Скачать 294.15 Kb.
|
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ Чихладзе Николай Важаевич д.э.н., профессор кафедры экономики и предпринимательства Кутаисский Государственный технический университет, Кутаиси, Грузия REGIONAL ISSUES OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS THESIS Socio-economic reforms carried out in Georgia are primarily administration reforms. The key segment of economy of Georgia is economy on the level of regions, harmoniously matching territorial and sector aspects. It is evident that tasks and objectives of investment policy of each region of Georgia have their own specifics, identified by co-relation of both external and internal factors. Contents of this work (on the case of Imereti Region of Georgia) is the formation of regional investment policy, including the system of measures and activities of regional units of state authorities, aimed at research of investment resources and their effective use with the purpose of achieving positive socio-economic efficiency. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕФЕРАТ Проводимые в Грузии социально-экономические реформы, это прежде всего реформы управления. Главным сегментом экономики Грузии является экономика на уровне регионов, рационально сочетающая территориальный и отраслевой аспекты. Очевидно, что цели и задачи инвестиционной политики каждого региона Грузии имеют свою специфику, определяемую совокупностью как внешних, так и внутренних факторов. Содержанием этой работы (на примере имеретинского региона Грузии) является формирование региональной инвестиционной политики, включающей в себя систему мер и действий региональных органов государственной власти, направленных на изыскание инвестиционных ресурсов и их эффективное использование с целью достижения положительной социально-экономической эффективности. Проводимые в Грузии социально-экономические реформы, это прежде всего реформы управления, в процессе осуществления которых изменяются формы, методы, организация воздействия регионов (территориальных единиц) на управляемые ими объекты. Естественно, в основе этих реформ лежит переход от централизованного, планово-распорядительного, командного управления хозяйством к децентрализованному, либеральному управлению. Главным сегментом экономики Грузии является экономика на уровне регионов, рационально сочетающая территориальный и отраслевой аспекты. Одной из основных проблем ее развития является недостаток инвестиций в реальный сектор, 75-80% основных фондов которого физически и морально устарели. Отсутствие в ряде регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает задачу повышения инвестиционной привлекательности экономических субъектов на региональном уровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе. Как известно, для советского периода характерным было то, что управление экономикой базировалось на отраслевом подходе по схеме "государство - отрасль – предприятие - потребитель", где региональным органам принадлежало второстепенное место-они были в основном выведены за рамки экономического управления, сохраняя определенную роль в управлении социальной сферой, коммунальным хозяйством, местной промышленностью. Переход к рыночным методам управления в значительной степени изменил сложившийся порядок. Предприятия получили экономическую свободу и перестали нуждаться в министерском управлении сверху. Для сохранения страны как единого хозяйственного комплекса, целостной экономической системы, центральным органам государственной власти приходится опираться на регионы, передавая им многие функции управления соответствующим территориальным образованием. В результате этого в последные времена возросла зависимость предприятий от территориальных органов управления самоуправляемой единицы в вопросах землепользования, налогообложения, осуществления инвестиционной деятельности, финансовой поддержки, создания новых предприятий и многих других. Таким образом, региональные (местные) органы управления обрели значительные возможности самостоятельного проведения социально-экономических преобразований на своей территории. Отсутствие достаточных средств государственного бюджета для преодоления инвестиционного кризиса, побуждают регионы грузии к усиленному поиску собственных путей решения возникающих проблем, что выражается в активной работе региональных властей по привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Ешё в XVIII веке царь Ираклий II уделял большое внимание заботе о внутреннем возрождении страны. Царь хорошо понимал, что без развития ремесленного мануфактурного производства и торговли невозможно развитие страны. Признавая внутренний потенциал страны недостаточным для этого, Ираклий II подтверждал необходимость привлечения зарубежных инвесторов в лице т.н. «капиталистических зачинщиков». Уже при Ираклии в Грузии разрабатываются соответствующие меры, капиталистические теории о развитии торговли. Содержанием этой работы (на примере имеретинского региона Грузии) является формирование региональной инвестиционной политики, включающей в себя систему мер и действий региональных органов государственной власти, направленных на изыскание инвестиционных ресурсов и их эффективное использование с целью достижения положительной социально- экономической эффективности. Очевидно, что цели и задачи инвестиционной политики каждого региона Грузии имеют свою специфику, определяемую совокупностью как внешних, так и внутренних факторов. В инвестиционной политике регионов можно выделить общие черты, к числу которых следует отнести приоритетное развитие объектов и направлений деятельности, имеющих особо важное значение для данного региона, максимальное использование и развитие имеющегося производственного, природно-ресурсного потенциала и культурно-демографических особенностей, а также выравнивание социально-экономических условий всей территории региона и т.д. Имерети самый крупный регион Грузии с аграрно-индустриальным характером экономики. Население региона 702 тыс. человек (примерно 17%-ов населения страны), общая площадь 6515,8 квадратных километров, а промышленный сектор состовляет 10-12% страны (см. таблицу 1). Регион активно развивает экономические и культурные отношения с городами и регионами Европейского союза, Российской Федерации, Украины, других стран Содружества, США, а также Ближнего Востока и Юго-восточной Азии. Таблица 1 Показатели промышленного сектора в 1995-2003 г.*
* Таблица составлена на базе данных Госдепартамента Грузии Имерети является членом Ассамблеи регионов Европы (ERA) и динамично ---------------------------------------------------------------------------- 1 Лари-национальная валюта грузии (1$ = 1,97-2,05 лари) Территория региона является частью Евроазиатского коридора, известного под названием «Великий шелковый путь». Край имеет разветвленную транспортную сеть, которая включает железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт и современные коммуникации, которые обеспечивают качественную местную, междугороднюю и международную телефонную связь, в том числе и спутниковую, услуги электронной почты, доступ в "Интернет" и мобильную радиосвязь. Край имеет эффективную банковскую сеть, которая интегрирована в мировое финансовое пространство и предоставляет весь пакет современных банковских услуг. В Имерети функционирует 12 страховых компаний, большинство из которых – с иностранным капиталом. В услуги, предоставляемые этими компаниями, входит медицинское страхование, страхование рисков, связанных с ведением бизнеса и многие другие виды страховых услуг. Анализ по регионам (территориальным единицам) Грузии показывает, что в стране сохраняется высокая концентрация инвестиции по ряду регионов (см. таблицу 2). Таблица 2. Основные показатели инвестиционной деятельности Грузии по автономным республикам и регионам за 2003 год (тыс. лари)
Источник: Госкомстат Грузии Неравномерное размещение инвестиций по территориальным единицам традиционно является характерной чертой поступления иностранного капитала в страну. Считаем, что в регионах Грузии, в т.ч. и в имеретинском крае на инвестиционную активность позитивно повлияет следуюшие факторы:
Надо отметит, что новое правительство страны принял постановление (№23, 2004.) о формировании Единого центра обслуживания инвесторов, который должен быть сформирован в рамках Агентства по развитию торговли и инвестиций. Главными задачами центра являются –информационное, консультационное и аналитическое обслуживание действующих и потенциальных инвесторов; поощрение инвестиционной деятельности путем содействия в получении лицензий и разрешений, а также в регистрационных процедурах и т.п. Вопрос о том, в каком направлении использовать инвестиции, является наиболее важным и должен решаться в процессе формирования региональной инвестиционной политики. В Имерети не сушествует отдельныий инвестиционный план, но европейскими экспертами в 2001-2002 г. в рамках программы Tacis-а был разработан план развития региона в котором планируется активные методы стимулирования инвестиций. Эти методы связаны с использованием таких рычагов государственного воздействия на экономические процессы, как зарубежные и прямые государственные инвестиции в развитие наиболее значимых секторов экономики, формирование благоприятной инвестиционной среды для деятельности частных предпринимателей, действующих в приоритетных отраслях экономики, участие государства в создании необходимой инфраструктуры как основы эффективного инвестиционного процесса. Изложенное дает возможность обозначить основные элементы и этапы формирования региональной инвестиционной политики. Таблица 3 Отраслевая структура производственного сектора Имеретинского края |
Оценка инвестиционной привлекательности региона с учетом индекса предпринимательских настроений В последние 20 лет исследования инвестиционной привлекательности регионов появились во многих странах мира, в том числе и в России... | «Выявление факторов инвестиционной привлекательности компаний нефтегазового сектора» Теоретические и методологические основы оценки инвестиционной привлекательности компаний | ||
Матвеев Т. Н., аспирант мгта оценка инвестиционной привлекательности предприятия Работа посвящена оценке инвестиционной привлекательности предприятия. Рассматриваются методы привлечения инвестиций предприятием,... | Эссе на тему: «Эффективный курс рубля как фактор инвестиционной привлекательности» России не представляется возможным без решения проблем денежно-кредитной и валютной политики. Эффективная валютная политика оказывает... | ||
Применение информационных технологий в инвестиционной сфере Эти факторы, в некоторой степени, связаны с заинтересованностью компетентных в данной области органов в применении информационных... | Применение it в инвестиционной сфере Выпускная работа по «Основам... Эти факторы, в некоторой степени, связаны с заинтересованностью компетентных в данной области органов в применении информационных... | ||
2011 оглавление Гостиничный бизнес представляет собой активно развивающеюся по всему миру и перспективную отрасль экономики, которая не теряет своей... | Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Концепция долгосрочной... Малинин Виктор Леонидович, к э н., генеральный директор ООО «Эконом. Информ. Консалтинг», руководитель коллектива исполнителей | ||
К 2010 году существенно сократился резерв объектов, на которых возможно... Высокие административные барьеры негативно сказались на инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства... | 3. Проблемы оценки и анализа платежеспособности предприятия 7 Тема... «Финансовый анализ (продвинутый курс)» разработаны в соответствии с учебным планом и рабочей программой данной дисциплины, входящих... | ||
Совершенствование методов оценки инвестиционной деятельности в транспортно-экономических... Специальность 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством: управления инновациями и инвестиционной деятельностью | Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки Специальность: 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством: экономическая безопасность; управление инновациями и инвестиционной... | ||
Общие положения и область применения инвестиционной стратегии челябинской области Прогнозный сценарий реализации Инвестиционной стратегии Челябинской области | Международная деятельность библиотек как ресурс развития экономической... Сборник содержит материалы и решение Общероссийской научно-практической конференции «Международная деятельность библиотек как ресурс... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Региональные и местные налоги и сборы» «Региональные и местные налоги и сборы» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | Темы рефератов по курсу 46 примерные вопросы по курсу для межпредметного госэкзамена 47 «Риски инвестиционной деятельности» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»... |