Скачать 62.85 Kb.
|
ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ Тематика комплектования фондов музея зависит, прежде всего, от профиля и научной направленности музея. Эти параметры отражены в концепции музея истории РГППУ: «Актуальность:
Определение проблемы: диспропорция между уровнем развития вуза и его отражением в музейных фондах; затруднения при необходимости использования исторически значимых фактов при осуществлении научно-исследовательской и презентационной функций Предполагается позиционирование музея как структурной единицы, выполняющей следующие функции:
Исходя из сказанного, может быть сформулирована миссия музея: отражение индивидуального стиля РГППУ, фиксация константных его черт, обобщение вариативных.» Концепция развития музея истории РГППУ предусматривает формирование серии коллекций:
Главная цель комплектования фонда музея - документирование исторической действительности. Это означает, что через зафиксированные сведения о нематериальной жизни людей и предметов музейного значения в музейном собрании должна создаваться максимально правдивая картина жизни вуза на определенном этапе его развития. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры, как знака, символа конкретного факта, события, явления или процесса. Кроме того на тематику комплектования влияет смена задач, которые обычно ставятся перед музеем: музеи всегда служат обществу и выполняют его заказы. Процесс комплектования можно разделить на условные этапы:
Большая часть (но не б'ольшая) работы будет осуществляться членами рабочей группы ЭС:
Что отбирать? В настоящее время выделяют шесть типов музейных предметов, или источников: Вещественные (вещевые) источники – музейные предметы, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью. Содержащаяся в вещественном источнике информация передается непосредственно через материальную сторону предмета – его форму, устройство, материал, размер, вес, цвет. Например, в фондах музея есть перчатки К.Цзю, юбилейные медали, кубки и др. Изобразительные источники – это музейные предметы, которые содержат информацию, зафиксированную посредством зрительного образа. Рисунки, стенгазеты, коллажи, чертежи, планы, карты… Письменные источники – музейные предметы, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма – букв, цифр и других символов. Например, документы ОРД, конспекты лекций, хроники, летописи, документы политических партий, статистические материалы, литературные и публицистические произведения, частная переписка, редкие книги. Фонические источники – информация зафиксирована в виде звуков человеческой речи, шумов, музыки и др. Они могут передавать голос выдающейся личности, особенности интонации чтеца, исполнительское мастерство музыкантов, силу зрительских аплодисментов. Это восковые валики или цилиндры – первоначальные носители записи, патефонные и граммофонные пластинки, магнитные ленты, компактные диски. Фотоисточники – информация в виде изображения, полученного с помощью фотоаппаратуры. Это могут быть не только фотографии, но и негативы на стекле, пленке и других материалах, фотоотпечатки на бумаге, керамике, металле, диапозитивы на стекле или пленке. Киноисточники – информация в виде динамического изображения. Сколько? Неравнозначна ценность самих музейных предметов, что выражается понятиями «типичность» и «уникальность». Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандартные промышленные изделия, типовые документы. Такой предмет, даже если он хранится в музее в единственном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Вместе с тем, если предмет, отражающий типичное явление, сохранился в одном экземпляре или в очень небольшом количестве, то он считается уникальным музейным предметом, потому что содержащаяся в нем информация приобретает исключительный характер. Другие уникальные предметы являются таковыми в силу своеобразия и неповторимости. Таковы высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научные приборы оригинальной конструкции, единичные экземпляры памятников письменности. К уникальным относятся и мемориальные предметы – личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства; а также вещи, связанные со знаменательными событиями. Среди них выделяют особую группу – реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии. В частности, при увольнении сотрудников остаются их архивы, при переселении отделов и кафедр остаются «ничьи» документы, которые часто утрачиваются. Такие «остатки» лучше передавать на экспертизу в музей. Какие предметы? Наиболее широко при отборе используются три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны: 1. Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных явлениях и процессах. Совокупность атрибутивных сведений о предмете представляет собой два поля:
2. Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом. 3. Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. 4. Репрезентативность, то есть превосходство информационного потенциала в ряду аналогичных предметов, например вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Следующей единицей классификации фондов является вид музейных предметов: бумага, дерево, металл, камень, керамика, стекло, ткани, кость, перламутр, пластмассы. Как собирать? Музейный предмет переводится в электронный вариант (на месте или при помощи музейной техники), снабжается краткой легендой:
Собранный материал пересылается по электронной почте на адрес maksimovskih@rsvpu.ru или передаётся в музей на каком-либо носителе. |