Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины»





Скачать 162.77 Kb.
НазваниеДятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины»
Дата публикации17.12.2014
Размер162.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Из опыта работы учителя истории гимназии № 1 г. Дятлово

Наговонской Жанны Славомировны

по созданию экспозиции музея

«Истории и культуры народов Дятловщины»
Часть 1. Тема «Холокоста» в системе воспитательной работы

гимназии №1 г. Дятлово

по воспитанию у учащихся толерантности,

уважения прав человека и основных свобод
Работа по изучению истории еврейского народа на Дятловщине началась в 2002 году, в год 60-летия трагедии.

Будучи ответственным организатором краеведческой работы в СШ №3, я разрабатывала задания поисковым отрядам. Поисковому отряду 9 «Г» класса было получено собрать материал по теме «Холокост на Дятловщине». Но изучение истории города Дятлово показало, что в нём осталось очень мало свидетелей событий, происходивших в предвоенные и военные годы. По воспоминаниям жителя г. Дятлово И.И. Белоуса: «В 1938 г. проводилась перепись населения в местечке. Всего здесь проживало 5763 человека, из них – 1620 христиан, остальные 4143 - евреи (72%)».

Никто не мог лучше описать эти события, как очевидцы трагедии, но их было уже трудно найти. В книге «Память» сведений об этой трагедии было мало.

Знакомство с Капланом Абрамом Яковлевичем, евреем г. Дятлово, которому удалось спастись во время Великой Отечественной войны, позволило мне получить первую информацию о Холокосте на Дятловщине.

Результатом этой встречи была моя статья в районной газете «Перамога» «Не будем забывать» (о проводимой работе в школе по изучению Холокоста) и статья ученицы 11 класса Ванчук Оксаны «Свидетель тех ужасных событий» (о жизни А.Каплана). Эта статья в полном варианте была опубликована в областной газете «Гродненская правда», в бюллетене «Мой родны кут». Каплан А.Я. дал мне адрес председателя общины дятловских евреев в Израиле Калмана Минускина, с которым и завязалась переписка.
Изучение опубликованных статей в исторических журналах, рассказ Каплана А.Я., воспоминания бывшего учителя Белого В.М. о расстреле евреев позволило мне составить сценарий вечера-реквиема, посвящённого 60-летию трагедии на Дятловщине.

Это мероприятие проводилось в актовом зале СШ №3 г. Дятлово. Были приглашены Каплан А.Я., который рассказал о своём спасении; Красюк Ф.Ф. – директор Дятловского музея Народной Славы, который рассказал о жертвах еврейского народа на Дятловщине

В сценарий были вставлены сообщения учащихся об истории еврейского народа на Беларуси, о трагедии еврейского народа в мире, в Беларуси. Закончилось мероприятие прослушиванием песни «Бухенвальдский набат» и песни «День Победы».

Это мероприятие нашло отклик в сердцах учащихся, учителей, администрации школы. После него не нужно было кому-либо объяснять, зачем нужно изучать Холокост.

Прочитав статьи в «Перамоге» Юшкевич Галина Михайловна, работник сельского клуба в Дятл.районе, сообщила в Дятловский музей о найденной ею могиле врача партизанского отряда Маркусе Шлёме ( партизанская кличка - доктор «Атлас»). В книге «Память» напечатана не все воспоминания Баярчука Вацлава Юльяновича. В этом году в фондах Новогрудского музея мне удалось найти книгу, где напечатано полное воспоминание. В нём описывается героический подвиг этого человека.

Изучение опубликованных статей в исторических журналах, рассказ Каплана А.Я., воспоминания бывшего учителя Белого В.М. о расстреле евреев позволило мне составить сценарий вечера-реквиема, посвящённого 60-летию трагедии на Дятловщине.

Это мероприятие проводилось в актовом зале СШ №3 г. Дятлово. Были приглашены Каплан А.Я., который рассказал о своём спасении; Красюк Ф.Ф. – директор Дятловского музея Народной Славы, который рассказал о жертвах еврейского народа на Дятловщине; Шитько Л.И. – заведующая районной библиотекой, которая попыталась объяснить причины трагедии еврейского народа с точки зрения христианской религии.

В сценарий были вставлены сообщения учащихся об истории еврейского народа на Беларуси, о трагедии еврейского народа в мире, в Беларуси. Закончилось мероприятие прослушиванием песни «Бухенвальдский набат» и песни «День Победы».

Это мероприятие нашло отклик в сердцах учащихся, учителей, администрации школы. После него не нужно было кому-либо объяснять, зачем нужно изучать Холокост.

В гимназии №1 г. Дятлово, где я сейчас работаю, необходимо было оформить музей. На основании уже собранного материала преподавателями гуманитарного цикла было решено начать работу над проектом по созданию музея «Истории и культуры народов Дятловщины». Проект был рассчитан на 3 года. В гимназии были созданы творческие группы, каждая из которых работала по своему направлению. Я руководила оформительской работой и работой по теме «Холокост».

В процессе работы мне удалось попасть на конференции, проводимые здесь, в Новогрудке. Эти конференции расширили мои знания об этой трагедии, позволили мне найти единомышленников, друзей. Я получила опыт работы по преподаванию этой темы. Каждый год в программу краеведческой работы гимназии включаются вопросы «Холокоста».

В гимназии №1 г. Дятлово, где я сейчас работаю, необходимо было оформить музей. На основании уже собранного материала преподавателями гуманитарного цикла было решено начать работу над проектом по созданию музея «Истории и культуры народов Дятловщины». Проект был рассчитан на 3 года. В гимназии были созданы творческие группы, каждая из которых работала по своему направлению. Я руководила оформительской работой и работой по теме «Холокост».

В процессе работы мне удалось попасть на конференции, проводимые здесь, в Новогрудке. Эти конференции расширили мои знания об этой трагедии, позволили мне найти единомышленников, друзей. Я получила опыт работы по преподаванию этой темы. Каждый год в программу краеведческой работы гимназии включаются вопросы «Холокоста».

В процессе поиска к нам попала видеокассета с фильмом о жизни евреев в Дятлово в довоенное время и во время ВОВ. После перевода этой кассеты у нас появился новый материал по Холокосту, особенно по истории Сопротивления евреев во время войны.
В процессе поиска были ксерокопированы страницы книги 1957 г., изданной в Израиле «Записная книжка Дятлово». К сожалению, текст напечатан на языке «идиш», поэтому перевести её мы не смогли.

Через год в Израиле переиздали главные страницы этой книги на «иврите» в небольшом издании «Our Zhetl». Для нас сделали перевод главных страниц в небольшой брошюре. Из неё мы также узнали новый материал.

Таким образом, удалось собрать основной материал по Холокосту в Дятлово.
30 апреля 2004 года на месте расстрела 2800 евреев на северной окраине города учащиеся гимназии участвовали в митинге-реквиеме, на котором присутствовали работники санатория «Радон», оказавшие шефскую помощь в уборке и реконструкции мемориала, гости из столицы, жители города.

Учащиеся гимназии сами участвовали в уборке еврейского кладбища, находящегося на южной окраине города, от мусора, старых деревьев.

На основе собранного материала учащаяся гимназии Герус Алина написала реферат, с которым выступала не только на общегимназической конференции, но и конференции в лицее №1 г. Гродно, где была отмечена дипломом 2 степени.

В этом году учащимися гимназии написаны две работы, связанные с этой темой. Это работа учащихся 11 кл. Панасевич Татьяны «Бабий Яр: людская память не может молчать» и работа Буйко Анастасии «Пепел Холокоста стучит в моё сердце». Эти работы отосланы на конкурс в Москву, а в течение последующих месяцев они будут дорабатываться, чтобы превратиться в настоящие исследования.

В подготовке к мероприятиям, проводимым в гимназии, помогает литература, полученная на семинарах по преподаванию Холокоста, проводимых в Новогрудке. Многие из них выпучены Московским фондом «Холокост», руководством музея в г.Минске.

Изучение печатных изданий сопровождается поисковой работой в своём районе. В процессе поиска материалов по Дятловскому району в д. Дворец была найдена могила, расположенная на стыке огородов двух участков. В июне 2004 г. в районе работал поисковый батальон Республики Беларусь, результатом работы которого стало обнаружение останков 51 человека, которые были перезахоронены на еврейском кладбище в Дятлово. Летом 2006 г. на могиле установлена стела, открытие которой состоялось в конце июня 2006 г.

Одной из форм воспитания толерантного отношения учащихся к другим народам является работа по изучению культур народов, проживавших и проживающих в районе. Для изучения культуры еврейского народа мы пригласили ансамбль еврейского общества «Нохум» г. Гродно. Участники небольшого коллектива привезли с собой предметы, характерные еврейской культуре. Они рассказали о некоторых праздниках, показывали предметы культа еврейского народа. А в перерывах между рассказом ведущей звучали песни на еврейском языке.

Учащиеся гимназии очень тепло принимали гостей. Гости же подарили музею талит, кипу, свечи, книги, в которых описаны еврейские праздники. Эти предметы стали настоящим украшением нашего музея.

Сейчас главной целью работы музея является сбор воспоминаний очевидцев трагедии, установление истины в вопросе захоронений жертв еврейского населения на территории Дятловского района, в частности г.п. Козловщины, так как гетто д. Дворец исследует учитель истории Сокол А.М.

Поиск архивных материалов – это тоже очень важная часть исследовательской работы. К сожалению, в Новогрудском архиве сведений по этой теме очень мало.. Сведения по захоронениям также неточны.

В музее идёт накопление материалов, рассказывающих о трагедии еврейского народа, его сопротивлении насилию: воспоминания очевидцев трагедии, литература, вырезки из газет и журналов, брошюры, материалы Интернет-сайтов и т.д.

В гимназии создаётся электронный учебник по краеведению: «Дятлововедение». Два раздела этого учебника посвящены еврейскому народу. Это тема «Еврейская культура» и «Холокост на Дятловщине». Уже набраны вспомогательные тексты.

Ведётся пропагандистская работа через районную печать, которая даёт свои результаты. Так, в 2002 году, после опубликования статей о спасшемся из гетто Каплане А.Я. и жизни евреев в Дятлово, появились первые отклики неравнодушных людей. Прочитав статьи в «Перамоге», Юшкевич Галина Михайловна, работник сельского клуба в Дятловском районе, сообщила в Дятловский музей о найденной ею могиле врача партизанского отряда Маркусе Шлёме. В 2008 году, после цикла статей о Холокосте на Дятловщине, было получено письмо от женщины, рассказывающей о том, как её отец вывез и спас еврейку из г. Слонима.

В книге «Память» напечатана не все воспоминания Баярчука Вацлава Юльяновича. В этом году в фондах Новогрудского музея удалось найти книгу, где напечатано полное воспоминание. В нём описывается героический подвиг этого человека партизанского врача - «Доктора Атласа».

Благодаря инициативе руководителя музея Наговонской Ж.С. военный комиссариат провёл работу по организации перезахоронения героя и установление памятника на территорию еврейского кладбища в г.Дятлово, которое состоялось 25 июня 2008 года.
Из Отчёта о работе музея за 2007 год

“Холокост на Дятловщине: к 65-летию трагедии”- тема культурно-просветительской работы гимназии в третьем триместре 2006-2007 учебного года

В 2007 году музей посетило много делегаций, интересующиеся темой Холокоста. Весной 2007 года нас порадовали гости из США, которые изучают места жизни своих родственников, в августе мы встречали гостей из Израиля.


Исследуя эту проблему, проводится запись воспоминаний старожилов о жизни жителей местечка Дятлово в межвоенное время и годы Великой Отечественной войны (см. приложение). Большую помощь в работе над темой «Холокост» оказывает участие руководителя музея Наговонской Ж.С. в республиканских семинарах, проводимых в г. Новогрудке.

Очень яркой и незабываемой была встреча со свидетелями трагедии 1942 года в Дятлово братьями Капланами – Абрамом и Маклом. Абрам Яковлевич – житель г. Дятлово, а его брат – из Нью-Йорка. Макл привёз на родину своих внуков, чтобы показать место трагедии, ещё раз рассказать о ней своим близким.

Все участники встречи поддерживали диалог на русском и английском языке. Встреча поколений показала, что работа, проводимая музеем в этом направлении, помогает сформировать толерантное отношение нашей молодёжи к другим нациям, завязать дружеские отношения с молодёжью других стран.


Работа над этой проблемой продолжается и в 2007-2008 учебном году.

Учащиеся 11 «Б» класса Буйко Анастасия и Панасевич Татьяна в ноябре 2007 года послали свои исследовательские работы на Международный конкурс «Холокост и толерантность», проводимый Московским фондом «Холокост» (см. приложение).


Из краткой презентации музея

В экспозиции музея представлен и материал о еврейской истории и культуре.

Встречи с представителями еврейской общины г. Гродно, переписка с еврейской общиной дятловскизх евреев в Израиле позволили нам оформить стенд Еврейская культура на Дятловщине, где представлены не только фотографии, книги, но и предметы еврейской культуры.












Холокост не миновал и нашу Дятловщину. Около 20 000 евреев было уничтожено немецко-фашистскими захватчиками во время войны на нашей земле. На местах захороненных евреев установлены памятники. Прошло уже более 60 лет трагедии, но и сейчас находятся неизвестные, безымянные могилы жертв фашизма. Нашим поисковым отрядом была обнаружена заброшенная могила в д. Дворец, из которой солдаты батальона военных археологов извлекли останки 51 человека. В прошлом году они были перезахоронены на еврейском кладбище г. Дятлово, а летом 2006 года на могиле установлен памятник.













Часть 2. Яд Вашем
До этой поездки я много слышала о Яд Вашем, но не предполагала масштабов этого центра по сохранению памяти о Холокосте в Израиле. Это не только новый современный музей, это ещё и целый комплекс мемориалов, архив, научно-исследовательский центр и международная школа по преподаванию Холокоста. Международная школа проводит занятия с преподавателями Израиля, учащимися израильских школ, а также проводит семинары для учителей разных стран.

С 23 марта по 04 апреля 2008 года состоялся семинар для учителей России. В состав этой делегации посчастливилось оказаться и мне. Именно посчастливилось, так как эти дни останутся в моей памяти как одна из самых ярких страниц жизни.

Лекции, практические занятия с использованием аудио-, видеотехники не оставляли никого равнодушными. Ирит Абрамски, Наташа Сигал – главные организаторы и руководители семинара, сделали всё возможное, чтобы программа семинара была насыщенной, интересной. Но самым большим впечатлением для меня, человека, стремящегося через создание гимназического музея сохранить в памяти дятловчан события тех трагических дней, оказались практические занятия в новом музейном комплексе Яд Вашем в Иерусалиме и музеях, расположенных в Западной Галилее – Доме-мемориале борцов гетто имени Ицхака Каценельсона и Доме-мемориале еврейских детей - жертв Холокоста «Яд ле Елед».

Новый Исторический Музей Катастрофы (Холокоста) представляет историю Катастрофы глазами евреев, рассказывает о трагедии отдельного человека на фоне событий эпохи. Более 2500 экспонатов экспозиции: предметы быта, принадлежавшие жертвам Катастрофы, сохранённые ими или их родными и переданные в Яд Вашем, устные рассказы, письма, дневники, фотографии, видео клипы, картины и рисунки, музыкальные произведения, - повествуют о трагедии миллионов уничтоженных

Исторический Музей Яд Вашем – самый большой в мире музей Катастрофы. Знакомство с ним занимает от 1,5 до 3 часов, но участники семинара изучали его в течение 2 занятий.

Здание музея представляет собой выбитую в скале призму, которая насквозь прорезает вершину горы таким образом, что оба её конца – вход и выход из музея – как бы парят в воздухе. Центральная часть музея – длинный туннель: его пол, идущий под уклон, является основанием призмы, а стены – боковыми гранями, которые сужаются кверху и заканчиваются вершиной из стекла, выступающей над землёй. По обе стороны центральной экспозиции расположены боковые отсеки, также выбитые в скале. Экспозиция, представленная в каждом из них, - это отдельная глава истории Катастрофы. По мере нарастания трагических событий, представленных в музейных залах, посетители опускаются всё глубже в недра горы. И только в самом конце, вырываясь из мрака Катастрофы, они поднимаются и попадают на смотровую площадку, с которой открывается потрясающий вид на Иерусалим и его окрестности.

Начинается изучение музея с просмотра фильма-коллажа «Живые картины» (автор Михаэль Ровнер), который создан на основе киноматериалов и фотографий, отображающих жизнь евреев перед Катастрофой. Об этом же рассказывают полуобгоревшие фотографии и документы, которые найдены среди вещей уничтоженных узников концлагеря Клоога.

Путь евреев из прошлого в будущее был очень тяжёл. Для осмысления этого авторы создания музея установили символические преграды, рассказывающими о тех испытаниях, которые необходимо было переживать людям в определённый период истории.

Второй зал музея рассказывает о нацистской Германии 1933-39 гг. и дискриминации евреев. С приходом нацистов к власти антисемитизм и расизм стали государственной идеологией. Из равноправных граждан евреи превратились в бесправных, преследуемых изгоев.

Начало Второй Мировой войны в сентябре 1939 года и антиеврейская политика после оккупации Польши. Оскорбление и унижение, принудительный труд, разрушение синагог, грабёж и террор. Это материалы третьего зала.

Четвёртый зал рассказывает о создании гетто в Восточной Европе и антиеврейской политике нацистов на оккупированных территориях Голландии, Франции и Северной Африки. Поражают своими масштабами гетто в Лодзи, Варшаве, Терезине и Каунасе.

Следующий зал рассказывает о немецком вторжении в СССР в июне 1941 года и начале политики окончательного решения еврейского вопроса. Не оставляют равнодушными массовые убийства евреев Советского Союза, Хорватии, Сербии и Румынии. Здесь же рассказывается о Ванзейской конференции, проходившей в январе 1942 года, и пути окончательного решения еврейского вопроса на всей территории Европы и Северной Африки.

Одним из самых больших по размерам и впечатляющих по содержанию является шестой зал. Он рассказывает о депортации евреев Польши и других европейских стран в лагеря смерти, о создании еврейских подпольных организаций сопротивления, о восстании в Варшавском гетто и уничтожении евреев в лагере смерти Аушвиц-Биркенау.

Заставляют задуматься материалы следующего зала: молчание свободного мира, безразличие к тяжёлому положению евреев, зачастую враждебность. Но евреи сами пытались бороться за свою жизнь: еврейское подполье, партизанское движение, попытки спасения.

Особое внимание в музее уделено праведникам мира – людям, спасавшим еврее во время войны. На территории музейного высажены аллеи праведников – деревья, возле каждого поставлена табличка с именем праведника мира. Есть также мемориал праведников мира, количество стел которого увеличивается с появлением новых имён.

Восьмой зал музея продолжает рассказывать о нацистских концентрационных лагерях – борьбе за выживание и стремлении остаться человеком, печально известных «маршах смерти». Доказательство этого - ужасающие фотографии жизни и смерти узников концлагерей, сделанные освобождавшими лагеря войсками освободителей.

Но страдания евреев не закончились с подписанием акта о капитуляции Германии. Этих измученных войной людей ждала борьба за право вернуться к жизни после освобождения, поиск родных, начало новой жизни в лагерях для перемещённых лиц в Европе. Пришлось им вести борьбу за право эмигрировать в Эрец Израэль (Землю Израиля) и другие страны. Это материалы девятого зала.

Одним из самых запоминающихся залов музея является Зал Имён. Этот зал – мемориал в самом музее. Зал круглый в основании, над центром которого находится огромный усечённый конус, на внутренних сторонах которого прикреплено множество фотографий с подписями данных о людях. В папках, расположенных по периметру зала, хранятся Листы свидетельских показаний с именами миллионов уничтоженных нацистами. Есть компьютерный зал, дающий возможность поиска имён погибших в Базе Данных имён Жертв Катастрофы и занесения имён тех, кто ещё не значится в списках погибших. Эта информация доступна и через сеть Интернета.

Победу человеческого духа над трагедией Катастрофы демонстрирует видео художественный дисплей (автор Ури Цайг). Чёрный фон, по которому снизу вверх движутся буквы, сливающиеся в центре в слова, предложения выживших в Катастрофе людей. Через некоторое время буквы, как будто растворяются, перемещаясь вверх, а вместо них появляются новые.

Покинув последний зал, оказываешься на смотровой площадке, которая демонстрирует незабываемый вид на Иерусалим и его окрестности. Новый город – символ жизни, процветания народа Израиля.

Одно из занятий семинара прошло в художественном музее, который входит в музейный комплекс Яд Вашем. В нём работает постоянно действующая выставка из самого крупного в мире собрания произведений искусства, созданного в период Катастрофы.

Посещение синагоги-музея позволяет познакомиться со спасёнными ритуальными атрибутами из имущества синагог, повреждённых или разрушенных в годы Шоа.

В выставочном павильоне размещены временные тематические экспозиции, выставки произведений искусств, посвящённых этой теме.

Видео материалы о Катастрофе – документальные, художественные фильмы, видео свидетельства находятся в видео центре. Это специальное помещение с залом-кинотеатром, где можно смотреть фильма большой группой людей и залом, где располагается большое количество компьютеров, которые позволяют самостоятельно выбрать по каталогу нужный фильм и, используя наушники, посмотреть его на отдельном мониторе.

Часть 3. «Бейт Лохамей ха-геттаот»
«Бейт Лохамей ха-геттаот» - Дом-мемориал борцов гетто имени поэта Ицхака Каценельсона расположен на севере Израиля, в Западной Галилее, между городами Акко и Нагария, на территории кибуца «Лохамей ха-геттаот». Кибуц – это сельскохозяйственное поселение, отдалённо напоминающее колхоз. Кибуц, а вместе с ним и музей, основали в 1949 году выходцы из Польши и Литвы, бывшие узники и борцы гетто, участники партизанской борьбы против нацизма. Это был первый в мире Музей Холокоста, созданный на земле возрождённого еврейского государства. Сейчас в музее используются новые технологии: компьютеризированные залы для самостоятельной работы, использование в экспозиции видеодисплеев, богатый архив. Работает центр толерантного воспитания, где ученики и преподаватели, представители разных культур: еврейской, арабской, друзской на основе изучения Холокоста обсуждают проблемы толерантности, взаимопонимания между народами и людьми разных национальностей.

После начала большой алии, в 1990 году, в музее был создан Отдел изучения Холокоста евреев Советского Союза, который занимается изучением трагедии, происходившей на территории бывшего СССР, выпускает учебные пособия на русском языке.

Рядом с музеем борцов гетто в мае 1955 года был открыт музей «Яд ле Елед», посвящённый памяти 1,5 миллионов еврейских детей – жертв Холокоста. В основе здания музея – усечённый конус. Вдоль внешней стены по спирали вниз расположена экспозиция музея. Экскурсантов сопровождают голоса детей, рассказывающих о своих чувствах, о ситуациях, в которых они оказались. Всё оформление музея создаёт обстановку тех трагических минут, которые переживали дети в годы Катастрофы.

Один из залов посвящён Янушу Корчаку, который вместе со своими воспитанниками был вывезен из Варшавского гетто и погиб в лагере смерти Треблинка. В экспозиции представлены экспонаты и фотографии, связанные с его жизнью.

Посетив основные залы музея, учащиеся могут поработать в художественной мастерской, где они рисуют, лепят, занимаются аппликацией на тему Холокоста. Лучшие работы вывешены на стенах коридоров музея.

Для меня, руководителя маленького гимназического музея, посещение таких музеев помогло ещё раз убедиться в необходимости работы по созданию новой экспозиции по теме «Холокост на Дятловщине». Всегда трудно найти слова как правильно, эмоционально объяснить ребёнку сложность проблемы Холокоста. Практические занятия в вышеназванных музеях, лекционные и семинарские занятия в Центре преподавания Холокоста дали ответы на многие волновавшие меня вопросы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconОбразовательная программа «Национально-региональный компонент культуры...
Воспитание детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов крайне актуально...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематика комплектования фондов музея зависит, прежде всего, от профиля и научной направленности музея. Эти параметры отражены в концепции...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» icon«Опыт создания виртуального музея», на котором учительница Старо-Шудьинской...
Изучение и внедрение в практику работы учителей новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Атаева Л. И. Методические разработки «Экскурсия по одной экспозиции музея»
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconПодготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской...
Мастер- класс: «Организация работы школьного музея в системе патриотического воспитания»
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconМинистерство культуры Российской Федерации Государственный музей...
Лекция «Языческие культы народов Европы (славяне, германцы, финно-угры, баски, кельты)»
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconДоклад «национальные культуры народов россии: проблемы и перспективы»
Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся,...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconНародные игры на уроках физической культуры
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни, культуры народов, населяющих Республику Мордовию, через изучение...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconАспирантура
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconVI. эффективная наука
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconПриказ № г. Ярославль
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconПоложение о Парке социогуманитарных технологий
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconДоговор на оказание платных образовательных услуг
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconПоложение о научно-исследовательском археологическом и этнографическом центре
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconРекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного...
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...
Дятлово Наговонской Жанны Славомировны по созданию экспозиции музея «Истории и культуры народов Дятловщины» iconПрофессиональная проба как системообразующий фактор формирования...
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск