомы заражаемого растения часть своей ДНК, которая заставляет растение усилить производство гормонов, и в результате некоторые клетки бурно делятся, возникает опухоль. В опухоли бактерия находит для себя отличную питательную среду и размножается. Для генной инженерии специально выведен штамм агробактерии, лишенный способности вызывать опухоли, но сохранивший возможность вносить свою ДНК в растительную клетку.

Нужный ген "вклеивают" с помощью рестриктаз в кольцевую молекулу ДНК бактерии, так называемую плазмиду. Эта же плазмида несет ген устойчивости к антибиотику. Лишь очень небольшая доля таких операций оказывается успешной. Те бактериальные клетки, которые примут в свой генетический аппарат "прооперированные" плазмиды, получат кроме нового полезного гена устойчивость к антибиотику. Их легко будет выявить, полив культуру бактерий антибиотиком, - все прочие клетки погибнут, а удачно получившие нужную плазмиду размножатся. Теперь этими бактериями заражают клетки, взятые, например, из листа растения. Опять приходится провести отбор на устойчивость к антибиотику: выживут лишь те клетки, которые приобрели эту устойчивость от плазмид агробактерии, а значит, получили и нужный нам ген. Дальнейшее - дело техники. Ботаники уже давно умеют вырастить целое растение из практически любой его клетки (см. "Наука и жизнь" № 3, 1986 г.).
Однако этот метод "работает" не на всех растениях: агробактерия, например, не заражает такие важные пищевые растения, как рис, пшеница, кукуруза. Поэтому разработаны и другие способы. Например, можно ферментами растворить толстую клеточную оболочку растительной клетки, мешающую прямому проникновению чужой ДНК, и поместить такие очищенные клетки в раствор, содержащий ДНК и какое-либо химическое вещество, способствующее ее проникновению в клетку (чаще всего применяется полиэтиленгликоль). Иногда в мембране клеток проделывают микроотверстия короткими импульсами высокого напряжения, а через отверстия в клетку могут пройти отрезки ДНК. Иногда применяют даже впрыскивание ДНК в клетку микрошприцем под контролем микроскопа.

Существуют много других способов переноса в клетку чужеродной ДНК.

Наш кейс содержит три аспекта:

Социально-экономический

Медицинский

Экологический.
Первый спикер КО:

Уважаемые ________________________

Выслушав первого спикера команды утверждения можно прийти к выводу, что биологи взяли на себя функцию богов - создавать совершенно новые, доселе неизвестные организмы, которые не могут возникнуть в природе.

Некоторые учёные предлагают рассматривать "трансгенизацию" как
ускоренную селекцию. Однако с помощью селекции можно получать гибриды только
родственных организмов, т.е. скрещивать картофель разных: сортов можно,
а получать, например, гибриды картофеля с яблоком или помидора с рыбой
нельзя. В природе, за редким исключением, не происходит скрещивания между
разными видами, и тем более, классами растений или животных. Если всё-таки

такое скрещивание произошло, то потомство становится бесплодным, как,

например, мул (или лошак) от скрещивания лошади с ослом. Бесплодными явля­ются и большинство трансгенных организмов. Хороший пример – генетически измененная бесплодная пшеница, производимая американской компанией «Монсанто»
зёрна новой пшеницы после первого урожая уже не прорастают, что заставляет

потребителей вновь обращаться к услугам компании.

Усилиями генетиков созданы, по меньшей мере, странные организмы. Например,
томаты получили ген морозоустойчивости от арктической камбалы, картофель

получил ген бактерии, чей яд смертелен для колорадского жука, рис получил

ген человека, отвечающий за состав женского молока, который делает злак более питательным.

Мы все являемся участниками одного большого эксперимента. Но его вряд ли можно считать научным, ведь никто всерьёз не занимался изучением влияния ГМО на организм человек. Исследования на людях-добровольцах не входят в обязательную процедуру доказательств безопасности ГМО. И даже если такие эксперименты проводятся некоторыми исследователями, то они являются краткосрочными и их результаты недоступны для общественности. Влияние генномодифицированных продуктов на человека станет явным лет через 50 - когда сменится как минимум одно поколение людей, вскормленное трансгенной соей.

При получении ГМО в лаборатории невозможно заранее предвидеть в какой
именно, участок генома встроится новый ген и сколько его копий окажется в
организме получателе. Никто не смог доказать, что одни и те же копии одного и того же гена работают одинаково. Из-за сбоя в метаболизме ГМО может синтезировать непредсказуемые токсичные для человека вещества. Уже существуют убедительные доказательства нарушения стабильности генома растения при встраивании в него чужеродного гена. Всё это может послужить причиной изменения химического состава ГМО и возникновения у него неожиданных, в том числе токсических свойств. Негативное воздействие на здоровье человека может также проявиться в связи с наличием во встраиваемом фрагменте ДНК "Технологического мусора", включающего в том числе вирусные промоторы и бактериальные терминаторы. А результат - различные нарушения здоровья в результате появления в ГМО новых, незапланированных белков или токсичных для человека продуктов метаболизма.

При получении ГМО до сих пор используются маркерные гены устойчивости к антибиотикам, которые могут перейти в микрофлору кишечника, что было показано в соответствующих экспериментах. А это , в свою очередь, может привести к медицинским проблемам невозможности вылечивать многие заболевание при появлении устойчивости патогенной микрофлоры человека к антибиотикам, В ЕС с декабря 2004г. запрещена продажа ГМО с использованием генов устойчивости к антибиотикам. Всемирная организация здравоохранения В0З рекомендует производителям воздержаться от использования этих генов, однако корпорации от них полностью не отказались. Риск таких ГМО как отмечается в оксфордском большом энциклопедическом справочнике достаточно велик и приходится признать, что генная инженерия не настолько безобидна, как это может показаться на первый взгляд.

Большинство известных трансгенных растений не погибают при массовом использовании сельскохозяйственных химикатов и могут их аккумулировать. Есть данные о том, что сахарная свёкла, устойчивая к гербициду глифосат, накапливает его токсичные метаболиты. А следовательно возможно нарушение здоровья, связанное с накоплением в организме человека гербицидов.

При всей их привлекательности, использование ГМО ведёт к сокращению поступления в организм необходимых веществ. В основе современных исследо­ваний на безопасность ГМО лежит концепция "существенном эквивалентности", согласно которой ГМО-продукты так же безопасны, как и их традиционные аналоги, и, следовательно, в обязательном порядке проводится только компо­зиционное сравнение между ГМ-продуктом и его аналогом. Однако до сих пор, по мнению независимых специалистов, нельзя точно сказать, например, явля­ется ли состав обычных соевых бобов и гм-аналогов эквивалентным или нет. При сравнении различных опубликованных научных данных выясняется, что некоторые показатели, в частности, содержание фитоэстрогенов, в значительной степени разнятся.

При ныне существующих методах получения ГМО возможны отдалённые канцерогенный и мутагенный эффекты. Каждая вставка чужеродного гена в организм - это мутация. Она может вызвать в геноме нежелательные последствие и к чему это приведёт - никто не знает и знать на сегодняшний день не может, при изменениях, вносимых чуждым геном в эволюционно отлаженный геном не предполагать вероятность возникновения токсичных, аллергенных, канцерогенных и мутагенных продуктов невозможно, поэтому независимые специалисты не исключают проявления негативных эффектов, связанных с такими веществами, у употреблявшего ГМО человека в будущем.

Мнения о том, что ГМО не безвредны, придерживаются многие специалисты
Международного общества "Врачи и ученые за ответственное применение науки и технологии". В 1998г они приняли Декларацию, в которой говорится о необходимости объявить всемирный мораторий на выпуск в окружающую среду ГМО и продуктов питания из них до тех пор, пока не будет накоплено достаточно знаний, чтобы определить, оправдала ли эксплуатация этой технологии и насколько она безвредна для здоровья и окружающей среды. По состоянию на июль 2005г. под документом поставили свои подлиси 800 ученых из

82 стан мира. В марте 2005 г Декларация была широко распространена в виде открытого письма с призывом к мировым правительствам остановить использо­вание ГМО, так как они "несут угрозу и не способствуют экологически устойчивому использованию ресурсов".

Таким образом, напрашиваются выводы:

- генетическая технология ещё несовершенна и процесс встраивания нового гена недостаточно точен, т.е, невозможно с достоверностью предвидеть его местоположение в геноме клетки хозяина;

все испытан я ГМП были краткосрочными - негативное влияние модифицированных продуктов может проявляться через длительное время или отражаться на потомстве;

- неизвестно, как "новые растения" повлияют на экологический баланс в мире,
например, при перекрёстном опылении сорняки могут получить от генетически
модифицированных организмов ген устойчивости к вредителям и пестицидам, тогда размножение сорняков будет неконтролируемым. Саморегуляция в экосистеме нарушится могут появиться более патогенные вирусы и штаммы микроорганизмов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск