Скачать 0.5 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра экономической географии Кафедра физической географии и геоэкологии ГЕОГРАФИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 020804-геоэкология, квалификация специалиста – геоэколог специализация: мониторинг в области геоэкологии КРАСНОЯРСК 2012 УМКД составлен к.г.н., доцентом В.В.Корниловым, д.г.н., профессор В.А.Безруких Обсужден на заседании кафедры экономической географии «07»_сентября_2012г. Пр. № 1. Обсужден на заседании кафедры физической географии и геоэкологии "_____" сентября 2012г. Заведующий кафедрой А.И.Шадрин д.э.н., профессор, Заведующий кафедрой д.г.н., профессор, В.П.Чеха Одобрено научно-методическим советом специальности «География» «___»____________201 г. Председатель НМСС В.В.Виноградов Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ГЕОГРАФИЯ» с другими дисциплинами специальности 020804, Геоэкология на 2012/13 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Изменилось название университета на титульном листе 2. Изменилось название министерства образования и науки на титульном листе 3. Добавились литературные источники в карту литературного обеспечения Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Экономической географии "___"___ 20___г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан/Директор "_____"___________ 20__г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «География» для студентов очной формы обучения по специальности 020804 «Геоэкология» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся у студентов очной формы обучения. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ 020804, геоэкология дневная форма Выдержка из стандарта
Введение История географической науки несколько столетий. За это время коренным образом изменились предмет, задачи и методы исследований. Однако часто в современном обществе география до сих пор трактуется как сугубо описательная наука, главная функция которой – справочно-энциклопедическая. Такой взгляд противоречит существу нынешней географии. В современное время в ней усилились интеграционные тенденции заставившие задуматься о необходимости общей (комплексной, единой и нерасчлененной) географии, призванной исследовать пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества на глобальном, региональном и локальном уровне. Такой курс географии предложен для студентов обучающихся по специальности «Геоэкология». География изучает пространственно-временные взаимосвязи природных и антропогенных факторов и особенности развития различных территориальных систем. В этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического и социального, а также экологического характера, возникающих на разных уровнях – от глобального до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками. География охватывает систему «природная среда – общество – человек», что позволяет ее комплексно рассматривать в свете среды обитания (жизненное пространство) человечества. Она формирует восприятие мира не в виде отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии (соподчинения) территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Задача состоит в том, чтобы дать будущему специалисту знания о географической науке как единой научной дисциплине, о глобальных, региональных и локальных географических проблемах, показать возможности использования географических методов и знаний в практической деятельности. Важнейшей задачей современной географии: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективной всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться. Специалист направления «Геоэкология» должен иметь представление о сущности предмета географии, знать систему географических наук и понимать их экологизацию, гуманнизацию и социологизацию, изучать географические и закономерности, разобраться в современных проблемах географии. Необходимо также знание важнейших проблем пространственно – временного взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных геосистем. Обучение геоэкологов основам рационального природопользования, привитие навыков бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, формирование у них экологического мировоззрения становится все более актуальными задачами современного образования. Решение их в значительной степени зависит от профессионализма геоэкологов. Человеческая деятельность неизбежно строится на основе природопользования и всегда сопровождается возникновением геоэкологических проблем. Особенно интенсивно человек воздействует на природную среду в процессе материального производства. Программа по географии для геоэкологов состоит из двух частей: часть 1 по физической географии – 30 ауд. часов; часть 2 по экономической и социальной географии – 30 ауд. часов. Общая нагрузка 150 часов, на самостоятельную работу 90 часов, аудиторная нагрузка - 60 часов. По географии в конце 1 семестра студенты сдают экзамен. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Базовый модуль №1 Введение Введение в географию. Физическая и экономическая география. Тема 1. Мир современной географии. География в современном мире. Объект, предмет и содержание, основные понятия географической науки. Определение географии. Место географии в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества. Структура географической науки. Понятие географической оболочки, природного территориального комплекса, ландшафта, природных ресурсов, территориального и социально-экономического комплекса, территориальной организации общества. Тема 2. Основные этапы развития географической науки. Географические познания первобытных народов. Географические сведения древних культурных народов. География в античное время. География Средневековья. Эпоха Великих географических открытий. География в России и Западной Европе в 17-19 века. Научное развитие географических знаний. Русское географическое общество и его вкладв развитие мировой географии. Основные направления развития географии в Советский период (1917-1991 гг.). Развитие общегеографических идей в современной географии. Тема 3. Структура географической оболочки и этапы ее развития. Астрономические и геофизические факторы формирование географической оболочки. Основные характеристики Земли. Роль орбитального движения вокруг Солнца, суточного вращения и циклов солнечной активности в ритмике природных процессов и явлений. Оболочечное строение Земли. Основные характеристики литосферы, гидросферы и биосферы. Ландшафтная сфера Земли. Вертикальные границы географической оболочки и ландшафтной сферы. Этапы развития географической оболочки: догеологический, добиогенный, биогенный, антропогенный. Факторы пространственной дифференциации: тектонический режим, свойства горных пород, световой и тепловой режим, циркуляционные факторы и режим увлажнения. Роль макро- и мезо-форм рельефа. Факторы и энергетические источники развития. Горизонтальная (пространственная) структура географической и ландшафтной оболочки. Основные черты, формы и закономерности пространственной глобальной, региональной и локальной физико-географической дифференциации. Географические пояса, зоны, сектора. Высотная поясность и ее причины. Типы высотной поясности в различных секторах умеренного пояса. Высотная ландшафтная дифференциация равнин. Ярусность и барьерность на равнинах и в горах. Периодический закон географической зональности и его географическая направленность. Вертикальная инверсия ландшафтов. Понятия азональности, интрозональности. Тема 4. Единство географической оболочки. Малый географический круговорот вещества на потоке солнечной энергии. Циркуляция атмосферы. Влагообороты в природе. Целостность и ритмичность процессов в географической оболочке. Понятие о ритмах, продолжительность и происхождение ритмов (суточная, сезонная, внутривековые, сверхвековые и другие). Тема 5. Методология и методы географических исследований. Принципы всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности в географии. Комплексный географический подход и геосистемная концепция. Специфика научного объяснения в географии. Систематизация методов географии. Общегеографические методы. Сравнительно-географический, исторический, геофизический, метод балансов, картографический, математический, метод моделирования, аэрокосмический, палеогеографический, геоинформационный и другие. Тема 6. Язык географической науки. Язык понятий и терминов, научных фактов, язык цифр, дат, язык географических названий, язык представлений (образов), язык карты. Тема 7. Теоретические знания в географии. Уровни научного знания. Общенаучные теории. Общегеографические теории. Законы и закономерности. Общенаучные теории и учения. Учение о биосфере, ноосфере, учение о природопользовании, учение о Мировом океане, учение о географической среде, основы учения о географическом положении, учение о географическом районировании, физико-географическое районирование, экономико-географическое районирование. Учение о географической оболочке и ландшафтах и т.д. Тема 8. Концепции и проблемы в географии. Общегеографические концепции. Проблемы географической науки. Тема 9. География и экология. Земля наш дом родной, экология всего живого. Экология географии. Тема 10. Человек и окружающая его природная среда. Историзм природно-антропогенной структуры. Современных ландшафтов. Понятие В.И.Вернадского об окружающей среде. Антропогенный и культурный ландшафт. Глобальные и региональные географические проблемы: изменение климата в связи с антропогенными воздействиями, проблемы загрязнения атмосферы и речных вод. Мероприятия по оптимизации природной среды и роль географов в их обосновании и осуществлении. Эколого-географическая экспертиза и эколого-географический мониторинг. Базовый модуль №2 Тема 1. Понятие о глобальных проблемах человечества. Типология глобальных проблем. Демографическая ситуация в мире и ее динамика. Глобальные проблемы человечества: продовольственная, демографическая, войны и мира и другие, их типология и классификации. Мировая демография. Демографический прогноз. География человека. Динамика роста населения мира и связанные с этим проблемы. Тема 2. Народонаселение и характеристики миграций. Понятие о мальтузианстве, неомальтузианство. Мальтузианство и неомальтузианство. Демографический взрыв, демографическая революция. Типы воспроизводства. География населения. Понятие и определение миграций. Виды миграций и причины. Тема 3. Урбанизация и экология городов. Мегаполисы и классификация городских поселений. Типы расселения. Понятие о урбанизации и ее виды. Субурбанизация. Рурурбанизация. Система городского расселения. Мегаполисы и мегалополисы. Сельское расселение. Типология городов. Агломерация и ее виды. География городов – миллионеров. Тема 4. Глобальная продовольственная проблема. Пояс голода. Глобальная проблема недостатка питания. Понятие о «золотом миллиарде». Пояс голода. Фундаментальные проблемы и пути их решения. Тема 5. Природные ресурсы и ресурсы территорий. Классификация ресурсов. Неравномерная обеспеченность природными ресурсами. Природные ресурсы их общая характеристика. Классификация природных ресурсов. Проблема использования ресурсов. Правило экономического целесообразия. География природных ресурсов. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |