Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного





НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного
страница1/23
Дата публикации17.01.2015
Размер3.38 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
h:\documents and settings\teachers\рабочий стол\планы 2012-2013\утвержденная обложка оп-2012 пумг.jpgСодержание

Разделы

Стр.

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общие сведение об ОУ: аналитическое обоснование программы: анализ социокультурной ситуации на территории, обслуживаемой образовательным учреждением, анализ образовательного процесса, выявленные проблемы

  2. Цели и задачи учебно-воспитательного процесса. Основные направления развития гимназии

  3. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы

  4. Общая характеристика образовательной программы. Инновационные образовательные программы и технологии

3

РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

10

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ

14

РАЗДЕЛ 4. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ

21

РАЗДЕЛ 5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

  1. Программно-методическое обеспечение

  • Перечень используемых программ по учебным предметам

  • Сведения об используемом учебно-методическом обеспечении по образовательным областям

  • Уровень и направленность образовательных программ на 01.09 2012г.

  1. Педагогические технологии

26

РАЗДЕЛ 6. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. СОЧЕТАНИЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРОГРАММА ДУХОВНО_НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

  • Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год

  • Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся

56

РАЗДЕЛ 7. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

88

РАЗДЕЛ 8. ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

94

РАЗДЕЛ 9. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ

101

РАЗДЕЛ 10. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

118

РАЗДЕЛ 11. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

127

РАЗДЕЛ 12. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПОЛНОТЫ И КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

132

РАЗДЕЛ 13. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

135

Раздел 14. ДОСТИЖЕНИЯ ГИМНАЗИИ В 2011-2012 у.г.

144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

146








РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общие сведения об ОУ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Покровская улусная многопрофильная гимназия действует на основании Типового положения о гимназии в системе образования Республики Саха (Якутия), разработанного на основе Законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образовании", Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года N 1008, обеспечивает более благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан Хангаласского улуса.

МОУ Покровская улусная многопрофильная гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение инновационного типа, реализующее образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования.

Гимназия является одним из звеньев непрерывного образования и предоставляет своим заказчикам (родителям, обучающимся) возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах образовательного стандарта.

Деятельность гимназии строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Гимназия создана в улусном центре (г.Покровск) приказом Министерства образования РС (Я) №01-06/405 от 23.10.96 на базе Покровской средней школы №2. Учредителем является Муниципальный район «Хангаласский улус» в соответствии с задачами развития системы образования Республики Саха (Якутия) и образовательных потребностей улуса, а также имеющихся условий бюджетного финансирования (24 июня 1998 года вышло распоряжение главы Хангаласского улуса Абрамова В.С. №284 об отделении гимназических классов в самостоятельную улусную гимназию).

Гимназия располагается в 2-этажном каменном здании. Имеются 8 учебных кабинетов, кабинет информатики, директорская, учительская, лаборантская, кабинет кружковой работы, кабинет врача, буфет-столовая, библиотека, конференц-зал (совмещенный с кабинетом), бухгалтерия и 2 помещения санузла. Общая площадь здания составляет 694, 8 кв. метров. Объем – 3295 куб. метров.

Гимназия осуществляет образовательную деятельность на основании Лицензии (№1107 выдан 19.03.2012), действующей бессрочно, Свидетельства об аккредитации (№ 571, Серия 14 №001332 от 10 апреля 2012г.) сроком до 06.10.2015г.

Гимназия имеет Устав, Положение об Управляющем совете, коллективный договор, локальные акты по учебной и воспитательной работе. Высшими органами управления гимназией являются Педагогический совет и Управляющий совет, в состав которого на выборной основе вошли работники гимназии, учащиеся, родители, попечители.

Управление научно-методической деятельностью осуществляется через методические объединения учителей гуманитарного и естественно-математического циклов, классных руководителей, социально-медико-психологической службы (СМПС). Отдельными подразделениями являются бухгалтерия, библиотека, кабинет врача (имеет лицензию) и административно-хозяйственная часть.

  1. Аналитическое обоснование программы

  • Анализ социокультурной ситуации на территории, обслуживаемой образовательным учреждением

Гимназия находится в самом центре г.Покровска, где рядом расположены культурные и административные учреждения: краеведческий музей, картинная галерея, улусная детская библиотека, центр культуры «Саргы түhүлгэтэ», Дом печати, почта, телеграф, районная поликлиника, администрации муниципальных образований «г.Покровск», «Хангаласский район».

В центре г.Покровска достаточно много школ, предоставляющих жителям города самые разнообразные образовательные услуги. Среди учебных заведений – МОУ СОШ №1, №2, №3, №4, многопрофильная гимназия, детская музыкальная и художественная школы, Дворец спорта, Колледж бизнес-технологий, вечерняя школа рабочей молодежи. Таким образом, потребности населения города в среднем образовании полностью удовлетворяются. Промышленные предприятия представлены такими учреждениями как ОАО Покровский гранильный завод и улусное потребобщество. Много торговых точек: торговые центры «Эргис», «Эдем», «Союз», кулинарный магазин, магазин-салон мебели «Виктория», вещевые рынки. Имеются предприятия по обслуживанию населения: парикмахерские, фотосалоны, рекламные агентства, банки.

Центральное расположение школы, наличие сквера с фонтаном, озеленение, ухоженность территории, близость культурных объектов, удобная транспортная схема создают благоприятные условия для учащихся, родителей и учителей.

Желающие учиться в гимназии приезжают из разных наслегов улуса (с.Ой, Улах-Ан, I Жемкон, II Жемкон, Булгунняхтах, Кытыл-Дюра, г.Якутск) и других улусов республики. На данное время в гимназии обучаются 14 иногородних учеников (11,3%). Большинство учащихся живут в черте г.Покровска, в разных его микрорайонах: Кыл-Бастах, «АБЗ», «Кирзавод», «Селекционная станция», территория улусного стадиона.

Проезд по городу на общественном транспорте учащиеся оплачивают самостоятельно, бесплатный проезд выделяется местной администрацией детям из малоимущих семей по списку, предоставляемой СМПС и родительским комитетом гимназии.

Гимназия имеет многолетние прочные связи с улусным краеведческим музеем, картинной галереей г.Покровска, районной библиотекой, Национальным парком «Ленские столбы» Хангаласского улуса, Северо-Восточным Федеральным университетом, Институтом проблем развития человеческих ресурсов г.Якутска и другими организациями.

  • Анализ образовательного процесса, выявленные проблемы

К началу своего гимназического этапа (1997г) школа имела конкретный опыт инновационной деятельности по внедрению в учебный процесс системы погружения, которая в какой-то степени решила проблему перегрузки учащихся в старших классах.

С получением статуса гимназии образовательное учреждение столкнулось с рядом проблем.

  1. Дополнение учебного плана новыми предметами (риторика, самопознание, экология, профильные предметы) сохранило многопредметность, что дало перегрузку детям.

  2. Расширение предметного содержания гимназическим компонентом также сказалось на перегрузке учеников и учителей. Перегрузка, отрицательно влияющая на психическое и физическое здоровье детей и педагогов усугубляется тем, что школа размещена не в типовом здании, которое не соответствует нормативам, предъявляемым к современным учебным корпусам (нет оптимальных условий для воздушного режима, не отвечает требованиям площади коридоров, кабинетов и.т.д.). Только строительство нового здания гимназии позволит создать все благоприятные условия для качественной учебы учащихся, полноценной работы педагогов, хорошего самочувствия детей и взрослых.

Педагогический коллектив гимназии, решая одну из главных задач по созданию в гимназии здоровьесберегающей среды, укрепляющей психическое и физическое здоровье детей и педагогов, способствующей их интеллектуальному, физическому и духовному развитию, работал в течение длительного времени (2001-2010г.г) по экспериментальной теме «Внедрение биоадекватной (природосообразной, здоровьесберегающей) технологии в образовательный процесс», которая доказала свою состоятельность и завершилась в декабре 2010г. С января 2011г. педколлектив гимназии приступил к продолжению ОЭР по теме «Создание системы здоровьеразвивающих технологий».

4. В рамках предыдущей экспериментальной работы стояла задача освоения универсальной технологии по принципу модульности. В гимназии создан свой вариант модульной системы обучения, адаптированный к условиям гимназии. Ежегодно для учащихся 8-11 классов учебное расписание разрабатывается на основе модульной технологии.

5. Реализация многопрофильного обучения на практике в условиях малокомплектной гимназии обеспечивает каждому ученику право выбора своего образовательного маршрута, дает возможность приобретать знания, соответствующие своему профилю и возможностям; в то же время вариант многопрофильности создает проблему организации профильных групп и их учебной деятельности. Стоит задача дальнейшей разработки программ профильного обучения в соответствии с требованиями высших учебных заведений, эффективность реализации которой видим по результатам образовательной деятельности гимназии.

6. Недостаточное привлечение к научно-исследовательской работе учащихся и привлечение к научному руководству педагогов гимназии, преподавателей вузов, научных работников, выпускников, родителей поставило задачу разработки Программы научно-исследовательской и проектной деятельности школьников и повышения эффективности работы НОШ «Исследователь».

5. Актуальна проблема воспитания поколения детей современного общества. Гимназия ставит себе вопросы: как очеловечить, одухотворить школьное образование? Стоит задача корректировки Программы духовно-нравственного развития, Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, Программы профессиональной ориентации обучающихся, Программы формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, Программу социальной деятельности обучающихся.

  • Педагогические кадры

Гимназия полностью укомплектована профессиональными педагогическими кадрами. Уровень образования и обобщения педагогического опыта, научно-теоретическая подготовка через систему повышения квалификации, качество обучения и воспитания соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогам инновационных школ.

Педагогический коллектив гимназии состоит из 16 квалифицированных учителей с высшим образованием (на 01.09.2012)

Национальность учителей: якуты – 15, русская – 1, татарка – 1.

В 2012-2013 учебном году показатели квалификации учителей изменились из-за того, что в гимназию вместо убывших педагогов (2 учителя с высшим УПД) пришли работать два молодых специалиста, не имеющие категорий. Высшая категория – 10 (62,5%), первая категория – 1 (6,25%), СЗД – 3 (18,75%), без категории – 2(12,5%). Средний возраст учителей – 45,6 лет.

Таковым является мобильный, творческий, работоспособный коллектив Покровской гимназии.

Цели и задачи учебно-воспитательного процесса

Решая существующие проблемы, гимназия создает условия для формирования у обучающихся по их желанию, склонностям и возможностям, получение повышенного общекультурного уровня образованности в различных областях гуманитарного знания, различных предметных областях в пределах государственного стандарта.

Гимназия обеспечивает достижение целей и задач за счет использования в образовательном процессе социокультурных возможностей г.Покровск, Хангаласского улуса, научно-методического оснащения образовательных программ, постоянного участия педагогического коллектива в экспериментальной работе по созданию новых технологий образовательной деятельности, высокого профессионального уровня педагогических кадров.

Гимназия осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития целостной личности.

Согласно выработанной концепции развития гимназии, реализации компетентностного подхода, гимназия видит своего выпускника в следующей модели:

Модель выпускника. Выпускник гимназии – это личность:

  • экологичная, понимающая и осознающая свое место в природе и обществе, умеющая жить в ладу с природой, с окружающим социумом, с самим собой, стремящаяся к здоровому образу жизни, психологически устойчивая;

  • интеллигентная, способная активно жить в условиях жизненных перемен, занимающаяся саморазвитием и самореализацией;

  • демократичная, обладающая чувством собственного достоинства, толерантная к иным позициям, ценностям и поведениям людей;

  • образованная, имеющая навыки самостоятельной образовательной деятельности, готовая к непрерывному образованию на протяжении всей жизни, постоянно развивающая творческие способности и реализующая свои потенциальные возможности;

  • самобытная, осознающая себя представителем Хангаласской земли, уважающая и развивающая историю, культуру и традиции родного края, республики, страны.

Качества личности

Условия и механизмы развития

1.Способная мыслить образно (творчески и максимально экономично, используя как образы, так и логику)

Модульная система обучения

Биоадекватная технология

Сочетание общего и дополнительного образования обучающихся

2. Стремящаяся к здоровому образу жизни, психологически устойчивая

Модульная система обучения

Биоадекватная технология

Создание здоровьеразвивающей среды (реализация программ «Здоровье», программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательно-воспитательном процессе, программа социальной деятельности обучающихся и другие).

3. Умеющая регулировать свою жизнь посредствам рефлексивных действий

Рефлексивная деятельность учащихся на уроках и внеклассной работе

4. Постоянно развивающая свои творческие способности, реализующая свои потенциальные возможности

Реализация программ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программы исследовательской и проектной деятельности обучающихся

5. Демократичная (толерантная, способная к сотрудничеству, активная и ответственная)

Образовательно-воспитательная система в гимназии

6. Владеющая ключевыми компетенциями, способная к непрерывному образованию.

Создание организационно-педагогических условий для реализации здоровьеразвивающего образования в условиях малокомплектной многопрофильной гимназии, совершенствование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего, среднего (полного) общего образования, формирование ключевых компетенций в образовательно-воспитательном процессе.

Предназначение школы - создание условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире.

Практическое решение гуманизации образования через формирование целостного мышления, в котором сбалансированы ум и дух, интеллект и чувства, раскрытие интеллектуального, физического, творческого потенциала ученика и учителя через создание условий для развития целостной личности - ведущая цель гимназии.
Задачи:

  • Поставить во главу процесса обучения, воспитания и развития учащихся здоровьесберегающие и здоровьеразвиваюшие (экологичные) методики, методы и приемы, валеологически оправданные средства на основе технологии модульного обучения.

- Применять в отслеживании эффективности процесса обучения средства определения уровня обученности, диагностики психического и физического состояния здоровья, оправданные в реальных условиях деятельности гимназии.

  • Вести мониторинг качества гимназического образования;

  • Корректировать имеющиеся программы и подпрограммы по ключевым направлениям образовательного процесса;

  • Укреплять материально-техническую базу, находить дополнительные источники финансового обеспечения гимназии;

  • Разработать и апробировать в ходе экспериментальной работы содержание, методы и средства развития целостной личности ученика и учителя.

Основные направления развития гимназии

  1. Внедрение здоровьеразвивающего образования через реализацию биоадекватной технологии обучения и создания здоровьеразвивающей среды в учебно-воспитательном процессе.

Здоровьеразвивающее образование, главное в котором - экологичная технология обучения и среда воспитания и развития, позволит выпускать из школы здоровых телом, умом и духом молодых людей, умеющих поддерживать и укреплять свое здоровье, имеющих потенциал для повышения своей культуры и образованности, достижения жизненных успехов. Практическая реализация положений здоровьеразвивающего образования создает все благоприятные условия для физического, интеллектуального, духовного и творческого развития целостной личности ученика и учителя.

  1. Создание благоприятных условий для духовно-нравственного, социокультурного и интеллектуально-творческого развития целостной личности, которое предполагает:

  • формирование и развитие целостной личности, у которого есть потребность к саморазвитию (самопознанию, самореализации, самоопределению, саморегуляции);

  • обеспечение естественных условий для жизнедеятельности ученика в гимназии;

  • создание социокультурной среды для актуализации внутреннего мира и самореализации творческого потенциала гимназиста;

  • формирование природосообразной технологии воспитания (индивидуально ориентированной педагогики и педагогики поддержки), которая дает возможность работать в естественной жизненной ситуации ученика и воспитывать в нем культуру саморазвития.

  1. Совершенствование профильного обучения.

Профильное обучение необходимо для того, чтобы обеспечить учащимся реальное право выбора тех предметов, которые он желает изучать в силу своих интересов, имеющихся способностей и возможностей. Реализация профиля вносит вклад в дифференциацию и индивидуализацию обучения. Профиль дает импульс развитию личности, если он сочетается с предметами, обеспечивающими учащимся широкий кругозор. В связи с этим возникает проблема оптимального сочетания профильных и непрофильных предметов, обеспечивающих высокий развивающий эффект в условиях работы Покровской гимназии.

  1. Совершенствование системы мониторинга экспериментальной деятельности гимназии.

Мониторинг необходим для грамотного отслеживания хода экспериментальной работы, оперативного введения корректив. Без него невозможно объективно оценить промежуточные и конечные результаты обучения, воспитания и развития учащихся.

Система мониторинга включает: отслеживание по плану; разработку и применение специальных инструментов - тестов, контрольных работ, медосмотров, анкет, опросников, собеседований и др.; обработку и анализ экспериментальных срезов: выработку рекомендаций для последующих шагов.

  1. Совершенствование модели управления в условиях эксперимента.

В условиях экспериментальной работы (внедрения новой педагогической технологии, потребности развития педагогического творчества и его стимулирования, ведения мониторинга экспериментальной работы) создана оптимальная структурно-функциональная модель внутришкольного демократического управления, которое:

  • является гибкой, оперативно решает постоянно возникающие в процессе эксперимента проблемы педагогической практики;

  • предполагает оптимальное сочетание управления и соуправления, вовлечение всех учителей и органов детского самоуправления в управленческий процесс (коллективный анализ, проектирование, планирование, корректировка и отслеживание экспериментальной деятельности);

  • включает оптимизацию организационной структуры и выработку определенной технологии управления; наибольшее значение в формировании нового стиля управления имеет вопрос повышения организационной культуры всех субъектов образовательного процесса.

  1. Интеграция деятельности коллектива гимназии, педагогической, родительской, творческой, научной и другой общественности через систему со-направленных действий.

Жизнь гимназии не изолирована от жизни окружающего социума, она неотделима от нее. Все жизненные явления находят отражение в деятельности гимназии. В свою очередь, гимназия своей деятельностью влияет на социальную жизнь. Чем мощнее влияние гимназии, тем сильнее отзывается общество и тем оно вносит больше вклада в улучшение качества жизни.

Интеграция деятельности гимназии и общественности может быть при участии всех в общих делах: только дело объединяет людей. Гимназия инициирует дела, вовлекает к со-участию многих партнеров во имя достижения общего результата.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы

  1. Принцип открытости образовательной среды школы.

  2. Принцип свободы выбора.

  3. Принцип гуманизации.

  4. Принцип педагогической поддержки.

  5. Непрерывность образования.

  6. Принцип вариативности.

  7. Принцип сочетания инновационности и стабильности.

Общая характеристика образовательной программы

В соответствии с установленным государственным статусом гимназия реализует образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, профильного гуманитарного обучения.

Профили обучения: политехнический, гуманитарный, естественнонаучный и социально-экономический.

Учебный план гимназии составлен на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) 2005 года. Вариативная часть учебного плана реализуется региональным и школьным компонентом через изучение родного языка и литературы, национальной культуры народов Якутии (5-9кл.), экологии (5-8 кл.), мировой художественной культуры (9 кл.), самопознание (5-8кл.), риторика (5-8кл.), Географии Якутии (8кл.), Истории Хангаласского улуса (5-8 кл.)

Изучаемый иностранный язык – английский, планируется изучение второго иностранного языка (китайского).

  • Инновационные образовательные программы и технологии

В учебном процессе гимназии на 2-3 ступенях обучения на уроках и внеурочных занятиях используются следующие виды современных педагогических технологий: модульная, биоадекватная, проектно-исследовательская, информационные технологии.

Данные педагогические технологии способствуют: здоровьесберегающему обучению, снижению перегрузки учащихся, доступному качественному образованию; повышению качества образования, разностороннему, свободному и творческому развитию школьников; высокой мотивации в учении; совместной деятельности субъектов и объектов образовательного процесса; самовоспитанию и сотрудничеству учащихся; развитию целостной личности.

В гимназии 6-дневная учебная неделя в 5-11 классах, продолжительность уроков 45 минут. В первую смену проводятся 6 уроков, во вторую – внеаудиторные и профильные занятия. Начало 1 смены – 8.20, 2 смены – 15.00. Учебный год разделен на учебные четверти, после каждой - каникулы
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего, среднего (полного) общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего, среднего (полного) общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

2.Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты

В результате изучения всех без исключения предметов основного общего, среднего (полного) общего образования получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения всех предметов будет сформирована вышеуказанная модель выпускника, у которой:

  • заложены основы формально-логического мышления, рефлексии;

  • приобретен опыт проектной деятельности;

  • сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

  • развиты личностные универсальные учебные действия;

  • сформирована готовность и способность к выбору направления профессионального образования;

  • развиты регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.

3. Планируемые результаты освоения учебных программ

3.1Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, РС(Я), знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, РС(Я), основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

  • обращение с устройствами ИКТ;

  • работа с различными компьютерными программами;

  • использование возможности ИКТ в творческой деятельности;

  • использование различных приёмов поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Учащиеся научатся:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• использовать некоторые методы получения знаний: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.


РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ

Пояснительная записка к учебному плану Муниципального общеобразовательного учреждения

Покровская улусная многопрофильная гимназия МР «Хангаласский улус» на 2012-2013 учебный год

Нормативные документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  2. Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» от 23 мая 1995 года

  3. Типовое Положение о гимназии в системе образования Республики Саха (Якутия) от 3 июля 1997 года.

  4. Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) 2005 года.

  5. Приказ МО РС (Я) №01-16/2516 от 25.08.11г. «О работе образовательных учреждений РС (Я), реализующих программы общего образования по Базисному учебному плану РС (Я) (2005г.) в 2011-2012 учебном году».

  6. Концепция профильного обучения РФ от 18.07.2002г. №2783

  7. Устав МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия» МР «Хангаласский улус» РС (Я)

  8. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196

  9. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г. №19993

  10. Образовательная программа МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия» на 2012-2013 у.г

  11. Примерные программы по предметам.

1.Учебный план и логика его построения отражают основную концепцию гимназии – формирование всесторонне развитой личности с целостным мышлением, имеющей опыт самостоятельной учебной деятельности, готовой к непрерывному образованию и способной к самореализации.

Учебный план направлен на реализацию следующих целей:

- обеспечение общего образования для каждого учащегося на уровне требований государственного стандарта и выше;

- создание комфортных условий для укрепления здоровья, развития интеллекта, сохранения психоэмоциональной устойчивости, формирования позитивного духовного самочувствия участников образовательного процесса.

Учебный план разработан на основе Базисного учебного плана Республики Саха (Якутия) 2005 года, ориентирован на развитие гимназистов, профилизацию обучения и на довузовскую подготовку. При составлении учебного плана учитывались следующие требования:

  • максимально допустимый в неделю объем учебной нагрузки;

  • минимальное количество часов, необходимых для изучения программы конкретного учебного предмета;

  • соответствие концепции профильного обучения.

2. Учебный план рассчитан на 34 недели, 6-дневный учебный режим и полный день. В первой половине дня ведется обучение по базовой части учебного плана, во второй половине – обучение по профилям, индивидуальные консультации, проектная деятельность, занятия в кружках, секциях.

Устанавливается недельный объем аудиторной нагрузки:


5 – 7 классы

5 класс – 32 часа

6 класс – 33 часа

7 класс – 35 часов
8 – 9 классы

8 класс – 36 часов

9 класс – 36 часов
10 – 11 классы

10 класс – 37 часов

11 класс – 37 часов

3. Учебный план состоит из предметов федерального, регионального, гимназического компонента, компонента образовательного учреждения.

Федеральный компонент включает учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний и усвоение предметных способов деятельности, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту образования, включает предметы федеральной компетенции.

Региональный компонент предполагает изучение НКНЯ, якутского языка и литературы как самостоятельного учебного предмета.

В рамках компонента образовательного учреждения введены в 5-8 классах риторика, в 9 классе МХК, дополнительно математика по 1 часу в 5-8,10-11 классах, якутский язык и литература в 5 - 9 классах.

Согласно БУП РС (Я) 2005 года для гимназий вводится дополнительный компонент ОУ из расчета 4 часа на каждый класс. За счет часов гимназического компонента в 5-8 классах проводятся предметы, направленные на развитие личности гимназиста: самопознание (5-8 классы), экология (5-8 классы), география Якутии (8 класс), информатика (5-7 классы), история Хангаласского улуса (5-8 классы), якутский язык и литература (10-11 классы).

Обучение по профилям

Увеличение количества часов в предпрофильных и профильных (9 – 11) классах осуществляется за счет вариативной части базисного учебного плана: компонента ОУ, гимназического компонента, часов проектной деятельности и консультаций.

Учащимся 9-11 классов дается право выбора определенного профильного направления:

  1. политехнического (математика, физика, информатика, черчение);

  2. естественнонаучного (химия, биология);

  3. гуманитарного (русский язык, литература, английский язык, история, обществознание);

  4. социально-экономического (математика, английский язык, география, обществознание).

В целях предпрофильной подготовки, подготовки к ГИА учащихся 9 класса за счет часов компонента ОУ, гимназического компонента, проектной деятельности и консультаций расширены часы по предметам: русский язык, литература, английский язык, история, обществознание, география, биология, химия, физика.

Так как основным является гуманитарный профиль, то часы гуманитарного направления (русский язык, литература, история, обществознание, английский язык) в 10-11 классах распределены согласно БУП РС (Я) 2005 г., по остальным направлениям имеется расширение профильных предметов за счет вариативной части учебного плана.

Профильное обучение обеспечивается за счет гибкого деления класса на группы по предметам, входящим в перечень часов по выбору определенного профиля. Элективные курсы проводятся учителями гимназии, разработавшими программы данных курсов с учетом пожелания учащихся.

4.В инвариантной части учебного плана реализуются федеральный и региональный образовательные компоненты, которые обеспечивают единство образовательного пространства РФ в Республике Саха (Якутия) и гарантируют овладение выпускниками гимназии необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования.

Вариативная часть обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности, интересы и склонности.

За счет часов проектной деятельности в 5-8 классах введено изучение второго иностранного языка по 2 часа в неделю.

В связи с изменениями в Базисном Учебном плане РС (Я) в 5-9 классах введено по 1 часу исследовательского практикума за счет предмета по выбору внеаудиторной деятельности, что способствует формированию и развитию исследовательских навыков учащихся.

5.Обучение в гимназии проводится по модульной технологии, основными принципами которой является принцип модульности, структуризации содержания обучения, гибкости, динамичности.

Единицей учебного процесса является неделя, поэтому расписание уроков составляется для двух недель.

  1. Деление классов на группы независимо от наполняемости классов (группы

юношей и девушек) производится на уроках технологии в 5-8 классах. Из-за отсутствия спортивного зала уроки физкультуры на договорной основе проводятся во Дворце спорта г. Покровск без деления на группы.

7.Учащиеся гимназии ежегодно проходят практику: 5-6 классы – 6 дней, 7-8 классы – 12 дней, 10 класс – 12 дней. Практика организовывается на базе земельного участка гимназии, на территории и в здании гимназии.

8.Учащиеся имеют возможность реализовывать себя в творческой, научно- исследовательской сфере. В гимназии практикуется привлечение к образовательному процессу преподавателей СВФУ, ведущих учителей улуса и республики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconУниверсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования
Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Содержание образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2...
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 30
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПрограмма формирования универсальных учебных действий моу «Гимназия №8»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа формирования универсальных учебных действий составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного...
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПрограмма развития универсальных учебных действий составлена для обучающихся мбоу унош «Садко»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconРабочая программа по геометрии 10 А, б классы
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. В ней так же учитываются основные идеи...
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconОсновная образовательная программа основного общего образования на 2014 2016 учебный год
...
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПрограмма формирования и развития универсальных учебных действий...
Информационная карта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №41» муниципального...
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. В ней так же учитываются основные идеи...
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconСогласовано
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconП/п Предмет
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПрограмма формирования универсальных учебных действий на ступени...
Великоархангельская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПрограмма развития универсальных учебных действий на ступени основного...
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования (далее программа развития ууд) конкретизирует...
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего, среднего полного iconПровела учитель
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск