Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География





Скачать 262.71 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География
Дата публикации20.01.2015
Размер262.71 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.2.2 Внеклассная работа по географии


050102 Биология, География

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 10 от 14 мая 2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев /

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы: старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е.А.

1.2 Рецензенты:

- к.п.н., ст. преподаватель каф. биологии и химии Крыштоп В.А.

к.п.н., доцент, декан экономического факультета БИЭПП Возница В.М.

1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору «Внеклассная работа по географии» изучается после основного курса «Методика преподавания географии» и служит для расширения и углубления базовых знаний и умений по организации учителем географии внеурочной деятельности учащихся.

Основные задачи курса: формирование познавательного интереса к географии; углубление и расширение содержания изучаемого предмета, развитие способностей учащихся, осуществление индивидуального подхода, профессиональная ориентация, совершенствование умений пользоваться источниками географической информации; ознакомление учащихся с методами исследования географической науки; связь школьной географии с реальной жизнью.

По окончании изучения курса студенты должны знать:

  • сущность и педагогическое значение внеклассной работы;

  • формы внеклассной работы;

  • методы внеклассной работы;

  • содержание внеклассной работы;

  • организацию систематических наблюдений и учебных экскурсий.

На основе полученных знаний студенты должны уметь:

  • разрабатывать содержание и методику мероприятий по внеклассной работе

  • организовывать работу учеников по исследованию своей местности;

  • вносить в содержание внеклассной работы коррективы, отражающие события современной жизни;

  • осуществлять дифференцированный подход к ученикам в рамках внеклассной работы.



Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке:

Крисанова Е.А. Внеклассная работа по географии.

    1. . Извлечение из ГОС ВПО

В стандарте не предусмотрено,

основные ДЕ – 1. Организация внеклассной работы по географии

2. Формы и методы внеурочной работы по географии

    1. . Объем дисциплины и виды учебной работы

(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):



п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудое-мкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050102 Биология, География

5

9

80

26

16

10

-

54

зачет

1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ



Наименование темы, раздела


Количество часов







всего ауд.

в том числе

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

Форма отчета

1

Введение в предмет

4

2

2

-

26

зачет

2

Формы и методы внеурочной работы по географии

10

2

8

-

63

3

Организации внеклассной работы по географии

22

2

20

-

100




Всего:

36

6

30

-

189
050103 География, технология и предпринимательство

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Введение в предмет

Цели и задачи, функции внеурочной работы, ее значение. Планирование внеклассной работы. Содержание и педагогические требования к внеурочной работе по географии.
Раздел 2. Формы и методы внеурочной работы по географии

Формы и методы организации внеурочной работы с учащимися разного возраста.

Направления внеклассной работы.
Раздел 3. Организация внеклассной работы по географии

Характеристика основных форм внеклассной работы по географии. Особенности географического краеведения во внеклассной работе.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Организации внеклассной работы по географии

1

Географические кружки

реферат

10,5

защита рефератов

2

Географические факультативы

реферат

10,5

защита рефератов

3

Разработка экскурсии по изучению типичных растительных сообществ.

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы

4

Разработка экскурсии по изучению типичных форм рельефа

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы

5

Разработка экскурсии по изучению культурных ландшафтов

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы

6

Разработка экскурсии по изучению пейзажной выразительности ландшафта

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы

7

Способы ориентирования в пространстве и времени

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы

8

Составление паспорта – описания на памятник природы

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы

9

Географические клубы

реферат

10,5

защита рефератов

10

Географические олимпиады

реферат

10,5

защита рефератов

11

Разработка структуры предметной недели географии в школе

реферат

10,5

защита рефератов

12

Разработка маршрута экологической тропы

реферат

10,5

защита рефератов

13

Разработка экскурсии по изучению русловых процессов.

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы

14

Наблюдение на школьной площадке

реферат

10,5

защита рефератов

15

Разработка экскурсии по изучению долинных лугов

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы

16

Разработка экскурсии по изучению речных долин

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы

17

Разработка экскурсии по изучению типичных почв Мурманской области

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы

18

Разработка календарно – тематического плана для 8 класса факультатива «Географический клуб»

контрольная работа

10,5

проверка контрольной работы


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Практическая работа №1. (2 часа)

Тема: Содержание и педагогические требования к внеурочной работе по географии

План:

  1. Сущность внеклассной работы

  2. Цели и задачи внеклассной работы

  3. Функции внеклассной работы

  4. Содержание внеклассной работы

  5. Научно-познавательное;

  6. Историко-географическое;

  7. Экологическое;

  8. Экономическое

  9. Эстетическое

  10. Туристко – краеведческое

  11. Страноведческое

  12. Требования к внеклассной работе
Самостоятельная работа:

  • составление опорного конспекта по теме.


Практическая работа №2. (8 часов)

Тема: Формы и методы внеурочной работы по географии

План:

  1. Формы внеурочной работы (индивидуальные, групповые, массовые).

  2. Методы внеурочной работы (метод проектов, исследовательский, проблемное обучение)
Самостоятельная работа.


Практическая работа №3. (20 часов)

Тема: Организация внеклассной работы по географии

План:

  1. Географический кружок

  2. Географический факультатив

  3. Школьный музей

  4. Географический клуб

  5. Географическая олимпиада

  6. Географический вечер

  7. Конференция по географии

  8. Устный журнал

  9. Географические викторины и игры

  10. Предметная неделя по географии

  11. Конкурсы рефератов

  12. Школьные географические издания
Самостоятельная работа:

Составить и провести внеклассное мероприятие по географии на практическом занятии.

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Литература

Основная:

  1. Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 1985.

  2. Внеурочная работа по географии. / Под ред. И.И.Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. – 157 с.

  3. География в школе (методический журнал). – М.: Педагогика, 1987-2008.

  4. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. 6 класс. – М.: Просвещение, 1991. С. 142.

  5. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Методика обучения географии в школе. / Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320 с.

  7. Программа дисциплин предметной подготовки по специальности 012500 – География: Для педагогических университетов и институтов. М.: Флинта: Наука, 2000. – 368с.

  8. Прохорчик А.Ф. Организация внеклассной работы по географии. – Минск: Народна асвета, 1980.

  9. Середа В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе.– М.: Просвещение, 1972.

  10. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. – М.: Просвещение, 1980.

  11. Школьные музеи / Под ред. В.Н. Столетова и М.П. Кашина. – М.: Просвещение, 1977.

Дополнительная:

  1. Жихарев А.М. Собираемся в поход. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 192 с.

  2. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки. - Ярославль: Академия развития, 2004. –224 с.

  3. Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России. - Ярославль: Академия развития, 2004. –288 с.

  4. Олимпиады по географии. 6-11 кл. / Под ред. О.А. Климановой, А.С.Наумова. – М.: Дрофа, 2003. – 208с.

  5. Уступ О.В. Урок внеклассного чтения в VII классе // География в школе. 1985. № 4. С. 45–46.

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень используемых технических средств:

1) мультимедийный проектор.

Перечень используемых пособий:

атласы, экономические, физико-географические, топографические карты Мурманской области, учебники по географии Кольского полуострова.

Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения:

1) видеофильмы о географических объектах Мурманской области.


1.10. Примерные зачетные тестовые задания

1.Соотнесите направления внеклассной работы про географии с их целями:


Направления внеклассной работы по географии

Цели работы направления


1) научно-познавательное

а) углубление знаний о взаимодействии природы и общества, обучение правилам поведения в природе, решение посильных экологических проблем своего края

2) историко-географическое

б) дополнение и углубление вопросов содержания, вызывающих особый интерес у школьников

3) экологическое

в) интегрирует физико-географические, экономико- и социально-географические знания, обогащает школьников знаниями о странах и народах мира

4) экономическое

г) учит школьников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красотой ландшафтов, испытывать удовлетворение от труда по облагораживанию своего микрорайона

5) эстетическое

д) позволяет знакомить с методами географических исследований, учит азам топографии, формирует географическое умение

6) туристско-краеведческое

е) расширяет и углубляет знания о хозяйственной деятельности, способствует экономическому воспитанию, раскрывает нормы поведения в условиях рыночной экономики

7) страноведческое

ж) опираясь на задачу гуманитаризации школьной географии, сосредотачивает внимание на человеке, познающем планету


2. Какое из направлений внеклассной работы требует привлечения знаний из истории, этнографии, культуры, быта народов, современной политики:

а) научно-познавательному;

б) историко-географическому;

в) экологическому;

г) экономическому;

д) эстетическому;

е) туристско-краеведческому?

3. Распределите содержание этапов в последовательности;

Подготовительный этап –

Проведение похода –

Заключительный этап –

а) оформление отчетов, обработка собранных материалов;

б) формирование туристских навыков у школьников, определение цели похода, получение задания научного характера;

в) организация работы, выполнение заданий исследовательского характера.

4. Какая из задач не относится к внеклассной работе:

а) формировать познавательный интерес к географии;

б) проверять уровень усвоения ЗУК;

в) связывать школьную географию с жизнью;

г) углублять и расширять содержание изучаемого предмета;

д) развивать способности учащихся;

е) осуществлять индивидуальный подход;

ж) ориентировать в выборе профессии;

з) совершенствовать умение пользоваться источниками географической информации.

5. Что не учитывается при выборе форм внеклассной работы по географии:

а) содержание; д) уровень подготовки по географии;

б) возраст учителя; е) реальные материальные возможности?

в) возраст учащихся;

г) интересы учащихся;

6. Кабинет географии, школьные краеведческий музей, географическая площадка, экологическая тропа, школьный заповедник, планетарий, школьный дендрарий – это:

а) материальная база школьной географии;

б) места отдыха и развлечения школьников;

в) особо охраняемые территории.

7. Разнести соответствующие виды деятельности в графы таблицы:

Внутришкольная


Внешкольная

1


2

а) помощь труженикам с/х и других отраслей;

б) пропаганда географических знаний;

в) географическая выставка;

г) создание географического кабинета;

д) организация географической площадки;

е) охрана природы своего края;

ж) изготовление средств обучения по географии.

8. Какие из форм внеклассной работы по географии считаются эпизодическими:

а) конференция;

б) кружок;

в) неделя географии;

г) отчет по итогам походов;

д) экскурсия;

е) олимпиада.

9. Что не отражает результативность работы кружка:

а) выпуск газет;

б) выпуск школьной радиогазеты;

в) выступление перед школьниками;

г) выпуск рукописного журнала;

д) запуск дельтаплана?

10. В каких видах деятельности прослеживается социальная значимость внеклассной работы:

а) изготовление оборудования экологической тропы;

б) участие в районном легкоатлетическом кроссе;

в) изготовление оборудования географического кабинета и площадки;

г) декоративное садоводство;

д) создание школьного заповедника, дендрария?

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Сущность и задачи внеклассной работы.

  2. История развития внеурочной работы.

  3. Роль курса в учебно-воспитательном процессе.

  4. Планирование внеурочной работы по географии.

  5. Тесная связь внеклассной работы с учебной и их отличия.

  6. Содержание внеклассной работы.

  7. Педагогические требования к внеклассной работе.

  8. Формы внеклассной работы.

  9. Методы организации внеурочной работы.

  10. Особенности географического краеведения во внеклассной работе.

  11. Социально значимая направленность внеурочной работы.

  12. Географические викторины и игры.

  13. Научные общества учащихся.

  14. Школьные краеведческие музеи.

  15. Неделя географии в школе

  16. Школьные географические издания.

  17. Географические олимпиады.

  18. Географические клубы.

  19. Географические факультативы.

  20. Географические кружки.

1.12. Комплект экзаменационных билетов

Не предусмотрен.

    1. Примерная тематика рефератов.

  1. Внеклассная работа по изучению четвертичных отложений своего края.

  2. Методика проведения географической олимпиады.

  3. Наблюдения на школьной площадке.



    1. Примерная тематика курсовых работ.

Не предусмотрено

    1. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Учебный план не предусматривает дипломных работ.

1.16. Методика исследования - нет

1.17. Бально – рейтинговая система – не используется.

Раздел 2.

Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Задание для зачетной работы.

По дисциплине необходимо выполнить одну зачетную работу. В процессе ее выполнения студент должен научиться работать самостоятельно с необходимой литературой, анализировать содержание материала, делать соответствующие выводы из прочитанного. Выполнение зачетной работы дает студенту возможность приобретения опыта построения, изложения и структурирования картографических материалов, правил наглядного иллюстративного и библиографического оформления результатов научно-практических исследований.

Зачетная работа должна представлять собой разработанный план внеклассного мероприятия по географии. К работе необходимо приложить все дополнительные материалы ( задания, ключи к ним, карточки, вопросник и т.д.)

Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала

Лекция № 1. Введение.

План.

  1. Цели и задачи, функции внеурочной работы, ее значение.

  2. Планирование внеклассной работы.

  3. Содержание и педагогические требования к внеурочной работе по географии.



Лекция № 2.

План.

  1. Формы и методы организации внеурочной работы с учащимися разного возраста.

  2. Направления внеклассной работы.


Лекция № 3.

План.

  1. Характеристика основных форм внеклассной работы по географии.

  2. Географический кружок

  3. Географические викторины и игры.

  4. Научные общества учащихся.

  5. Школьные краеведческие музеи

  6. Неделя географии в школе

  7. Школьные географические издания.

  8. Географические олимпиады.

  9. Географические клубы.

  10. Географические факультативы.


Раздел 4. Глоссарий.
1.Базовые общеобразовательные курсы - отражают обязатель­ную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

2. Внеклассная работа — это составная часть учебно-воспитательного процесса. Она содействует более активному приобретению учащимися географических знаний, умений и навыков, развивает их са­мостоятельность, активность и инициативу, воспитывает идейную направленность, проведения, игр, выступлений само­деятельности среди местного населения и организацию других культурно-оздоровительных мероприятий.

3. Систематические формы внеклассной работы - кружки, общества, лекторские группы и т. д.

4. Эпизодическая внеклассная работа - рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это — вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронталь­ную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.

5. Объединяю­щие формы внеклассной работы - к ним относятся школьные му­зеи, клубы, общества.

6. Массовые формы внеклассной работы — неделя географии, гео­графические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными, путешественника­ми и т. д.

7. Географические кружки - одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы.

8. Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

-занимательные (их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету).

-кружки, содержание которых соответствует программе основного курса (их задача - совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке).

-кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определённым вопросам (фенологические, топонимические, метеорологические и т.д.)

-кружки, посвящённые специальным вопросам географии, изучаемым на уроках (например, этнографические). Задача - способствовать углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

9. Профильные курсы - обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

10. Формы организации географического кружка - работа географического кружка может быть проведена в следующих формах:

-Внеклассное чтение (Беседа о прочитанном, коллективное обсуждение прочитанного, составление аннотаций прочитанных книг, составление картотеки для кабинета);

-Географические вечера (просмотр кинофильмов, игры «Что? Где? Когда?», географические викторины, КВН);

-Конференции (географические доклады, интересные сообщения, диспуты);

-Географическая информация (рукописные издания, дежурная карта);

-Географические олимпиады (олимпиады в помещении):

  • Школьные

  • Областные

  • Районные

Олимпиады в природе

  • Школьные

  • Областные

  • Районные

- Неделя географии вечера, экскурсии, выставки, походы, доклады, игры.

11. Цель внеклассной работы — обеспечение всестороннего и гармо­нического развития школьников, воспитание нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, мо­ральную чистоту и физическое совершенство.

12. Задачи внеклассной работы по геогра­фии является:

- формирование у школьников следующих черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

- обогащение школьников новыми, интересными фактами, понятия­ми, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

- усиление интереса к географической науке.

13. Элективные курсы - курсы по выбору. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников. Элективные курсы свя­заны прежде всего с удовлетворением индивидуальных обра­зовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каж­дым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом доста­точно ограниченные возможности базовых и профильных кур­сов в удовлетворении разнообразных образовательных потреб­ностей старшеклассников. Интересы старшеклассников часто могут выходить за рам­ки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими про­филя обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер.

14. Типы элективных курсов:

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план. В свою очередь, предмет­ные элективные курсы можно разделить на несколько групп:

- Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса по­зволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уров­не. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

- Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. В элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса тина «курс повышенного уровня».

- Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

- Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

- Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Измерения физических величин», «Школьный географический практикум: наблюдение, эксперимент, моделирование», «Компьютерное моделирование природных процессов и явлений» и др.

- Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

- Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач
(математических, физических, химических, географических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе эксперимента.

РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации)

Не предусмотрено.

РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора

по учебной работе), утверждающего данное изменение
























РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут.


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Ковальчук Е.А., ст. преподаватель каф. географии и экологии

2011-2012

ЕФКиБЖД

050102 Биология, География

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия...
«Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 Экология животных опд. Р. 1
Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Внеклассная работа...
Автор программы: старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е. А
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 06 Основы медицинских...
Для специальности 050101. 65 Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины нормативно-правовое обеспечение...
Константинова Наталья Ивановна, к п н., доцент, директор филиала чоу впо биэпп в г. Мурманске
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 6, Сд. Ф. 6, Сд. Дс....
Рецензенты: Рыжик И. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География...
Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 12 Зоология позвоночных...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных
Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Физическая география...
Автор программы: кандидат географических наук, с н с., доцент кафедры географии и экологии Полхов А. П
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 2 Общее страноведение...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 2 Общее страноведение...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая,...
Познакомить с основными глобальными проблемами современности, выделив экономико-географический аспект их исследования, понять место...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа по географии 050102 Биология, География iconУчебно-методический комплекс дисциплины (опд. В. 2)География туристических...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск