АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«МИНЕРАЛОГИЯ И ПЕТРОГРАФИЯ»
Специальность 130201- геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Минералогия и петрография» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и предназначена для реализации требований Государственного образования в группах специальности 130201 –«Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
Программа включает совокупность средств, приемов, способов и методов для изучения вещественного состава минералов и горных пород при геофизических исследованиях.
Место дисциплины в системе подготовки специалистов: учебная дисциплина «Минералогия и петрография» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.
Изучение учебного материала основывается на знаниях, полученных в процессе усвоения таких дисциплин, как «Физика» и «Общая, историческая и региональная геология». Одновременно «Минералогия и петрография» является базой для изучения последующих дисциплин, таких как «Полезные ископаемые, методика поисков и разведки месторождений полезных ископаемых», «Основы бурения и горного дела», «Структурная геология и геокартирование».
В результате освоения программного материала студенты должны получить
знания в макроскопическом определении и описании минералов и горных пород, которые оказывают влияние на физические свойства и геофизические поля Земли.
При изучении «Минералогии и петрографии» следует определить умение студентов - определять условия образования и физические свойства минералов и горных пород и понимать, что данные условия имеют большое практическое значение при выборе геофизических методов исследования и геологической интерпретации полученных данных. Учебный материал по минералогии следует излагать по определенной схеме:
• Принадлежность минералов к тому или иному классу;
• Химический состав минералов, основные физические свойства;
• Морфология кристаллов и их агрегатов;
• Диагностические признаки;
• Происхождение;
• Практическое применение;
• Основные месторождения .
Изучение горных пород начинается с общей характеристики магматических, осадочных и метаморфических пород. Затем характеризуются: внешний вид, условия образования и залегания, минеральный состав, структура и текстура, распределение и полезные ископаемые, генетически связанные с данной породой.
В процессе обучения студентов будут использоваться следующие организационные формы занятий:
• Урок-лекция;
• Лабораторная работа;
• Контрольная работа;
• Самостоятельная работа;
• Консультация.
Для интенсификации учебного процесса планируется использовать технические средства обучения, плакаты, таблицы, макеты, видеофильмы, слайды, образцы минералов и горных пород.
Программа построена таким образом, что материал базируется на уже приобретенных, на основных уроках «Общей геологии», знаниях в области образования минералов и горных пород и их вещественном составе: дополняя, углубляя и расширяя эти знания. Разделы и их порядок в данной программе соответствуют разделам и порядку их расположения в примерной программе дисциплины «Минералогия и петрография».
Программа рассчитана на 80 часов рабочего времени, вводится в действие на II курсе из расчета: 40 часов-лекционный материал, 40-лабораторные занятия. Самостоятельная работа студента 40 часов. Максимальное учебное время 120 часов
Поскольку объем учебного материала достаточно обширен, то некоторые вопросы программы вынесены на самостоятельное изучение во внеурочное время (написание рефератов, докладов и др.).
Текущий контроль в рамках программы осуществляется в устной и письменной формах (по выбору преподавателя), итоговые оценки выставляются по текущей успеваемости студентов. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Самостоятельная работа студентов:
Написание рефератов, подготовка к защите лабораторных работ, работа с конспектом, учебником, ответы на контрольные вопросы по теме, использование интернета, подготовка докладов, работа с дополнительными источниками литературы.
Перечень методических рекомендаций для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Минералогия и петрография»
№ п/п
| Вид
| Наименование
| 1
| Методические рекомендации для выполнения лабораторных занятий по минералогии.
| 1.Определение элементов симметрии и простых форм кристаллов.
2.Определение физических свойств минералов
3.Диагностические признаки сернистых соединений.
4.Диагностические признаки окислов и гидроокислов.
5.Диагностические признаки силикатов – островных.
6.Диагностические признаки силикатов –кольцевых
7.Диагностические признаки силикатов-цепочечных
8.Диагностические признаки силикатов – ленточных
9.Диагностические признаки силикатов – листовых
10.Диагностические признаки силикатов – каркасных.
11.Диагностические признаки боратов, карбонатов, нитратов.
12.Диагностические признаки фосфатов и их аналогов.
13.Диагностические признаки сульфатов, вольфраматов, молибдатов.
| 2
| Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ по петрографии.
| 1.Описание и полевое определение магматических горных пород.
2.Описание и полевое определение обломочных горных пород.
3.Описание и полевое определение карбонатных и кремнистых пород.
4.Описание и полевое определение химических и биохимических пород ( Al,Mn, Fe P, Cl)
5.Описание и полевое определение метаморфических пород.
| |