Скачать 222.73 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Наклонно направленное бурение» Направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело» Профиль: «Бурение нефтяных и газовых скважин» Квалификации (степени) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: очная Санкт - Петербург 2012 1. Цели и задачи дисциплины: Учебная дисциплина «Наклонно направленное бурение» – обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов подготовки первого уровня высшего профессионального образования при поисках, разведке и эксплуатационном бурении на нефть и газ (бакалавров) и специалистов, и является одной из важнейших специальных дисциплин, определяющих профиль будущего специалиста по бурению нефтяных и газовых скважин. Основной целью образования по дисциплине «Наклонно направленное бурение» является формирование профессиональной культуры, под которой понимается высокая теоретическая и производственная подготовка и способность личности использовать приобретённые знания, умения и навыки в сфере сложной профессиональной деятельности, характера мышления и умения ориентации в разнообразных геолого-технических условиях бурения от вертикальных до наклонно-горизонтальных и многоствольных скважин (ОК-1 – ОК-6). Основными обобщающими задачами дисциплины (компетенциями) являются: • приобретение понимания и знаний об основных определениях, технологических процессах и технических средствах, используемых для бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин (ОК-7, 8); • овладение технологией и техническими средствами для бурения скважин при поисках, разведке и эксплуатации месторождений нефти и газа; • овладение основами проектирования траекторий комплекса разнообразного вида скважин в сложных географо-климатических условиях на суше, шельфах в условиях Крайнего Севера и в открытых водных пространствах (ПК-1); • управление сложными методами строительства комплексов разнообразных видов скважин: вертикальных, наклонно направленных, наклонно-горизонтальных, многоствольных и многопрофильных; • формирования: – культуры управления и риск-ориентированного мышления в оптимизации строительства скважин любой конфигурации, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; – культуры профессиональной безопасности, выявление способностей для оценки осложнений, опасностей и рисков в сфере своей производственной деятельности; – готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных технических и экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий и комфортности труда и минимизации трудовых и материальных затрат в сфере своей профессиональной деятельности; – мотивации и способностей для самостоятельного повышения профессионального уровня и аргументированного обоснования своих предложений и решений, в том числе по обеспечению безопасности труда. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Наклонно направленное бурение» относится к профессиональному циклу основной образовательной программы. Содержание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении естественнонаучного и профессионального циклов. Знания, умения и навыки, полученные при её изучении, будут использованы в процессе освоения параллельных специальных дисциплин, при курсовом и дипломном проектировании, в практической профессиональной деятельности. Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине, наряду с другими дисциплинами, являются необходимыми для освоения других специальных дисциплин, прохождения учебных и производственной практик. (указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей) 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК) выпускника: • способен сформировать и рассчитать основные технические параметры и выбрать необходимые материалы для бурильной колонны (КНБК) для проведения наклонно направленных скважин; • способен использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов основного и вспомогательного бурового оборудования и их комплектации; • способен использовать нормативные документы на специальный буровой и породоразрушающий инструмент для формирования комплектов КНБК; • способен для обоснования и принятия конкретных технических решений при разработке технологических процессов, выбирать необходимые технические средства и технологии для конкретного типа траектории скважин; • способен использовать правила техники и пожарной безопасности, производственной санитарии, норм охраны труда, измерять и оценивать уровень запылённости и загазованности, шума и вибрации, освещённости рабочих мест. (указываются в соответствии с ФГОС ВПО) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: – основные законы и положения дисциплин инженерно-механического модуля: основные правила начертательной геометрии, приёмы компьютерной графики на стадии конструирования и чтения чертежей сложных изделий; – теории механизмов и машин, методы решения практических задач, используя методы сопротивления материалов; – законы гидравлики, гидромеханики, термодинамики; – основные производственные процессы, представляющие единую цепочку нефтегазовых технологий; – основные свойства углеводородов нефти, гипотезы органического и неорганического происхождения нефти и газа, принципы классификации нефтей и газов, свойства и закономерности поведения дисперсных систем; – систему обеспечения безопасности жизнедеятельности нефтегазового производства; – современные проблемы охраны недр и окружающей среды; – основные положения действующего законодательства РФ об охране труда, промышленной и механической безопасности, нормативно-технические документы, действующие в данной сфере, технические методы и средства защиты человека на производстве от опасных и вредных факторов, основные методы защиты атмосферного воздуха от вредных выбросов; – правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности; источники, причины и характер загрязнения окружающей природной среды, правовые основы защиты природы и её охраны; – основные технологии нефтегазового производства; – технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных нефтегазовых технологий; – стандарты и технические условия; – методы расчёта траекторий скважин и уметь ими пользоваться конкретно к каждому типу профиля, расчёты КНБК, необходимых для решения технологических задач успешного проектирования и проходки скважин на всех типах месторождений нефти и газа; – иметь представление об основных передовых направлениях отечественного и зарубежного научно-технического прогресса в области наклонно направленного, горизонтального и многоствольного бурения. Уметь: – ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; – использовать принципы графического представления пространственных образов, систему проектно-конструкторской документации, правила построения технических схем и чертежей; – использовать методы статического, кинематического и динамического расчёта механизмов и машин; – использовать основные законы статики и кинематики жидкостей и газов, их взаимодействия между собой и твёрдыми телами; – анализировать принципы классификации нефтегазовых систем; – диагностировать организационную культуру, выявлять её сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по её совершенствованию; – использовать основные законы термодинамики и теплопередачи; – использовать знания и составах и свойствах нефти и газа в соответствующих расчётах, навыки выявления и устранения «узких мест» производственного процесса; – использовать основные положения метрологии, стандартизации, сертификации; – использовать принципы работы бурового оборудования, оборудования для эксплуатации и капитального ремонта скважин, прокладки и ремонта трубопроводных систем, переработки нефти и газа; – производить практические расчёты и навыки выполнения указанного рода расчётов применительно к конкретным целям; – рассчитывать и компоновать необходимые типы КНБК применительно к проектному профилю и составлять комплекс руководящих документов для реализации технологии бурения (ГТН и др). Владеть: – методами изучения физико-химических и механических свойств горных пород на воздухе и в контакте с различными жидкостями; – принципами интерпретации данных геофизических исследований скважин; – методами изучения коллекторских свойств пород и их нефтегазонасыщенности; – методами квалиметрии технологических жидкостей, применяемых в нефтегазовом производстве; – методами оценки и предотвращения экономического ущерба в процессе бурения, эксплуатации скважин и транспорта нефти и газа, а также управления качеством производственной деятельности; – методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы; – нормативами проектной деятельности и навыками составления рабочих проектов, обзоров, отчётов; – методами метрологии и стандартизации; – методами технико-экономического анализа; – навыками производственного менеджмента и управления персоналом; – руководящими и правовыми документами на проектирование и технологию бурения типовой скважины; – навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения проектирования и строительства наклонно направленных скважин, вопросами безопасности и защиты окружающей среды. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет ___________ зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы) 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум
7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) Курсовые проекты (работы) не предусмотрены. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Морозов Ю.Т. Проектирование и сооружение наклонных и горизонтальных скважин. Учебное пособие. / Ю.Т. Морозов, Н.И. Васильев. СПб., 2010, 68 с. 2. Морозов Ю.Т. Пространственные формы допустимых отклонений ствола скважины при наклонно направленном бурении. /Ю.Т. Морозов, Е.В. Суетина/. Инженер-нефтяник. 2006, № 5, с. 27-30. 3 Калинин А.Г., Ошкордин О.В., Питерский В.М., Соловьёв Н.В. Разведочное бурение. М., Недра, 2000. 4. Буровые комплексы. Современные технологии и оборудование. Под редакцией А.М. Гусмана и К.П. Порожского. Екатеринбург, 2002. 5. Басарыгин Ю.М., Будников В.Ф., Булатов А.И., Гераськин В.Г. Строительство наклонных и горизонтальных скважин. М., Недра, 2000. 6. Калинин А.Г., Ганджумян Р.А., Мессер А.Г. Справочник инженера-технолога по бурению глубоких скважин. М., Недра, 2005. 7. Калинин А.Г. Бурение наклонных скважин: Справочник /А.Г. Калинин, Н.А. Григорян, Б.З. Султанов/. М.: Недра, 1990. б) дополнительная литература 8. Калинин А.Г., Литвиненко В.С., Радин А.И. Основы бурения нефтяных и газовых скважин. Учебное пособие, СПб., Изд. СПГГИ (ТУ), 1996. 9. Булатов А.И., Аветисов А.Г. Справочник инженера по бурению, том 1, 2. М., Недра, 1985. 10. Суетина Е.В. Исследование и обоснование объёмных форм допусков в зависимости от структур месторождений: Сборник научных трудов, посвящённый конференции им. Мавлютова /Е.В. Суетина, Ю.Т. Морозов/ Уфа, 2005, с. 15-16. 11. Соловьёв Н.В. Бурение разведочных скважин. Учебник для вузов /Н.В. Соловьёв, В.В. Кривошеев, Д.Н. Башкатов/ М., Высшая школа, 2007. в) программное обеспечение___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________ ____________________________________________________________________________ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: 1. Специализированные аудитории, оснащённые стендовым материалом, образцами технических средств для искривления и наклонно направленного бурения эксплуатационных скважин. 2. Экспериментальная буровая установка (практические занятия). 3. Кафедральный компьютерный центр, решение заданных задач. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: (указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) _____________________________________________________________________________ Разработчики: СПГГИ (ТУ), каф. БС профессор Ю.Т. Морозов (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Эксперты: ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) |
Рабочая программа учебной дисциплины бурение нефтяных и газовых скважин скважин Учебная дисциплина "Бурение нефтяных и газовых скважин" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов... | I. общие положения Бу-1600/100 эу на Южно-Русском нгкм (кгс №№50,52)для нужд филиала "Уренгой бурение" ООО «Газпром бурение» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального... Организация-разработчик: фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Геологический колледж сгу | Рабочая программа учебной дисциплины история развития бурения нефтяных и газовых скважин Ос спгги) для направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело» по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин» первого уровня высшего... | ||
Методические указания по прохождению первой учебной практики для... Одним из важных этапов в подготовке специалистов специальности 090800 «Бурение нефтяных и газовых скважин» является учебная практика... | Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | ||
Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | ||
Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Бурение нефтяных и газовых скважин" (регистрационный номер 12-0907-Б), утвержденными 16. 05. 2002, ис примерной программой дисциплины... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины |