Основная образовательная программа образовательного учреждения





НазваниеОсновная образовательная программа образовательного учреждения
страница1/45
Дата публикации21.10.2014
Размер7.2 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45
НОУ «Дивеевская монастырская православная

средняя общеобразовательная школа»


Принято педсоветом

протокол № 1

от «_7__» сентября 2011г.



Утверждаю:

Директор школы

___________ Н.Н. Лялюшко

«___» ________ 20 11 г.

Согласовано с Отделом образования Нижегородской епархии

Протокол № ____

от «___» ________2011г.

Руководитель отдела: ___________________________

Протоиерей Виктор (Софронов)



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(начальная ступень общего образования)

2011 – 2015 гг.

Авторы-составители:

Н.Н.Лялюшко

Н.Л.Кузьмина

И.В.Реунов

С.И.Гусев

А.В.Гришина

Л.Г.Казанцева

Е.Ю.Чиндяева

А.В.Маркина

Е.А.Кушлик

М.В.Сурова

Н.В.Савельева

Т.А.Юрьева

И.Н.Морозова

Л.Ю.Захарова

Дивеево

2011г

Содержание:

I.Целевой раздел.

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………4

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………………………………………………………...................11

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования………………………………………………..………35

II.Содержательный раздел.

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования…………....................................................................................48

    1. Ценностные ориентиры начального общего образования……………………………….49

    2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования..................................................................................................50

    3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (на основе образовательных ресурсов УМК «Гармония»)……………………………………………………….53

    4. коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Гармония»……………………………………………………..........................................................63

4.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию…………………………………………………………………………………………….64

4.6. Планируемые результаты сформированности УУД на разных этапах обучения по УМК «Гармония» в начальной школе………..…………………………………………………………….69

5. Программа отдельных учебных предметов, курсов…………………………………………74

5.1.Общие положения………………………………………………..……………………………….74

5.2. Программа «Русский язык»………………………………………………………………………...75

5.3. Программа «По литературному чтению»………………………………………………………..113

5.4.Программа «По английскому языку» находится в разработке….………………………………134

5.5. Программа «По математике»……………………………………………………………………..134

5.6. Программа «Окружающий мир»………………………………………………………………….148

5.7. Программа « По технологии»……………………………………………………………..………162

5.8. Программа «По физической культуре»…………………………………………………………..180

5.9. Программа «По музыке»…………………………………………………………………………..185

5.10. Программа «По изобразительному искусству»………………………………………………...194

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………………………….210

6.1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………………………………212

6.2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся………………………………………………………………………………………….214

6.3.Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………………………..214

6.4.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся……………………......215

6.4.1.Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………………………………………….215

6.4.2. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся………………………218

6.4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования………………………………................................................................................220

6.5.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся…………………………………………………………………226

6.6.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся……………………………………………………………………………………………….227

7. Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………………………………….........237

8. Программа коррекционной работы………………………………………………………….243

III. Организационный раздел.

9. Учебный план начального общего образования

Приложение (Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию примерного учебного плана для образовательных учреждений, работающих по УМК «Гармония» в 1 классе)……………………………………………………………………………………………….258

10.Внеурочная деятельность……………………………………………………………………….249

11. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта. …………………………………………...253

12.Используемые понятия, обозначения и сокращения………………………………………….253
I. Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка.

Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования Монастырской Православной школы разработана педагогическим коллективом (Лялюшко Н.Н. – директор школы, Кузьмина Н.Л. – зам.директора по УВР, Реунов И.В. – зам.директора по безопасности и др.) в соответствии

  1. С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  2. С требованиями стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

  3. С законом «Об образовании».

  4. С концептуальными положениями УМК «Гармония».

  5. С образовательными потребностями и запросами участников образовательного процесса.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности. На их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Программа разработана на основании документов:

  1. Закон «Об образовании».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 20009 года №373). Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009 г., рег. № 17785.

  3. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

  4. Примерная ООП образовательного учреждения, Начальная школа, которая включают базисный учебный план и набор примерных учебных курсов.

  5. Концептуальные положения УМК «Гармония».




Полное название

ОУ

НОУ «Дивеевская монастырская православная

средняя общеобразовательная школа»

Тип образования

Религиозный и светский

Вид образования

Школьное

Уровень образования

Общее образование:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование;


Миссия нашей школы состоит в том, чтобы

  • возродить в системе общего образования нравственно-развивающего обучения и традиционного для России духовно-нравственного воспитания;

  • формировать у учащихся целостное христианское мировоззрение, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.

Школа стремится удовлетворить запросы в сфере образования миллионов православных родителей России, для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание их в духе отечественных православных традиций является важнейшим компонентом образования и воспитания.

Главным итогом образовательной деятельности школы призвано стать

  • духовно-нравственное становление и развитие личности наших детей, подростков и молодых людей;

  • саморазвитие (преобразование) как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни и собственной деятельности.

Руководствуясь тезисом о «самоценности ступени начального образования как фундамента всего последующего образования» (ФГОС, с.4), ООП ставит своей целью создать образовательное пространство, в котором реализуются:

  • системно-деятельная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно - познавательной мотивации, умения определять цель предстоящей деятельности и планировать ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями;

  • концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельного подхода Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева и др. под руководством А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые, в свою очередь, определяют условия успешности учебной деятельности;

  • требования ФГОС к планируемым результатам ООП, в числе которых

личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

метапредметные результаты, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Конкретизируя цель Образовательной программы, важно подчеркнуть и описать основные цели концептуальных положений выбранной системы обучения и учебно-методического комплекта, обеспечивающих эту систему и дать общую характеристику УМК. Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Авторы комплекта:

• доктор педагогических наук, профессор Н.Б. Истомина (математика);

• кандидат педагогических наук, профессор М.С. Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Кузьменко (русский язык);

• кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кубасова (литературное чтение);

• кандидат педагогических наук, старший преподаватель О.Т. Поглазова (окружающий мир);

• доктор педагогических наук Н.М. Конышева (трудовое обучение).

В основе УМК «Гармония» лежат принципы проблемного развивающего обучения, особенностью комплекта является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

Авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению

для обучения в дальнейшем. Этот УМК определенно имеет больше плюсов и преимуществ перед традиционными программами обучения:

  1. Много развивающих, проблемных заданий, много заданий на практику, система дифференцированной работы.

  2. Представлена модернизация (обновление) школьного образования. Сюда относят гуманитаризацию, дифференциацию. На принципе активности детей, на принятии учителем ученика как индивидуальной личности основано современное понятие гуманитаризации образования. Это одна из важных сторон развития общеобразовательной школы, где необходимо

не только ориентироваться на усвоение знаний учащимися, но и развивать личность ребенка, его возможности.

  1. Методическая интерпретация современных тенденций развития начального образования и их реализация в учебниках позволяет рассматривать каждый предметно-методический комплект, входящий в «Гармонию», как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, как возможность полнее выразить свои мысли и чувства. Реализованные в учебниках методические подходы к организации учебной деятельности школьников создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.

В числе этих мер следует назвать:

  • логику построения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета;

  • способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьников;

  • систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

  1. В комплект входят учебники, учебники- тетради и тетради с печатной основой - все это является результатом долгого научно-методического поиска усовершенствования начального образования, который был сделан авторами комплекта. Учебники-тетради нужны для соединения системы воедино, это как бы каркас, который объединяет учебную информацию и технологию усвоения и запоминания.

Цель учебников: не передать готовые знания, а помочь ученикам самим, или вместе с учителем, познавать окружающий мир, уметь анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, проводить аналогию и обобщение.

5)Деятельностный подход в организации обучения:

а) Сначала ставится учебная задача, затем вводятся новые знания.
б) Информация не предоставляется в готовом виде, она «добывается» вместе с учениками.

Таким образом, можно выделить основные принципы проблемно – развивающей системы обучения «Гармония»:

  • Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.

  • Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.

  • Принцип практической направленности. Он предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации; умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

  • Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.

  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

То есть, главная цель общего образования на начальном этапе - «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с. 6) и на комплексное решение задач.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа основного общего образования образовательного...
Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа основного общего образования образовательного...
Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа
Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа мбоу сош №5 г о. Щербинка
Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011 особенностей образовательного...
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconС. Н. Лазарев Основная образовательная программа основного общего образования
Основная образовательная программа является программой развития образовательного учреждения
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Примерная основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Правила приема в Московскую академию предпринимательства при Правительстве Москвы разработаны на основании следующих документов
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconПояснительная записка Основная образовательная программа муниципального...
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида №8»...
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconПримерная программа по предмету. Основная образовательная программа образовательного учреждения
Вашкинского муниципального района «Андреевская основная общеобразовательная школа»
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconОбразовательная программа по реализации фгос волгоград
Основная образовательная программа учитывает специфику образовательного учреждения
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconПояснительная записка Основная образовательная программа Муниципального...
Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Улан – Удэ Детский...
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconПояснительная записка Основная образовательная программа Муниципального...
Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка Детский...
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 и примерной...
Основная образовательная программа образовательного учреждения iconОбразовательная программа и концепция развития Муниципального образовательного...
Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива Муниципального образовательного учреждения Таратской основной общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск