Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение





Скачать 306.81 Kb.
НазваниеРекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение
страница1/2
Дата публикации30.07.2013
Размер306.81 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения.

Введение

В настоящее время вопросам определения предназначения, оптимальной структуры и содержания основной образовательной программы школы уделяется большое внимание. Они волнуют как исследователей, так и практиков системы образования. Можно выделить несколько причин возрастания интереса к проблемам, связанным с формированием основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Первая причина - это обязательность данного документа. Согласно пункту 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретной школе определяется образовательной программой (образовательными программами), которая разрабатывается и реализуется школой самостоятельно.

Изменения и дополнения в ст. 7 Закона РФ «Об образовании» от 7.12.2007 г. придают ещё большую актуальность вопросу разработки основной образовательной программы (далее - ООП) в образовательном учреждении:

- п.1: «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

- п.3: «Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1) структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ;

3) результатам освоения основных образовательных программ».

Вторая причина - существование различных подходов к назначению, структуре, содержанию, технологиям разработки образовательной программы в контексте формирования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, влиянию ООП на образовательный процесс, тем более что многие педагогические коллективы уже накопили определенный опыт по разработке и использованию в практике образовательной программы. Этот опыт требует осмысления.

Третья причина - возрастание значимости процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, в ходе которых устанавливается исполнение образовательным учреждением требований ФГОС в части требований к структуре основной образовательной программы и условиям её реализации, рассматривается уровень реализуемых образовательных программ и их направленность.

Четвертая причина - необходимость развития форм государственно-общественного управления образованием, определенных Федеральной программой развития образования. В выборе содержания образования, за исключением той его части, которая определена предметами федерального базисного учебного плана и регионального компонента, могут принимать участие сами учащиеся и их родители (законные представители). Поэтому при соответствующей организации образовательная программа может и должна стать основанием для конструктивного диалога школы и местного сообщества, прежде всего родителей, по вопросам содержания и качества общего образования.

В соответствии с концепцией модернизации  российского образования основная цель (миссия) общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни. 

Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и  содержательно- деятельностные предпосылки осуществления этой миссии, является его образовательная программа.  Она позволяет подчинить входящие в нее основные и дополнительные  образовательные программы, учебную и другие виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью  человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.

Но хотелось бы уточнить, что под основной образовательной программой следует понимать документ, который определяет только содержание образования в конкретном учреждении и технологии реализации этого содержания. Поэтому нецелесообразно включать в образовательную программу учреждения материалы и разделы, дублирующие его устав, программу развития и годовой план работы школы. Кроме того, поскольку разрабатывать образовательную программу должно каждое образовательное учреждение, этот документ не должен быть перегружен теоретическими и исследовательскими материалами.

Согласно статье 41 Типового положения об образовательном учреждении* образовательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий. Тем не менее, стоит отметить, что педагогические коллективы школ «свободны» лишь в определении содержания вариативной части учебного плана и часов внеучебной деятельности, поскольку определение федерального и национально-регионального его компонентов относится, соответственно, к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Общие положения
1. Основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее — Основные образовательные программы) является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

2. Основная образовательная программа должна быть разработана учреждением на основе федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 36). До введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения педагогическим коллективам следует руководствоваться требованиями нормативных актов, определяющих обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся по соответствующей образовательной программе.

3. Структурно основная образовательная программа школы может рассматриваться как совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). Эти программы должны быть преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей (п. 3 ст. 17 Закона РФ «Об образовании»). В свою очередь, программа каждого уровня обучения в упрощенном виде представляет собой совокупность предметных основных и дополнительных образовательных программ, а также описание технологий их реализации. Таким образом, образовательная программа школы может быть определена как совокупность взаимоувязанных основных и дополнительных образовательных программ трёх ступеней образования и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение планируемого результата деятельности конкретного учреждения.

4. Основная образовательная программа должна быть направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования в профессиональной сфере, соответствовать предназначению учреждения.

5. Наличие в общеобразовательном учреждении основной образовательной программы является необходимым условием успешного прохождения учреждением процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

6. Образовательная программа разрабатывается на срок, определяемый учреждением самостоятельно. Это может быть срок, соответствующий продолжительности освоения каждого уровня образования (образовательная программа начального общего образования - на 4 года, основного общего - на 5 лет, среднего (полного) общего - на 2 года). Отдельные ее разделы, такие, как «Миссия образовательного учреждения и средства её реализации», «Модель выпускника», могут быть актуальны вплоть до изменения предназначения учреждения (например, в связи с изменением его статуса, изменением социального заказа, реализацией определенного этапа программы развития учреждения и т.п.). Другие, например, «Цели и задачи образовательного процесса», «Особенности организации образовательного процесса и применяемые технологии» могут корректироваться по мере необходимости. Раздел «Учебный план школы и его обоснование» должен обновляться ежегодно. По мере включения в образовательный процесс новых программ и учебников должны вноситься коррективы в раздел «Программно-методическое обеспечение образовательной программы».

7. Деятельность по разработке образовательной программы может быть использована как средство развития сотрудников учреждения, вовлечения педагогического коллектива и родительской общественности в управление образовательным учреждением.
Структура образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Представляется целесообразной приведённая ниже структура образовательной программы. Все аналитические материалы, необходимые для разработки программы, могут быть оформлены в приложениях к ней.

Раздел 1. Миссия образовательного учреждения и средства её реализации.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника образовательного учреждения.

Раздел 3. Основные образовательные программы для каждой ступени общего образования.

Раздел 5. Особенности организации образовательного процесса и применяемые в нем технологии.

Раздел 6. Показатели (измерители) реализации образовательной программы.

Раздел 7. Программно-методическое обеспечение образовательной программы.

Предложенные разделы образовательной программы рассматриваются как инвариантные (обязательные). Администрация и педагогический коллектив учреждения вправе дополнить данный перечень другими разделами, отражающими особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в общем образовании.
Рекомендации по содержанию разделов программы.
Раздел 1

Миссия образовательного учреждения и средства её реализации.

В этом разделе необходимо сначала обосновать, а затем сформулировать предназначение конкретного образовательного учреждения. Оно формулируется на основе статуса учреждения, определяется и обосновывается особенностями внешней по отношению к образовательному учреждению среды, возможностями учреждения, исторически сложившимся местом учреждения в образовательном пространстве города, района, микрорайона.

Формулировка миссии школы должна быть краткой и понятной не только педагогическому коллективу, но и родителям учащихся, партнерам образовательного учреждения. Поэтому представляется целесообразным включать в работу по формулированию миссии образовательного учреждения представителей органов общественно-государственного управления.

В этом же разделе необходимо указать уровни реализуемых учреждением общеобразовательных программ. В соответствии со статьей 32 Типового положения об общеобразовательном учреждении общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями основных образовательных программ трех ступеней образования:

I ступень - начальное общее образование;

II ступень - основное общее образование;

III ступень - среднее (полное) общее образование.

Назначение каждой ступени обучения определяется пунктами 33, 34, 35 Типового положения об общеобразовательном учреждении.

В разделе также описываются и обосновываются основные средства, при помощи которых администрация и педагогический коллектив реализуют предназначение своего учреждения.

Основным средством реализации миссии практически для всех общеобразовательных учреждений является выполнение требований к результатам освоения основных образовательных программ. В то же время каждое учреждение располагает дополнительными, специфическими именно для него средствами реализации своего предназначения. Например:

- введение в учебный план предметов и курсов, способствующих общекультурному развитию личности и формирующих гуманистическое мировоззрение;

- предоставление учащимся возможности попробовать себя в различных видах деятельности (интеллектуальной, трудовой, художественно-эстетической и т.д.);

- раннее или углубленное изучение отдельных предметов;

- предоставление учащимся возможности выбора профиля обучения, темпа освоения учебного материала;

- оригинальная организация учебной деятельности, интеграция учебной и внеучебной деятельности;

- предоставление широкого спектра дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.

В этом же разделе целесообразно обозначить направленность образовательных программ. Образовательные программы, реализуемые в общеобразовательном учреждении, в зависимости от специфики выбранного содержания образования могут быть направлены, например, на:

- формирование у обучающихся современной научной картины мира;

- воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;

- развитие у учащихся национального самосознания;

- формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование и преобразование общества;

- интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры;

- решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе;

- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, уважения к культурным традициям и особенностям других народов в условиях многонационального государства;

- создание основы для осознанного ответственного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- формирование у учащихся потребности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию и т.д.
Раздел 2

Описание «модели» выпускника образовательного учреждения.

В настоящем разделе необходимо описать, используя качественные характеристики, предполагаемый результат реализации образовательной программы в виде «модели» (портрета) выпускника конкретного учреждения.

Педагогический коллектив и родители учащихся должны определиться с тем, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности школы и чем выпускник данного образовательного учреждения будет отличаться от выпускников других школ. Наиболее полно в «модели» должны быть отражены именно те качества, которые формируются под воздействием выбранного школой содержания образования, иначе говоря, в результате реализации основной образовательной программы.

Разработку «модели» целесообразно начинать с самого высокого уровня реализуемых школой образовательных программ, то есть с выпускника, освоившего уровень среднего (полного) общего образования. Затем определяется набор характеристик, которые должны быть получены к моменту перехода ученика на старшую ступень. На этой основе разрабатывается модель учащегося, освоившего уровень основного общего образования, после чего по такой же схеме разрабатывается модель ученика, который завершил начальное общее образование.

«Модель» выпускника может включать:

- уровень его обученности, обеспеченный реализацией основных и дополнительных общеобразовательных программ;

- сформированность общеучебных умений и навыков, надпредметных компетенций;

- доминирующий способ мышления выпускника;

- уровень сформированности социальных навыков выпускника;

- приоритетные личностные качества, которые должны быть сформированы у учащегося в процессе усвоения образовательной программы каждого уровня;

- возможные сферы распределения выпускников II и III ступени данного учреждения (учреждения среднего и высшего профессионального образования, сфера производства, услуг и т.д.).

За основу построения «модели» выпускника целесообразно взять качества, которые должны быть сформированы у учащихся в соответствии с задачами той или иной ступени образования.

При описании «модели» выпускника должен быть применен компетентностный подход.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconРекомендации по разработке рабочих программ профессиональных модулей...
Рабочая программа профессионального модуля документ, являющийся частью основной профессиональной образовательной программы (далее...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconОбразовательной программы общеобразовательного учреждения
В целях установления единых требований к разработке образовательной программы общеобразовательных учреждений Краснодарского края...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconПрограмма внеурочной деятельности «Я гражданин России»
«Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconУчебный план основной профессиональной образовательной программы...
Настоящий учебный план основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования Минусинский сельскохозяйственный...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconПояснительная записка Образовательная программа начального общего...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы;...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, составленная на основе примерной основной...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconОсновной образовательной программы начального общего образования моу сош п. Киевский
Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373. Образовательная...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу «сош№24» г. Чебоксары приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 и примерной...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. Стр. 7
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconРабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной...
В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях...
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconОбразовательная программа образовательного учреждения
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 21
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательного учреждения. Введение iconДанная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного...
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск