Районный семинар





Скачать 266.45 Kb.
НазваниеРайонный семинар
страница1/2
Дата публикации14.10.2013
Размер266.45 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Военное дело > Анализ
  1   2
Районный семинар.

«Информационное обеспечение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

от 14.12.2010.
План-программа

районного семинара

«Информационное обеспечение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Цель семинара:

Актуализация ресурсов, возможностей и проблем при введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 17 г. Амурска.



время:

тема:

выступающий:

9.00 - 9.15

Регистрация участников

9.15 - 9.25

Открытие семинара

Зубарева Э.В., методист ИМЦ

9.25 – 9.55

Калейдоскоп творческих находок педагогов.

Зубарева Э.В., методист ИМЦ

9.55 - 10.10

Анализ практической деятельности

Модератор: Зубарева Э.В., методист ИМЦ

10.10 -10.30

«Условия реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования».


Зубарева Э.В., методист ИМЦ

10.30 – 10.50

«Создание развивающей среды как условия достижения результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Сычёва С.А., заведующая МДОУ № 17.

10.50- 11.10

«Формы организации и содержание образовательной деятельности по реализации образовательных областей».

Радюкевич С.В., старший воспитатель МДОУ № 17.

11.10 - 11.30

«Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГТ».

Савченко А. А., психолог ИМЦ

11.30 – 12.00 Перерыв

12.00 - 13.30

Работа выставки - презентации:

12.00 - 12.20

«Введение Федеральных государственных требований: использование технологий обучения в профессиональной деятельности педагога дошкольного образучреждения».



Зубарева Э.В., методист ИМЦ

12.20 - 12.40

Технологии игрового обучения

Модератор – Адягаева Т.Ф. «Современные игровые технологии в дошкольном учреждении», воспитатель МДОУ № 15;

участники – Водянова Т.К., старший воспитатель МДОУ № 49, ДЭБЦ «Натуралист», Могрицкая В.М., воспитатель МДОУ № 48; Фролова Е.В., старший воспитатель МДОУ № 15, Болдина Е.А., старший воспитатель МДОУ № 21.

12.40 – 13.00

Технологии проектного обучения

Модератор – Зайцева А.Ю., старший воспитатель МДОУ № 48;

участники – Свистова С.Г.. старший воспитатель МДОУ № 9, Максимочкина В.О., старший воспитатель МДОУ № 47; Крылова О.И., старший воспитатель МДОУ № 52; Коваленко Т.М., МДОУ № 30.

13.00 – 13.20

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Модератор – Бородина Л.Н., старший воспитатель МДОУ № 14;

Участник - Вахненко Е.Д. воспитатель МДОУ № 14.

13.30 - 14.00

Рефлексия

Заполнение тестов участниками семинара


* 13. декабря с14.00 до 17.00 оформление методической выставки.



СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Выступление заведующего МДОУ №17 С. А. Сычевой.

При переходе на деятельность по новым Федеральным государственным требованиям важно учесть, что вместе с новой структурой программы меняется не только содержание и организация образовательного процесса, но и условия реализации образовательной программы в ДОУ, одним из которых является организация предметно-развивающей среды. Никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребёнка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребёнка предметной развивающей средой, в которой он постоянно живёт, действует, творит.

Приступая к работе в этом направлении, нами были изучены психолого-педагогические требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

2. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).

3. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

5. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

6. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

7. Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.

8. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Исходя из вышеперечисленных требований, нами были определены принципы проектирования предметно-развивающей среды:
- Принцип дистанции при взаимодействии

Воспитателю весьма важно найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, выбрать правильную дистанцию в общении, учитывая состояние ребёнка и вид деятельности. Одни дети нуждаются в более тесном контакте с воспитателем, а другие предпочитают проявлять самостоятельность. Доверительному, задушевному общению взрослого с ребёнком должна способствовать окружающая обстановка. Например, чтобы беседа с воспитанником проходила в соответствии с пространственным принципом «глаза в глаза», можно использовать разновысокую мебель, позволяющую ребёнку подняться до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху. Поэтому в группе желательно иметь мебель, высота которой легко меняется.
- Принцип активности

В отличие от обычной семейной обстановки среда в детском саду не должна быть статичной. Посредством её интенсивного преобразования необходимо создавать условия для возникновения и развития познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Допустим, если на стенах развесить различные репродукции или рисунки в рамках на доступной для детей высоте, ребята смогут сами менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов. Одну из стен можно предоставить в полное распоряжение воспитанников для художественного творчества. На ней им будет интересно рисовать, писать разными материалами как коллективно, так и индивидуально. На других стенах целесообразно разместить различные крупномасштабные пособия, ориентированные на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников. Уместно выделить кухонный блок с плитой и сопутствующими атрибутами, где дети могли бы поучаствовать в приготовлении праздничных блюд и т.д., выделить место для мытья игрушек и стирки белья, отдельного внимания заслуживает организация хранения инвентаря и оборудования для уборки помещений, улицы и огорода-цветника.
- Принцип стабильности-динамичности развивающей среды

Особую роль играют статичность и подвижность предметного окружения. С одной стороны, постоянство и неизменность элементов жилой среды обеспечивают ребёнку ощущение надёжности и защищённости. С другой стороны, возможность изменения среды детского сада изначально должна быть заложена в её проекте. Наряду с консервативными компонентами, должны выделяться определённые многофункциональные, легко трансформируемые элементы, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с ними, а также к наделению новыми смыслами консервативных элементов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность, так и развитие детей в ней. Наличие раздвижных ширм, всевозможных покрывал, ковриков значительно расширяет границы детской деятельности, направленной на преобразование пространства.
- Принцип зонирования

Жизненное пространство должно позволять воспитанникам в соответствии с их интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Преодолению подобных помех служит принцип комплексного и гибкого зонирования. Трансформация помещений может осуществляться за счёт раздвижных перегородок, ниш, проёмов. Также применима кассетная система трансформируемого оборудования: встроенных и пристроенных шкафов, раздвижных, откидных, выкатных столов, ящиков, кроватей. Среда должна строиться так, чтобы дети могли легко переставлять, передвигать предметы из условно выделенных уголков в любую часть жилого помещения. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть разделено на 3 части:

• зону для спокойной деятельности;

• зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);

• рабочую зону.
- Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

Для создания индивидуальной комфортности ребёнка требуется так организовать пространство, чтобы интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. Оптимальными считаются окружение и планировка помещений, позволяющие каждому ребёнку найти своё место, удобное для занятий, отдыха, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия.
- Принцип сочетания элементов в эстетической организации среды.

Следует украшать интерьер не громоздкими произведениями искусства, а простыми, неталантливыми этюдами, абстрактными или полуреальными скульптурами, дающими ребёнку представление об основах графического языка, о различных культурах. Целесообразно познакомить детей с иллюстрациями к одной и той же сказке, которые выполнены в разных стилях. Тогда они смогут видеть не только то, что изображено, но и как это сделано.

Таким образом, наполняемость предметно – развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметно – развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает федеральным требованиям, так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию).


Формы организации и содержание образовательной деятельности

по реализации образовательных областей. Выступление старшего воспитателя МДОУ №17 С. В. Радюкевич.
В настоящее время мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения пришли Федеральные государственные требования (ФГТ). Новые ФГТ имеют прогрессивный характер и дают импульс развитию системы в целом. Вектор движения – к реальному (а не декларативному) учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

Введение в действие Федеральных государственных требований открывают новые горизонты педагогам, заставляют пересмотреть устоявшиеся формы и методы организации образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях, открыть путь личной педагогической инициативе и опыту.

Не является исключением и наше дошкольное учреждение. С выходом в свет новых ФГТ в дошкольном учреждении был разработан и утвержден план мероприятий по введению ФГТ, основными разделами которого являлись: создание нормативного, организационного, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения ФГТ. В своем выступлении я остановлюсь на двух разделах плана по введению ФГТ - это создание кадрового и организационного обеспечения, для реализации которых был спланирован ряд мероприятий.

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования, а эта проблема связана с решением целого ряда других - это отбор и структурирование форм организации и содержания образовательной деятельности по реализации образовательных областей, непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов.

В дошкольном образовательном учреждении повышение квалификации происходит в основном через систему методической работы. В условиях изобилия вариативных и парциальных программ, вышедших в последнее время, каждое ДОУ определяет свой путь обновления содержания образования, выстраивая при этом свою систему методической работы, которая, в конечном итоге, позволила бы повысить педагогическое мастерство участников образовательного процесса.

Наше ДОУ реализует комплексную программу нового поколения «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой. Экспертиза программы позволило нам определить, что ее содержательный компонент недостаточно раскрывает содержание образовательных областей ФГТ, требует коррекции, необходимости осуществления дифференцированного подхода к повышению квалификации каждого педагога с учетом их категории, уровня подготовленности, опыта работы, образования, выявленных недостатков в организации педагогического процесса. Поэтому перед методической службой нашего дошкольного учреждения на этапе внедрения ФГТ были поставлены следующие задачи:

- повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива;

- повышение качества и эффективности воспитательно- образовательного процесса;

- создание образовательной среды, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребёнка, педагога, всего педагогического коллектива.

- ориентация педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.

Для решения поставленных задач в ДОУ был проведен мониторинг профессиональной компетентности педагогов. Результаты аудита показали следующие результаты:

1. Образовательный уровень:

Высшее образование имеют 9 педагогов

Среднее – специальное – 13 человек;

2. Уровень квалификации:

Первую квалификационную категорию имеют – 8

Вторую – 10

Без категории – 4

3. Стаж педагогической деятельности:

От 25 лет – 7

От 15 до 24 лет – 9

От 5 до 14 лет – 4

До 5 лет – 2

4. Возрастной состав:

20-30 лет – 2

30-40 лет – 4

40-50 лет – 8

Свыше 50 лет - 8

Так же изучался инновационный потенциал педагогического коллектива по трем показателям:

1. Восприимчивость и отношение к новшеству.

2. Мотивационная готовность к освоению новшеств.

3. Степень новаторства педагогов в коллективе ДОУ.

Были полученные следующие результаты

Восприимчивость и отношение к новшеству




Признаки восприимчивости

Очень сильно выражена

Восприимчивость выражена

Проявляется, но не всегда

Слабо проявляется

Не проявляется

Количество

педагогов

15%

30%

30%

15%

10%


Мотивационная готовность к освоению новшеств




Критерии оценки




Высокие потенциальные возможности

Достаточная готовность

Нулевая готовность

Количество педагогов (%)

30%

50%

20%


Степень новаторства

новаторы

передовики

умеренный

предпоследний

Последний



10%


20%


40%


20%


10%


Глубокий и всесторонний анализ профессиональных и творческих возможностей педагогического коллектива, его готовность включиться в инновационную деятельность позволил спланировать работу по повышению квалификации педагогов, оказанию своевременной педагогической помощи, выбрать наиболее эффективные формы работы с педагогическим коллективом, которые отбирались с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и их отношения к инновациям. Эти формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Дифференциация проходит, как правило, по тематике, по содержанию, по формам методической работы, т.к., проведенный аудит показал, что в ДОУ есть воспитатели-новаторы, воспитатели-мастера и малоопытные специалисты, поэтому для педагогов-мастеров и новаторов отбирались одни формы работы, а для малоопытных педагогов другие.

Повышение квалификации при внедрении ФГТ должно проходить несколько этапов.

1 этап:

В период подготовки к внедрению ФГТ работа по повышению квалификации педагогов заключалась:

в повышении осведомленности педагогов о ФГТ;

в организации условий для внедрения ФГТ.

1.Собеседование по содержанию ФГТ;

2. Анкетирование, опросы;

3. Участие в смотрах-конкурсах;

Собеседование с педагогами, анализ анкетирования позволил выделить направления педагогической работы, по которым есть затруднения и необходима помощь и по которым воспитатель имеет интересный опыт работы, и готов поделиться им с коллегами.

Это способствует определению системы методической работы с указанием тематики заявленных воспитателями проблем и пути их решения, т. е. определить организационно-методические мероприятия с учетом всех запросов педагогов, позволяющих оказать им целенаправленную помощь.
Как результат – появление интереса у педагогов ДОУ к данному документу, наличие определенных знаний по содержанию ФГТ, желание внедрять их в практику работы.

На II этапе:

Внедрение ФГТ потребовало от нас более активных форм организации обучения каждого педагога и всего коллектива в целом, были определены основные направления деятельности методической службы:

Направления деятельности

Поддержка развития кадрового потенциала

1. Консультирование педагогов ДОУ с активизацией педагогов в процессе их проведения;

- по вопросам введения ФГТ;

- по актуальным проблемам развития дошкольного образования;

- по вопросам воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

- по построению индивидуальных программ повышения квалификации.

2. Педагогический совет;

3. Открытые просмотры;

4. Организация и проведение проблемно-практических семинаров, мастер-классов и т.д.
5. Участие в проведении аттестации педагогических кадров ДОУ.

Информационная поддержка

1. Информирование педагогов ДОУ:

- об изменениях в нормативно-правовых документах и программно-методическом обеспечении по вопросам образовательной деятельности в соответствии с ФГТ

- о достижениях психолого-педагогической науки, новых наиболее перспективных педагогических технологиях;

- о новинках психолого-педагогической литературы;

- о наиболее ценном опыте педагогической деятельности;

2. Формирование банка данных о программно-методическом обеспечении реализации ФГТ

Научно-методическая поддержка

1. Разработка дидактических материалов и методических рекомендаций по вопросам реализации ФГТ.
2. Оказание методической помощи педагогам ДОУ:

- в разработке конспектов разных видов деятельности с детьми;

- в обобщении ценного опыта работы педагогических работников ДОУ.

3. Руководство деятельностью творческих, проблемных групп педагогов ДОУ.

Это позволило педагогам ДОУ более углубленно и осознанно изучить теоретические основы ФГТ, содержание и формы организации образовательной деятельности по реализации образовательных областей.

Организационная поддержка

1. Организация курсовой подготовки педагогов ДОУ, научно-практических конференций, конкурсов, фестивалей, выставок для педагогов и воспитанников ДОУ.

Придерживаясь данных направлений деятельности методической службы по повышению квалификации педагогов, была подана заявка в ИМЦ на внесение предложений в план по курсовой подготовке педагогов в 2011 году по организации педагогического процесса ДОУ в соответствии с ФГТ.
Творческой группой нашего дошкольного учреждения была разработана образовательная программа, где мы попытались выбрать из существующих программ, реализуемых в ДОУ, содержание и распределить его в соответствии с образовательными областями «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Образова-тельные области

Организованная совместная деятельность с детьми

возраст детей

1,5-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Физическая культура

физическое развитие

3

3

3

3

3

Здоровье




в ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями

Безопасность

формирование основ безопасности жизнедеятельности

в ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями



Социализация

социальное развитие

в ходе режимных моментов и через интеграцию



Познание

познавательное развитие

1

1

1

1

1

математически представлений

-

1

1

1

1

конструирование

1

1

1

1

1

природа и ребёнок

в ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями

Коммуника-ция

развитие речи

1

1

1

1

1

начала грамоты










1

1

Чтение художественной литературы

чтение художественной литературы

в ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями



Художественное творчество

рисование

1

1

1

1

1

лепка

1

1

1

1

1

аппликация




1

1

1

1

Музыка

музыка

2

2

2

2

2

Труд




в ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными областями




Итого

10

12

12

13

13
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районный семинар iconСеминар учителей математики по теме
Мбоу кулешовской сош №16 состоялся районный семинар учителей математики по теме: «Нормативно-правовое сопровождение при преподавании...
Районный семинар iconТема урока «Помощь по дому»
Открытый урок в 4-а классе (районный семинар по английскому языку в моу нош №25)
Районный семинар iconУрок по теме «Цилиндр. Конус. Площади их поверхностей»
Комарова С. А – учитель математики мобу башкирская гимназия №3, районный семинар 12. 03. 2009 год
Районный семинар iconЛюбовь волшебная страна
Моу «Красногвардейской средней общеобразовательной школы» прошёл районный семинар учителей по теме «Структура личностно-ориентированного...
Районный семинар iconРайонный семинар
«Системно – деятельностный подход в обучении предметов естественно – математического цикла, как механизм формирования устойчивых...
Районный семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный семинар учителей математики «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами математики»
Районный семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Районный семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут)
Районный семинар iconБуинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008»
Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского...
Районный семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Месели прошел районный семинар заместителей директоров по увр по теме «Использование информационных технологий на уроках и во внеурочное...
Районный семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ур по теме «Развитие интеллектуальной культуры учащихся», 2005 году районный семинар директоров школ по теме «Создание условий для...
Районный семинар iconРуководство и организаторы Районный конкурс «Школа дорожных наук»
Районный конкурс «Школа дорожных наук» проводится районным отделом образования, огибдд буинского гровд мвд рт, Фондом безопасности...
Районный семинар iconНовые знания через Кристалл Познания Семинар, посвященный Памяти Светланы Левашовой
В санкт-Петербурге с 9-го по 12-е января 2014 года прошел Третий семинар по «Знаниям от na-чала». Семинар был приурочен ко Дню Памяти...
Районный семинар iconПрактический семинар для победителей окружного этапа педагогических...
Семинар зам директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей
Районный семинар icon«Повышение качест ва обучения в условиях перехода на фгос через использование...
Мбоу сош №7 состоялся районный семинар директоров образовательных учреждений по теме «Повышение качества обучения в условиях перехода...
Районный семинар iconМетодические рекомендации по подготовке к семинару
Семинар является важнейшим элементом системы образования. Семинар – это не столько опрос студентов, сколько совместное с преподавателем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск