Скачать 193 Kb.
|
Управление образования Сморгонского райисполкома Учебно-методическое учреждение «Сморгонский районный учебно-методический кабинет» Организация работы с одаренными учащимися по предмету Из опыта работы Сморгонь 2012 Составитель: Чендырина И.Н., методист учебно-методического учреждения «Сморгонский районный учебно - методический кабинет». Предназначена для организации системы работы с одаренными детьми в учреждении образования; работы с одаренными учащимися по учебному предмету. Чендырина И.Н., учебно – методическое издание Организация работы с одаренными учащимися по предмету Из опыта работы Составление 2012 – 06– 29 Учебно – методическое учреждение «Сморгонский районный учебно – методический кабинет». Содержание Введение 4 ГЛАВА 1.Организация работы с одаренными учащимися по предмету 5 Диагностика способностей учащихся на уроке 6 Требования к организации работы с одаренными детьми и содержанию индивидуальной программы 8 Методы и формы работы с одаренными учащимися 9 Заключение 10 Литература 11 Приложение 1. Фрагмент занятия мастер-класса учителя географии ГУО “СШ № 5” Чендыриной И.Н. ”Формы и методы работы с одаренными учащимися”: “Теоретическая подготовка к олимпиаде. Формы подачи теоретического материала” 12 Приложение 2.Урок географии в 7 классе по теме “Электроэнергетика” в рамках мастер-класса Чендыриной И.Н. “Формы и методы работы с одаренными учащимися. Тема занятия: “Разнообразие форм контроля знаний как средство привития интереса к географии” 14 Приложение 3. Урок географии в 10 классе по географии Беларуси в рамках мастер-класса Чендыриной И.Н. “ Формы и методы работы с одаренными детьми”. Тема занятия: “Развитие исследовательских умений и навыков как важнейшее условие эффективной работы с одаренными учащимися” 17 Введение В наше время возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно новизной, оригинальностью подхода отличаются результаты деятельности талантливого, одаренного человека. Поэтому сегодня актуальна проблема выявления и развития одаренности у детей, а также создания условий для их развития. Заметить одаренного ребёнка, распознать его индивидуальность, помочь ему развиваться и совершенствоваться, а также создать систему работы с такими детьми – задача школы и каждого учителя в отдельности. При организации системы работы с одаренными детьми в учреждении образования необходимо поставить конкретные цели. Ими могут быть:
Работа с одаренными детьми в школе может включать:
Для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальная программа его сопровождения, которая предполагает несколько этапов:
Глава 1. Организация работы с одаренными учащимися по предмету Работа учителя-предметника с одаренным учеником тоже должна представлять собой систему: результаты диагностики – работа на уроке – отбор содержания – внеурочная работа – анализ результатов участия в олимпиадах, конкурсах. Успешная подготовка школьников к олимпиадам – важное звено в оценке работы учителя.Причины успеха работы педагога можно сформулировать следующим образом:
При привлечении учащихся учитель-предметник должен взаимодействовать с психологом (ведущий тип памяти, мышление, внимание, профессиональная направленность, соревновательность, уверенность в своих силах); классным руководителем (успеваемость, круг интересов, индивидуальные особенности ученика,самостоятельность в принятии решений). Как можно учителю продиагностировать интеллектуальные и познавательные способности учащегося на уроке; какие формы и методы работы с одаренными детьми можно использовать при подготовке к олимпиадам; как составить план работы, подать теоретический материал? Ответы на некотоые вопросы можно найти в данной брошюре. Диагностика способностей учащегося на уроке Применительно к устным предметам можно предложить следующие формы дигностики способностей и интереса учащихся к предмету:
Наблюдение за мыслительной деятельностью: развитие речи, умение излагать свои мысли,сравнивать, анализировать, делать выводы, давать оценку ит.д.Например, предложить алгоритм выполнения домашнего задания, где необходимо не только пересказать, но и оценить события, поработать с источниками информации, высказать свою точку зрения.При выполнении практической работы по географии у учащегося, который увлечён предметом, всегда есть желание выполнить задание творческого уровня. Дежурная группа состоит из 2-3 учащихся, которым определяется домашнее задание подготовить пересказ близко к тексту. Через выступление в дежурной группе проходят все учащиеся.У одаренных детей рассказ отличается: развита речь, последовательность изложения с использованием типовых планов,дополнительных источников информации, умение делать выводы и защищать собственную позицию. После того, как весь класс прошёл через дежурную группу, можно выявить одарённых детей и в дальнейшем поручать им сложные темы в дежурной группе. “Пятиминутка” и “минута говорения” диагностирует умения выбирать главное, кратко илагать свои мысли.Учащемуся предлагается письменно изложить всё, что он знает по данному вопросу за 5 минут или устно изложить главное за 1 минуту. Одаренный ребенок успевает за короткий промежуток временине только полностью дать ответ, но и дать собственную оценку явлению или факту. Ранжирование предполагает регистрацию активности учащихся на уроках, качество выполнения домашних заданий, дополнение к ответам, интересные вопросы отвечающим ит.д. Повысить оценку в рейтинге можно участием в конкурсах, конференциях, олимпиадах. Таким образом, ранжирование показывает интеллектуальный уровень учащегося на данном этапе обучения и заинтересовывает его в дальнейшем овладении знаниями по данному предмету. Анкетирование проводится с целью выяснения интересов и способностей учащихся. Например, отвечая на вопрос: “Какие задания вы любите выполнять?”, одаренные учащиеся обязательно отвечают, что им нравятся творческие задания, поисковые задания, задания на рассуждение. Требования к форме организации работы с одаренными детьми и содержанию индивидуальной программы Существуют определенные требования к организации работы с одаренными учащимися:
Перед составлением индивидуальной программы для учащегося необходимо проводить анкетирование:
На основаниианализа анкет пересматривается содержание программы и распределяется учебный материал. Таким образом,индивидуальная программа для работы с одаренными учащимися должна:
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, поэтому требования к учебным программам для одаренных детей можно сформулировать так:
Методы и формы работы с одаренными учащимися Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися на уроке должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться определенным своеобразием. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны быть разнообразны и направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы.Формы индивидуальной работы с одаренными учащимися на уроке могут быть: составление опорных конспектов, интеллект-карт, выполнение творческих заданий, написание рефератов, участие в конкурсах шпаргалок, кроссвордов, презентации портфолио по теме урока или портфолио своих достижений по предмету. Большую роль играет групповая работа на уроке, когда в группу входят учащиеся с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одаренный ученик выполняет роль консультанта. В числе эффективных педагогических технологий для работы с одаренными детьми рассматриваются исследовательская и проектная деятельность, технология проблемного обучения, технология многомерных дидактических инструментов, игровые технологии, технология “Портфель ученика”, технология критического мышления. Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера: проблемный, поисковый, проектный, исследовательский в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Заключение Представленный материал может быть использован для организации системы работы с одаренными учащимися в учебном заведении, а также организации работы с одаренными учащимися по предмету. Сделать учебную деятельность необходимой и радостной для каждого учащегося можно, став на позицию педагогики сотрудничества, при которой ученик и учитель работают ради того,чтобы достигнуть одной цели. Литература
9.Статьи в журналах: «Педагогическая техника», №5, 2005 «Адукацыя і выхаванне», № 2, 2003 “Завуч”, №7, 2006. Приложение 1. Фрагмент занятия мастер-класса учителя географии ГУО “Средняя школа № 5” Чендыриной И.Н. по теме: “Теоретическая подготовка учащихся к олимпиаде. Формы подачи теоретического материала”. Анализ олимпиадных заданий разных лет доказывает лишний раз, что учащиеся при выполнении олимпиадных заданий должны отлично владеть теоретическим материалом. Только превосходное знание теории позволяет успешно выполнит задания как теоретического, так и практического туров олимпиад разного уровня. В основе подачи теоретического материала лежит принцип развивающего обучения: через материал для наблюдений – к выводам, обобщению, закреплению. Способы подачи теоретического материала могут быть различны: в младших классах – игры, видеопрезентации, в старших – лекция, работа с таблицами, схемами, блиц-вопросы, интеллект-карты и т.д. Для того, чтобы сделать это эффективно, можно протестировать учащихся по подвопросам темы, выделить слабое звено, составить план работы по теме. Например, тема “Климаты Земли” разбивается следующим образом: 1) термины, приборы; 2) климатообразующие факторы; 3) элементы, характеризующие климат; 4) климатические пояса, типы климата; 5) анализ тематических карт; 6) изменение климата во времени; 7) занимательно о климате, климатические рекорды. При подготовке важно учить внимательно читать вопрос, используя метод морфологического анализа, использовать образцы рассуждений, планы разборов, а также алгоритм оценки данного задания. Все теоретические вопросы по географии можно разбить на группы:
Приложение 2. Урок географии в 7 классе по теме “Электроэнергетика” в рамках мастер-класса Чендыриной И.Н. “Работа с одаренными детьми”, тема занятия “Разнообразие форм контроля знаний как средство для привития интереса к географии”. Тема: Электроэнергетика. Цель:1) предполагается, что к концу урока у учащихся будет сформировано представление о типах электростанций, их особенностях, энергетике мира; предполагается, что в конце урока учащиеся выполнят тест. 2) содействовать развитию умений учащихся отвечать по плану; выбирать главное, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать; развитию логики и культуры речи. 3) создать условия для воспитания трудолюбия, ответственности; для экологического воспитания учащихся. Оборудование: атласы, карта “Энергетика мира”, презентация “Нетрадиционные источники энергии”, выставка самодельных макетов “Дом будущего”. Ход урока
На доске записаны термины: хозяйство, отрасль хозяйства, природные ресурсы, полезные ископаемые, бассейн, месторождения. Работа в парах (устно) 1. Взаимопроверка терминов. Зарабатываются баллы за урок. Индивидуальная работа ( письменно) 2.Работа по карточкам. В карточке предлагаются разноуровневые задания. Олимпиадное задание (устно). Работа в паре. 3. Опережающее задание олимпиаднику «Составить интеллект-карту «Энергетика» и показать, как разворачивается информация посредством её». Оценивается 10б. Индивидуальная работа (устно) 4. Дать характеристику нефтяной промышленности по плану. Правильность ответа оценивается 8б. Рецензирование ответа одним из учащихся. Индивидуальная работа 5. Заполнить схему «Виды энергоресурсов». Правильность ответа оценивается 6б. Каждый учащийся имеет возможность повысить балл за урок. III. Работа над новым материалом
- какую отрасль промышленности изучаем? - из каких отраслей состоит энергетика? - какую отрасль предстоит изучить сегодня?
После высказываний учащихся предложить записать на листочках и прикрепить к доске «Что ты хотел бы узнать на уроке?».
IV. Домашнее задание: текст учебника пересказать по плану, задания конкурса знатоков. V. Рефлексия.Посмотрите свои листочки: что вы хотели узнать на уроке? Получили ли вы необходимую информацию? Метод «Зарядка»: выразите своё отношение к уроку: присесть – низкая и обычная поза – удовлетворительно; поднять руки вверх, хлопнуть – высшая оценка. Какой результат? Приложение 3. Урок географии в 10 классе по теме «Динамика численности населения Республики Беларусь. Естественное и механическое движение населения» в рамках мастер-класса Чендыриной И.Н. «Формы и методы работы с одаренными детьми». Тема занятия: «Развитие исследовательских умений и навыков как важнейшее условие эффективной работы с одаренными детьми» Тема урока: Динамика численности населения Республики Беларусь. Естественное и механическое движение населения. Цель: 1. Содействовать формированию знаний учащихся о современной демографической ситуации в Республике Беларусь на основе выполнения исследовательской работы по теме «Демографическая ситуация в Сморгонском районе» с выходом на презентацию своего ответа каждой группой учащихся. 2. Способствовать развитию умений анализировать таблицы, картосхемы, статистические данные; работать с различными источниками географической информации; делать выводы, составлять прогнозы. 3. Создать условия для воспитания здорового образа жизни. Оборудование: карта «Республика Беларусь», презентация, на доске – термины по теме «Население»: население демография демографическая ситуация естественный прирост воспроизводство миграция, сальдо миграции депопуляция Ход урока: I Актуализация знаний 1.Анализ содержания учебника: почему такая последовательность изучения тем? Определите место темы «Население». (Если затрудняются ответить, то на стр. 199 – о роли населения). 2.Как узнают о численности населения в стране? (По переписи). А в межпереписной период? Когда в нашей стране будет перепись населения? 3.Какие понятия будем использовать на уроке? (Записаны на доске). Неизвестные понятия найдите в словаре. Учитель: вырезка из «Светлого шляха»: на 1 января 2012 года количество населения в 9 млн. 473 тыс. Согласно прогнозу национального института экономических исследований население Республики Беларусь к 2020г. составит 9 млн. 132 тыс. человек. Определяем цель урока: исследовать особенность демографической ситуации в нашей стране. Опережающие задания – исследования:
II Работа над новым материалом Мотивация: учащиеся представляют результаты исследования «Демографическая ситуация в нашем роду».
2.Выступление учащихся по заданиям.
а) оценка демографической ситуации; б) какие могут быть последствия? в) какие меры предпринимает государство для решения проблемы? Итог: (по материалам печати) У Республики Беларусь три пути выхода из критической демографической ситуации: 1. Повышение рождаемости 2. Снижение смертности 3. Привлечение иммигрантов для восполнения убыли населения III Рефлексия. Эмоциональная: «Мишень». Оценка своей работы на уроке. Д/з : § 33, 34. Учебно-методическое издание Организация работы с одаренными учащимися по предмету Из опыта работы Ответственный за выпуск И.Н.Чендырина Компьютерный набор Е.Ч.Сержан Вёрстка Е.Ч.Сержан |
Курса Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала | Положение о районном конкурсе исследовательских и проектно – исследовательских работ Рядок организации и проведения районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов учащихся, посвященного памятной дате... | ||
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии | Протокол №8 заседания конкурсной комиссии Роснауки по проведению... Роснауки по проведению открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ... | ||
Формирование ключевых компетенций учащихся при использовании проблемных... ... | Утверждено Всероссийской олимпиады «Созвездие» научно–исследовательских, учебно – исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивающая – развитие исследовательских умений, использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала | Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках учебных предметов естественного цикла» | Календарный план работы гбоу сош №851 Южного окружного управления образования на март 2014 года ... | ||
Программа дисциплины История протестантской теологии (начальный период)... ... | Программа дисциплины История протестантской теологии (начальный период)... ... | ||
Положение о городской защите исследовательских проектов Общие положения Защита исследовательских проектов проводится на основании распоряжения Управления образования №890 от 09. 09. 2013г. «Об утверждении... | Заслуженного деятеля науки рф, директора Международного института... Всероссийский ежегодный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Одной из основных задач современной школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание... | Положение о республиканском этапе 14 Всероссийской олимпиады научно-исследовательских... Образовательный аспект расширение кругозора учащихся с повышенной мотивацией к обучению |