Скачать 262.71 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.2.2 Внеклассная работа по географии050102 Биология, География (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 10 от 14 мая 2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев / РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е.А. 1.2 Рецензенты: - к.п.н., ст. преподаватель каф. биологии и химии Крыштоп В.А. к.п.н., доцент, декан экономического факультета БИЭПП Возница В.М. 1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс по выбору «Внеклассная работа по географии» изучается после основного курса «Методика преподавания географии» и служит для расширения и углубления базовых знаний и умений по организации учителем географии внеурочной деятельности учащихся. Основные задачи курса: формирование познавательного интереса к географии; углубление и расширение содержания изучаемого предмета, развитие способностей учащихся, осуществление индивидуального подхода, профессиональная ориентация, совершенствование умений пользоваться источниками географической информации; ознакомление учащихся с методами исследования географической науки; связь школьной географии с реальной жизнью. По окончании изучения курса студенты должны знать:
На основе полученных знаний студенты должны уметь:
Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке: Крисанова Е.А. Внеклассная работа по географии.
В стандарте не предусмотрено, основные ДЕ – 1. Организация внеклассной работы по географии 2. Формы и методы внеурочной работы по географии
(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Введение в предмет Цели и задачи, функции внеурочной работы, ее значение. Планирование внеклассной работы. Содержание и педагогические требования к внеурочной работе по географии. Раздел 2. Формы и методы внеурочной работы по географии Формы и методы организации внеурочной работы с учащимися разного возраста. Направления внеклассной работы. Раздел 3. Организация внеклассной работы по географии Характеристика основных форм внеклассной работы по географии. Особенности географического краеведения во внеклассной работе. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Практическая работа №1. (2 часа) Тема: Содержание и педагогические требования к внеурочной работе по географии План:
Самостоятельная работа:
Практическая работа №2. (8 часов) Тема: Формы и методы внеурочной работы по географии План:
Самостоятельная работа.Практическая работа №3. (20 часов) Тема: Организация внеклассной работы по географии План:
Самостоятельная работа:Составить и провести внеклассное мероприятие по географии на практическом занятии. 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Литература Основная:
Дополнительная:
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Перечень используемых технических средств:1) мультимедийный проектор.Перечень используемых пособий:атласы, экономические, физико-географические, топографические карты Мурманской области, учебники по географии Кольского полуострова.Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения:1) видеофильмы о географических объектах Мурманской области.1.10. Примерные зачетные тестовые задания 1.Соотнесите направления внеклассной работы про географии с их целями:
2. Какое из направлений внеклассной работы требует привлечения знаний из истории, этнографии, культуры, быта народов, современной политики: а) научно-познавательному; б) историко-географическому; в) экологическому; г) экономическому; д) эстетическому; е) туристско-краеведческому? 3. Распределите содержание этапов в последовательности; Подготовительный этап – Проведение похода – Заключительный этап – а) оформление отчетов, обработка собранных материалов; б) формирование туристских навыков у школьников, определение цели похода, получение задания научного характера; в) организация работы, выполнение заданий исследовательского характера. 4. Какая из задач не относится к внеклассной работе: а) формировать познавательный интерес к географии; б) проверять уровень усвоения ЗУК; в) связывать школьную географию с жизнью; г) углублять и расширять содержание изучаемого предмета; д) развивать способности учащихся; е) осуществлять индивидуальный подход; ж) ориентировать в выборе профессии; з) совершенствовать умение пользоваться источниками географической информации. 5. Что не учитывается при выборе форм внеклассной работы по географии: а) содержание; д) уровень подготовки по географии; б) возраст учителя; е) реальные материальные возможности? в) возраст учащихся; г) интересы учащихся; 6. Кабинет географии, школьные краеведческий музей, географическая площадка, экологическая тропа, школьный заповедник, планетарий, школьный дендрарий – это: а) материальная база школьной географии; б) места отдыха и развлечения школьников; в) особо охраняемые территории. 7. Разнести соответствующие виды деятельности в графы таблицы:
а) помощь труженикам с/х и других отраслей; б) пропаганда географических знаний; в) географическая выставка; г) создание географического кабинета; д) организация географической площадки; е) охрана природы своего края; ж) изготовление средств обучения по географии. 8. Какие из форм внеклассной работы по географии считаются эпизодическими: а) конференция; б) кружок; в) неделя географии; г) отчет по итогам походов; д) экскурсия; е) олимпиада. 9. Что не отражает результативность работы кружка: а) выпуск газет; б) выпуск школьной радиогазеты; в) выступление перед школьниками; г) выпуск рукописного журнала; д) запуск дельтаплана? 10. В каких видах деятельности прослеживается социальная значимость внеклассной работы: а) изготовление оборудования экологической тропы; б) участие в районном легкоатлетическом кроссе; в) изготовление оборудования географического кабинета и площадки; г) декоративное садоводство; д) создание школьного заповедника, дендрария? 1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
1.12. Комплект экзаменационных билетов Не предусмотрен.
Не предусмотрено
Учебный план не предусматривает дипломных работ. 1.16. Методика исследования - нет 1.17. Бально – рейтинговая система – не используется. Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Задание для зачетной работы. По дисциплине необходимо выполнить одну зачетную работу. В процессе ее выполнения студент должен научиться работать самостоятельно с необходимой литературой, анализировать содержание материала, делать соответствующие выводы из прочитанного. Выполнение зачетной работы дает студенту возможность приобретения опыта построения, изложения и структурирования картографических материалов, правил наглядного иллюстративного и библиографического оформления результатов научно-практических исследований. Зачетная работа должна представлять собой разработанный план внеклассного мероприятия по географии. К работе необходимо приложить все дополнительные материалы ( задания, ключи к ним, карточки, вопросник и т.д.) Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала Лекция № 1. Введение. План.
Лекция № 2. План.
Лекция № 3. План.
Раздел 4. Глоссарий. 1.Базовые общеобразовательные курсы - отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. 2. Внеклассная работа — это составная часть учебно-воспитательного процесса. Она содействует более активному приобретению учащимися географических знаний, умений и навыков, развивает их самостоятельность, активность и инициативу, воспитывает идейную направленность, проведения, игр, выступлений самодеятельности среди местного населения и организацию других культурно-оздоровительных мероприятий. 3. Систематические формы внеклассной работы - кружки, общества, лекторские группы и т. д. 4. Эпизодическая внеклассная работа - рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это — вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии. 5. Объединяющие формы внеклассной работы - к ним относятся школьные музеи, клубы, общества. 6. Массовые формы внеклассной работы — неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными, путешественниками и т. д. 7. Географические кружки - одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. 8. Географические кружки по содержанию можно разделить на группы: -занимательные (их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету). -кружки, содержание которых соответствует программе основного курса (их задача - совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке). -кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определённым вопросам (фенологические, топонимические, метеорологические и т.д.) -кружки, посвящённые специальным вопросам географии, изучаемым на уроках (например, этнографические). Задача - способствовать углубленному изучению какого-то узкого раздела географии. 9. Профильные курсы - обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. 10. Формы организации географического кружка - работа географического кружка может быть проведена в следующих формах: -Внеклассное чтение (Беседа о прочитанном, коллективное обсуждение прочитанного, составление аннотаций прочитанных книг, составление картотеки для кабинета); -Географические вечера (просмотр кинофильмов, игры «Что? Где? Когда?», географические викторины, КВН); -Конференции (географические доклады, интересные сообщения, диспуты); -Географическая информация (рукописные издания, дежурная карта); -Географические олимпиады (олимпиады в помещении):
Олимпиады в природе
- Неделя географии вечера, экскурсии, выставки, походы, доклады, игры. 11. Цель внеклассной работы — обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников, воспитание нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 12. Задачи внеклассной работы по географии является: - формирование у школьников следующих черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др. - обогащение школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества. - усиление интереса к географической науке. 13. Элективные курсы - курсы по выбору. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников. Элективные курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Интересы старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. 14. Типы элективных курсов: I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп: - Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно. - Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. В элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса тина «курс повышенного уровня». - Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. - Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. - Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Измерения физических величин», «Школьный географический практикум: наблюдение, эксперимент, моделирование», «Компьютерное моделирование природных процессов и явлений» и др. - Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). - Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, географических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе эксперимента. РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации) Не предусмотрено. РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 Экология животных опд. Р. 1 Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Внеклассная работа... Автор программы: старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е. А | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 06 Основы медицинских... Для специальности 050101. 65 Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология | Учебно-методический комплекс дисциплины нормативно-правовое обеспечение... Константинова Наталья Ивановна, к п н., доцент, директор филиала чоу впо биэпп в г. Мурманске | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 6, Сд. Ф. 6, Сд. Дс.... Рецензенты: Рыжик И. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География... Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12 Зоология позвоночных... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Физическая география... Автор программы: кандидат географических наук, с н с., доцент кафедры географии и экологии Полхов А. П | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 2 Общее страноведение... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 2 Общее страноведение... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая,... Познакомить с основными глобальными проблемами современности, выделив экономико-географический аспект их исследования, понять место... | Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. В. 2)География туристических... |