Скачать 0.84 Mb.
|
Министерство образования Республики Башкортостан Детский оздоровительный образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий Кировского района г. Уфы Утверждаю Директор ДООЦТКЭ Кировского района г. Уфы ______________ Е.А. Колина «___»_______________ 2006 г. Программа«Уфимское семигорье» для учебных объединений общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования Автор: Купцова Галина Викторовна, педагог ДООЦТКЭ Срок реализации программы: 3 года Возраст учащихся: 7-11 классы г. Уфа – 2006 Пояснительная запискаКраеведение - это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. В современных условиях создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения, для успешной реализации его воспитательных, образовательных и развивающих функций. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Успешность краеведческой работы зависит от ее научной основы, применения на практике, и все это в связи с современностью. Использование краеведческого материала в школьной программе воспитывает у учащихся стремление к самостоятельному пополнению знаний, учит более внимательно вглядываться в окружающую жизнь. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Одна из основных целей краеведения – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки. Актуальность программы. Среди ряда региональных дисциплин, изучаемых в школах республики, недостаточно внимания уделяется изучению столицы Башкортостана – г. Уфы, ее истории возникновения, становления и развития. Вся история нашей республики начиналась с этого первого на территории Башкортостана города. Так возникла потребность в программе, которая восполнила бы этот пробел. Данная программа называется «Уфимское семигорье», носит комплексный характер и охватывает все направления краеведческой работы. Она дополняет курс изучения региональных дисциплин и предназначена в помощь краеведам, учителям, географии, литературы, истории и культуры Башкортостана. Программа проходила апробацию с 1997 по 2000 гг. на базе лицея № 5 и впоследствии неоднократно дорабатывалась. Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися 7-11 классов, уже имеющих минимальные краеведческие знания по истории, географии, литературе и т.д. из курса школьной программы. Реализация программы рассчитана на 3 года занятий: 1-й год занятий – «Исток» (7-8 кл.) охватывает исторический период с момента основания города и до XVIII века включительно; 2-й год занятий – «Удивительный город» (8-9 кл.) – с конца XVIII до начала XX века; 3-й год занятий – «Хочу все знать» (10-11 кл.) – с начала XX до начала XXI века. Объект программы: материальная и духовная культура города Уфы. В программе соблюдается хронологический принцип, что позволяет раскрывать темы взаимосвязано и последовательно, от простого к сложному. Усвоение учащимися нового материала происходит на теоретических занятиях, которые проходят в форме лекций, бесед и встреч с краеведами, интересными людьми, и практических - в виде экскурсий по городу и посещений музеев. Недельная нагрузка составляет 4 часа в неделю (1-й го занятий) 6 часов в неделю (2 и 3-й годы). Из них меньшая часть отводится на теорию (краеведение), большая – на практику (экскурсии). Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы. Такая форма подачи материала позволяет поддерживать постоянно высокий интерес у учащихся к содержанию программы, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет навыки, полученные на теоретических занятиях и практике. В процессе занятий воспитанники объединения работают со средствами массовой информации: делают выборки краеведческого материала из газет и журналов, составляют краеведческую картотеку. Обучающиеся уже с первого практического занятия учатся самостоятельно проводить экскурсии, которые одновременно служат повторению и закреплению теоретического материала. Программа «Уфимское семигорье» предполагает домашнюю работу учащихся, включающую подготовку презентаций, написание рефератов, сообщений, исследовательской работы, составление компьютерной картотеки. Программа составляет единое целое, но отдельные разделы и темы могут использоваться самостоятельно для проведения краеведческих вечеров, конференций, конкурсов, викто рин и т.д. Учащиеся, занимающиеся по данной программе, являются помощниками классного руководителя в проведении экскурсий по родному городу, краеведческих бесед, викторин, игр, классных часов и являются активными участниками всех проводимых районных, городских и республиканских краеведческих мероприятий. Программа предусматривает широкое использование межпредметных связей с историей и культурой Башкортостана, географией, литературой, экологией. Цель и задачи программы Цель - формирование теоретической и практической компетентности учащихся в области краеведения и экскурсоведения, развитие навыков и умений, необходимых для исследовательской работы. В ходе достижения цели программы решаются следующие взаимосвязанные между собой задачи:
Достижение цели основывается на следующих основных принципах:
В процессе освоения курса программы учащиеся изучают:
В результате изучения курса программы «Уфимское семигорье» учащиеся должны знать:
учащиеся должны уметь:
Учебно-тематический план программы «Уфимское семигорье» 1-го года занятий «Исток»
|
Башкортостан (далее Учреждение) создано в качестве юридического лица... Уфа Республики Башкортостан (далее – Учреждение) создано в качестве юридического лица Постановлением главы Администрации Советского... | Детский оздоровительно- образовательный центр (спорта и туризма) Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно- образовательный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Детский образовательно-оздоровительный центр Сабинского района Республики Татарстан» | Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | ||
Департамент образования Ярославской области Краеведческий календарь юбилейных дат Ярославской области на 2015 год составлен и подготовлен к публикации специалистами отдела краеведения... | Информация о дошкольных образовательных учреждениях Республики Башкортостан Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Кояшкай» д. Абзелилово муниципального района Абзелиловский... | ||
Министерство образования Республики Башкортостан Городской детский... Здесь дана довольно подробная информация о видеокурсе по прикладной психологии на dvd «как стать эффективным практическим психологом:... | Методическое пособие «Если с классом вышел в путь…» Грудинова Людмила... Методическое пособие предназначено для руководителей одно двухдневных походов, загородных прогулок и экскурсий с учащимися, классных... | ||
Республики Коми Коми республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий сборник Составители: Акишина Е. С., Канева Т. Н. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев | Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения,... Районный этапа республиканского конкурса методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию гуо «Свислочская средняя... | ||
Мониторинг § 12. 11. 2012 Стерлеград новости Стерлитамака, Уфы, Республики Башкортостан (Башкирии), России | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уфы по ул. Худайбердина, 15. Первое здание школы было открыто в 1921 году. В 1936 году школа получает свой порядковый номер. В 1966... | ||
Реферат «патриотическое воспитание школьников на произведениях искусства,... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение бг№158 им. М. Карима Кировского района г о город Уфа Республики Башкортостан | Программа курсов повышения квалификации заместителей директоров станций... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Башкортостан, мбоу до «Научно-информационно-методический центр» городского округа города Уфа Республики Башкортостан во исполнение... |