Скачать 0.75 Mb.
|
МБУ «Центр развития образования» Модуль 7 Организация образовательного процесса посредством сервисов Сети Интернет (освоение инновационного потенциала ИКТ) Часть 2 Составитель: Михайлова А.И., методист, МБУ «ЦРО» Данное пособие адресовано педагогам, которые внедряют информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс, а в качестве инструмента используют систему дистанционного обучения (СДО) Moodle. Отличительная черта пособия – его практическая направленность. Пособие содержит большое количество советов по использованию средств обучения системы Moodle, которые иллюстрируются практическими примерами. В пособии обобщён опыт отдела информатизации образования МБУ «Центра развития образования» по использованию СДО Moodle. Составитель: А. И. Михайлова, методист высшей квалификационной категории отдела информатизации образования МБУ ЦРО Контактный телефон: 8 (3466) 45-95-80 Содержание Ресурсы курса в СДО Moodle
Ресурсы курса могут быть представлены в виде файлов, которые загружаются в базу данных Moodle или в виде ссылок на внешние сайты. Система Moodle позволяет использовать в качестве ресурсов курса самые разнообразные форматы электронных документов. Для добавления ресурсов в курс необходимо перейти в режим редактирования, выбрать ресурс из списка (рис. 49) и выполнить его настройки. Рис. 49. Список ресурсов Каждый ресурс обладает своими особенностями, поэтому выбирать нужно именно тот ресурс, который будет наиболее эффективным для решения педагогической задачи.
Элементы курса Moodle
В Moodle предусмотрено добавление в курс отдельных активных элементов для организации самостоятельной работы обучающихся. У каждого элемента есть соответствующее ему изображение, что позволяет легче ориентироваться в элементах курса.
Возможны и другие элементы курса, если соответствующие им модули были добавлены в систему администратором Домашнее задание № 1: Структура дистанционного курса У вас уже есть свой элективный курс для очного обучения? Если да, то для дистанционного обучения его нужно менять. И это не потому, что ваш курс плохой (он у вас замечательный), а потому, что изменяются условия его реализации. А начнём мы с вами с заполнения формы проектирования курса, которая поможет вам выстроить структуру и последовательность создания дистанционного курса.
Задание . Создайте и заполните форму проектирования своего элективного курса по образцу. Электронную форму скопируйте по адресу M:\Семинары\СДО_Moodle\ДЗ\Форма_проектирования.doc
Практическая работа № 1: Подготовка материалов для инструктивного блока Почему нельзя создавать учебные элементы сразу в программе Moodle? Во-первых, не все необходимые объекты можно создать в программе Moodle, необходимо подобрать изображения, подготовить схемы, презентации или видеофайлы., без чего будет нарушен принцип наглядности, а этого допускать нельзя. Во-вторых, сохраняя материалы у себя на локальном диске, Вы быстрее сможете восстановить ресурс, в случае сбоя на сервере, т.е. если Вы сформировали ресурс, но не успели сохранить его на сервере.
Задание 1. Подготовьте материалы инструктивного блока для размещения в среде Moodle.
Сохранение документа в формате PDF Формат PDF отличается от других тем, что всегда отображает документ с фотографической точностью. Поэтому его следует использовать, прежде всего, в тех случаях, когда есть сложные для форматирования элементы, которые нельзя точно отобразить в формате HTML. Примером документа, который содержит такие элементы, может служить программа курса. В ней есть таблицы и тексты в разных столбцах таблицы должны точно согласовываться по высоте и т.п. В зависимости от того, в каком текстовом редакторе создался документ, выберите алгоритм сохранения в формате PDF. Технология сохранения документа в формате PDF для MS Word 2007
Технология сохранения документа в формате PDF для OpenOffice Writer
Если Вы используете MS Word 2003 или другую программу, то самым распространённым способом создания PDF-файла является метод печати в файл с использованием специального драйвера принтера. Вы можете установить на своём компьютере бесплатный драйвер PDFCreator. Скачать его можно с сайта разработчика http://www.pdfforge.org/pdfcreator или скопировать по адресу M:\Семинары\СДО_Moodle\ДЗ\ PDFCreator-1_2_0_setup Для установки драйвера запустите установочный файл PDFCreator-1_2_0_setup и следуйте указаниям мастера установки. После установки этого драйвера можно приступать к созданию файла в формате PDF, причём его можно будет использовать в любой программе, где есть возможность вывода на печать. Технология использования драйвера PDFCreator
Рис. 2. Окно печати
Практическая работа № 2: Заполнение инструктивного блока ресурсами курса Почему начинаем заполнение курса с инструктивного блока? Прежде всего, этот блок отображает стратегию проведения дистанционного курса. В нём объясняются цели курса, организационные стороны его изучения и правила работы. И от того, как Вы это объясните ученикам, во многом зависит и результат обучения, а также это поможет избежать различных недоразумений. Задание 1. Запустите файл C:\Moodle\Start Moodle.
Задание 2. Войдите в свою систему Moodle, т.е. в строке браузера введите IP-адрес компьютера, а затем войдите в систему под своим логином и паролем. Задание 3. Добавьте вступление к инструктивному блоку. Технология выполнения работы
Рис. 3. Инструктивный блок
Рис. 4. Инструктивный блок в режиме редактирования
Задание 4. Добавьте в инструктивный блок сведения об авторе с помощью ресурса Страница. Технология выполнения работы
Рис. 5. Список ресурсов
Рис. 6. Окно для вставки изображения
Рис. 7. Окно для редактирования изображения
Задание 5. Добавьте в инструктивный блок правила работы с курсом с помощью ресурса Файл. Технология выполнения работы
Рис. 8. Раздел содержимое для ресурса Файл
Задание 6. Аналогично добавьте в инструктивный блок программу курса и расписание занятий с помощью ресурса Файл. Задание 7. Добавьте в инструктивный блок гиперссылку на сайт МБУ «ЦРО» с помощью ресурса URL и пояснение к ней, с помощью ресурса Label. Технология выполнения работы
В результате выполнения работы у Вас получилась следующая структура инструктивного блока (рис. 9). Рис. 9. Структура инструктивного блока Резервное копирование курса и его восстановление
Кроме того, резервное копирование можно использовать в случае создания курса на локальном диске, а затем восстановить его на сервере. Это удобно, если Вы создаёте курс за компьютером без выхода в Интернет. Для создания резервной копии курса используйте ссылку Резервное копирование в блоке Настройки (Управление курсом) (рис. 10). Рис. 10. Блок Настройки После этого откроется форма, в которой необходимо указать параметры резервного копирования, причём, можно сохранить не только, материалы курса, но и данные пользователей с результатами выполненных работ. Вы также имеете возможность импортировать в курс данные из других своих курсов. Для этого нужно воспользоваться ссылкой Импорт в блоке Настройки и Вам будет предложен список курсов, где Вы являетесь преподавателем. Выберите курс из списка и нажмите кнопку Использовать этот курс, после чего откроется форма в которой нужно отметить виды занятий и файлы, которые следует импортировать. Далее нажать на кнопу Продолжить. Иногда возникает ситуация, когда нужно очистить курс от устаревших данных (списка зарегистрированных студентов, информации о группах, логов об активности пользователей, оценок и др.). Для этого используйте Очистка в блоке Управление. После использования этой операции будут удалены данные пользователей, а ресурсы и элементы курса остануться. Практическая работа № 3: Резервное копирование курса и его восстановление У Вас уже есть заполненный инструктивный блок дистанционного элективного курса на локальном компьютере, но по-настоящему дистанционным он станет, если его разместить на сервере. Именно это Вам и предстоит сделать с помощью резервного копирования курса и его восстановления. Задание 1. Создайте резервную копию своего элективного курса в папке ЭК_Фамилия\Резерв. Технология выполнения работы
Рис. 11. С копированием данных о пользователях
Задание 2. Разместите свой элективный курс на сайте http://moodle.cro-nv.ru/ в категории «А я делаю так!»: элективные курсы. Технология выполнения работы
Рис. 12. Выбор варианта восстановления курса
Средства общения в курсе
Форум даёт возможность ученикам задавать вопросы и отвечать на вопросы других. Это позволяет вести дискуссии в процессе изучения курса.
Новостной форум нельзя удалить, но можно скрыть. В активных курсах делать это не рекомендуется, т.к. этот форум является основным средством связи преподавателя с учениками. В СДО Moodle кроме Новостного форума Вы можете создать следующие типы форумов.
Элемент Чат даёт участникам возможность проводить совместные обсуждения в реальном времени через Интернет. Чаты можно использовать для проведения on-line консультаций. В отличие от форума, где каждый участник может отправлять и читать сообщения в удобное для себя время, все участники чата собираются единовременно. Практическая работа № 4: Подключение средств для общения в курсе С помощью чего, можно общаться на дистанционном курсе? СДО Moodle предоставляет несколько средств для организации диалога между участниками курса: чат, форум, электронная почта – это стандартные элементы системы, а также можно подключить дополнительные модули, например, BigBlueButton средство конференцсвязи или диалог. Выполнив эту работу, Вы обеспечите общение между участниками в своём курсе. Задание 1. В новостном форуме пригласите участников курса на вебинар по вводному занятию. Технология выполнения работы
|
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся... Енных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет,... | Сведения об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым... В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством... | ||
Правила использования сети Интернет Регламент работы учащихся, учителей... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я зовут Бутко Елена Юрьевна, я учитель информатики мбоу «сош №14» г. Нижневартовска. Тема моего выступления «Сайт педагога как средство... | ||
Правила оказания услуги «Доступ к сети Интернет» Состав Услуг, порядок предоставления доступа Доступ к сети связи Оператора организован посредством абонентской линии utp (витая пара категории 5е) или волоконно-оптического кабеля... | Лекция №1. Общая организация сети Интернет Маршрутизация в сети Internet пакетная (бывает еще канальная, как в телефонии, атс маршрутизатор) | ||
Каталог Интернет ресурсов для повышения икт компетентности Икт и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным... | Мкоу «Мушаковская сош» В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством... | ||
I блок : Организационно – педагогическая работа Повышение качества содержания и организации воспитательно-образовательного процесса мбдоу посредством повышения творческого потенциала... | Мбоу «сош №45 с углубленным изучением отдельных предметов» В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством... | ||
Методические рекомендации для школ, подключаемых к сети Интернет... Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе | Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 Интернет. Охарактеризованы используемые в Интернет-образовании формы учебных занятий, а также инструментальные средства, позволяющие... | ||
Регламент работы учителей и школьников в сети Интернет (приложение 1) В целях осуществления контентной фильтрации доступа государственных и муниципальных образовательных учреждений, подключаемых к сети... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся... ... | Урока с применением ресурсов сети Интернет Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы |