Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования





НазваниеПрограмма по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования
страница1/2
Дата публикации27.02.2015
Размер362 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ХАРАЖИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание ШМО учителей Заседание МС Приказ № ______

географии, биологии, химии, МКОУ «Харанжинская СОШ» от «___» _______2013г

физкультуры, ОБЖ Протокол № _____ Директор МКОУ

МКОУ «Харанжинская СОШ» от «_____» августа 2013 г «Харанжинская СОШ» Протокол № 1 ЗАМ директора по УВР МО «Братского района» От «___» августа 2013г Максимова И.С Слепова И.В.

Руководитель МО

Горохова Т.Г.


Рабочая программа учебного курса

«География. Современный мир»

для учащихся 11 классов

домашнее обучение.


Образовательная область: «Естествознание»

Разработала: Горохова Т.Г.

учитель географии,

второй квалификационной категории.


2013 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа реализуется в учебниках по географии для 5—11 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева.

Программа по географии составлена на основе:

• фундаментального ядра содержания общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий;

• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География — предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

— комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

— целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;

— умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

— умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

— предпрофильной ориентации.

Программа по географии включает семь разделов.

1. В пояснительной записке уточняются общие цели образования с учётом специфики географии как учебного предмета.

2. Общая характеристика курса географии, включающая ценностные ориентиры географического образования.

3. Место курса географии в базисном учебном плане.

4. Результаты освоения курса географии — личностные, метапредметные и предметные.

5. Содержание курса географии представляет собой первую ступень конкретизации положений фундаментального ядра содержания общего образования.

6. Примерное тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по географии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса географии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждой темы.

7. Рекомендации по организации и оснащению учебного процесса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:

— формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

— формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

— понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;

— познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;

— формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

— формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

— формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

— формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

— формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

— понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

— всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

— выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 6 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России, и География. Современный мир – 10 – 11 класс.

Содержание учебника для 6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

Содержание учебника для 7 класса способствует углублению знаний обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание — центральное в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель — формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх основных компонентов — природы, населения, хозяйства. В 8 классе даётся общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы. География. Современный мир – 10 – 11 класс.
МЕСТО КУРСА ГЕОГРАФИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 315, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах и 10, 11 по 35 ч

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Пояснительная записка к рабочей программе по географии Современный мир - 11 класс.
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу

Цели обучения географии:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2009 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностных, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• Приобретение знаний: основные и географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения, основные направления миграций.
• Овладение способами деятельностей: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов; сопоставлять карты различной тематики; составлять комплексную географическую характеристику регионов и страны в целом.
• Освоение компетенций: коммуникативной, рефлексивной, познавательной, информационной.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными географическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах
(Инновационное развитие методики преподавания географии ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся).
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, установки и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Цели изучения географии:

Усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения, хозяйства разных территорий, об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования ;

овладение умениями использовать географическую карту, статистические материалы современные геоинформационных технологии для поиска, интерпретации демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сфера жизнедеятельности.

Учебный курс «География. Современный мир» относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана, образовательной области «Естествознание».

Рабочая программа «География. Современный мир» для учащихся 11 класса рассчитана на 35 часа (1 час в неделю). Домашнее обучение 17 часов, 0,5 часа в неделю.
ГЕОГРАФИЯ. СОВРЕМЕННЫЙ МИР.

11 класс (17 ч; 0,5 ч в неделю;)

Регионы и страны 14 часов

Регионы и региональная география. Культурно- исторические регионы мира. Принцип построения культурно- исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Англоязычная Америка. Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «плавильный котел» и «лоскутное одеяло». Экономика США – «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, средний Запад, Юг, Запад.

Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Ре нового освоения. Малоосвоенные территории.

Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значением. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные и использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причины. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли её специализации. Регион – крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамериканская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.

Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа – старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, её главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.

Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеральное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия – страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.

Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.

Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция- мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.

Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия; индустриальный Север и аграрный Юг.

Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.

Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.

Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория . Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.

Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.

Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава – почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения- главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия – наиболее развитая страна региона.

Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация – общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион – мировой центр туризма. Внутренние различия.

Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этническая, высокая рождаемость. Тропическая Африка – регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка – экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки.

Австралия и Океания. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы Австралии.. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.

Океания: обособленный мир островов – Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство – главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Практикум. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. экономико-географическая характеристика одной из стран. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).

Глобальные проблемы человечества- 2часа.

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема и причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы – кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества –одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

Практикум. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:

основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации; географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда, географические аспекты глобальных проблем человечества; особенности современного геополитического геоэкономического положения России , её роль в международном географическом разделении труда; Этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой; Важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования; Необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду; Особенности научно-технической революции; Понятие «природопользование», виды природопользования; Идеи устойчивого развития общества;

Особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира; Этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения; Занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;

Крупнейшие города и агломерации мира; Причины и виды миграций; Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности; Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;

Секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;

Понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции; Крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы население, особенности развития и размещения отраслей экономики; Географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами. Процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия сопоставлять географические карты различной тематики. Анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; Определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов; Определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; Определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;

Определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира; Характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства; Определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; Составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран; Уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире; Выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

Устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов; Составлять развернутый план доклада, сообщения; Составлять картосхемы связей географических процессов и явлений; Строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; Составлять и презентовать реферат; Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;

Работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный); Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационных системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Оценивать

обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;

рекреационные ресурсами мира; современное геополитическое положение стран и регионов; положение России в современном мире; влияние человеческой деятельности на окружающую среду; экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за 2 года обучения в старшей школе, т.е. в 10 и 11 классах. Примерная программа рассчитана на 70 часов. Резервное время при этом составляет до 10 часов, предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использование разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.

В результате изучения курса География. Современный мир ученик должен:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса географии в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса, выполнения тестовых заданий, лабораторных работ и компьютерных работ. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

Критерии оценки. Оценка ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся:

обнаруживает верное понимание географической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации при выполнении практических заданий; знает географическую карту и находит на карте географические определение географических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся:

Правильно понимает географическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; затрудняется применить знания при объяснении географических явлений, примеров практического применения теории, знание географической карты; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, обнаруживая недостаточное понимание отдельных положений.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки три.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка практических работ.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения практических работ; самостоятельно работает по географическим картам, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочёта или не более одной негрубой ошибки.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если измерения, наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил работы с географической картой.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconПримерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной...
Фундаментального ядра православного компонента образовательного стандарта. В ней также учитываются основные идеи и положения программы...
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconПояснительная записка программа основного общего образования по геометрии...
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного...
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconКонцепция фундаментального ядра содержания общего образования 3 фундаментальное ядро
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ,...
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconПрограмма по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона...
...
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconОбщая характеристика программы
Рабочая программа по литературе для 5—9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований...
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Примерной программы по курсу «Право» под редакцией А....
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconПримерная программа по предмету «Технология» составлена на основе...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нартасская средняя общеобразовательная школа»
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconПрограмма по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона...
Котлярова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconПрограмма по биологии для средней школы составлена на основе Фундаментального...
Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (фгос ооо, М.: «Просвещение», 2011 год)
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Муниципальное образовательное учреждение «Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconРабочая программа по литературе для 5-7 классов составлена на основе...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «трещинская основная общеобразовательная школа»
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconРабочая программа по биологии 8 класс
Данная программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам...
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconУтверждено
Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного...
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам...
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconПрограмма по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального...
В ней также учитываются основные идеи программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается...
Программа по географии составлена на основе: • фундаментального ядра содержания общего образования iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «лицей «Альфа» Усть-Ишимского муниципального района


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск