Скачать 392.9 Kb.
|
Рекомендации по разработке рабочих программ профессиональных модулей по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования 1.Рабочая программа профессионального модуля - документ, являющийся частью основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) образовательного учреждения и предназначенный для реализаций требований Федерального государственного образовательного стандарта начального/среднего профессионального образования (далее - ФГОС НПО/СПО). 2. Рабочая программа профессионального модуля является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната. Рабочая программа профессионального модуля должна содержать:
2.1. Титульный лист должен содержать:
-указания по принадлежности рабочей программы профессионального модуля профессии/специальности; -год разработки. На оборотной стороне титульного листа указывается, на основе каких документов разработана рабочая программа, содержатся сведения об авторе и рецензенте. 2.2 Раздел «Паспорт рабочей программы профессионального модуля» должен включать в себя:
-рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля. Область применения программы определяет профессиональные компетенции (ПК) в рамках освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД). Раскрывается возможность использования программы в дополнительном профессиональном образовании с указанием направленности программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля - должны быть сформулированы в практическом опыте, умениях, знаниях, определенных ФГОС НПО/СПО (таблица «Структура основной профессиональной образовательной программы»). С учетом требований работодателей и обучающихся цели и задачи модуля могут быть расширены путем включения дополнительного практического опыта, умений и знаний, реализуемых за счет часов вариативной части. В паспорте рабочей программы должны быть раскрыты возможности использования вариативной части ОПОП, определены темы и количество часов на их изучение, обоснована необходимость включения их в рабочую программу Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля включает часы обязательной и вариативной частей ОПОП:
При разработке тематического плана профессионального модуля необходимо учитывать, что наименование раздела должно отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений; показывать распределение учебных часов обязательной и вариативной частей ОПОП по разделам и темам как из расчета максимальной учебной нагрузки обучающегося (включая часы практики), так и аудиторных занятий. Содержание обучения по профессиональному модулю включает в себя сведения о наименовании разделов модуля, междисциплинарных курсов, тем, содержание учебного материала (дидактические единицы), лабораторных работ, практических занятий, тематику самостоятельной работы обучающихся, курсовых работ (проектов) (если предусмотрено), объем часов обязательной и вариативной частей ОПОП, уровень их освоения. По каждому учебному разделу профессионального модуля приводятся:
По каждой учебной теме профессионального модуля приводятся: -содержание учебного материала (дидактические единицы); -лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование); -тематика домашних заданий. Содержание профессионального модуля рекомендуется начинать с введения, где определяется место и роль модуля в системе профессиональной подготовки. При изложении содержания учебного материала в тексте должны быть использованы только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции. Дидактические единицы по темам должны быть направлены на приобретение обучающимися практического опыта, умений, знаний, определенных ФГОС по модулю в таблице «Структура основной профессиональной образовательной программы», причём содержание лабораторных, практических занятий, видов деятельности практики - соответствовать умениям и практическому опыту. В содержании рабочей программы профессионального модуля должны быть представлены разделы, темы и дидактические единицы обязательной и вариативной части ОПОП. Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы, дидактические единицы по сравнению с примерными программами. Перечень лабораторных работ и практических занятий, объем их часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны обеспечивать приобретение обучающимися знаний, умений и практического опыта, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций, определенных ФГОС НПО/СПО. Объем часов определяется по каждому разделу, теме. Количество часов по теме распределяется на изучение дидактических единиц учебного материала, выполнение лабораторных и (или) практических занятий, видов работ учебной и (или) производственной практик, самостоятельную работу обучающихся. Если по профессиональному модулю предусмотрена курсовая работа (проект), то в конце таблицы, раскрывающей содержание обучения, вводится строка «Тематика курсовых работ», в которой приводится перечень тем курсовых работ (проектов), показывается количество аудиторных часов, отведенных на её выполнение. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). При планировании самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:
-упражнения на тренажёре; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. 2.5 Раздел «Условия реализации программы профессионального модуля» должен включать в себя: - требования к минимальному материально-техническому обеспечению; - информационное обеспечение обучения;
При определении требований к минимальному материально-техническому обеспечению учебные кабинеты, мастерские, лаборатории, необходимые для реализации программы профессионального модуля, определяются в соответствии с ФГОС НПО/СПО. Образовательное учреждение имеет право этот перечень расширять и дополнять. Перечень оборудования и технических средств обучения кабинетов, лабораторий, мастерских и т.д. даются по каждому в отдельности. Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Общие требования к организации образовательного процесса определяют: -роль и место профессионального модуля в профессиональной подготовке рабочего/ специалиста, междисциплинарные связи. Указывают дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля; - условия проведения учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы; - требования к организации курсового проектирования (если предусмотрено), учебной и производственной практики; -организацию текущего и промежуточного контроля (виды и формы). Кадровое обеспечение образовательного процесса характеризует требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам), осуществляющих руководство практикой. 2.6 Раздел «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля» отражает освоение профессиональных и общих компетенций. В программе профессионального модуля по каждой компетенции раскрываются основные показатели оценки результата. Показатели оценки подбираются под каждую профессиональную компетенцию отдельно. При выборе показателей необходимо учитывать, что освоение компетенций проверяется в ходе производственной практики. При необходимости выделенные показатели могут служить основой заданий для квалификационного экзамена по профессиональному модулю. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы, позволяющие проверить освоенные обучающимися компетенции. При этом могут быть использованы следующие формулировки: Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: - на практических занятиях (при выполнении и защите лабораторных (практических работ), при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх, при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т.д.);
3. Рецензирование рабочих программ осуществляют при их разработке или пересмотре в новой редакции. Рецензентами рекомендуется назначать ведущих специалистов потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специальности, ведущих преподавателей аналогичных по профилю кафедр вузов, колледжей. Рецензент представляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы требованиям ФГОС НПО/СПО, современному уровню и тенденциям развития науки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном процессе. Подписывая свой отзыв, рецензент указывает Ф.И.О., преподавателем каких дисциплин, какого образовательного учреждения является (если является сотрудником организации - занимаемую должность, организацию). Подпись рецензента заверяется, ставится печать. Проект программы должен быть рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, где заслушивается сообщение составителя (автора) программы, зачитывается отзыв внешнего рецензента. После одобрения программы и занесения соответствующей записи в протокол заседания предметной (цикловой) комиссии программа утверждается заместителем директора по учебной (учебно-методической) работе. МАКЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Наименование образовательного учреждения РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля___________________ код профессии/ специальность________________________________ Москва Год
Составители (авторы):______________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО ______________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО Рецензент: ______________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО СОДЕРЖАНИЕ стр.
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ____________________________________________ название программы профессионального модуля 1.1. Область применения программы Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО ____________ ______________________ код название Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы профессионального модуля. в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): _______________________________________________________________ указывается вид профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС по специальностям / профессиям, перечисленным в п. 1. и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1. 2. 3. указываются профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС по специальностям / профессиям, перечисленным в п. 1. Рабочая программа профессионального модуля может быть использована ______________________________________________________________________ Указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки, при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО (указать код и наименование специальности СПО. ______________________________________________________________________ указать уровень образования: основное общее, среднее (полное) общее, профессиональное образование и др. ______________________________________________________________________ указать опыт работы: тип предприятия, должности, стаж и др. 1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: ______________________________________________________________________ уметь: ______________________________________________________________________ знать: ______________________________________________________________________ Указываются требования к практическому опыту, умениям и знаниям в соответствии с ФГОС по специальностям / профессиям, перечисленным в п. 1., а также те, которые дополнительно определены ГОУ СПО. 1.3. Использование часов вариативной части ОПОП*
*- пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы; 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: всего - часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося - часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - часов; самостоятельной работы обучающегося - часов; учебной и производственной практики - часов. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результатов обучения приводится в соответствии с текстом вышеназванных ФГОС СПО /НПО, кроме того, сюда добавляются ПК, которые приобретают обучающиеся за счет часов вариативной части (только в том случае, если в рамках модуля использование часов вариативной части предусмотрено на освоение новых компетенций). 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)
Ячейки в столбцах 3, 4, 6, 7, 8 заполняются жирным шрифтом, в 5 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 6, 7, 8 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 7 и 8) должна соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредчено) или в специально выделенный период (концентрированно). 3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
|
Положение о разработке, рассмотрении и утверждении реализуемых рабочих... Закона РФ «Об образовании», методическими рекомендациями по разработке рабочих учебных программ по учебным предметам (курсам) в системе... | Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью... На основании Положения о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (утверждено 01. 10. 2013 г.) структурными... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью... На основании Положения о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (утверждено 01. 10. 2013 г.) структурными... | Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью... На основании Положения о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (утверждено 01. 10. 2013 г.) структурными... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью... На основании Положения о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (утверждено 01. 10. 2013 г.) структурными... | Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью... На основании Положения о разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (утверждено 01. 10. 2013 г.) структурными... | ||
Рабочая программа элективного курса «проектная деятельность» «Об утверждении положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)... | Анализ методической работы оу в 2011 2012 учебном год Фгос разработали рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей по всем профессиям. Преподавателям общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для... Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального образования, разрабатывающих... | Аннотации рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей... Историко-философский раздел включает в себя характеристику основных этапов истории западноевропейской философии, включая характеристику... | ||
Положение о разработке рабочих программ учебных дисциплин в Краевом... Положение о разработке рабочих программ учебных дисциплин в Краевом государственном бюджетном образовательном учреждении среднего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Порядок разработки, утверждения и структуры рабочих программ учебных курсов, курсов по выбору, элективных курсов (Положение об утверждении... | ||
Об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины/профессионального... Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин, профессиональных модулей,... | Методические рекомендации по формированию фондов оценочных средств... Макет Контрольно-оценочные средства для экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю | ||
Отчет о результатах самообследования Оценка рабочих программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям основных профессиональных образовательных программ спо | Отчет по самообследованию. 6-63 Структура и содержание образовательных программ по аккредитуемым специальностям и профессиям |