Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение





Скачать 222.73 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение
Дата публикации02.05.2015
Размер222.73 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа



ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Наклонно направленное бурение»

Направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело»

Профиль: «Бурение нефтяных и газовых скважин»
Квалификации (степени) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: очная

Санкт - Петербург

2012

1. Цели и задачи дисциплины:

Учебная дисциплина «Наклонно направленное бурение» – обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов подготовки первого уровня высшего профессионального образования при поисках, разведке и эксплуатационном бурении на нефть и газ (бакалавров) и специалистов, и является одной из важнейших специальных дисциплин, определяющих профиль будущего специалиста по бурению нефтяных и газовых скважин.

Основной целью образования по дисциплине «Наклонно направленное бурение» является формирование профессиональной культуры, под которой понимается высокая теоретическая и производственная подготовка и способность личности использовать приобретённые знания, умения и навыки в сфере сложной профессиональной деятельности, характера мышления и умения ориентации в разнообразных геолого-технических условиях бурения от вертикальных до наклонно-горизонтальных и многоствольных скважин (ОК-1 – ОК-6).

Основными обобщающими задачами дисциплины (компетенциями) являются:

• приобретение понимания и знаний об основных определениях, технологических процессах и технических средствах, используемых для бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин (ОК-7, 8);

• овладение технологией и техническими средствами для бурения скважин при поисках, разведке и эксплуатации месторождений нефти и газа;

• овладение основами проектирования траекторий комплекса разнообразного вида скважин в сложных географо-климатических условиях на суше, шельфах в условиях Крайнего Севера и в открытых водных пространствах (ПК-1);

• управление сложными методами строительства комплексов разнообразных видов скважин: вертикальных, наклонно направленных, наклонно-горизонтальных, многоствольных и многопрофильных;

• формирования:

– культуры управления и риск-ориентированного мышления в оптимизации строительства скважин любой конфигурации, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

– культуры профессиональной безопасности, выявление способностей для оценки осложнений, опасностей и рисков в сфере своей производственной деятельности;

– готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных технических и экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий и комфортности труда и минимизации трудовых и материальных затрат в сфере своей профессиональной деятельности;

– мотивации и способностей для самостоятельного повышения профессионального уровня и аргументированного обоснования своих предложений и решений, в том числе по обеспечению безопасности труда.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Наклонно направленное бурение» относится к профессиональному циклу основной образовательной программы. Содержание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении естественнонаучного и профессионального циклов. Знания, умения и навыки, полученные при её изучении, будут использованы в процессе освоения параллельных специальных дисциплин, при курсовом и дипломном проектировании, в практической профессиональной деятельности.

Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине, наряду с другими дисциплинами, являются необходимыми для освоения других специальных дисциплин, прохождения учебных и производственной практик.

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК) выпускника:

    • способен сформировать и рассчитать основные технические параметры и выбрать необходимые материалы для бурильной колонны (КНБК) для проведения наклонно направленных скважин;

    • способен использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов основного и вспомогательного бурового оборудования и их комплектации;

    • способен использовать нормативные документы на специальный буровой и породоразрушающий инструмент для формирования комплектов КНБК;

    • способен для обоснования и принятия конкретных технических решений при разработке технологических процессов, выбирать необходимые технические средства и технологии для конкретного типа траектории скважин;

    • способен использовать правила техники и пожарной безопасности, производственной санитарии, норм охраны труда, измерять и оценивать уровень запылённости и загазованности, шума и вибрации, освещённости рабочих мест.

    (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

– основные законы и положения дисциплин инженерно-механического модуля: основные правила начертательной геометрии, приёмы компьютерной графики на стадии конструирования и чтения чертежей сложных изделий;

– теории механизмов и машин, методы решения практических задач, используя методы сопротивления материалов;

– законы гидравлики, гидромеханики, термодинамики;

– основные производственные процессы, представляющие единую цепочку нефтегазовых технологий;

– основные свойства углеводородов нефти, гипотезы органического и неорганического происхождения нефти и газа, принципы классификации нефтей и газов, свойства и закономерности поведения дисперсных систем;

– систему обеспечения безопасности жизнедеятельности нефтегазового производства;

– современные проблемы охраны недр и окружающей среды;

– основные положения действующего законодательства РФ об охране труда, промышленной и механической безопасности, нормативно-технические документы, действующие в данной сфере, технические методы и средства защиты человека на производстве от опасных и вредных факторов, основные методы защиты атмосферного воздуха от вредных выбросов;

– правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности; источники, причины и характер загрязнения окружающей природной среды, правовые основы защиты природы и её охраны;

– основные технологии нефтегазового производства;

– технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных нефтегазовых технологий;

– стандарты и технические условия;

– методы расчёта траекторий скважин и уметь ими пользоваться конкретно к каждому типу профиля, расчёты КНБК, необходимых для решения технологических задач успешного проектирования и проходки скважин на всех типах месторождений нефти и газа;

– иметь представление об основных передовых направлениях отечественного и зарубежного научно-технического прогресса в области наклонно направленного, горизонтального и многоствольного бурения.

    Уметь:

– ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

– использовать принципы графического представления пространственных образов, систему проектно-конструкторской документации, правила построения технических схем и чертежей;

– использовать методы статического, кинематического и динамического расчёта механизмов и машин;

– использовать основные законы статики и кинематики жидкостей и газов, их взаимодействия между собой и твёрдыми телами;

– анализировать принципы классификации нефтегазовых систем;

– диагностировать организационную культуру, выявлять её сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по её совершенствованию;

– использовать основные законы термодинамики и теплопередачи;

– использовать знания и составах и свойствах нефти и газа в соответствующих расчётах, навыки выявления и устранения «узких мест» производственного процесса;

– использовать основные положения метрологии, стандартизации, сертификации;

– использовать принципы работы бурового оборудования, оборудования для эксплуатации и капитального ремонта скважин, прокладки и ремонта трубопроводных систем, переработки нефти и газа;

– производить практические расчёты и навыки выполнения указанного рода расчётов применительно к конкретным целям;

– рассчитывать и компоновать необходимые типы КНБК применительно к проектному профилю и составлять комплекс руководящих документов для реализации технологии бурения (ГТН и др).

    Владеть:

– методами изучения физико-химических и механических свойств горных пород на воздухе и в контакте с различными жидкостями;

– принципами интерпретации данных геофизических исследований скважин;

– методами изучения коллекторских свойств пород и их нефтегазонасыщенности;

– методами квалиметрии технологических жидкостей, применяемых в нефтегазовом производстве;

– методами оценки и предотвращения экономического ущерба в процессе бурения, эксплуатации скважин и транспорта нефти и газа, а также управления качеством производственной деятельности;

– методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;

– нормативами проектной деятельности и навыками составления рабочих проектов, обзоров, отчётов;

– методами метрологии и стандартизации;

– методами технико-экономического анализа;

– навыками производственного менеджмента и управления персоналом;

– руководящими и правовыми документами на проектирование и технологию бурения типовой скважины;

– навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения проектирования и строительства наклонно направленных скважин, вопросами безопасности и защиты окружающей среды.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___________ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

VI










Аудиторные занятия (всего)

54

54










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

36

36










Практические занятия (ПЗ)

8

8










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

10

10










Самостоятельная работа (всего)

54

54










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы

21

21










Реферат
















Другие виды самостоятельной работы

33

33




























Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108










зачёт

зач.











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Общие сведения об искривлении и направленном бурении скважин.

Предмет и задачи курса. Отечественные и зарубежные сведения о направленном бурении и пространственных элементах скважины: траектории, профиле, плане, углах, интенсивности искривления, кривизне и др. Графо-аналитическое задание.

2.

Причины и механизм естественного искривления скважин.

Причины технические, технологические и геологические. Формулировки и примеры. Силы, действующие на долото. Механизм искривления скважин. Процессы искривления ствола при неравномерном разрушении забоя и фрезеровании стенки ствола.

3.

Выбор и расчёт допустимой интенсивности искривления ствола.

Выбор и расчёты допустимых радиусов и интенсивности искривления стволов для нормальной эксплуатации забойных двигателей, бурильных и обсадных труб при наклонно направленном бурении.

4.

Типы профилей скважин и методы их расчёта.

Обоснование выбора профиля, их основные типы и методы расчёта. Формы допустимых отклонений: плоские, пространственные. Графо-аналитическое задание.

5.

Бурение вертикальных скважин.

Цель бурения, причины искривления и способы их предупреждения; техника безопасности.

6.

Методы бурения наклонно направленных скважин.

Формы и обоснование их типовых профилей, обоснование и расчёты преимущества конкретных форм профилей.

7.

Бурение горизонтальных скважин.

Характерные формы профилей, особенности профилей с большим, средним и малым радиусом кривизны. Их достоинства и недостатки. Охрана труда при бурении скважин.

8.

Методы забуривания боковых стволов.

Причины забуривания боковых стволов. Методы забуривания, их особенности, преимущества и недостатки. Система Window Master с якорем. Графические примеры.

9.

Бурение кустовых скважин.

Цель строительства кустовых скважин на суше и на платформах. Основные требования и преимущества. Защита от вредных воздействий.

10.

Состав КНБК направленного бурения.

Типы КНБК для разных профилей, их назначение, основной состав, методы расчёта и сборки; системы ориентации, их расчёты, телеметрические ориентирующие системы, их особенности и преимущества.

11.

Опорно-калибрующие и отклоняющие устройства.

Основные опорно-центрирующие элементы КНБК, их назначение и принципиальные отличия, характеристики, места установки в различных геолого-технических ситуациях; типы отклоняющих устройств и их характеристики.

(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1.

Технология бурения нефтяных и газовых скважин




























2.

Бурение скважин на шельфе




























3.

Буровые машины и механизмы





























5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Общие сведения об искривлении и направленном бурении скважин.

4



2




9

15

2.

Причины и механизм естественного искривления скважин.

4




2




4

10

3.

Выбор и расчёт допустимой интенсивности искривления ствола.

4

2







2

8

4.

Типы профилей скважин и методы их расчёта.

4

2







14

20

5.

Бурение вертикальных скважин.

2




2







4

6.

Методы бурения наклонно направленных скважин.

4

2







10

16

7.

Бурение горизонтальных скважин.

4

2







6

12

8.

Методы забуривания боковых стволов.

4




2




4

10

9.

Бурение кустовых скважин.







2







2

10.

Состав КНБК направленного бурения.

4










3

7

11.

Опорно-калибрующие и отклоняющие устройства.

2










2

4


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.

1.

Графическое изображение ствол. скв

2

2.

2.

Схемы расчёта механизма искривления при неравномерном разрушении забоя и фрезерования стенки.

2

3.

5.

Таблицы причин искривлений и мер их предупреждения.

2

4.

8.

Схемы и методы технических средств ответственного и забуренного производства.

2

5.

9.

Схема бурения скважин на шельфе разной глубины.

2


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

3.

Расчёт допустимых радиусов искривлений стволов

2

2.

4.

Классификация типов залежей и формы плоскостных и пространственных допусков.

2

3.

6.

Предельные наборы кривизны большого, среднего и малого радиусов

2

4.

7.

Схемы горизонтальных скважин и величины наборов кривизны

2


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые проекты (работы) не предусмотрены.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Морозов Ю.Т. Проектирование и сооружение наклонных и горизонтальных скважин. Учебное пособие. / Ю.Т. Морозов, Н.И. Васильев. СПб., 2010, 68 с.

2. Морозов Ю.Т. Пространственные формы допустимых отклонений ствола скважины при наклонно направленном бурении. /Ю.Т. Морозов, Е.В. Суетина/. Инженер-нефтяник. 2006, № 5, с. 27-30.

3 Калинин А.Г., Ошкордин О.В., Питерский В.М., Соловьёв Н.В. Разведочное бурение. М., Недра, 2000.

4. Буровые комплексы. Современные технологии и оборудование. Под редакцией А.М. Гусмана и К.П. Порожского. Екатеринбург, 2002.

5. Басарыгин Ю.М., Будников В.Ф., Булатов А.И., Гераськин В.Г. Строительство наклонных и горизонтальных скважин. М., Недра, 2000.

6. Калинин А.Г., Ганджумян Р.А., Мессер А.Г. Справочник инженера-технолога по бурению глубоких скважин. М., Недра, 2005.

7. Калинин А.Г. Бурение наклонных скважин: Справочник /А.Г. Калинин, Н.А. Григорян, Б.З. Султанов/. М.: Недра, 1990.
б) дополнительная литература

8. Калинин А.Г., Литвиненко В.С., Радин А.И. Основы бурения нефтяных и газовых скважин. Учебное пособие, СПб., Изд. СПГГИ (ТУ), 1996.

9. Булатов А.И., Аветисов А.Г. Справочник инженера по бурению, том 1, 2. М., Недра, 1985.

10. Суетина Е.В. Исследование и обоснование объёмных форм допусков в зависимости от структур месторождений: Сборник научных трудов, посвящённый конференции им. Мавлютова /Е.В. Суетина, Ю.Т. Морозов/ Уфа, 2005, с. 15-16.

11. Соловьёв Н.В. Бурение разведочных скважин. Учебник для вузов /Н.В. Соловьёв, В.В. Кривошеев, Д.Н. Башкатов/ М., Высшая школа, 2007.
в) программное обеспечение___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________

____________________________________________________________________________
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Специализированные аудитории, оснащённые стендовым материалом, образцами технических средств для искривления и наклонно направленного бурения эксплуатационных скважин.

2. Экспериментальная буровая установка (практические занятия).

3. Кафедральный компьютерный центр, решение заданных задач.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)

_____________________________________________________________________________

Разработчики:

СПГГИ (ТУ), каф. БС профессор Ю.Т. Морозов

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочая программа учебной дисциплины бурение нефтяных и газовых скважин скважин
Учебная дисциплина "Бурение нефтяных и газовых скважин" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов...
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconI. общие положения
Бу-1600/100 эу на Южно-Русском нгкм (кгс №№50,52)для нужд филиала "Уренгой бурение" ООО «Газпром бурение»
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Организация-разработчик: фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Геологический колледж сгу
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочая программа учебной дисциплины история развития бурения нефтяных и газовых скважин
Ос спгги) для направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело» по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин» первого уровня высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconМетодические указания по прохождению первой учебной практики для...
Одним из важных этапов в подготовке специалистов специальности 090800 «Бурение нефтяных и газовых скважин» является учебная практика...
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Бурение нефтяных и газовых скважин" (регистрационный номер 12-0907-Б), утвержденными 16. 05. 2002, ис примерной программой дисциплины...
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины наклонно направленное бурение iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск