ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ
И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ
ОБЗОР МИД РОССИИ
Москва, март 2014 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
| -
| 3
| МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ
| -
| 9
| Участие России в деятельности ООН
| -
| 9
| Участие России в «Группе двадцати», БРИКС и «Группе восьми»
| -
| 17
| Международное сотрудничество
в борьбе с новыми вызовами и угрозами
|
-
|
20
| Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение
| -
| 29
| Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
| -
| 35
| Межцивилизационный диалог
| -
| 40
| ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
| -
| 42
| Пространство СНГ
| -
| 43
| Европа
| -
| 54
| США и Канада
| -
| 83
| Азиатско-Тихоокеанский регион
| -
| 91
| Южная Азия
| -
| 104
| Ближний и Средний Восток и Северная Африка
| -
| 108
| Африка
| -
| 115
| Латинская Америка и Карибский бассейн
| -
| 118
| ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ
| -
| 123
| ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
-
|
129
| ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
| -
| 136
| Правозащитная проблематика
| -
| 136
| Защита интересов соотечественников за рубежом
| -
| 140
| Консульская работа
| -
| 143
| Сотрудничество в области культуры, науки и образования
| -
| 145
| ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
|
-
|
150
| МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
|
-
|
154
| ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
| -
| 157
| ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
| -
| 159
| ИНСПЕКЦИОННАЯ РАБОТА
| -
| 162
| АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РАБОТА
| -
| 163
| ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ
И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ
|
-
|
164
| ВВЕДЕНИЕ Характерная для последних лет неустойчивость политического и экономического развития на глобальном и региональном уровнях в полной мере проявилась в 2013 году. Международная ситуация оставалась сложной, возрастало значение факторов глобальной конкуренции, соперничества ценностных ориентиров и моделей развития, сопровождающих становление новой полицентричной модели мироустройства.
Произошедшие в мире за последние годы изменения, включая усиление турбулентности в ряде ключевых регионов планеты, перераспределение баланса сил, влияние глобального финансово-экономического кризиса,повышение значимости элементов «мягкой силы», потребовали уточнения внешнеполитических приоритетов нашей страны, что нашло отражение вновой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г. В документе получили дальнейшее развитие базовые принципы внешнеполитическойфилософии России, на практике доказавшие свою эффективность. Это прежде всего прагматизм, открытость, многовекторность, независимый и последовательный, но без конфронтации курсна продвижениесвоих национальных интересов.
В истекшем году ориентировались на закрепление позиций России в качестве влиятельного государства, активно участвующего в формировании объединительной повестки дня международных отношений, выстраивании коллективных усилий в интересах поиска путей решения фундаментальных проблем современности. С учетом опасности соскальзывания ситуации в мире в сторону дестабилизации, в том числе на фоне глубинных потрясений на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки, твердо отстаивали принципы верховенства права, демократические нормы и коллективные начала в международных отношениях, безальтернативность центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и стабильности.
Единогласное принятие, в развитие российской инициативы и Женевских российско-американских договоренностей от 14 сентября 2013 г., резолюции 2118 Совета Безопасности ООН позволило вернуть обсуждение сирийского вопроса в русло политико-дипломатической работы. Согласованные действия мирового сообщества способствовали запуску процессауничтожения запасов сирийского химического оружия, что предотвратило его попадание в руки международных террористов. Россия оказала активное, в том числе финансовое, содействие процессу подготовкии проведения операции по вывозу с территории Сирии компонентов химоружия.
В русле российско-американской инициативы (7 мая) активно работали в пользу созыва международной конференции по Сирии, призванной на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г.способствовать созданию условий для преодоления кровопролитного, разрушительного конфликта в этой стране политическим путем, через инклюзивный межсирийский диалог.
Результатом целенаправленных усилий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) стало достижение сбалансированной договоренности между «шестеркой» и Ираном (Женева, ноябрь), позволяющей заметно приблизиться к практическому разрешению одной из самых длительных проблем в новейшей истории мировой политики. Женевская договоренность базируется на концепции, выдвинутой Президентом Российской Федерации, и подразумевает признание права Тегерана на мирный атом, включая право на обогащение урана, при условии прояснения всех остающихся у международного сообщества вопросов и после постановки такой деятельности под всеобъемлющий контроль МАГАТЭ. Не менее важным считаем закрепленное по итогам переговоров понимание сторон о необходимости окончательного разрешения ситуации на основе принципов поэтапности и взаимности.
Наращивали усилия в рамках многосторонней сетевой дипломатии. Успешным было российское председательство в «Группе двадцати». По итогам саммита «двадцатки» (Санкт-Петербург, 5-6 сентября) одобрен целый ряд предложенных российской стороной новаторских инициатив, касающихся в том числе путей ускорения экономического роста, фискальной консолидации, расширения занятости, содействия международному развитию, отраженных в Плане действий по достижению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. Были приняты Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати», Санкт-Петербургская стратегия развития по содействию странам с низким уровнем доходов, а также Санкт-Петербургская стратегическая рамочная программа по борьбе с коррупцией. Подтверждена безальтернативность неукоснительного выполнения обязательств, принятых в декабре 2010 года, по квотам и реформе управления МВФ. Итоги встречи в верхах свидетельствуют о востребованности «двадцатки» не только для участвующих в ней государств, но и для всего международного сообщества. В целом, председательство нашей страны в «Группе двадцати» подтвердило способность России играть весомую роль в решении фундаментальных проблем современного развития.
Активно способствовали укреплению роли БРИКС в системе международных отношений. На саммите в Дурбане (март) зафиксирована общность позиций партнеров по наиболее острым вопросам мировой политики – сирийскому кризису, иранской ядерной программе, международной информационной безопасности, нераспространению оружия массового уничтожения. По российской инициативе разработан первый вариант проекта международной стратегии развития Объединения.
Участие в «Группе восьми» использовали для продвижения в соответствии с российскими национальными интересами в таких сферах как нераспространение ОМУ, борьба с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркобизнесом, урегулирование региональных конфликтов.
Сотрудничество с партнерами по Содружеству Независимых Государств (СНГ) Россия развивала на основе долговременной стратегии, призванной стимулировать многомерные интеграционные процессы. Совместную с партнерами работу в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) выстраивали с прицелом на создание к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На заседаниях Высшего Евразийского экономического совета (Астана, май и Минск, октябрь) главами государств «тройки» ЕЭП (Россия, Белоруссия, Казахстан) согласованы конкретные ориентиры на пути к созданию ЕАЭС, принято решение о структуре и сроках подготовки проекта договора о Евразийском экономическом союзе, достигнуты договоренности об этапах продвижения к полному устранению барьеров в интересах обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Повышенное внимание уделялось реализации положений Договора о зоне свободной торговли (ДЗСТ) от 18 октября 2011 г., который рассматриваем в качестве действенного инструмента активизации торгово-экономической кооперации на пространстве СНГ. Подписан Протокол о применении Договора между его сторонами и Республикой Узбекистан (май).
На системной основе продолжалась работа по укреплению Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), прежде всего в вопросах реагирования на современные вызовы и угрозы, повышения уровня оперативной подготовки воинских контингентов и формирований Организации.
Последовательно действовали в интересах развития сотрудничества с Европейским союзом, не упуская из вида стратегическую цель – формирование единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. В диалоге с ЕС акцентировали внимание на преимуществах устранения неоправданных ограничений, сдерживающих развитие сотрудничества на различных направлениях, а также в контактах между людьми. В ходе саммита Россия-ЕС (Екатеринбург, июнь) и встречи по линии Правительство Российской Федерации-Европейская комиссия (Москва, март) рассматривались приоритетные направления отношений Россия-ЕС, включая разработку нового базового соглашения, взаимодействие в сферах энергетики и торговли, визовую либерализацию. Предпринимались последовательные шаги по развитию двустороннего взаимодействия с государствами-членами Евросоюза.
Отношения России с ЕС осложнились во второй половине года вследствие реализации программы ЕС «Восточное партнерство», ориентированной на создание для ряда государств СНГ ситуации ложного выбора между развитием сотрудничества в западном или восточном направлениях.
Уровень взаимодействия с Организацией Североатлантического договора (НАТО) соизмеряли с ее готовностью учитывать законные интересы России в сфере безопасности, проводя курс на поддержание стабильного и предсказуемого диалога с альянсом. В рамках политического диалога по линии Совета Россия-НАТО(СРН), в том числе в формате заседаний на уровне министров иностранных дел (Брюссель, апрель и декабрь), добивались выполнения решений лиссабонского саммита СРН 2010 г. о выстраивании подлинно стратегического партнерства с целью создания общего пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике. В рамках СРН предметно обсуждались международные проблемы и региональные кризисы (Сирия, Иран, Афганистан), тематика строительства европейского сегмента глобальной системы ПРО США и расширения альянса.Продолжалось осуществление совместных проектов и программ сотрудничества в сфере реагирования на общие вызовы безопасности.
Важным элементом усилий по поддержанию стабильности на глобальном и региональном уровнях оставались отношения с США. Их значительный потенциал был подтвержден продуктивной совместной работой на сирийском и иранском направлениях. Несмотря на сохранявшие в двусторонних отношениях раздражители, такие как продолжающееся развертывание элементов глобальной системы ПРО и регулярные попытки экстерриториального применения американского законодательства в отношении российских граждан и компаний, Россия оставалась открытой для наращивания равноправного партнерства.
Предпринимались шаги по углублению интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в том числе в интересах стимулирования инновационного развития страны, ускоренного подъема Сибири и Дальнего Востока.
Особое значение придавали укреплению стратегического партнерства с Китаем, зримо набирающим вес в мировой экономике и политике. Прорабатывали с Пекином широкий круг вопросов как двусторонней повестки дня, так и международной проблематики, в том числе на площадках ООН, ШОС, БРИКС, АТЭС. Общность подходов двух стран к узловым проблемам современности определила роль российско-китайского взаимодействия в качестве важнейшего барьера на пути размывания ключевых принципов международного права.
В отношениях с Индией неизменнопридерживались курса на укрепление стратегического партнерства. Плотный политический диалог, в том числе на высшем и высоком уровнях, позволял детально прорабатывать имеющиеся и перспективные области сотрудничества. Согласованные позиции двух стран по международной повестке дня зафиксированы в развернутом Совместном заявлении «Дальнейшее углубление стратегического партнерства в интересах мира и стабильности на планете» (Москва, октябрь).
Заметное развитие получили разноплановые связи с Вьетнамом, Японией и Южной Кореей.
Обеспечивали продвижение российской инициативы о запуске многостороннего диалога по формированию архитектуры безопасности и устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Состоялись первые экспертные консультации по данной тематике (ноябрь). |