Скачать 79.84 Kb.
|
Федеральная экспериментальная площадка научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.Н.Толстого» Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 4 г.Тулы Районный семинар учителей предметов естественно-математического цикла на базе МОУГ №4. Круглый стол по теме: «Системно – деятельностный подход в обучении предметов естественно – математического цикла, как механизм формирования устойчивых навыков в саморазвитии, самосовершенствовании, социализации школьников». г. Тула – 2010 г. План
Методические материалы по теме: «Системно – деятельностный подход в обучении предметов е/м цикла, способствующий формированию устойчивых навыков в саморазвитии, самосовершенствовании, социализации школьников».
Система дидактических принципов ДП:
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках математики Основной характеристикой человека в обществе является его способность к реализации некоторой деятельности. В учебном процессе, где ученик может проявить свою деятельность, основным является урок. Форма проведения: урок импровизация. Цель: применение деятельностного метода обучения на уроках математики при решении задач. Задача: показать способы применения деятельностного метода обучения; Ход урока. Педагог предлагает уч-ся посмотреть на экран и выбрать задачи на движение.
После выполнения задания предлагаются вопросы. По каким признакам вы определили, что это задачи на движение? (Будут перечислены время, скорость, расстояние). Я с вами согласна, а теперь решите устно задачу. Двое детей начали есть кашу. Через некоторое время первый ребенок кашу съел, а второй нет, хотя порции были одинаковые. Почему это произошло? (Скорость первого ребенка выше, чем скорость второго). А это задача на движение? Почему нет, ведь в ней присутствует такая величина, как скорость? (Нет такой величины как расстояние ). Комментарии. Данный этап урока – вхождение в ситуацию или актуализация знаний помогает определить вид задачи, выделить ее существенные признаки. Но при этом учащимся предлагается задача, которая направлена на то, чтобы ребенок мог увидеть, что не всегда то, на что он привык опираться ведет по верному пути. В данном случае есть скорость, время, но задача не на движение, так как отсутствуют другие величины. Ход урока. Уч-ся предлагается разбиться на группы и решить задачу № 2 за 2 минуты. Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 30 км. Скорость первого лыжника 5 км/ч, а скорость второго – 6 км/ч. Чему равно будет расстояние между ними через 2 часа? Работа ведется маркерами на листах, листы вывешиваются. Участники должны найти, как можно больше решений данной задачи и сделать вывод, с чем это связано. В задаче не указано направление, а это очень важная величина, которая оказывает большое влияние на выбор решения задачи. Так же направление не было указано и в задаче про кашу, это еще один момент, почему задача не на движение. Решения задачи. 1 вариант. Встречное движение. 1). 5+6=11(км/ч)-скорость сближения 2).11Х2=22 (км)-расстояние за 2 часа 3).30-22=8(км) 2 вариант. В противоположные стороны. 1). 5+6=11(км/ч)-скорость удаления 2).11Х2=22 (км)-расстояние за 2 часа 3).30+22=52(км) 3 вариант. Движение вдогонку (в одном направлении). 1). 6-5 =1(км/ч)-скорость сближения 2).1Х2=2 (км)-расстояние за 2 часа 3).30-2=28(км) 4 вариант. Движение с отставанием (в одном направлении). 1). 6-5 =1(км/ч)-скорость сближения 2).1Х2=2 (км)-расстояние за 2 часа 3).30+2=32(км) Комментарии. Данный этап урока – открытие нового знания, а новым знанием было значение такой величины, как НАПРАВЛЕНИЕ. Учащимся для открытия нового знания предлагалась не просто задача, а задача повышенной трудности с недоопределенным условием. Мы относим к задачам повышенной трудности задачи с недостающими данными, так вот задачи с недоопределенным условием имеют более высокий уровень трудности. Данный вид задачи помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся. Открывать новое знание при решении таких задач рекомендую в группах, потому что ситуации, когда ребенок, столкнувшись с новой учебной задачей, убедился, что это задача действительно новая, т.е. он не знает способов ее решения или не уверен в способах ее решения и именно в групповой работе учащийся имеет возможность обратиться с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия к своим одноклассникам, ибо в таких условиях может развиться ученик, умеющий учить себя. Так же данная форма работы развивает коммуникативные навыки. Ход урока. Мы нашли пути решения задачи на движение с недоопределенными данными, а какое средство помогло вам в этом? Схема? Таблица? Краткая запись? Чертеж? По группам составляют схему, таблицу, краткую запись и защищают (выбирают любой вариант). Так какое средство на ваш взгляд рациональнее? Я тоже считаю, что схема, так как на ней указаны все величины: скорость, время, расстояние и направление, а в краткой записи и таблице этого нет. Но вы можете пользоваться тем, который вам удобен, главное не теряйте ни одной величины. Комментарии. Данный этап урока – это введение нового знания в систему тех, которые уже есть, т.е. наши учащиеся могут заполнять и таблицы, и чертить схемы, и делать краткую запись, но надо помочь им определиться, какое средство наиболее им поможет в решении задач на движение. Учащиеся учатся моделировать ситуацию, т.е. взять существенное, а остальное отсечь. Но тут необходимо отметить, что говоря о том, что рациональнее применять из предложенных вариантов для решения данного вида задач, не все дети согласятся, что рациональнее применить схему или чертеж, кому-то удобнее пользоваться таблицей или краткой записью. Мы должны принять данное решение. Да с математической точки зрения схема и чертеж более рациональны, но если мы исходим от личности ребенка, то рациональным надо считать то, чем ему удобнее пользоваться. Мы должны уважать выбор ребенка, ведь это его способ видения ситуации, это его взаимодействие с данной задачей и учитель не должен это взаимодействие нарушать. Данное задание как и предыдущее реализует принцип вариативности, на котором основывается деятельностный метод обучения, т.е. формирование способностей к систематическому перебору всех вариантов и адекватному принятию решения в ситуациях выбора. Ход урока. Уч-ся предлагается обратиться к заданию № 3 и составить задачу по выбранному ими решению: А) 1). 5Х2=10 (км) Б).1). 5+8=13(км) 2).8Х2=16(км) 2).13Х2=26(км) 3).10+16=26(км) Варианты встречного движения и в противоположные стороны. Комментарии. Данное задание творческой направленности, оно помогает приобрести учащимся собственный опыт решения задач на движение через творческую деятельность. Оно еще интересно и необычно тем, что учащимся приходится мыслить от обратного, в другом направлении, чем он только что делал. Ведь теперь приходится восстанавливать заданную ситуацию, исходя из чисел, действий. Представляете, какая большая возможность появляется для развития мыслительных процессов. Так же ученику предлагается оценить свои возможности и выбрать задание по силам. А если кто-то, а такие дети обязательно найдутся, увидят общее в данных задачах, то это заслуживает высокой оценки. Ход урока. Уч-ся предлагается обратиться к заданию № 4 и попробовать его решить, если это не удастся, то предложить решить дома, но при этом обратить внимание, чем является 2 предложение (скоростью), а чем третье (расстоянием). Мышке до норки 20 шагов, кошке до мышки 5 прыжков. За 1 прыжок кошки мышка делает 3 шага. 1 прыжок кошки равен 10 шагам мышки. Догонит ли кошка мышку. РЕШЕНИЕ: Мышке до норки 20 шагов, кошке до мышки 5 прыжков. За 1 прыжок кошки мышка делает 3 шага. – это скорость 1 прыжок кошки равен 10 шагам мышки.- это расстояние 1. 5+20:10=7 прыжков кошке до норки 2. 1 прыжок кошки равен 3 шагам мышки, мышка за это время 3Х7=21 шаг, т.е. мышка окажется в норке, когда кошка до нее допрыгнет. Комментарии. Уровень сложности нарастал от задания к заданию, и мы вышли на самый высокий. Это уже не просто задание, а компетентностно-ориентированное задание, т.е. задание которое направлено на применение всех своих знаний, умений и навыков для решения нестандартной задачи. Данное задание дает возможность в необычном увидеть обычное, учит вчитываться в задачу, анализировать ее. МЫ работали над задачей на основе системно-деятельностного подхода, пройдя основные его этапы от актуализации до восприятия проблемы, построения проекта. Такая работа помогает в формировании таких ключевых компетентностей, как компетентность в решении проблем, т.е. способность определять цели, оценивать ситуацию, рассмотреть все варианты решения проблемы, выбирать наиболее рациональный; информационную компетентность, т.е. переводить информацию в графическую или символическую, видеть в представленной информации дефицит данных; коммуникативную компетентность - уметь формулировать свое мнение, доказывать, используя математическую терминологию. |
Семинар учителей математики по теме Мбоу кулешовской сош №16 состоялся районный семинар учителей математики по теме: «Нормативно-правовое сопровождение при преподавании... | Тема урока «Помощь по дому» Открытый урок в 4-а классе (районный семинар по английскому языку в моу нош №25) | ||
Урок по теме «Цилиндр. Конус. Площади их поверхностей» Комарова С. А – учитель математики мобу башкирская гимназия №3, районный семинар 12. 03. 2009 год | Любовь волшебная страна Моу «Красногвардейской средней общеобразовательной школы» прошёл районный семинар учителей по теме «Структура личностно-ориентированного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный семинар учителей математики «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами математики» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Районный семинар Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №190», реализующий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут) | ||
Буинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008» Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Месели прошел районный семинар заместителей директоров по увр по теме «Использование информационных технологий на уроках и во внеурочное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ур по теме «Развитие интеллектуальной культуры учащихся», 2005 году районный семинар директоров школ по теме «Создание условий для... | Руководство и организаторы Районный конкурс «Школа дорожных наук» Районный конкурс «Школа дорожных наук» проводится районным отделом образования, огибдд буинского гровд мвд рт, Фондом безопасности... | ||
Новые знания через Кристалл Познания Семинар, посвященный Памяти Светланы Левашовой В санкт-Петербурге с 9-го по 12-е января 2014 года прошел Третий семинар по «Знаниям от na-чала». Семинар был приурочен ко Дню Памяти... | Практический семинар для победителей окружного этапа педагогических... Семинар зам директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей | ||
«Повышение качест ва обучения в условиях перехода на фгос через использование... Мбоу сош №7 состоялся районный семинар директоров образовательных учреждений по теме «Повышение качества обучения в условиях перехода... | Методические рекомендации по подготовке к семинару Семинар является важнейшим элементом системы образования. Семинар – это не столько опрос студентов, сколько совместное с преподавателем... |