Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н





Скачать 87.86 Kb.
НазваниеУрок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н
Дата публикации03.03.2015
Размер87.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МОУ СОШ №4 г. Никольск

Урок природоведения

в 4 классе по теме



Учитель: Клюкина И. Н.

Тема урока: «Озёра и реки России».

Цели урока: сформировать у учащихся представление об озёрах и реках России.

Познакомить с их местонахождением;

Развивать познавательную активность школьников, умение

работать с картой, умение работать с дополнительной

литературой, наблюдать, рассуждать, делать выводы;

формировать их самостоятельность, самоконтроль и самооценку;

воспитывать в детях чувство гордости и любви к своей стране.

Ход урока:

Ι.Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече рада я!

Сегодня нас ждут (и, наверно, не зря)

Озёра и реки,

Вперёд же, друзья!

Слайд 1 «Озёра и реки России».

Чтобы о водах России знать,

Надо карту уметь читать,

Быть внимательным, уметь наблюдать,

И, конечно, рассуждать.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

( фронтальный и индивидуальный опрос)

- Где мы путешествовали на прошлом уроке?

- Покажите на карте и расскажите о горах на территории России, которые мы посетили на прошлом уроке (1 -2 ученика).

- Природа горных районов нуждается в охране. Человек пытается защитить неживую и живую природу гор путём создания заповедников. О каких заповедниках, расположенных в горах, вы можете рассказать? (Рассказ об Ильменском заповеднике).

- Какие равнины России вам известны? (рассказ и показ по карте).

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1.

Задание: соедини стрелками тип равнины и её название:

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.

Карточка 2.

Задание: соедини стрелками контуры гор и их название:

Уральские горы, Кавказские горы, Саяны, Алтай, вулканы Камчатки.
Слайд 2: Тест «Равнины и горы России».

-Продолжи высказывание:

1.Наш город расположен на …

а) Среднесибирском плоскогорье;

б) Восточно – Европейской равнине;

в) Западно – Сибирской равнине.

2.Каменным поясом земли называли …

а) вулканы Камчатки;

б) Кавказские горы;

в) Уральские горы.

3.Самые высокие горы России – это …

а) Саяны;

б) Алтай;

в) Кавказские горы;

г) вулканы Камчатки.

4.Восточно – Европейская равнина – это …

а) холмистая равнина;

б) плоская равнина.

5.В Список Всемирного наследия включены …

а) вулканы Камчатки;

б) Саяны;

в) Алтай.

6.Ильменский заповедник расположен …

а) на Кавказе;

б) в Саянах;

в) на Урале.

Слайд 3. Самопроверка теста (выставление оценок)

ΙΙΙ. Работа над новой темой:

- Что ж, друзья, равнины и горы остались позади, а мы продолжаем наше путешествие по водным просторам России. Для этого нам понадобится наш чудо – автомобиль, который мы придумали сами. Он может передвигаться и по суше, и по воде.

- Сначала мы посетим озёра.

Слайд 4.Озёра.

-За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. В России множество больших и маленьких озёр, всего свыше двух миллионов.

Слайд 5. Каспийское море.

- Самое большое из них – Каспийское море. (Показ по карте). Морем его называют из-за больших размеров и солёной воды, на самом же деле, это озеро.

(Доклад ученика. Каспийское море. Название ему дано по имени народов каспиев, живших на его берегах в далёком прошлом. К сожалению, долгое время происходило уменьшение площади Каспийского моря. Это происходит по разным причинам, в том числе из-за неразумной хозяйственной деятельности людей. Происходит также сильное загрязнение моря – озера, ведь в него несут свои воды крупные и мелкие реки России, на берегах которых много промышленных городов, сбрасывающих свои бытовые и другие отходы в воду. Люди сами должны решить проблему Каспия, хоть это и нелегко. Учёные уже нашли несколько вариантов выхода из непростой ситуации, но они сопряжены с определёнными трудностями.)

- Это самое большое море–озеро. Кроме Каспийского, к морям–озёрам относятся Аральское и Белое. (Показ по карте). Их называют «озеро-море» или просто «море».

(Физкультминутка-игра «Море волнуется»)

- Продолжаем наше путешествие по озёрам нашей страны. Впереди нас ждёт самое глубокое озеро мира. Догадались, о каком озере идёт речь? (ответы детей) Верно, перед нами озеро Байкал (ученики сами показывают по карте).

Слайд 6. Озеро Байкал.

- Какова максимальная глубина озера? Что вы ещё знаете о Байкале? (ответы детей)

Просмотр видеофрагмента о Байкале. (сопровождается комментариями учителя).

- Байкал расположен в южной части восточной Сибири. Своеобразна геологическая история Байкала, исчисляемая в 20 миллионов лет, необычна его дальнейшая судьба, связанная с процессом раздвигания тектонических плит. Но главное, всё же - его вода. Другой такой нет нигде на Земле. За время существования озера вода в нём сменилась 50 тысяч раз. Своей исключительной чистотой Байкал, главным образом, обязан живым организмам, большая семья которых очищает воду. Особая роль в этом принадлежит вислоногому рачку, которого учёные называют эпишура байкальская. Но очищает она лишь уникальную воду Байкала, в загрязнённой воде эпишура задыхается. Поэтому так важно оберегать озеро от малейшего изменения свойств его вод, осторожно поступать со всякого рода строительством на его берегах.

- Взгляните на карту, в глаза бросается обилие озёр на северо-западе Русской равнины (показ). Этот край издавна так и называется озёрной областью. Здесь находятся крупнейшие озёра Европы: Ладожское и Онежское (показ).

Слайд 7. Ладожское и Онежское озёра.

( чтение в учебнике части текста об этих озёрах)

- Что узнали об этих озёрах? (Ответы детей)

- Это озёра с пресной водой. В Ладожском озере берёт своё начало река Нева, на которой стоит г. Санкт-Петербург. Ладожское и Онежское озёра связаны между собой: из Онежского озера вытекает река Свирь и впадает в Ладожское озеро. На Онежском озере находится остров Кижи – музей-заповедник памятников народного деревянного зодчества. Что вам известно о нём? (Ответы детей).

Эти озёра в народе с любовью называют Онего-батюшка и Ладога-матушка.

-А сейчас волшебный автомобиль познакомит нас с реками России.

Слайд 8. Реки.

За рулём окажется каждый из вас. Первая группа прокатит и познакомит нас с реками Восточно–Европейской равнины, вторая – Западно-Сибирской, а третья – с крупнейшими реками Среднесибирского плоскогорья. Каждый член группы заранее получил вопросы, на которые самостоятельно искал ответы в различных источниках. И сейчас настало время познакомить друг друга с добытой информацией.

(Выступление членов первой группы сопровождается показом слайдов 9,10,11,12)

Слайд 9. Мост через Волгу.

Слайд 10. Исток Волги.

Слайд 11. Города Поволжья.

Слайд 12. г. Пенза.

Выступление членов второй группы сопровождается показом слайда13.

Слайд 13. Реки Обь и Енисей.

Выступление членов третьей группы сопровождается показом слайда 14.

Слайд 14. Реки Лена и Амур.

(дети показывают все объекты по карте).

- На берегах озёр и рек издревле селились люди, строили города и деревни. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Эти водоёмы много дают человеку, так значит, как должен относится человек к рекам и озёрам? (Ответы детей)

ΙV. Закрепление.

(работа с контурными картами в ТПО)

V. Подведение итогов урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по рекам и озёрам России. Что нового узнали о них? Какие объекты запомнились больше всего? Почему? Почему мы должны охранять реки и озёра планеты?

VΙ. Домашнее задание.

- На следующем уроке мы продолжим путешествие по водным просторам нашей страны, а именно по морям. Работа будет вестись в группах, каждая из которых получит дополнительное задание.

Рецензия урока ознакомления с окружающим миром

учителя начальных классов МОУ СОШ №4

г. Никольска Пензенской области

Клюкиной И.Н.

«Реки и озёра России».

Урок ставит своей целью формирование у детей представлений об основных водных объектах России и их местонахождении. Большое внимание уделяется воспитанию любви к Родине, экологическому воспитанию. На уроке развивается умение учащихся работать с картой, с дополнительной литературой, синтезировать уже имеющиеся знания, самостоятельно добывать новые, обобщать их и делать необходимые выводы. Во время «путешествия» по просторам России учащимся удалось проявить свою наблюдательность, внимание, память, эрудицию, самостоятельность и др. качества, необходимые современному школьнику. На уроке формируется культура общения и коммуникативные качества ребёнка.

Применение электронных учебных материалов на каждом этапе данного урока (от проверки домашнего задания до обобщения новых знаний) не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем. В результате дидактически продуманного применения информационных технологий на уроке, появилась возможность индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, изменить и переориентировать его на развитие мышления, воображения, как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Посредством применения проекционной аппаратуры учащиеся получают яркие дополнительные знания и представления об изучаемых объектах. Применение технических средств обучения на уроке активизирует внимание школьников, настраивает на продуктивную деятельность.

Хочется отметить творческий подход учителя к организации учебной деятельности детей, а также глубокую продуманность всех этапов урока. Ребята не были сторонними наблюдателями; с самого начала урока и на всём его протяжении они были активными участниками процесса повторения и обобщения имеющихся знаний (тестирование и самооценка), а затем и получения новых (каждая группа детей делилась самостоятельно добытыми знаниями с товарищами).

На уроке царила атмосфера доброты и взаимоуважения. Присутствовал деловой диалог между учителем и детьми, детей с учителем.

Методика проведения урока соответствует возрастным особенностям учащихся и направлена на формирование не только знаний, умений и навыков по предмету, но и на совершенствование ряда других качеств: логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, самостоятельности, информационной компетентности и пр., что обеспечивает высокую результативность на уроках ознакомления с окружающим миром.

Зам. директора по ВР Кухова С. А.

Справка с информацией о результативности применения урока

«Реки и озёра России»
Урок «Реки и озёра России» проводился в рамках практического семинара руководителей школ Никольского района «Современный подход к образованию в решении задач утверждения ценностных ориентиров и формирования личности». Материалы урока успешно используются учителями начальных классов нашего района в качестве непосредственного учебного пособия для более глубокого изучения предмета ознакомление с окружающим миром, посредством использования информационных технологий, формирования умения пользоваться дополнительной литературой. Кроме того, классные руководители также активно используют разработки занятия при проведении бесед, классных часов, прививающих любовь к родной природе, к Родине, воспитывающих патриотизм в детях. Учителя среднего звена также используют методы и приёмы работы, применяемые учителем на данном уроке, с целью преодоления проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

Текст данной методики был взят в методический кабинет Управления образования Никольского района Пензенской области в качестве распространения педагогического опыта учителя. Материалы урока опубликованы на школьном сайте http://school4-nik.ucoz.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрок по природоведению в 5 классе по теме: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»
Автор работы: Худык Ксения Николаевна, учитель природоведения мбоу кордовской сош №14
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрок природоведения в 5 классе по теме: «Воды суши»
Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconМетодическая разработка к уроку природоведения в 3 классе по теме:...
Интернет, повысить эффективности использования эор при преподавании изобразительного искусства в школе
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Предмет – технология (Учитель Никифорова Г. Е.) Урок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрок природоведения по теме «Заповедники и национальные парки»

Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика и информация»
Пономарёва Е. А. учитель начальных классов моу гимназии №56 Интегрированный урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика...
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрок по физике в 8 классе. Учитель Тарасова Лариса Васильевна. 15....
Открытый урок по физике в 8 классе. Учитель – Тарасова Лариса Васильевна. 15. 03. 12
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрок английского языка во 2 классе по теме «Профессии»
План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconПрограмма творческого отчёта
Урок природоведения в 5 классе «Опустынивание и его причины» (Суханова Н. Л. каб. №33)
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрока т календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе
Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе (составлено по программе и учебнику Плешакова А. А., Сонина...
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрока природоведения по теме «Экологическая безопасность»
Автор: Кудряшова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов моу сош п. Сайга Томской области
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев....
Урок природоведения в 4 классе по теме Учитель: Клюкина И. Н iconУрок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление
Учитель. На прошлых уроках мы уже говорили о воздухе и его свойствах. Сейчас вы попробуете составить таблицу «зху», опираясь на пройденный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск