Районный семинар





Скачать 79.84 Kb.
НазваниеРайонный семинар
Дата публикации12.07.2014
Размер79.84 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Математика > Презентация
Федеральная экспериментальная площадка

научно-исследовательской лаборатории

«Школа Л.Н.Толстого»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 4 г.Тулы

Районный семинар

учителей предметов естественно-математического цикла на базе МОУГ №4.

Круглый стол по теме:

«Системно – деятельностный подход в обучении предметов естественно – математического цикла, как механизм формирования устойчивых навыков в саморазвитии, самосовершенствовании, социализации школьников».

img_8552 копи-1б

г. Тула – 2010 г.

План

  1. Система дидактических принципов, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении. (Игнатова О.И. – учитель математики высшей категории, руководитель кафедры предметов естественно-математического цикла).

  2. Урок математики и физики в контексте реализации принципов системно-деятельностного подхода (Галыгина Г.В. – учитель математики высшей категории, Сорокин А.П. – учитель физики высшей категории)

  3. Презентация портфолио педагога (Углова М.А. - учитель ИВТ высшей категории)

Методические материалы по теме:

«Системно – деятельностный подход в обучении предметов е/м цикла, способствующий формированию устойчивых навыков в саморазвитии, самосовершенствовании, социализации школьников».

  1. Сегодня наиболее важным общественным ресурсом становится человеческий ресурс, качество которого во многом определяет положение страны в мире. Деятельность человека может быть направлена как на сохранение целостности общества, так и на разрушение этого общества. Цель современного образования – это личность ученика, способного к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Для формирования у учащихся деятельностных способностей необходимо активизировать , постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. А какие бывают виды деятельности, какова их структура, условия организации? Рассмотрим систему дидактических принципов, обеспечивающих технологию деятельностного метода.

Система дидактических принципов ДП:

  • Реализация ДП в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:

  • Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее нории, активно участвует в их совершенствовании.

  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.

  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (стандарта).

  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  • Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках математики

Основной характеристикой человека в обществе является его способность к реализации некоторой деятельности.
В учебном процессе, где ученик может проявить свою деятельность, основным является урок.


Форма проведения: урок импровизация.
Цель: применение деятельностного метода обучения на уроках математики при решении задач.
Задача: показать способы применения деятельностного метода обучения;
        
Ход урока.
    Педагог предлагает уч-ся  посмотреть на экран и выбрать  задачи на движение.


  1. Расстояние между городами 120 км..Автомобиль ехал со скоростью 60 км. в час. Какое время он затратил на весь путь?
    2. Сумма двух чисел равна 90. Найдите эти числа, если одно из них на 10 меньше другого.
    3. Периметр прямоугольника 60 см.. Найдите его площадь, если длина прямоугольника на 20 см. больше ширины
    .

После выполнения задания предлагаются вопросы.
      По каким признакам вы определили, что это задачи на движение? (Будут перечислены время, скорость, расстояние).
      Я с вами согласна, а теперь решите устно задачу.
Двое детей начали есть кашу. Через некоторое время первый ребенок кашу съел, а второй нет, хотя порции были одинаковые. Почему это произошло? (Скорость первого ребенка выше,  чем скорость второго).
 А это задача на движение?
 Почему нет, ведь в ней присутствует такая величина, как скорость? (Нет такой величины как расстояние ).


    Комментарии.
     Данный этап урока – вхождение в ситуацию или  актуализация знаний помогает определить  вид задачи, выделить ее существенные признаки. Но при этом учащимся предлагается задача, которая направлена на то, чтобы ребенок мог увидеть, что не всегда то, на что он привык опираться ведет по верному пути. В данном случае есть скорость, время, но задача не на движение, так как отсутствуют другие величины.

Ход урока.
    Уч-ся предлагается разбиться на группы и решить задачу № 2 за 2 минуты.
Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 30 км. Скорость первого лыжника 5 км/ч, а скорость второго – 6 км/ч. Чему равно будет расстояние между ними через 2 часа?

     Работа ведется маркерами на листах, листы вывешиваются. Участники должны найти, как можно больше решений данной задачи и сделать вывод, с чем это связано. В задаче не указано направление, а это очень важная величина, которая оказывает большое влияние на выбор решения задачи. Так же направление не было указано и в задаче про кашу, это еще один момент, почему  задача не на движение.


 Решения задачи.
 
1 вариант. Встречное движение.
1). 5+6=11(км/ч)-скорость сближения
2).11Х2=22 (км)-расстояние за 2 часа
3).30-22=8(км)
2 вариант. В противоположные стороны.
1). 5+6=11(км/ч)-скорость удаления
2).11Х2=22 (км)-расстояние за 2 часа
3).30+22=52(км)


3 вариант. Движение вдогонку (в одном направлении).
1). 6-5 =1(км/ч)-скорость сближения
2).1Х2=2 (км)-расстояние за 2 часа
3).30-2=28(км)
4 вариант. Движение с отставанием (в одном направлении).
1). 6-5 =1(км/ч)-скорость сближения
2).1Х2=2 (км)-расстояние за 2 часа
3).30+2=32(км)


Комментарии.
    Данный этап урока – открытие нового знания, а новым знанием было значение такой величины, как НАПРАВЛЕНИЕ. Учащимся для открытия нового знания предлагалась не просто задача, а задача повышенной трудности с недоопределенным условием. Мы относим к задачам повышенной трудности задачи с недостающими данными, так вот задачи с недоопределенным условием имеют более высокий уровень трудности. Данный вид задачи помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Открывать новое знание при решении таких задач рекомендую в группах, потому что ситуации, когда ребенок, столкнувшись с новой учебной задачей, убедился, что это задача действительно новая, т.е. он не знает способов ее решения или не уверен в способах ее решения и именно в групповой работе учащийся имеет возможность обратиться с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия к своим одноклассникам,  ибо в таких условиях может развиться ученик, умеющий учить себя. Так же данная форма работы развивает коммуникативные навыки.

        Ход урока.
   Мы нашли пути решения задачи на движение с недоопределенными  данными, а какое средство помогло вам в этом? Схема? Таблица? Краткая запись? Чертеж? По группам составляют схему, таблицу, краткую запись и защищают (выбирают любой вариант). Так какое средство на ваш взгляд рациональнее? Я тоже считаю, что схема, так как на ней указаны все величины: скорость, время, расстояние и направление, а в краткой записи и таблице этого нет. Но вы можете пользоваться тем, который вам удобен, главное не теряйте ни одной величины.





 Комментарии.
    Данный этап урока – это введение нового знания в систему тех, которые уже есть, т.е. наши учащиеся могут заполнять и таблицы, и чертить схемы, и делать краткую запись, но надо помочь им определиться, какое средство наиболее им поможет в решении задач на движение. Учащиеся учатся моделировать ситуацию, т.е. взять существенное, а остальное отсечь. Но тут необходимо отметить, что говоря о том, что рациональнее применять из предложенных вариантов для решения данного вида задач, не все дети согласятся, что рациональнее применить схему или чертеж, кому-то удобнее пользоваться таблицей или краткой записью.


Мы должны принять данное решение. Да с математической точки зрения схема и чертеж более рациональны, но если мы исходим от личности ребенка, то рациональным надо считать то, чем ему удобнее пользоваться. Мы должны уважать выбор ребенка, ведь это его способ видения ситуации, это его взаимодействие с данной задачей и учитель не должен это взаимодействие нарушать. Данное задание как и предыдущее реализует принцип вариативности, на котором основывается деятельностный метод обучения, т.е. формирование способностей к систематическому перебору всех вариантов  и адекватному принятию решения в ситуациях выбора.

        Ход урока.
   Уч-ся предлагается обратиться к заданию № 3 и составить задачу по выбранному ими решению:
А) 1). 5Х2=10 (км)                 Б).1). 5+8=13(км)
      2).8Х2=16(км)                        2).13Х2=26(км)
      3).10+16=26(км)
 Варианты встречного движения и в противоположные стороны.


Комментарии.
   Данное задание творческой направленности, оно помогает приобрести учащимся собственный опыт решения задач на движение через творческую деятельность.  Оно еще интересно и необычно тем, что учащимся приходится мыслить от обратного, в другом направлении, чем он только что делал. Ведь теперь приходится восстанавливать заданную ситуацию, исходя из чисел, действий. Представляете, какая большая возможность появляется для развития мыслительных процессов. Так же ученику предлагается оценить свои возможности и выбрать задание по силам. А если кто-то, а такие дети обязательно найдутся, увидят общее в данных задачах, то это заслуживает высокой оценки.

Ход урока.
   Уч-ся предлагается обратиться к заданию № 4 и попробовать его решить, если это не удастся, то предложить решить дома, но при этом обратить внимание, чем является 2 предложение (скоростью), а чем третье (расстоянием).
Мышке до норки 20 шагов, кошке до мышки 5 прыжков. За 1 прыжок кошки мышка делает 3 шага. 1 прыжок кошки равен 10 шагам мышки. Догонит ли кошка мышку.


РЕШЕНИЕ:
Мышке до норки 20 шагов, кошке до мышки 5 прыжков.
За 1 прыжок кошки мышка делает 3 шага. – это скорость
1 прыжок кошки равен 10 шагам мышки.- это расстояние
 
1.     5+20:10=7 прыжков кошке до норки
2.     1 прыжок кошки равен 3 шагам мышки, мышка за это время 3Х7=21 шаг, т.е. мышка окажется в норке, когда кошка до нее допрыгнет.
 
Комментарии.
 
  Уровень сложности нарастал от задания к заданию, и мы вышли на самый высокий. Это уже не просто задание, а компетентностно-ориентированное задание, т.е. задание которое направлено на применение всех своих знаний, умений и навыков для решения нестандартной задачи. Данное задание дает возможность в необычном увидеть обычное, учит вчитываться в задачу, анализировать ее.


МЫ работали над задачей на основе системно-деятельностного подхода, пройдя основные его этапы от актуализации до восприятия проблемы, построения проекта. Такая работа помогает в формировании таких ключевых компетентностей, как компетентность в решении проблем, т.е. способность определять цели, оценивать ситуацию, рассмотреть все варианты решения проблемы, выбирать наиболее рациональный; информационную компетентность, т.е. переводить информацию в графическую или символическую, видеть в представленной информации дефицит данных; коммуникативную компетентность - уметь формулировать свое мнение, доказывать, используя математическую терминологию.
 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районный семинар iconСеминар учителей математики по теме
Мбоу кулешовской сош №16 состоялся районный семинар учителей математики по теме: «Нормативно-правовое сопровождение при преподавании...
Районный семинар iconТема урока «Помощь по дому»
Открытый урок в 4-а классе (районный семинар по английскому языку в моу нош №25)
Районный семинар iconУрок по теме «Цилиндр. Конус. Площади их поверхностей»
Комарова С. А – учитель математики мобу башкирская гимназия №3, районный семинар 12. 03. 2009 год
Районный семинар iconЛюбовь волшебная страна
Моу «Красногвардейской средней общеобразовательной школы» прошёл районный семинар учителей по теме «Структура личностно-ориентированного...
Районный семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный семинар учителей математики «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами математики»
Районный семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Районный семинар iconРайонный семинар
Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №190», реализующий...
Районный семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут)
Районный семинар iconБуинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008»
Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского...
Районный семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Месели прошел районный семинар заместителей директоров по увр по теме «Использование информационных технологий на уроках и во внеурочное...
Районный семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ур по теме «Развитие интеллектуальной культуры учащихся», 2005 году районный семинар директоров школ по теме «Создание условий для...
Районный семинар iconРуководство и организаторы Районный конкурс «Школа дорожных наук»
Районный конкурс «Школа дорожных наук» проводится районным отделом образования, огибдд буинского гровд мвд рт, Фондом безопасности...
Районный семинар iconНовые знания через Кристалл Познания Семинар, посвященный Памяти Светланы Левашовой
В санкт-Петербурге с 9-го по 12-е января 2014 года прошел Третий семинар по «Знаниям от na-чала». Семинар был приурочен ко Дню Памяти...
Районный семинар iconПрактический семинар для победителей окружного этапа педагогических...
Семинар зам директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей
Районный семинар icon«Повышение качест ва обучения в условиях перехода на фгос через использование...
Мбоу сош №7 состоялся районный семинар директоров образовательных учреждений по теме «Повышение качества обучения в условиях перехода...
Районный семинар iconМетодические рекомендации по подготовке к семинару
Семинар является важнейшим элементом системы образования. Семинар – это не столько опрос студентов, сколько совместное с преподавателем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск