Принято «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО «_02_»___09____2013 «02» сентября2013
«__»_______2013 Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № ____ ________Савич М.Ю. _________ИвановаВ.В.
Руководитель МО
_________
Рабочая программа учителя Варосян Карине Юрьевны первой категории по географии по учебному курсу «География. Начальный курс».
в 6 классе
2013-2014 учебный год
г. Москва
Рабочая программа по географии в 6 классе по учебник
Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, Начальный кур географии 6 класс – М.: Дрофа, 2007. Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 2, тестов 4 ч..
Структура программы:
пояснительная записка
структура и краткое содержание учебного предмета (курса)
тематическое планирование
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень).
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2012 г.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю. Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения
Содержание программы реализует требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; организовано в соответствии с принципами системно- деятельностного подхода ; создает мотивацию для изучения предмета; способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала и личности учеников.
Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
а самое главное – показать обучающимся, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире. Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии обучающийся должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Предметные результаты обучения
формирование у учащихся целостной системы комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства; об особенностях динамики и территориальных следствиях, главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу и планировать свою учебную деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей и с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников;
выделять главные, существенные признаки и понятия;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам,
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе, готовностью и способностью к саморазвитиюи самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
целостным мировоззрением;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку и его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основами экологической культуры;
развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов мира и России.
Тематическое планирование
№ п/п
| Тема
| Часы
| Виды деятельности
| Введение (1 ч.)
|
|
1
| Развитие географических знаний о Земле Географические наблюдения. Изучение Земли. Форма и размеры Земли. Глобус.
|
1
| Обозначение на к/к маршрутов великих путешественников.
Работа с рисунком «Вращение Земли вокруг Солнца».
| План местности (4 ч.)
|
| 2
| План местности. Масштаб. Измерение расстояний.
| 1
| Работа с компасом по ориентированию. Описание маршрута по плану местности
| 3
| Условные знаки. Стороны горизонта.
| 1
|
| 4
| Изображение неровностей земной поверхности на плане
| 1
|
| 5
| Составление плана.
Съемка местности
| 1
| Составление плана класса, школьного участка или других объектов.
| Географическая карта (5 ч.)
|
| 6
| Географическая карта. Масштаб.
Разнообразие карт. Их значение в жизни человека.
| 1
| Правила оформления контурных карт. Обозначение на контурной карте местоположение своего населенного пункта.
| 7
| Условные знаки.
Шкала высот и глубин.
| 1
| Определение по картам высот и глубин объектов.
| 8
| Градусная сетка.
| 1
| Определение направлений, расстояний и высот точек на глобусе, карте полушарий и карт России.
| 9
| Географические координаты
Географические координаты
| 1
| Определение географических координат точек и точек по географическим координатам.
| 10
| Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли».
| 1
| Выполнение тестовых заданий.
| Строение Земли. Земные оболочки. (22 ч.)
|
| Литосфера (5 ч.)
|
| 11
| Строение Земли. Литосфера
Породы, слагающие литосферу
| 1
| Определение горных пород по образцам (осадочных, магматических, метаморфических).
| 12
| Движения земной коры.
Землетрясения. Вулканы, гейзеры
| 1
|
| 13
|
Горы
|
1
| Определение по карте географического положения, высоты гор (равнин), географических координат и высот отдельных вершин.
| 14
| Равнины. Формы рельефа
.Рельеф дна Мирового океана.
| 1
| Описание равнин (гор) по физической карте по типовому плану.
| 15
| Проверочная работа
| 1
| Проверочная работа
| Гидросфера (6 ч.)
|
| 16
| Гидросфера и ее части
Мировой океан и его части.
Свойства вод Мирового океана
| 1
| Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на к/к морей и океанов.
| 17
| Движение воды в океанах
Жизнь в морях и океанах
| 1
| Обозначение на к/к теплых и холодных течений. Характеристика океана (моря) по типовому плану.
| 18
| Подземные воды.
| 1
|
| 19
| Река и ее части
| 1
|
| 20
| Характер реки.
Питание реки.
| 1
| Характеристика реки (озера) по типовому плану. Обозначение на к/к крупных рек мира.
| 21
| Озера.
| 1
| Обозначение на к/к крупных озер и водохранилищ.
| 22
| Ледники.
Охрана вод.
| 1
| Обозначение на к/к крупных горных и покровных ледников.
| Атмосфера (8 ч.)
|
| 23
| Значение атмосферы в жизни человека. Строение атмосферы.
Температура воздуха.
|
1
| Наблюдения за погодой и работа с календарем погоды. Составление графика темпера тур. Определение средних температур.
| 24
| Атмосферное давление. Ветер.
| 1
|
| 25
| Водяной пар и облака
Атмосферные осадки
| 1
| Составление графиков атмосферного давления и температуры, розы ветров, диаграмм облачности и осадков.
| 26
| Погода
| 1
|
| 27
| Климат. Распределение солнечного света и тепла на Земле.
|
1
| Составление схемы «Тепловые пояса Земли».
| 28
| Причины, от которых зависит климат
| 1
| Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу зимой и летом.
| 29
| Урок обобщения
Проверочная работа.
| 1
| Проверочная работа: выполнение тестовых заданий.
| Биосфера (3 ч.)
|
| 30
| Разнообразие и распространение организмов на Земле и в Мировом океане.
| 1
| Работа с картой «Природные зоны мира». Характеристика природной зоны по плану. Подготовка иллюстрированных сообщений о жизни наиболее интересных представителей морской фауны.
| 31
| Природные комплексы Земли.
| 1
|
| 32
| Природные комплексы своей местности. Воздействие человека на природные комплексы
| 1
| Наблюдение и описание отдельных природных объектов.
| Население Земли (2 ч.)
|
| 33
| Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты.
| 1
|
| 34
| Государства на карте мира.
| 1
| Обозначение на контурной карте крупнейших государств и их столиц.
| 35
| Заключительный урок.
|
|
|
|