Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,





Скачать 149.92 Kb.
НазваниеРабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
Дата публикации19.02.2015
Размер149.92 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________В.А. Петров

«___»____________2013 г.

Рабочая программа

по Основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся ___9___класса

Программа разработана

Преподаватель-организатор ОБЖ

Павлов-Пластовец П.В.

2013 г.

Пояснительная записка

к рабочей программе по ОБЖ 9 класс

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, среднего (полного) общего образования, а также сборника нормативных документов по Основам безопасности жизнедеятельности, тематического и поурочного планирования по ОБЖ: к учебнику М. П. Фролова, Е. Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс» под ред. Ю.Л. Воробьева/А.Г.Малов-Гра. М.: АСТ: Астрель; 2008г., 286 [2] с.: ил., учебника Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др;. под ред. Ю.Л. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. -АСТ: Астрель, 2009. – 223, [1] с.: ил. и Учебно-методического пособия «Обучение детей безопасному поведению на дорогах» Л.И. Тюшева, под ред. дир-ра Центра военно-патриотического и гражданского воспитания ДО г. Москвы генерал-полковника Р.С. Акчурина, Москва, 2005., 64 стр. ил.

Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой школьного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания учащихся в области «Основ безопасности жизнедеятельности» в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения образовательном процессе.
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, рекомендует примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

  • Организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Структура программы

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, информационное обеспечение программой, контролирующие материалы.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

  • Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

  • Основы безопасного поведения на дорогах и улицах

  • Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни

Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение в программе уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапах основного общего образования. Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).

Выбор технологий обучения обосновывается влиянием многих факторов. Предмет ОБЖ, как и любой другой предмет, жестко завязан на аудиторный фонд, взаимосвязан по расписанию с другими предметами, поэтому основной технологией обучения является традиционная (классно-урочная система). Также и существующие учебники по информатике (т.е. организация материала) ориентированы на использование их в рамках традиционного обучения.
Наиболее распространенной технологией обучения ОБЖ, основанной на классно-урочной организации учебного процесса, является дифференцированное обучение. Для развития индивидуальности ученика в обучении ОБЖ применяется личностно-ориентированное обучение. В системе урока личностно- ориентированного обучения меняется функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Типология ключевых компетенций

Формирование ключевых компетенций

Учебно-познавательные

организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности.

Информационные

получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (ВПХР, дозиметр и т.п.); владение способами работы с информацией и т.п.;
умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач

Коммуникативные

Работа в группе, коллективе. Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад и т.п.) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Ценностно-смысловые

Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.).
Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Общекультурные

Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя,

Социально-трудовые

Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа).

Личностное самосовершенствование

Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и др.;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения

Результат изучения учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
По итогам освоения программы 9 класса обучающиеся должны знать/понимать:

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- правила поведения на дорогах и улицах;

- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности.
уметь:

- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

и средствами коллективной защиты;

- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерными и др.

Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.

Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и

пищи, сооружение временного укрытия.

Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами.

Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения.

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.

Оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Виды и формы контроля 
Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования, теста по опросному листу, творческой работы.(Реферат или экзамен в 9 классе)

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года (в соответствии с требованиями, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и образовательной программой школы):

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

  • невосприимчивости к вредным привычкам;

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);

  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНО — ПРАВОВАЯ БАЗА ПРЕДМЕТА
Федеральные Законы Российской Федерации: 

1.  Конституция Российской Федерации.
2. «О гражданской обороне» №28-ФЗ от12.02.1998 г. (ред. 28.12.2013 г.)
3. «О безопасности» №390-ФЗ от 28.12.2010 г.
4. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994 г. (ред.28.12.2013 г.)
5. «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 г. (ред.02.07.2013 г.)
6. «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 г. (ред.25.11.2013 г.)
7. «О радиационной безопасности населения» №3-ФЗ от 09.01.1996 г. (ред.19.07.2011 г.)
8. «Об обороне» №61-ФЗ от 31.05.1996 г. (ред.03.02.2014 г.)
9. «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28.03.1998 г. (ред. 25.11.2013 г.)

10. «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27.05.1998 г. (ред.03.02.2014 г.)
11. «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред.03.02.2014 г.)
12. «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06.03.2006 г. (ред. 02.11.2013 г.)


Постановления Правительства Российской Федерации.
1. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»№547 от 04.09.2003 г. (ред. 08.09.2010 г.)
2. «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к службе в Вооруженных Силах» №1441 от 31.12.1999 г. (ред. 15.06.2009 г.)
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» №795 от 05.10.2010 г.


Программно — методическое обеспечение предмета.
1.Приказ Министра Обороны Российской Федерации №96 и Министерства образования Российской Федерации №134 от 24.02.2010 г. « Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».
2. Федеральная учебная программа по курсу ОБЖ.
3. Письмо Минобразования РФ №24-51-152/42-09 от 21.06.2002 г. «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России».
4. Письмо Минобразования РФ №03-898 от 27.04.2007 г. «О методических рекомендациях по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»
5. Информационно-справочное пособие «Содержание системы образования педагогических и руководящих работников города Москвы в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»»

  • Мероприятия по основным направлениям деятельности школы и организации учебного процесса по ОБЖ:
    · учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций)

  • · внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях, проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и т.п.);

  • · работа по совершенствованию учебно-материальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, учебно-методического оборудования и имущества).
    Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ используются:
    · все виды организации учебных занятий (в том числе с использованием компьютерных технологий);

  • · все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую, в том числе во внеурочное время);

  • · информационные стенды по всем разделам предмета ОБЖ

  • · учебно-методические видео-пособия

  • · «Основы безопасности жизнедеятельности» журнал МЧС России. Информационно-методическое издание для преподавателей.

  • · информационные образовательные ресурсы, презентации

  • · памятки, инструкции по охране труда, по безопасности,

  • · образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);

  • · средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы ГП-5);

  • · интернет ресурсы

  • · энциклопедии

  • · словари

  • · кроссворды, ребусы, загадки.

  • · видеомагнитофон, телевизор , компьютер, мультимедийная установка.


Тематическое и поурочное

планирование курса __Основы безопасности жизнедеятельности____

___для 9__ класса


Тема курса

(кол-во часов)



урока

Тема урока

Домашнее задание

Примерные сроки изучения

9 А

9 Б


Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
18 часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Экологическая безопасность России

Окружающая среда и экологическая опасность

Химические загрязнения и отравления. Ксенобиотики

Шум и здоровье человека. Опасность шумов

Безопасное питание

Современный рацион и болезни питания

Биоритмы – организаторы нашей жизни

Благо ритмичной жизни

Физические резервы человека

Защита от стресса. Болезни истощения

Окружающая среда – источник инфекционных заболеваний

Экологическая безопасность и природные условия

Определение сторон горизонта по Солнцу и часам

Определение сторон горизонта по Луне и Полярной звезде

Ориентирование по местным признакам и предметам

Ориентирование на местности без карты

Действия при потере ориентировки

Экологическое здоровье человека

стр. 9

стр. 14

стр. 18

стр. 24

стр. 28

стр. 30

стр. 35

стр. 37

стр. 43

стр. 45

стр. 53

стр. 58

стр. 101

стр. 103

стр. 104

стр. 104

стр. 107

конспект









Основы безопасного поведения на дорогах и улицах
10 часов

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

История возникновения Правил дорожного движения

Значение терминов Правил дорожного движения

Виды перекрестков и правила перехода перекрестков

Предупреждающие сигналы светофора (световые, звуковые)

Значение сигналов регулировщика

Особенность передвижения в разное время суток

Тормозной путь автомобиля

Закрытый обзор дороги

Обязанности пассажиров

Правила поведения в аварийной ситуации на дороге

конспект

конспект

конспект

конспект

конспект

конспект

конспект

конспект

конспект

конспект








Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни

6 часов

29.

30.

31.

32.

Организация первой доврачебной помощи

Использование природных лекарственных средств

Первая реанимационная помощь. Терминальные состояния

Шок. Транспортировка пострадавшего

стр. 123

стр. 127

стр. 131

стр. 147, 149








Контрольная работа




33.


Первая медицинская помощь











Обобщающее (итоговое) занятие



34.














Основы безопасности жизнедеятельности:

9-й кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/

М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;. под ред. Ю.Л. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. -

М.: АСТ: Астрель, 2009. – 223, [1] с.: ил..

Учебно-методическое пособие «Обучение детей безопасному поведению на дорогах» Л.И. Тюшева,

под ред. дир-ра Центра военно-патриотического и

гражданского воспитания ДО г. Москвы генерал-

полковника Р.С. Акчурина, Москва, 2005., 64 стр. ил.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 11...
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10...
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана...
Беспалова Степана Борисовича, преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности первой квалификационной категории
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПрограмма по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа По курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПримерная программа основного общего образования по основам безопасности...
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПояснительная записка рабочая программа по обж для 7 класса Нормативно-правовые...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (обж)...
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена...
«Основы безопасности жизнедеятельности» за счёт времени вариативной части базисного учебного (приложение к письму Департамента от...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее...
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для...
Аст: Астрель, 2009. – 143, [1] с.: ил и Учебно-методического пособия «Обучение детей безопасному поведению на дорогах» Л. И. Тюшева,...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для...
Аст: Астрель, 2009. – 190, [2] с.: ил и Учебно-методического пособия «Обучение детей безопасному поведению на дорогах» Л. И. Тюшева,...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности класс 8 г, 8м
Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс...
Рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного (среднего)...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск