Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ФГОС
ФГОС раздел: «Требования к условиям реализации ОПОП»:
При формировании основных профессиональных образовательных программ образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения». Максимальный объем учебной нагрузки студентов составляет
36 академических часов в неделю, включая все виды самостоятельной учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
Самостоятельная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Во время самостоятельной работы студенты должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
1.2. Базисный учебный план по ОПОП, раздел: «План учебного процесса ПОУ»
инде
кс
| элементы учебного процесса, в т.ч.
учебные дисциплины, профессиональн ые модули, междисциплина рные курсы
| время
в
недел
ях
| мак. учебная нагрузка студента, час.
| самостоятель ная учебная работа
| обяз
н
уче
наг]
| атель
ая
бная
рузка
| рекомендуе мый курс изучения
|
всег
о
| в том числе лаб. и практ. занят ий
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствующих ячейках колонки 5 указывается самостоятельная работа студентов для всех элементов учебного процесса, в т.ч. циклов, учебных дисциплин, профессиональных модулей в целом и входящих в их состав междисциплинарных курсов. Для учебной и производственной практики объем самостоятельной работы не указывается, т.к. не предусмотрена ФГОС.
Объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы, находит отражение:
в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, каждой учебной дисциплине, каждому профессиональному модулю и междисциплинарному курсу;
в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или конкретным темам.
Общий объем времени, отводимый на выполнение самостоятельной работы по ОПОП, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой, отведенной на изучение учебной дисциплины или профессионального модуля. Увеличение доли самостоятельной работы студентов, внедрение и реализация новых ФГОС требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения студентами учебного материала.
В связи с этим, возрастает роль и ответственность преподавателей в части организации и управления самостоятельной работы студентов. Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста студентов позволяет развивать их творческую активность и инициативу.
Назначение и разновидности самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций;
развитию исследовательских умений.
В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:
аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию)
внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).
Формы и виды самостоятельной работы студентов:
Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
Работа со словарем, справочником.
Поиск необходимой информации в сети Интернет.
Конспектирование источников.
Реферирование источников.
Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
Составление обзора публикаций по теме.
Составление и разработка словаря (глоссария).
Составление хронологической таблицы.
Составление библиографии (библиографической картотеки)
Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)
Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе,диф/ зачету, экзамену).
Выполнение домашних контрольных работ.
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
Выполнение творческих заданий.
Проведение опыта и составление отчета по нему.
Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
Выполнение интегрированного (междисциплинарного) проекта. Подготовка к его защите.
Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
Подготовка к выступлению на конференции
Выполнение расчетов по проекту.
Выполнение чертежа и эскиза изделия.
Изучение аналогов изделия (продукта).
Изучение инструкционной и технологической карты.
Самостоятельная разработка технологической карты изделия.
Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.
Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:
библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и методического центра;
компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
базы практики в соответствии с заключенными договорами;
аудитории (классы) для консультационной деятельности;
учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом
увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные
методические материалы.
При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие
типы самостоятельной работы:
воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую
деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и
известного способа действия в частично измененной ситуации;
эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении
нового опыта деятельности и применении его в нестандартной
ситуации;
творческая, направленная на развитие способностей студентов к
исследовательской деятельности.
При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля) необходимо включать самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы и методы контроля ее результатов.
Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля).
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, индивидуальные особенности студентов.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.
Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня
умений студентов.
Зам.директора по учебно-производственной работе:
отслеживает обеспеченность образовательного процесса учебниками и учебными пособиями, в том числе на электронных носителях, всех курсов, преподаваемых в учебном заведении;
осуществляет контроль соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы студентов каждым преподавателем учебного заведения;
Преподаватель:
разрабатывает систему самостоятельной работы студентов по учебному курсу, отражая содержание самостоятельной работы студентов в рабочей программе дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля;
определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу студентов;
разрабатывает комплект методических материалов для организации самостоятельной работы: задания, инструкции по его выполнению; требования к результату; оценочный инструментарий;
определяет периодичности контроля;
определяет систему индивидуальной работы со студентами;
своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до студентов.
Зам.директора по учебно-методической работе:
оказывает помощь педагогам при разработке методических материалов, обеспечивающих организацию и управление самостоятельной работой;
проводит экспертизу методических материалов по самостоятельной работе студентов.
Организация контроля самостоятельной работы студентов:
Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает:
соотнесение содержания контроля с целями обучения;
объективность контроля;
валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что
предполагается проверить);
дифференциацию контрольно-измерительных материалов.