Пояснительная запискаОсновная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Улан – Удэ «Детский сад
№ 112 «Сибирячок» комбинированного вида разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании» (ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.)
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. (САНПИН 2.4.1.3049-13, Постановление от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13»)
«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666);
«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
Уставом ДОУ (Утв. Комитетом по образованию г. Улан – Удэ, приказ № 322 от 15.05.2013 г.)
Программой развития ДОУ (Принята общим собранием, протокол № 1 от 22.01.1013.
Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 112 «Сибирячок» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от двух до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Комплектность МАДОУ «Детский сад № 112 «Сибирячок» - 15 групп, из них: одна - I младшая группа, две – II младшие группы, три средние группы, четыре старшие группы, 4 подготовительные к школе группы, 1 семейная группа; одна группа старшая и одна подготовительная к школе - логопедические.
Списочный состав детей - 399, из них 193 мальчика, 206 девочек.
Возрастная группа
(возраст детей)
| Количество групп
| Количество воспитанников
| Количество
мальчиков
| Количество девочек
|
I младшая
(от 2 до 3 лет)
| 1
| 24
| 12
| 12
|
II младшая
(от 3 до 4 лет)
| 2
| 57
| 28
| 29
|
Средняя
(от 4 до 5 лет)
| 3
| 103
| 49
| 54
|
Старшая
(от 5 до 6 лет)
| 4
| 104
| 53
| 51
|
Подготовительная к школе
(от 6 до 7 лет)
| 4
| 108
| 49
| 59
|
Семейная
| 1
| 3
| 2
| 1
|
Итого:
| 15
| 399
| 193
| 206
|
Контингент родителей детей, посещающих детский сад разнообразен.
№
| Содержание
| Количество
| %
|
1
| Всего детей:
из них мальчиков
девочек
из них дети буряты
дети русские
другой национальности
из них дети-инвалиды
| 399
193
206
159
240
-
3
| 100
48,4
51,6
39,8
60,2
-
0,8
|
2
| Состав семьи:
из них полные семьи
неполные семьи
одинокие (мать, отец, вдовы, вдовцы)
многодетная семья
опекуны
из них благополучные
неблагополучные
|
331
68
33
50
1
395
4
|
82,9
17,1
8,3
12,5
0,3
99,0
1,0
|
3
| Образование родителей:
Высшее
Среднее профессиональное
Среднее
|
416
289
25
|
56,9
39,6
3,5
|
4
| Социальный статус:
из них служащие
предприниматели
рабочие
студенты
|
348
34
275
2
|
47,7
4,7
37,7
0,3
|
5
| Всего родителей
из них родители-инвалиды
работающие оба родителя
работающий один из двух родителей
работающий родитель из не полной семьи
бюджетники
ОАО, ЗАО, ЧП, ИП и т.д.
Безработные родители
| 730
3
588
71
68
348
309
71
| 100
0,4
80,5
9,7
9,3
47,7
42,3
9,6
|
Детский сад укомплектован детьми и персоналом. Кадровая политика ДОУ направлена на гуманизацию и демократизацию образовательного процесса, на формирование педагога-профессионала творческой личности.
Должность
| Категории
|
Высшая
| Первая
| Вторая
| Соответствие занимаемой должности
|
Заведующий
| 1
|
|
|
|
Педагоги
| 5
| 1
| 5
| -
|
Итого:
| 6
| 1
| 5
| -
|
Образовательная программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в ДОУ, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Программа сформирована в соответствии со следующими принципами и подходами:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Цели программы:- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
- разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
- сохранение и укрепление здоровья детей, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
Задачи реализации программы:- учитывать в образовательном процессе возрастные особенности и индивидуальные возможности детей;
- воспитывать гражданственность, любовь к Родине и семье, уважительное отношение к духовному и культурному наследию
- обновление содержания работы ДОУ, внедрение инновационных технологий личностного развития дошкольников, технологий развивающего образования, интегрированного обучения, системно – деятельностного подхода;
- дальнейшее наполнение предметно – развивающей среды, как важнейшего дидактического средства и компонента комплексного пространства развития ребенка;
- развитие профессиональной компетентности, психологизация работы педагогов, изучение развития ребенка на основе психолого – педагогических методик,
- осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей;
- выстроить взаимодействие с семьями воспитанников для
обеспечения полноценного развития детей;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
Приоритетное направление деятельности ДОУ - физкультурно-оздоровительное и художественно-эстетическое.
При построении образовательного процесса учитываются организационные, национально - культурные, климатические и другие особенности.
Принципы организации образовательного процесса
Принцип занимательности. Учитывая несформированность познавательной сферы у дошкольника необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные условия и задачи и стремления к достижению конечного результата.
Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности, за счет постановки последовательной системы задач, игровой мотивации, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.
Принцип динамичности заключается в постановке таких целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись, расширялись, активизировались т.к. необоснованное дублирование содержания занятий и других видов деятельности – одна из причин снижения внимания и интереса детей к процессу познания.
Принцип комплексности. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи необходимо планировать с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияния на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятий и других видов деятельности, формы проведения и интенсивности работ. Игнорирование одного из этих факторов может привести к отрицательному эффекту различных видов познавательной деятельности.
Принцип полезности предусматривает получение не только положительного результата (с точки зрения динамики психофизического развития), но и практической пользы в виде формирования у детей способов социальной адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения).
Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе различных видов детской деятельности атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности, психологического комфорта.
Принцип минимакса выступает как условие стандартизации развивающего образования. Стандарт должен задаваться в виде некоторого образовательного пространства. Верхний уровень этого пространства задают требования, следующие из образовательного «идеала» и связанного с развитием личности средствами образования. Нижний образуется «обязательным минимумом», который должен быть реально достижим большинством детей и обеспечивает возможность перехода на следующую образовательную ступень. Верхний уровень стандарта - это содержание образования, которое ДОУ обязано предложить детям. Нижний уровень – это то, что ребенок как минимум обязан усвоить. Только при опоре на принцип минимакса ДОУ станет адаптивным. Ребенок со слабым уровнем развития ограничится минимумом, одаренный или продвинутый в развитии дошкольник возьмет все, что ему дают, и пойдет выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями и интересами. Каждый ребенок может получить четкую перспективу для своего личностного и познавательного развития.
Одним из основных принципов организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ является принцип интеграции образовательных областей, учитывающий возрастные возможности и особенности воспитанников ДОУ.
Образовательные области
| Интеграция образовательных областей
| Содержание
|
1. «Здоровье»
| «Физическая культура»
| Развитие физических качеств, накопление двигательного опыта, укрепление здоровья детей
|
«Познание»
| Формирование целостной картины мира, расширение кругозора о здоровье, здоровом образе жизни
|
«Социализация»
| Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдения и правил поведения в части здорового образа жизни)
|
«Безопасность»
| Формирование основ собственной безопасности
|
«Коммуникация»
| Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни
|
2.«Физическая культура»
| «Здоровье»
| Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья
|
«Музыка»
| Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей
|
«Познание»
| Двигательная активность как способ усвоения ребенком предметных действий, а также одно из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности
|
| «Коммуникация»
| Развитие свободного общения со взрослыми и детьми при двигательной активности и физического совершенствования, игровое общение
|
«Социализация»
| Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о себе, двигательных особенностях и возможностях, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности
|
«Труд»
| Накопление опыта двигательной активности
|
3. «Социализация»
| «Коммуникация»
| Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения
|
«Познание»
| Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о себе, семье, тендерной принадлежности, социуме, государстве, мире
|
| «Труд»
| Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности
|
«Безопасность»
| Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье, обществе, и безопасности окружающего тира
|
«Физическая культура»
| Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами
|
4. «Безопасность»
| «Коммуникация»
| Развитие свободного общения в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях
|
«Труд»
| Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности
|
«Познание»
| Формирование целостной картины мира, расширение кругозора о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья, жизни, безопасности окружающей природы
|
«Социализация»
| Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме, государстве, освоение норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания
|
«Здоровье»
| Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека
|
5. «Труд»
| «Коммуникация»
| Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых
|
«Познание»
| Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части развития представлений о труде взрослых, детей
|
«Безопасность»
| Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности
|
«Социализация»
| Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме, государстве, освоение норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых
|
«Физическая культура»
| Развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда
|
6. «Познание»
| «Коммуникация»
| Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со взрослыми и детьми
|
«Чтение художественной литературы»
| Формирование целостной картины мира
|
«Здоровье»
| Расширение кругозора детей о здоровом образе жизни
|
«Социализация»
| Формирование целостной картины мира, расширение кругозора о себе, семье, обществе, государстве
|
«Труд»
| Формирование целостной картины мира и расширение кругозора о труде взрослых и собственной трудовой деятельности
|
«Безопасность»
| Формирование целостной картины мира и расширение кругозора о безопасности собственной жизнедеятельности, безопасности окружающего мира природы
|
| «Музыка», «Художественное творчество»
| Расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства
|
7. «Коммуникация»
| Эта область реализуется во всех образовательных областях
|
8.«Чтение художественной литературы»
| «Коммуникация»
| Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи
|
«Познание»
| Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
|
«Социализация»
| Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлении
|
«Художественное творчество»
| Развитие детского творчества
|
9. «Музыка»
| «Физическая культура»
| Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности
|
| «Коммуникация»
| Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки
|
| «Познание»
| Расширение кругозора детей по поводу элементарных представлений о музыке как виде искусства
|
| «Социализация»
| Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлении
|
10.«Художественное творчество»
| «Коммуникация»
| Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности
|
«Познание»
| Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей в части изобразительного искусства, творчества
|
«Безопасность»
| Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности
|
«Труд»
| Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности
|
| «Музыка»
«Чтение художественной литературы»
«Физическая культура»
| Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
|