Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей "малой Родины" Задачи





Скачать 116.06 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей "малой Родины" Задачи
Дата публикации09.03.2015
Размер116.06 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей "малой Родины"
Задачи :

  • программы создают определенные условия для обновления содержания образования,

  • гуманизации;

  • возрождения национальных традиций и духовности Смоленщины.

ПРОГРАMMА

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Региональный компонент

География Смоленской области
Рекомендовано Комитетом по образованию Администрации Смоленской области

Смоленск, «Траст – Имаком». 1995

Составители: Н.Н.Колпачков, Г.А.Ластовский

Компьютерная вёрстка: В.В.Калужнин

Настоящий сборник программ регионального компонента общеобразовательных учебных заведений Смоленской области включает авторские программы, рекомендованные'1 областным комитетом по образованию для изучения в 8-9 классах средней общеобразовательной школы.

В сборник включены программы по "Географии Смоленщины", "Истории Смоленщины", "Литературе Смоленщины", "Художественному миру Смоленщины".

Изучение региональных курсов, начатое с 1994/95 учебного года, позволяет познакомить школьников с многообразным миром истории и географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей "малой Родины"

Сборник подготовлен к печати в связи с переходом образовательных учреждений Смоленской области на региональный базисный учебный план.

Важно отметить, что учитель сегодня свободен в выборе программ, которые он может использовать в своей педагогической деятельности для организации учебного процесса на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области.

Представленные в сборнике программы создают определенные условия для обновления содержания образования, его гуманизации, способствуя тем самым процессу, возрождения национальных традиций и духовности Смоленщины.
Колпачков Н. Н. Ластовский Г. А.

Содержание программы


По программе 35ч.

тема

часы

Тема 1. Географическое положение, размеры и административно-террриториальное устройство

1 час.

'Раздел I.Общая характеристика природы


10 часов

Раздел II

Население и расселение


З часа

Раздел III

Хозяйственный комплекс Смоленской области


7 часов

Раздел IV

Социально-экономические районы и города Смоленской области


12 часов



Итого

32

Резервное время

2


Практические работы

№1. Географическое положение.

№2. Рельеф и полезные ископаемые

№3.Территориальная организация и районирование области.

Программа

по географии Смоленской области

для учащихся 8- 9-х классов общеобразовательных школ

(34 часа)

Тема 1. Географическое положение, размеры и административно-террриториальное устройство (1 час).

Смоленская область на карте страны. Особенности физико-географического и экономико-графического положения. Размеры территории, границы, крайние точки. Влияние географического положения на природные условия и хозяйство области.

'Раздел I.

Общая характеристика природы (10 часов)

Тема 2. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые (2 часа).

Геологическое строение. Полезные ископаемые. Минералы и горные породы. Развитие форм рельефа. Экзогенные процессы. Особенности рельефа Смоленской области. Современные процессы, формирующие рельеф.'

Тема 3. Климат (2 часа).

Факторы, определяющие особенности климата области. Господствующие воздушные массы. Характеристика климата. Неблагоприятные климатические явления. Агроклиматические ресурсы.
Тема 4. Природные воды (2 часа)..

Классификация внутренних вод области. Реки и озера, их питание и происхождение. Главные речные системы/и их бассейны. Озёра и их типы. Болота, особенности формирования и территориальная дифференциация. Подземные воды.

Тема 5. Почвенный покров и земельные ресурсы (1 час).

Формирование почв и почвенная карта области. Основные типы почв. Почвенные и земельные ресурсы.

Тема 6. Растительный и животный мир (1 час).

Растительность области. Леса. География лесных ресурсов. Проблемы лесовосстановления. Луга и болота. Животный мир. Разнообразие видового состава: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы.

Тема 7. Природные-территориальные комплексы (1 час).

Природное районирование. Физико-географические провинции Смоленской области и их особенности. Природные комплексы различного ранга (ландшафты, урочища). Изменение природных комплексов под влиянием деятельности человека.

Тема 8. Современное состояние природы и ее охрана (1 час)

Загрязнение природной среды. Основные источники загрязнения. Истощение и утрата естественных ресурсов: лесов, поверхностных и артезианских "вод, животного мира. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые территории. Мелиорации земель. Утилизация промышленных отходов.

Раздел II

Население и расселение (З часа)

Тема 9. Население и расселение (1 час).

j Демографическая ситуация. Динамика численности. Естественное и механическое движение населения. Национальный состав. Трудовые ресурсы. Система расселения. Городские поселения. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Географические особенности расселения.

Отрасли социальной инфраструктуры. Территориальная организация. Система общего и профессионального образования. Основные центры профессионального образования. Кредитно-страховое обслуживание. География отрасли.

Тема 11. Рекреация (1 час).

Виды рекреационной деятельности. Рекреационные ресурсы.; Рекреационное, районирование территории. Туризм. Проблемы развития рекреационного хозяйства.

Раздел III

Хозяйственный комплекс Смоленской области (7 часов)

Тема 12. Общая характеристика хозяйства (1 час).

Современные проблемы развития хозяйства. Отрасли специализации. История развития промышленности и сельского хозяйства.

Тема 13. Промышленность, ее отраслевая структура (2 часа).

ТЭК. Состав, динамика развития. Электроэнергетика. Машиностроительный комплекс, его Состав, структура, динамика развития. География отраслей.

Химическая промышленность. Крупнейшие центры. Экологические проблемы.

Лесная промышленность. Сырьевая база. География отрасли.

Легкая промышленность и ее место в потребительском комплексе России. Крупнейшие центры. Местная промышленность.

Тема 14. Сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции (2 часа). Влияние природных условий на особенности развития. Земельный фонд области. Организационная структура с.х. Растениеводство. Отрасли специализации, перспективы развития. Животноводство, отрасли специализации. Скотоводство, география отрасли. Птицеводство Сельскохозяйственное районирование. Переработка сельскохозяйственного сырья.

Тема 15. Строительный комплекс отрасли (1час).

Проблемы строительного комплекса. Структура отрасли. Промышленность строительных материалов, основные центры.

Тема 16. Транспорт. Внешние экономические связи (1 час).

История развития транспортного комплекса. Железнодорожный транспорт. Современная железнодорожная сеть. Автомобильный транспорт. Основные магистрали. Иные виды транспорта. Внешние экономические связи. Главные экономические партнеры. Экспорт и импорт.

Раздел IV

Социально-экономические районы и города Смоленской области (12 часов)

Тема 17. Территориальная организация области (1 час).

Освоенность территории. Опорный каркас территории. Экономико-географическое районирование.

Тема 18. Центральный район (3 часа).

Состав района, площадь, географическое положение. Физико-географическая характеристика: особенности рельефа, климата, гидрографической сети. Смоленск и его окрестности. Изменение ЭГП города. Специализация промышленности. Население. Культурные функции. Транспорт. Центральный подрайон. История развития. Города и поселки городового типа (Ярцево, Духовщина, Красный, Монастырщина и т.д.).

Тема 19. Северо-западный район (2 часа).

Состав и площадь района, географическое положение. Физико-географическая характеристика: особенности рельефа, климата, гидрографической сети. Экономико-географическая характеристика. История развития хозяйства. Население. Отрасли специализации промышленности. Города: Велиж, Демидов, Рудня.

Тема 20. Сафоновско -Дорогобужский район (2 часа).

Состав и площадь района, географическое положение Физико-географическая характеристика: особенности рельефа, климата, гидрографической сети. Экономико-географическая характеристика. История развития хозяйства. Население. Отрасли специализации промышленности. Города: Сафонове, Ельня, Дорогобуж; пгт Верхнеднепровский.

Тема 21. Восточный район (2 часа).

Состав и площадь района, географическое положение. Физико-географическая характеристика: особенности рельефа, климата, гидрографической сети. Экономико-географическая характеристика. История, развития хозяйства.. Население. Отрасли специализации промышленности. Города: Вязьма, Гагарин, Сычевка.

Тема 22. Южный район (2 часа).

Состав и площадь района, географическое положение. Физико-географическая характеристика: особенности рельефа, климата, гидрографической сети Экономико-географическая: характеристика. История развития хозяйства. Население. Отрасли специализации промышленности. Города:-, Рославль, Десногорск, Починок.:

Тема 23. Урок обобщающего повторения (1 час).

Составитель: М.Ю.Евдокимов,

методист по географии СОИУУ, доцент СГПИ.

Содержание программы


По программе 35ч.

тема

часы

Тема 1. Географическое положение, размеры и административно-террриториальное устройство

1 час.

'Раздел I.Общая характеристика природы


10 часов

Раздел II

Население и расселение


З часа

Раздел III

Хозяйственный комплекс Смоленской области


7 часов

Раздел IV

Социально-экономические районы и города Смоленской области


12 часов



Итого

32

Резервное время

2


Практические работы

№1. Географическое положение.

№2. Рельеф и полезные ископаемые

№3.Территориальная организация и районирование области.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ГЕОГРАФИИ СМОЛЕНЩИНЫ

8 класс

17часа

Учебник: «География Смоленской области ».

Авторы: М.Ю. Евдокимов, Е.В. Евдокимова, А.П. Катровский.

Программа под редакцией: .. Евдокимова, Н.Н. Колпачковой



Тема

Практические работы

Домашнее задание

Дата

1.

Введение




С.5 - 8







Глава №1. Географическое положение (1ч.).










2.

Географическое положение

П.р. №1.

С. 9-13, к.к.







РАЗДЕЛ 1 Природа













Глава №2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.










3.

Геологическое строение




§2.1. Вопросы 1-3.




4.

Рельеф и полезные ископаемые

П.р. №2.

§2.2 и 2.3, к.к.







Глава № 3. Климат










5.

Факторы, влияющие на климат.




§3.1, табличка, анализ карт




6.

Характеристика климата.




§3.2. Карты атласа.







Глава №4. Поверхностные воды и подземные воды.










7.

Реки и озёра




§4.1, анализ таблиц.




8.

Болота.




§4.2, таблица.




9.

Подземные воды.




§4.3, вопросы.




.

Глава №5. Почвенный покров и земельные ресурсы.










10.

Почвенный покров и земельные ресурсы




Глава №5, записи в тетради.







Глава №6. растительность и животный мир.










11.

Растительность.




§6.1




12.

Животный мир.




§6.2, вопросы к параграфу.







.Природные комплексы.










13.

Природные комплексы.




Глава 7. Записи в тетради.







Глава №8. Современное состояние природы и её охрана.










14.

Загрязнение природной среды.




§8.1сообщения.




15.

Истощение и утрата естественных ресурсов.




§8.2, вопрос 4.




.

Раздел II. Население.










16

Глава № 9. Состав и динамика населения. Расселение.




§9.1, §9.2 таблицы и их анализ.




17.

Глава №10. Социальная инфраструктура.




§10. Рефераты по теме: «Рекреация».




18.

Глава № 11. Рекреация.




Глава 11.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ГЕОГРАФИИ СМОЛЕНЩИНЫ

9 класс

17 часа

Учебник: «География Смоленской области ».

Авторы: М.Ю. Евдокимов, Е.В. Евдокимова, А.П. Катровский.

Программа под редакцией: .. Евдокимова, Н.Н. Колпачковой



урока

Тема урока

Практические

работы

Домашние задания

Дата




Раздел III. Хозяйство.










1.

Глава № 12. Хозяйственный комплекс области.




Глава 12, вопросы к главе.




2.

Глава №13. Промышленность.




Глава 13.







Глава№14. Сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции.




§14.1 - §14.2, анализ таблиц.




3.

Глава №15. Строительный комплекс области.




Глава 15.вопросы.




4.

Глава №16. Транспорт, внешние экономические связи.




Глава 16, Вопросы 1-2.







Раздел VI. Города и внутриобластные районы










5.

Глава №17. Территориальная организация и районирование области.

П.р. 3.

Глава 17. к.к.







Глава №18. Центральный район.










6.

Физико-географическая характеристика.




18.1, сообщения.




7.

Смоленск и его окрестности.




18.2,




8.

Центральный подрайон.




18.3, вопросы







Глава №19. Северо-Западный район.










9.

Физико-географическая характеристика.




19.1, к.к.




10.

Экономико-географическая характеристика.




19.2, задания.







Глава 20. Сафоновско-Дорогобужский район.










11.

Физико-географическая характеристика.




20.1, к.к.




12.

Экономико-географическая характеристика.




20.2, задания.







Глава № 21. Восточный район.










13.

Физико-географическая характеристика.




21,1, к.к.




14.

Хозяйство и крупные поселения.




21.2, вопросы.







Глава №22. Южный район.










15.

Физико-географическая характеристика.




22.1, к.к.





16.

Экономико-географическая характеристика. Города.




22.2, задания.




17.

Урок-обобщение по теме « Города и внутриобластные районы».










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconПояснительная записка Главная цель курса литературы познакомить уч-ся...
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconСетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconТема: Личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие в комплексном подходе
Основная цель работы мо : Формирование творческой, духовной и физической культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям,...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины...
Пупырев М. А. Комплексное картографирование и дистанционные методы в географии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconПояснительная записка рабочая программа по литературе Смоленщины...
Рабочая программа по литературе Смоленщины составлена на основе авторской программы общеобразовательского учреждения под редакцией...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconПримерная программа по географии для 10 класса (уплотненный базовый...
Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс Начальный...
Цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconУрок ознакомления с окружающим миром Тема: «Золотое кольцо России»
Образовательная: познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми ее достопримечательностями
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 11 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconРабочая программа по географии Пояснительная записка
Образовательная программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconП. Воробьёвица 2012год. Пояснительная записка
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием и уникальностью природы Австралии
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconПояснительная записка к планированию по географии для 7 класса
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Пояснительная записка. Цель: познакомить школьников с многообразным миром географии Смоленщины, соприкоснуться с богатым культурным наследием нашей \"малой Родины\" Задачи iconПравила вступительного испытания по географии, проводимого университетом...
Вступительное испытание по географии состоит из двух частей: письменного задания и теста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск