Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении





Скачать 137.64 Kb.
НазваниеСахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении
Дата публикации29.07.2014
Размер137.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Тема выступления Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении

« Формирование проектно - исследовательской деятельности младших школьников как технологии развивающего обучения».

-Добрый день , уважаемые коллеги. Чтобы задать правильный тон нашей беседе, хочу процитировать высказывания Председателя правительства РФ В.В. Путина из его выступления на VI съезде Всероссийского педагогического собрания. (слайд 2*)

«Сегодня технологии обновляются с огромной скоростью, и для человека не только важны конкретные, узконаправленные умения и навыки (хотя, разумеется, это очень важно), но не менее, а может быть, даже более важна способность к постоянному развитию, овладению новой квалификацией. Это возможно сделать только при наличии фундаментального базового образования. (*)Также недопустимо, чтобы процесс образования превратился в простое зазубривание. Необходимо развивать такие качества, как критичность мышления, умение находить информацию, анализировать её, работать с ней»

(*)«Важно, чтобы образовательный процесс не был обезличен. Он должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности. Именно такую логику должны отражать новые образовательные стандарты.»(

(слайд 3)Согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального образования в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают (*)деятельностно ориентированное обучение;(*) учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций);(*) проектные и исследовательские формы организаций обучения.

Выпускник современной школы должен обладать, прежде всего учебной и социальной самостоятельностью; компетентностью в решении проблем, в принятии решений; ответственностью и инициативностью и др. Это может быть достигнуто через проектно- исследовательскую деятельность школьников.

Поэтому темой моей педагогической деятельности является(слайд 4*) « Формирование проектно - исследовательской деятельности младших школьников как технологии развивающего обучения». Это неотъемлемая часть темы методического объединения начальной школы(**)«Пути, методы и средства оптимизации учебно воспитательного процесса». И методической темы школы (**)«Создание максимально благоприятных условий для развития личности с целью успешной адаптации в быстроменяющемся мире» .

Я познакомилась с проектно-исследовательской технологией 5 лет назад , (слайд 5)когда со своими учениками –третьеклассниками участвовала во Всероссийском интернет конкурсе «Талисман Сочи 2014». Мы сразу взялись за долгосрочный проект.

Проектные группы исследовали вопросы зарождения олимпийских игр, разнообразие зимних видов спорта, Олимпийских атрибутов, о строительстве олимпийских сооружений. Каждая из проектных групп разработала и презентовала своего олимпийского символа. Результаты мы послали в Олимпийский комитет России.(слайд 6) Позже , разработку этого проекта опубликовали в альманахе «Образование :инициативы и перспективы»

При работе над этим проектом я, как учитель столкнулась с рядом проблем ,связанных с моим незнанием теоретической основы и этапности практической работы с детьми в этом новом для меня направлении. Заинтересовавшись данным видом деятельности, я поставила следующие цели для своего самообразования(слайд 7)

(*)-изучить материалы научно-методической литературы;

(*)-выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;

(*)-апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия для выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.

Я начала знакомиться с методикой А.И. Савенкова «Содержание и организация исследовательского обучения школьников», нашла рациональное зерно в его системе тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать. В 2008 году прошла краткосрочное обучение на региональном научно-методическом семинаре , организованном ГОУ ДПО «Сар ИПКиПРО» по теме «Организация проекной и исследовательской деятельности учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения», которое дало мне методическую поддержку .

Крайне полезными были для меня семинары , проходившие в «СОШ поселка Пробуждение» в 2008 году, где наглядна была показана системная работа педагогов начальной и средней школы по проектной деятельности учащихся с опорой на методику А.И. Савенкова , была продемонстрирована преемственность младшего и среднего звена образования. Яркое впечатление и пополнение багажа знаний я получила во время научно – методического семинара, организованного в режиме online - конференции в гимназии №8 в 2010 году. Где исследовательская деятельность учащихся была представляется как логически выстроенная, проверенная на практике система работы учителя и учеников. Оказался очень полнезным опыт работы учителя начальных классов Фроловой Елены Александровны над созданием школьного этимолого-орфографического словаря с иллюстрациями. Дала практические ответы на многие вопросы презентация исследовательской работы «Измерение времени» , которую представила ученица 3 класса учителя Ушаковой Галины Иосифовны.

Перейдя в 2009 году в МОУ «СОШ №1» , посещая уроки и внеклассные мероприятия учителей Барковой Елены Владимировны , Журавлёвой Татьяны Сергеевны , Парфёновой Елены Петровны , Пирской Татьяны Алексеевны ,позже Козловой Ирины Вячеславовны , я познакомилась с иновационным опытом работы этих учителей - победителей и призёров муниципальных , региональных конкурсов педагогического мастерства «Учитель учителю», «Учитель года» , « Конкурс лучших учителей РФ» . Анализируя их опыт организации исследовательской деятельности младших школьников , я ещё раз убедилась в том, что работа над проектами и проведение исследований два взаимо дополняющих процесса, логически вытекающих один из другого.И научить детей исследовательской деятельности , значит вовлечь их в проектную работу. И наоборот, работая над проектом, никак нельзя обойтись без исследований .

Получая от своих коллег теоретическую и практическую помощь , я начала формировать свою систему работы и применять технологию проектно – исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Работая над этой темой , я сделала ряд выводов, которые хотела бы обсудить с вами.(слайд 8*)

(диалог с жюри)

- Как вы думаете, почему российские школьники знают гораздо больше своих сверстников, живущих за рубежом, но не могут применять эти знания для решения практических проблем?

(выслушиваются ответы)

-Полностью согласна с вами. Я считаю , что главной целью отечественного образования на протяжении десятилетий было формирование (слайд 9)«ЗУНов» у учеников, что вело к формированию исключительно научного мышления., при котором ученик ищет ответы(*) на вопросы типа: "Почему?". А новый взгляд на методику работы через призму Универсальных Учебных Действий(*) даёт широкие возможности научить ребёнка технике самостоятельного приобретения новых знаний. В частности через исследовательскую деятельность., т.к склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в начальной школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

И ребёнок в исследовательской деятельности и при решении проектных задач теперь отвечает не только на вопросы типа: "Почему?",(*) но и на вопросы типа: "Как сделать?". Ведь самые ценные и прочные знания не те, которые выучены, а те, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих собственных изысканий.

Так вот, почему в Федеральном Государственном Стандарте начального общего образования проектно –исследовательской деятельности отводится одно из ведущих мест.

Исследовательская деятельность свое ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы .Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания

(слайд10*)Приобретение учащимися в начальной школе навыков поисково-исследовательской деятельности должно происходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности и увеличением доли самостоятельности в исследовании, открытии нового

Вначале я ввожу элементы исследовательской деятельности в структуру уроков. Развиваю умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, Например, на чтении :пересказать сказку «Кукушка» от лица матери или сыновей; придумать сказку по заданной схеме; придумать другое окончание произведения; на уроке русского языка в рамках развития речи составить рассказ по заданному окончанию, на окружающем мире: куда делся сахар в стакане с чаем?, почему мы летом чаще носим светлую одежду, а зимой тёмную? Учу детей использовать в своей речи слова «я считаю», «по моему мнению», задавать уточняющие вопросы « верно ли, что?», «могут ли?», «нужно ли?», «зачем?».
(слайд 11)Со своими первоклассниками я начала с самого простого и доступного для них предмета исследования . Мы оформляли свою «Азбуку». В после букварный период дети получили задание: и каждый создал свою страничку из «Азбуки». Но уже тогда материала набралось много , и мы с ребятами решили расширить границы заданий и продолжили «Азбуку» ребусами и играми со словами.
(слайд 12)Почти параллельно выполняли творческое исследование «Вот так цифра». Была поставлена задача: найти интересные сведения с использованием любых цифр.
(слайд 13)Так же в рамках сотрудничества с пединститутом им. Н.Г. Чернышевского в нашем классе был проведён эксперимент по внедрению комплексной программы по формированию экологических компетентностей. Занятия проходили в форме научной дискуссии, исследовательской и проектной деятельности.
(слайд 14)Во втором классе мы осуществляли работу над долгосрочным проектом «Земля в иллюминаторе». Всю 2 четверть мы развивали и уточняли эту тему. Выбрав тему , мы совершили экскурсию в планетарий. Потом на уроке окружающего мира было погружение в проект с поставленными проблемными вопросами. Мини – исследование «древние представления о Земле»( слайд 15)и сообщения о планетах Солнечной системы были логичным завершением этой работы.
(слайд 16)На уроке окружающего мира по теме «Водоёмы» мы много говорили об экологии. В ходе научной дискуссии и по рекомендации авторов учебника ребята получили задание придумать экологическую сказку с мудрым советом в конце.
(слайд 17)Говоря о погоде, дети исследовали народные приметы, наблюдали за тем, как они сбываются. Мы пришли к выводу, что многие приметы уже не работают .

В 3 классе исследовательская работа продолжается. Мы в рамках курса «Окружающего мира» изучали необычные природные явления.)И, говоря о радуге ,(слайд 18) многие дети сделали бумажные диски с нарисованным спектром цветов, выяснили сами, что при смешении всех цветов радуги получается белый цвет. И пойдя дальше остальных, Моренков Дима , подготовив сообщение , изготовил динамичную модель, на которой наглядно видно, как смешиваются все цвета. Позже он доработал свою модель , приделав к ней разное количество насадок.

Очень интересны детям опыты , проводимые непосредственно в классе . Участвуя в работе «химической лаборатории» на уроке окружающего мира по теме «Тела и вещества» , ребята с увлечением и интересом осваивали новый материал, сложную терминологию: строили догадки, находили верные решения , проводили несложные практические исследования . Изучая свойства воды, дети сами предлагали проделать определённые эксперименты , опираясь на уже имеющийся опыт практических исследований и жизненных наблюдений . Проводили эксперименты с замораживанием и фильтрацией воды дома.
(слайд 19 *) Очевидно, что «Знакомство с наукой должно происходить не как с каким-то совершенно новым содержанием, а как с факторами, уже вовлечёнными в прошлый опыт ребёнка и как с инструментами, с помощью которых можно легко и эффективно этот опыт упорядочить.» размышлял в своих трудах философ и педагог(*) Джон Дьюи ещё 100 лет тому назад. Но как актуальны его идеи сейчас, как созвучны они современному взгляду на педагогику.
(слайд 20) Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы(*)выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); (*)выработку гипотез; (*)поиск и предложение возможных вариантов решения;(*) сбор материала;(*) анализ и обобщение полученных данных;

(*) подготовку и защиту итогового продукта.
(слайд 21)Результаты исследований дети оформляют в форме рисунков, поделок, сообщений

устных и письменных, презентаций Power Point. Каждый выбирает сам , как ему удобно накапливать свои знания. Баранникова Нина самостоятельно с этого года завела особую тетрадку для докладов по разным предметам.
Применять проектно-исследовательскую технологию в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса практически не возможно. Поэтому (слайд 22)исследовательская работа ведётся(*) в урочной и (*)внеурочной деятельности.
Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками и в рамках внеурочной деятельности.(слайд 23) Изучая историю своей семьи, каждый ученик выяснил у взрослых интересные сведения о своих предках- участниках ВОВ. Результатом чего стал классный сборник «Гордость нашей семьи». Перед работой мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы , методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний), Собирая информацию, многие ребята признавались, что впервые узнают у родителей факты биографии своих предков. Эта работа имела огромное воспитательное значение.

(слайд 24*)Также с четвероклассниками я проводила интересное наблюдение за весенними изменениями в природе. Они уже сами предоставляли мультимедийные презентации, состоящими из фотонаблюдений и собственных стихов.

Часть исследовательской работы может быть распределена не только между урочной внеурочной деятельностью, но и перенесена на дом . Это может быть и специальное действие и продолжение классного общения .

(диалог с жюри)(слайд 25*)
- Как вы считаете, можно ли и нужно ли привлекать родителей к исследовательской деятельности детей?
(выслушиваются ответы)
- Моя точка зрения по этому вопросу такова: Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Участие в исследовательской деятельности даёт им возможность сблизиться со своими детьми. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над исследованиями и проектами , иначе губится сама идея этого метода. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими исследовательской деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых даю родителям разъяснения сути метода исследования и проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Результативность проектно-исследовательской деятельности.

(слайд26)Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы медикам, учителям-предметникам, библиотекарям. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин и в общении со сверстниками .В моей практике некоторым ученикам удалось преодолеть подобные затруднения , и помог им раскрепоститься именно этот подход в обучении.

В таблице представлен неполный перечень проектов и исследований. Это наиболее яркие и запоминающиеся работы с точки зрения работы над ними и представления конечного продукта исследования. Работа в этом направлении я продолжаю вести со своими учениками , видя реальные результаты.

Тема проекта - исследования

школьный уровень

муниципальный уровнь

районный уровень

Всероссийский уровень

«Талисман Сочи 2014»(2007 г.)










участие

«Весна идёт! Весне дорогу!»( 2008)

участие










«Волшебник Ганс Христиан» (2009)

3 место




2 сертификата




«Поэзия добрых дел»(2010г.)







1,2 место




«Страничка Азбуки» (2009)

1 место










«Мы дети Галактики»(2011)




2 место







«Пасхальная радость» (2011)







участие




«Кошка глазами человека»(2011г.)

1,2 места

4 сертификата







«Моя семья»(2011г.)

1 место










-Я начала своё выступление словами Путина, хочу и закончить нашу беседу ещё одной его репликой.(слайд 27*)

«Сейчас в обществе идёт очень оживлённая дискуссия. Чему мы хотим научить наших детей? Какими знаниями и умениями они должны обладать? Словом, каким должно быть наше образование? Часто в пример приводят американскую, западноевропейскую, а подчас даже и азиатскую систему образования. У нас есть свои традиции и свои очевидные преимущества!

(*)Мы, конечно, будем сохранять всё самое лучшее, чем всегда гордилось отечественное образование, в том числе и несомненные достоинства советской школы, естественно, при этом совершенствуя школьное образование. Здесь, безусловно, недопустимо стоять на месте. Система просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире.

(*)Российская система образования должна в полной мере выполнять функцию социального лифта, открывая путь для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности и жизни яркой талантливой, инициативной молодёжи. Только за счёт такого обновления, притока свежих сил мы сможем обеспечить динамичное развитие нашей страны.»(*)(В.В. Путин)

Именно проектно- исследовательская технология помогает детям стать гражданами, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.(слайд 28)

(слайд 29) - Спасибо за внимание.

Использованные источники:

  1. МИНОБРНАУКИ РОССИИ - О новых стандартах для начальной школы.mht

  2. C:\Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В_В_Путина - События - Председатель Правительства Российской Федерации В_В_Путин принял участие в VI съезде Всероссийского педагогического собрания.mht

  3. C/Моё педагогическое кредо.mht

  4. C:основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы - Дети-66_ру - Портал для детей, родителей и педагогов.mht




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconОт Сорочинской Жанны Витальевны, гражданки рф, проживающей по адресу:...
Жанны Витальевны, гражданки рф, проживающей по адресу: 101100 г. Приозерск, ул. Космонавтов, дом 9/2 кв. 99, защитника обвиняемого...
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconСиндром жанны д̉ арк
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconМетодические разработки учителя английского языка Тушиной Наталии...
Методические разработки учителя английского языка Тушиной Наталии Юрьевны для младшей школы
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconПерсональный сайт учителя Пятаевой Натальи Юрьевны, где собран материал...

Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconРабочая программа учителя Варосян Карине Юрьевны
Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, Начальный кур географии 6 класс – М.: Дрофа, 2007
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconКонспект урока математики в 1 классе Антоновской средней общеобразовательной...
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение общеобразовательная школа интернат I-II вида города...
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconДятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея...
Работа по изучению истории еврейского народа на Дятловщине началась в 2002 году, в год 60-летия трагедии
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconГ. Ижевска Юферевой Натальи Юрьевны 2012-2013 учебный год
Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №36
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconКурсовая работа студента ю-351 уч гр. I курса юридического факультета...
Ii. Принципы организации и деятельности механизма государства. Его структура
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconРабочая программа Курганской Жанны Алексеевны высшая квалификационная...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и Н. А. Николиной «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы» (Москва,...
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconРомановой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год пояснительная записка...
Заместитель директора по ур мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа»
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconРомановой Марины Юрьевны 2011-2012 учебный год пояснительная записка...
Заместитель директора по ур моу «Красноярская основная общеобразовательная школа»
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблемное изучение повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков) Ильиной Людмилы Юрьевны
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconПортфолио Шиловой Жанны Викторовны, учителя русского языка и литературы...
Сведения об образовании – высшее, в 1983 году окончила флф хабаровского государственного педагогического института, учитель русского...
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconПортфолио Мелешко Ирины Юрьевны, 22 октября 1956 г р., учителя географии...
Образование: высшее, Московский Государственный заочный педагогический институт, 1982 год
Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении iconСписок научных и учебно-методических трудов Доценко Елены Юрьевны
Внешнеэкономическая деятельность. Конспект лекций для студентов всех формы обучения специальностей 080502(0-9) – экономика и управление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск