Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение»





НазваниеЛекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение»
страница1/6
Дата публикации19.01.2015
Размер0.78 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > География > Лекция
  1   2   3   4   5   6
ЛЕКЦИЯ 10

«ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ»

В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зави­сит не только от выбора эффективных методов и форм обуче­ния в классе на уроке, но и от организации внеурочной рабо­ты по предмету. Очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеурочной работы.

Роль внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало интереснейших разделов географической науки. Зна­комство с ними является источником умственного обогащения уча­щихся. Спецификой предмета является то, что именно география дает человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живет. А познание окружающего мира требует использования та­ких методов, как наблюдения, работа на местности и т. д. В рам­ках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во внеурочное время гораздо проще. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стра­не помогают ребятам лучше узнать природу нашей Родины, по­любить родную землю, научиться разумно использовать ее бо­гатства, ценить их и беречь.

На практике можно встретить несколько терминов, так или иначе связанных с организацией и проведением работы со школьниками за пределами времени, выделяемого на изучение географии в классе, на уроке. Чаще всего этот процесс определяется как "внеклассная", "внеурочная" и "внешкольная" деятельность. Естественно, что все три понятия должны относиться к различным сторонам учебно-воспитательного процесса. Особенности внешкольной работы заключаются в следующем: она проводится вне стен школы (а в детских туристских организациях, общественных, научных и других учреждениях); слабо связана с материалом школьной географии, с классно-урочным обучением. Участвуя в этом виде работы, учащиеся совершенствуют знания, умения и навыки (туристские, технические, исследовательские и др.) в конкретной сфере своих интересов под руководством специалистов.

Внеурочная и внеклассная деятельность - более близкие по значению понятия. Это ответственный и до настоящего времени недостаточ­но разработанный аспект труда учителя географии. Проводится данный тип учебно-воспитательной деятельности в свободное от учебных занятий время в школьных помещениях, реже - за пределами школы (экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, на природу, на метеостанцию и т.п.), но обязательно в тесной связи с учебной программой по предмету.

Внеклассная работа по географии определяется как деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемая учителем и способствующая углублению знаний учащихся по предмету. Ее целями являются всестороннее развитие школьников и усиление их интереса к географической науке.

Внеурочная деятельность позволяет совершенствовать специальные знания и умения. Такие занятия знакомят учащихся с шедеврами искусства, представленными на различных выставках, с природой и хозяйством своей местности. Выставки работ, выполненных школьниками вне урока, способствуют воспитанию организованности и ответственности, дает толчок к реализации личных наклонностей.
Внеурочную работу по географии можно определить как деятель­ность учащихся, осуществляемую на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познава­тельных интересов и способностей.

Цель внеурочной работы — обеспечение всестороннего и гармо­нического развития школьников. Образовательные и воспитательные задачи внеурочной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеурочной работы по геогра­фии является формирование у учащихся креативных черт личности, а иак же таких качеств как взаимопомощь, дружба, умения работать в коллективе и др..

Одна из задач внеурочной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятия­ми, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по пред­мету является усиление их интереса к, географической науке. Раз­витие познавательного интереса к географии на основе внеуроч­ной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.

Внеурочная работа по географии тесно взаимосвязана с уро­ками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому по­знанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений1.

Во взаимосвязи учебной и внеурочной работы ведущее мес­то принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимо­связь нарушается и внеурочная работа строится лишь на инте­ресе учащихся, это приводит к тому, что ученик, успешно зани­мающийся в географическом кружке, имеет плохие отметки по географии.

Чтобы избежать этого, следует соблюдать важное требование: внеурочная работа должна дополнять, углублять знания и умения, получаемые на уроках географии.

Внеурочная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у уча­щихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеурочной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению зна­ний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной дея­тельности, но и играет большую роль в становлении таких лич­ностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, уме­ние организовать свою деятельность.

Значение внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует решению актуальных задач воспи­тания, развивает у учащихся диалектико-материалистические взгля­ды на взаимодействие общества и природы; способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практи­кой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализа­ция углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеурочной работы позволит развить творческие способ­ности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выра­ботать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различ­ными источниками географической информации.

Здесь надо отметить, что география как наука изучает не только окружающую человека природу, но и населяющие ее народы и их хозяйство, т. е. формирует представления об окружающем мире и является одновременно и естественным и гуманитарным предметом. Отсюда вытекает огромное воспитатель­ное значение предмета, его вклад в формирование мировоззрения учащихся.

Современная география далеко ушла от той описательной науки, какой была когда-то на заре своего развития. Современная гео­графия — это наука о взаимосвязях и зависимостях компонентов природы, о природных комплексах разного ранга, о закономер­ностях географической оболочки, о принципах размещения отраслей хозяйства, о проблемах населения и т. д.

В наше время, в эпоху НТР, когда проблемой номер один является проблема взаимодействия природы и общества, география становится конструктивной, действенной наукой, призванной и спо­собной дать ответ на вопрос, какими должны быть оптимальные отно­шения общества и природы, каким должно быть рациональное при­родопользование, как мы должны использовать преимущества социа­листического строя в деле преобразования и охраны природы.

Проблемой «Человек и окружающая среда» занимаются мно­гие отрасли науки и техники, но роль лидера в рациональном использовании природных ресурсов, охране и улучшении природ­ной среды способна выполнить только география.

Именно усиление практической направленности предмета, по­каз действенности географических знаний являются тем стержнем, вокруг которого объединяется материал.

В содержании внеурочной работы можно выделить два основ­ных направления: 1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, име­ющих большое образовательно-воспитательное значение; 2) фор­мирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с раз­личными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также компьютера

Следует отметить, что и в том и в другом направлении широ­ко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.

Во внеурочной работе первого направления более углубленно могут рассматриваться следующие вопросы: история развития при­роды Земли, природа Мирового океана; особенности растительного и животного мира своей местности, взаимодействие природы и че­ловека (на примере своего края или всей страны и мира в целом); проблемы рационального природопользования; охрана природы в нашей стране (в республике, крае, области); природные комплексы страны (края) и возможности их рационального освоения и исполь­зования; стихийные природные явления и меры борьбы с ними, проблемы населения; хозяйственная специализация территории; города (роль крупных городов в экономическом и культурном развитии страны, рост городов, городские агломерации, города-герои) основы экономики промышленности и сельского хозяйства; развитие народного хозяйства страны; освоение Восточной экономической зоны; география своей республики (области, края); современна: политическая карта мира; география населения мира; глобальные проблемы человечества; открытие и освоение различных территорий Земли; происхождение географических названий; история взаимодействия природы и общества на разных этапах развития общества; природные уникумы родного края, родной страны, мира; занимательны географические вопросы и т. д.

Во втором направлении особое внимание уделяется знакомству с методами географических исследований, формированию уменя работать с различными источниками информации (картами, справочниками, научной литературой и др.)- Все это не только положительно влияет на географическую подготовку, но и развивает мышление, самостоятельность, творческую активность.

Особенностью внеурочной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными пред­метами: биологией, историей, физикой, химией, литературой, обществоведением и др. Реализа­ция межпредметных связей во внеурочной работе приводит к ин­теграции и целостности, комплексности в содержании и организа­ционных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеурочной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколь­ко воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обоб­щенные мировоззренческие идеи (например, о единстве и материаль­ности мира и т. п.). Кроме того, реализация межпредметных связей на деятельностном уровне позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений.

Осуществление межпредметных связей при организации вне­урочной работы — при ее планировании, отборе содержания при­водит к интенсификации внеурочной работы, обеспечивает кон­центрацию усилий учителей и учащихся, повышает качество меро­приятий, позволяет усилить их воспитательную роль. Работа мно­гих учителей-предметников не означает наращивания числа ме­роприятий, а напротив — обеспечивает их разумное планирование, истинное содружество наук с целью усиления образовательно-воспи­тательного потенциала.

Естественно, что при определении тематики внеурочной работы следует учитывать возрастные особенности школьников, их потреб­ности и интересы, а также подготовленность учителя.

Как уже отмечалось, доступность, посильность поставленных задач, успешное их выполнение, получение реальных результатов своего труда являются важным стимулом для ребят любого воз­раста, окрыляют их, способствуют поддержанию и дальнейшему развитию интереса к предмету. И напротив, в случае несоответ­ствия выбранного содержания возрасту учащихся непосильность поставленных задач снижает интерес к внеурочной работе.

Именно содержание работы во многом определит формы ее организации и проведения — лектории и кинолектории, рассказы учителя или рефераты учащихся, работа на местности или работа с картографическими и литературными источниками и т.д.

Доля самостоятельной работы учащихся на внеурочных заня­тиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить вне­урочную работу в подобие и продолжение уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий.

Младшим школьникам присущ динамизм, стремление как можно быстрее увидеть конечный результат, большое желание сделать что-либо самостоятельно, но отсутствует достаточная теоретическая подготовка, неумение долго сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. Поэтому учителю важно учесть эти особенности при планировании работы с этой возрастной группой, чередовать теоретические и практические занятия, чаще контролировать, на­правлять.

Учащиеся старших классов уже владеют приемами работы с различными источниками географической информации, поэтому они способны самостоятельно готовить сообщения, рефераты и т. д., нуждаются в четком определении задачи, а к конечному резуль­тату могут подойти самостоятельно. Доля практических самостоя­тельных занятий с ними может быть увеличена.

Как же реально подойти к выбору содержания внеурочной работы с той или иной возрастной группой учащихся?

Анализируя программу по географии, а также учитывая свои интересы и подготовку по предмету, учитель выбирает круг воп­росов, которые могут быть положены в основу работы кружка. Далее эти вопросы рассматривают и обсуждают с членами кружка или клуба (возможна и форма анкеты для учащихся средних и старших классов) и выбирают те, которые являются наиболее интересными для всех. Методы и формы изу­чения этих вопросов определяет уже сам учитель, опять же учиты­вая возрастные и индивидуальные особенности школьников, а так­же реальные возможности материальной базы кабинетов географии.

Внеурочная работа по географии проводится в свободное для учащихся время. Реализация свободного времени с пользой для общества развивает у школьников черты социально активной лич­ности, живущей интересами коллектива и отдающей ему свои зна­ния и умения.

Во внеурочной работе по географии важно соблюдать следую­щие педагогические требования:

- воспитательная направленность;

- общественно полезная направленность;

- профессиональная направленность;

- экологическая направленность;

- краеведческая направленность;

- современность содержания и форм внеурочной работы;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;

- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;

- системность, непрерывное развитие внеурочной работы.

Профессиональная и воспитательная направленность учащихся явля­ется важнейшей частью внеурочной работы по географии. В сов­ременных условиях профессиональная ориентация учащихся — это прежде всего сочетание склонностей, способностей личности с ин­тересами общества, это необходимый фактор регулирования тру­довых ресурсов страны.

Большую помощь в профориентационной работе оказывают просмотры кинофильмов о профессиях, наблюдения на экскурсиях, выставках, музеях и т. д. Для осознанного восприятия материала важно, чтобы учащиеся проработали его самостоятельно путем изготовления наглядных пособий, выпуска рукописных материалов, работы над докладом, рефератом, сбором материала о замечательных людях — производст­венниках, ученых, работы над оформлением кабинета географии, уголка профориентации.

Важное место в профессиональной ориентации учащихся от­водится факультативам и географическим кружкам. Их работа в целях профориентации должна сопровождаться заданиями об­щественно полезного характера, иметь исследовательскую направ­ленность.

Эффективной формой профориентации во внеурочной работе по географии следует признать проведение конференций, посвя­щенных различным профессиям; организацию тематического лек­тория с обсуждением тем: «В мире географических профессий», «Что вы должны знать при выборе профессии», «Классификация профессий» и др.

Профессиональная направленность по географии может быть использована в воспитательном и диагностическом аспектах. Они тесно взаимосвязаны. Для реализации воспитательного аспекта необходимо использовать мероприятия, направленные на професси­ональную ориентацию (конференции, встречи с интересными людь­ми, беседы, выпуски газет, бюллетеней, проведение лекториев и т. д). Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации их на определенную профессию. Для изучения качеств личности учащихся могут быть использованы разнообразные методы: педагогическое наблюдение, анализ доку­ментов и деятельности учеников, анкетирование, беседы, тестовый метод, педагогический эксперимент. На внеурочных занятиях с этой целью следует проводить беседы такого плана: какие черты харак­тера необходимы выбирающему профессию геодезиста, геолога, то­пографа, что необходимо знать, выбирая профессию металлурга, экономиста и т. д. Такие беседы дают возможность лучше узнать будущую профессию.

Из особенностей содержания современной географии вытекает такое требование к внеурочной работе, как экологическая направленность.. Она связана с формированием ответствен­ного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о целостности природы, взаимозависимости и взаи­мообусловленности компонентов природы; формированием элемен­тарных навыков поведения в природе, умения оценивать резуль­таты влияния деятельности человека на окружающую среду.

Раскрытие взаимосвязей человека и природы рассматривается во внеурочной работе по географии на глобальном, региональном и местном (локальном) уровнях.

«Заземление» всех направлений внеурочной работы на мест­ном уровне — необходимое условие воспитания убежденности, дейст­вительности географических знаний. Отсюда — краеведческая направленность внеурочной работы, связанная с изучением природы, хозяйства, населения своего края.

Важнейшим требованием внеурочной работы по географии яв­ляется современность ее содержания и форм. Внеуроч­ная работа по предмету должна отражать все новое: и произ­водственные достижения в родном крае, и новые направле­ния в развитии экономики. Темпы развития науки и техники тре­буют от учащихся умения ориентироваться в потоке новейшей информации. Поэтому важно в работе кружков, устных журналов использовать 10—15-минутные обзоры «Географические новости», «Мы вас информируем».

В успехе внеурочной работы немаловажную роль играет эру­диция и интересы учителя. Чем интереснее проводится работа, тем больше учеников она привлекает.

Педагогическая закономерность: доминирующая роль целей и со­держания в выборе методов и форм организации деятельности учащихся распространяется и на внеурочную работу. Поэтому боль­шую роль в настоящее время играют активные методы и фор­мы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они поз­воляют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возраст­ными психологическими и физиологическими возможностями уче­ника.

Важным моментом в соблюдении требования учета возраст­ных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Опи­раясь на исследования известного советского психолога Б. Г. Ана­ньева, следует отметить, что игру «многие специалисты в области детской психологии превратили в возрастную форму деятельности, специфическую лишь для ребенка с первого года жизни до на­чала систематического учения... Между тем игра как особая фор­ма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни. В подростковом и юношеском, молодом и среднем, даже пожилом возрасте существуют разнооб­разные ее проявления»1. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях: оперативно анализировать ситуацию, вести поиск недос­тающей информации, решать неожиданно возникающие проблемы, намечать варианты действий, применять решения в различных си­туациях. На их основе формируются знания, умения и навыки у учащихся. Новые возможности разработки и применения игр связаны с развитием микропроцессорной техники, внедрением в образование цифровых технологий.

Игровые ситуации, в которых оказываются учащиеся во время кружковых занятий, вечеров и т. д., помогают в воспитании, по­скольку максимально охватывают эмоциональную сферу ученика, это обеспечивает переход знаний в стойкие убеждения.

Следующее требование к организации ванеурочной работы по географии — сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся. Это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно-полезной направленностью внеурочной работы по географии и является производным от них.

Внеурочная работа по географии осуществляется в основном в пределах школы и тесно связана с интересами учеников. Вы­ражение этих интересов невозможно без добровольности и самостоятельности.

Необходимо, чтобы основой вовлечения учащихся во внеурочную работу по географии был не эпизодический интерес, а позна­вательные устремления школьников. Поэтому организовывать и проводить внеурочные мероприятия следует таким образом, чтобы они удовлетворяли любознательность, учитывали интерес учащих­ся, требовали проявления их волевых качеств. Это подводит уча­щихся к добровольному участию во внеурочной работе по гео­графии.

Одним из требований к организации внеурочной работы по географии является системность. Системность обеспечивается планированием внеурочной работы по географии, преемственностью форм содержания и методов ее организации, традициями школы.

Проведение внеурочной работы по географии должно учиты­вать требование непрерывного развития внеурочной работы по географии. Например, кружковая деятельность младших школь­ников перерастает в факультативные занятия или работу клубов и обществ в старших классах. Эпизодические экскурсии и походы сменяются дальними путешествиями и комплексными экспеди­циями.

Развитие внеурочной работы по географии требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм занятий к бо­лее сложным. Успех внеурочной работы по предмету зависит во мно­гом от того, удалось ли учителю организовать работу так, чтобы обеспечить преемственность от класса к классу, так как без нее в памяти учащихся остаются только отдельные мероприятия, не име­ющие между собой связи. В основе системности и развития внеурочной работы лежит знание учителем учащихся, выбор задач, посильных для каждого конкретного коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов школь­ников.

Выделяют три уровня использования внеурочной работы в педагогическом процессе.

I уровень: использование внеурочной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне внеурочные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне. Как правило, на данном этапе внеурочная работа ведется бессистемно, эпизо­дически.

II уровень: более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программой. На этом уровне главное — развить и под­держать интерес учащихся к предмету. При организации мероприя­тий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспе­чивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными по­ручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности уча­щихся. Для учащихся характерен устойчивый интерес к пробле­мам. Внеурочные мероприятия проводятся систематически, число участников довольно стабильно.

III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при реше­нии различных проблем. Учащиеся овладевают доступными ме­тодами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности. На этом уровне учащиеся могут проводить эксперименты, работать в содружестве с сотрудниками НИИ, геологических отрядов, по заданиям ВГО. Интерес уча­щихся перерастает в социально-значимую мотивацию.

Следует отметить, что ни один из названных уровней в чис­том виде не встречается, выделение их достаточно условно, но необходимо для того, чтобы фиксировать истинное положение дел, стремиться к развитию интересов школьников, привлечению боль­шего их числа к внеурочной работе, не упустить момент, когда от эпизодических форм следует переходить к систематическим.

Итак подведем итоги первой лекции. Основными требованиями, предъявляемыми к формам и методам внеклассной работы являются следующие:

  • она должна отличаться от уроков глубиной изучения географии,
    большей научностью и одновременна включать в себя элементы занимательности ;

  • включать элементы географической методологии;

  • сочетать познавательную деятельность с отдыхом, игровыми моментами ;

  • обеспечивать взаимосвязь программного планирования с внеурочным.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconЛекция 1 Предмет и задачи науки о кормлении. Химический состав кормов...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconПланирование воспитательной работы на 2012-2013 учебный год опиралось...
Исходя из цели воспитательной работы школы, воспитывающая деятельность была спланирована по следующим направлениям работы
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconПлан воспитательной работы школы на 2013-14 уч год. Цель и задачи воспитательной работы
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через разнообразие форм образовательной и внеурочной деятельности
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель и задачи выполнения контрольной работы разнообразны: научная, познавательная, учебная, методическая. Данные цели проявляются...
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconПлан работы гбоу нпо рс (Я) «Профессионального училища №36»
Исходя из сказанного, результатов анализа работы училища за 2012-13 учебный год, коллективу предстоит выполнить в новом 2013-14 учебном...
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconТематическое планирование уроков в 10 классе
Курс Общая биология в системе биологических наук. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconЛекция №1 «Предмет дисциплины «Сетевая экономика», цели и задачи ее изучения»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Основы электронной коммерции» студентам очной полной формы обучения...
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconУрок-лекция в 10 классе
Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Пьера Симона Лапласа ««Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение...
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconУрок по теме «северная америка» Цели и задачи
Цели и задачи: обобщить знания учащихся о населении и природе Северной Америки. Подвести итог изучению темы
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconПлан работы детской общественной организации «дружба» на 2008 2009 уч год №
Анализ работы за минувший год, задачи, цели, направления. Планирование работы на новый учебный год
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconЗначение сексуальности в трудах зигмунда фрейда бернд Ницшке
Цели, задачи и направления деятельности педагогического коллектива в 2012-2013 учебном году. Представление основных образовательных...
Лекция 10 «цели и задачи внеурочной работы, ее значение» iconП оложение о проведении Кубка России 23-24 мая 2015 г по жиму лежа...
Цели и задачи: выявление сильнейших спортсменов и команд; выполнение разрядных нормативов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск