Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации17.01.2015
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра экономической географии

Кафедра физической географии и геоэкологии


ГЕОГРАФИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 020804-геоэкология, квалификация специалиста – геоэколог

специализация: мониторинг в области геоэкологии

КРАСНОЯРСК 2012

УМКД составлен к.г.н., доцентом В.В.Корниловым, д.г.н., профессор В.А.Безруких

Обсужден на заседании кафедры экономической географии

«07»_сентября_2012г. Пр. № 1.

Обсужден на заседании кафедры физической географии и геоэкологии

"_____" сентября 2012г.
Заведующий кафедрой А.И.Шадрин

д.э.н., профессор,

Заведующий кафедрой

д.г.н., профессор, В.П.Чеха
Одобрено научно-методическим советом специальности «География»
«___»____________201 г.

Председатель НМСС В.В.Виноградов
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ГЕОГРАФИЯ» с другими дисциплинами специальности 020804, Геоэкология

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Отечественная история

Отечественной истории

Предложения отсутствуют

« « 20 г

Пр. №

кафедры экономической географии

Геоурбанистика

Экономической географии

Убрать из курса темы географии населения, так как она рассматривается в курсе геоурбанистики

« « 20 г.

Пр. №

кафедры экономической географии

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Изменилось название университета на титульном листе

2. Изменилось название министерства образования и науки на титульном листе

3. Добавились литературные источники в карту литературного обеспечения
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Экономической географии "___"___ 20___г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой


Декан/Директор

"_____"___________ 20__г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка

  2. Рабочая программа дисциплины

    1. Выдержка из стандарта

    2. Введение

    3. Содержание теоретического курса дисциплины

    4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины-

    5. Карта литературного обеспечения

    6. Технологическая карта рейтинга

  3. Методические рекомендации для студентов и преподавателей

  4. Банк контрольных заданий и вопросов

  5. Вопросы к зачёту

  6. Тематика рефератов

  7. Глоссарий


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «География» для студентов очной формы обучения по специальности 020804 «Геоэкология» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  1. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «География».

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «География», который представлен различными тестами, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  3. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области географии.

  4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы современной географии, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся у студентов очной формы обучения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

020804, геоэкология

дневная форма


Выдержка из стандарта



ЕН.Ф.07

География

Система географических наук; географическая оболочка, ее пространственные подразделения (структура) и динамика; закономерности эволюции; территориальные социально-эконо-мические системы; территориальная организация общества; типы заселения и хозяйственного освоения территории.

150


Введение
История географической науки несколько столетий. За это время коренным образом изменились предмет, задачи и методы исследований.

Однако часто в современном обществе география до сих пор трактуется как сугубо описательная наука, главная функция которой – справочно-энциклопедическая. Такой взгляд противоречит существу нынешней географии.

В современное время в ней усилились интеграционные тенденции заставившие задуматься о необходимости общей (комплексной, единой и нерасчлененной) географии, призванной исследовать пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества на глобальном, региональном и локальном уровне.

Такой курс географии предложен для студентов обучающихся по специальности «Геоэкология».

География изучает пространственно-временные взаимосвязи природных и антропогенных факторов и особенности развития различных территориальных систем. В этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического и социального, а также экологического характера, возникающих на разных уровнях – от глобального до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками.

География охватывает систему «природная среда – общество – человек», что позволяет ее комплексно рассматривать в свете среды обитания (жизненное пространство) человечества. Она формирует восприятие мира не в виде отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии (соподчинения) территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Задача состоит в том, чтобы дать будущему специалисту знания о географической науке как единой научной дисциплине, о глобальных, региональных и локальных географических проблемах, показать возможности использования географических методов и знаний в практической деятельности.

Важнейшей задачей современной географии: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективной всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться.

Специалист направления «Геоэкология» должен иметь представление о сущности предмета географии, знать систему географических наук и понимать их экологизацию, гуманнизацию и социологизацию, изучать географические и закономерности, разобраться в современных проблемах географии. Необходимо также знание важнейших проблем пространственно – временного взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных геосистем.

Обучение геоэкологов основам рационального природопользования, привитие навыков бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, формирование у них экологического мировоззрения становится все более актуальными задачами современного образования. Решение их в значительной степени зависит от профессионализма геоэкологов.

Человеческая деятельность неизбежно строится на основе природопользования и всегда сопровождается возникновением геоэкологических проблем. Особенно интенсивно человек воздействует на природную среду в процессе материального производства.

Программа по географии для геоэкологов состоит из двух частей:

часть 1 по физической географии – 30 ауд. часов;

часть 2 по экономической и социальной географии – 30 ауд. часов. Общая нагрузка 150 часов, на самостоятельную работу 90 часов, аудиторная нагрузка - 60 часов.

По географии в конце 1 семестра студенты сдают экзамен.


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Базовый модуль №1

Введение
Введение в географию. Физическая и экономическая география.
Тема 1. Мир современной географии. География в современном мире.
Объект, предмет и содержание, основные понятия географической науки. Определение географии. Место географии в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества. Структура географической науки. Понятие географической оболочки, природного территориального комплекса, ландшафта, природных ресурсов, территориального и социально-экономического комплекса, территориальной организации общества.
Тема 2. Основные этапы развития географической науки.
Географические познания первобытных народов. Географические сведения древних культурных народов. География в античное время. География Средневековья. Эпоха Великих географических открытий. География в России и Западной Европе в 17-19 века. Научное развитие географических знаний. Русское географическое общество и его вкладв развитие мировой географии. Основные направления развития географии в Советский период (1917-1991 гг.). Развитие общегеографических идей в современной географии.
Тема 3. Структура географической оболочки и этапы ее развития.
Астрономические и геофизические факторы формирование географической оболочки. Основные характеристики Земли. Роль орбитального движения вокруг Солнца, суточного вращения и циклов солнечной активности в ритмике природных процессов и явлений. Оболочечное строение Земли. Основные характеристики литосферы, гидросферы и биосферы. Ландшафтная сфера Земли. Вертикальные границы географической оболочки и ландшафтной сферы. Этапы развития географической оболочки: догеологический, добиогенный, биогенный, антропогенный. Факторы пространственной дифференциации: тектонический режим, свойства горных пород, световой и тепловой режим, циркуляционные факторы и режим увлажнения. Роль макро- и мезо-форм рельефа. Факторы и энергетические источники развития. Горизонтальная (пространственная) структура географической и ландшафтной оболочки. Основные черты, формы и закономерности пространственной глобальной, региональной и локальной физико-географической дифференциации. Географические пояса, зоны, сектора. Высотная поясность и ее причины. Типы высотной поясности в различных секторах умеренного пояса. Высотная ландшафтная дифференциация равнин. Ярусность и барьерность на равнинах и в горах.

Периодический закон географической зональности и его географическая направленность. Вертикальная инверсия ландшафтов. Понятия азональности, интрозональности.
Тема 4. Единство географической оболочки.
Малый географический круговорот вещества на потоке солнечной энергии. Циркуляция атмосферы. Влагообороты в природе. Целостность и ритмичность процессов в географической оболочке. Понятие о ритмах, продолжительность и происхождение ритмов (суточная, сезонная, внутривековые, сверхвековые и другие).
Тема 5. Методология и методы географических исследований.
Принципы всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности в

географии. Комплексный географический подход и геосистемная концепция. Специфика научного объяснения в географии.

Систематизация методов географии. Общегеографические методы. Сравнительно-географический, исторический, геофизический, метод балансов, картографический, математический, метод моделирования, аэрокосмический, палеогеографический, геоинформационный и другие.
Тема 6. Язык географической науки.
Язык понятий и терминов, научных фактов, язык цифр, дат, язык географических названий, язык представлений (образов), язык карты.
Тема 7. Теоретические знания в географии.
Уровни научного знания. Общенаучные теории. Общегеографические теории. Законы и закономерности. Общенаучные теории и учения. Учение о биосфере, ноосфере, учение о природопользовании, учение о Мировом океане, учение о географической среде, основы учения о географическом положении, учение о географическом районировании, физико-географическое районирование, экономико-географическое районирование. Учение о географической оболочке и ландшафтах и т.д.
Тема 8. Концепции и проблемы в географии.
Общегеографические концепции. Проблемы географической науки.
Тема 9. География и экология.
Земля наш дом родной, экология всего живого. Экология географии.
Тема 10. Человек и окружающая его природная среда.
Историзм природно-антропогенной структуры. Современных ландшафтов. Понятие В.И.Вернадского об окружающей среде. Антропогенный и культурный ландшафт. Глобальные и региональные географические проблемы: изменение климата в связи с антропогенными воздействиями, проблемы загрязнения атмосферы и речных вод. Мероприятия по оптимизации природной среды и роль географов в их обосновании и осуществлении. Эколого-географическая экспертиза и эколого-географический мониторинг.

Базовый модуль №2
Тема 1. Понятие о глобальных проблемах человечества. Типология глобальных проблем. Демографическая ситуация в мире и ее динамика.
Глобальные проблемы человечества: продовольственная, демографическая, войны и мира и другие, их типология и классификации. Мировая демография. Демографический прогноз. География человека. Динамика роста населения мира и связанные с этим проблемы.
Тема 2. Народонаселение и характеристики миграций. Понятие о мальтузианстве, неомальтузианство.
Мальтузианство и неомальтузианство. Демографический взрыв, демографическая революция. Типы воспроизводства. География населения. Понятие и определение миграций. Виды миграций и причины.
Тема 3. Урбанизация и экология городов. Мегаполисы и классификация городских поселений. Типы расселения.
Понятие о урбанизации и ее виды. Субурбанизация. Рурурбанизация. Система городского расселения. Мегаполисы и мегалополисы. Сельское расселение. Типология городов. Агломерация и ее виды. География городов – миллионеров.
Тема 4. Глобальная продовольственная проблема. Пояс голода.
Глобальная проблема недостатка питания. Понятие о «золотом миллиарде». Пояс голода. Фундаментальные проблемы и пути их решения.
Тема 5. Природные ресурсы и ресурсы территорий. Классификация ресурсов.
Неравномерная обеспеченность природными ресурсами. Природные ресурсы их общая характеристика. Классификация природных ресурсов. Проблема использования ресурсов. Правило экономического целесообразия. География природных ресурсов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск