Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании





Скачать 313.47 Kb.
НазваниеРекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании
страница1/3
Дата публикации28.11.2014
Размер313.47 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
Районный этапа республиканского конкурса методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию ГУО « Свислочская средняя школа»

РЕКОМЕНДАЦИИ И ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ, ЭКСКУРСИЙ В ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ

Кулак Елена Васильевна

учитель истории,

заведующая музея,

1 квалификационная категория

Свислочь, 2012 г.
Пояснительная записка

Данная работа разработана по решению методического совета от 23 ноября 2011 года, №14.

Кулак Елена Васильевна, учитель истории 1 квалификационная категория, педстаж 17 лет. Название работы “ Роль краеведческого музея в обучении, в духовном и патриотическом воспитании учащихся”.

Школьные музеи создают благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся, помогают прививать им умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

В описании опыта работы я представляю, как школьный музей помогает педагогам успешно формировать у школьников диалектико-материалистическое мировоззрение, приобщает учащихся к активному, творческому познанию явлений природы и общественной жизни.

Основная педагогическая идея – на основании имеющегося опыта показать возможности школьного музея для обучения, духовного и патриотического воспитания учащихся. Используя такие организационные формы деятельности, как экскурсионно-туристская, краеведческая работа, проведение интегрированных уроков и мероприятий, участие в Республиканских патриотических акциях, использование информационных технологий.

Предполагаемый результат: воспитание личности учащихся в духе патриотизма, на славных традициях нашего народа, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Данный опыт особенно значим в связи с введением новых учебных программ и усилением в них элементов межпредметных связей, развитием разнообразных форм внеклассной работы. В перспективе – дальнейшее развити и совершенствование краеведения и музейного дела в школе.

Данный опыт по развитию музейного дела в школе может быть применён в условиях современной школы.

Содержание

  1. Вступление…………………………………………………4

II.Основная часть…………………………………………….. .9

1. Материалы, содержащие описание обобщённого
педагогического опыта……………………………………....9

2. Опыт использования школьных музеев в преподавании…13

3. Формы внеклассной работы……………………………... ...23

4.Научная деятельность и научные достижения……………25

III. Заключение………………………………………………….26

IY. Литература………………………………………………… .27

  1. Приложения………………………………………………28


i. Вступление

Музей - это память народа,
истоки, на которых

формируется культурная личность.

Школьный музей - важное звено в обучении, духовном и патриотическом воспитании учащихся. Формирование научного мировоззрения, активной жизненной позиции, гражданско-патриотическое воспитание - эти и другие задачи школа и музей решают в тесном взаимодействии.

Главной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование личности, активно участвующей в решении текущих и перспективных задач государства, организатора и исполнителя, защитника Родины, имеющей очень высокий уровень индивидуального сознания, который можно охарактеризовать следующим образом: «От того, что я и как делаю, как веду себя и за что голосую, зависит судьба моего народа, моего государства, моих детей и внуков, за всё я отвечаю, всё я должен делать по закону и совести».

Ведущей методической основой гражданско-патриотического воспитания является принцип преемственности боевых и трудовых традиций разных поколений белорусов, разработка связей современной системы воспитания с прогрессивными традициями прошлого. Учащиеся должны переживать чувство любви и гордости за свою Родину, восхищаться её героической историей, выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации, мужеством, храбростью соотечественников. Поэтому, одной из форм организации гражданско-патриотического воспитания и выступает школьный музей.

Свои задачи школьный музей может успешно решать лишь при условии, если в его основу положен ряд принципов организации:

  • идейно-политическая направленность всей работы;

  • связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом школы;

  • учебно-исследовательский метод, поиск, включающий краеведение, как основа развития и деятельности музея;

  • опора на предметные кружки и факультативы;

  • общественно-полезная направленность работы;

  • опора на детские и молодежные общественные организации;

  • связь с местной общественностью, с ветеранами войны и труда;

  • если он является результатом целенаправленного и увлекательного труда учащихся и учителей. Это имеет решающее значение для долговечности школьного музея;

  • если непосредственное руководство деятельностью музея осуществляет учитель, знающий и любящий специфику музейной работы.


II. Основная часть

1. Материалы, содержащие описание обобщённого
педагогического опыта.


Сотрудничество музея и школы в значительной степени базируется на использовании специфических возможностей музея, в котором образование и воспитание строятся на основе подлинных музейных предметов. Ведущим средством образовательно-воспитательного воздействия здесь выступает экспозиция, на базе которой проводятся экскурсии - важнейшая форма работы со школьниками.

Повышение образованности школьников, расширение их кругозора, развитие познавательных интересов - это задачи, которые стоят перед школьным музеем. Они осуществляются путем пропаганды знаний об истории, общественной жизни, культуре страны.

Приобретение знаний в музее происходит на основе конкретных чувственных впечатлений, наглядно – образного мышления. Знания, которые школьник получает в музее, предстают перед ним в предметной форме. Школьник воспринимает эстетические качества, познает музейное значение экспоната.

Музей является для школьников источником новых знаний. Его привлекательность в значительной степени обусловлена возможностью знакомства с неизвестными ранее предметами и явлениями. Поэтому закономерно, что, оценивая значение музея, школьники достаточно часто прибегают к фразе « здесь я увидел впервые…» Удивление, любопытство, интерес- любой отклик возникает как реакция на то, что « можно увидеть только в музее», становится толчком для активизации познавательных интересов. Возможность познания нового, возможность открытия побуждают еще и еще прийти в музей.

Музей выступает также источником расширения, дополнения и углубления знаний. Специфика познавательного процесса в музеи проявляется в том, что здесь знания о событиях и явлениях подкрепляются впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Донести, углубить, подтвердить свои знания в музее – это значит прежде всего соотнести их с конкретным предметом.

Чрезвычайно важно, что компонентом познавательного процесса в музее становится эмоция. Учащиеся испытывают радость познания, волнение от встречи с неизвестным, глубокие эмоциональные переживания: «В музее все видишь и очень волнуешься. На солдатской одежде видны следы от ран. В передачах по радио можно услышать, но увидеть этого нельзя».

«Особенно запомнилось экспонируемые предметы Свислочского замка, так как мы, читая книги, почти не представляем, что это такое». «У меня осталось чувство, как будто я была во всех веках, присутствовала, была участником».

Одна из специфических задач музея – воспитание исторического сознания школьников.

Как известно, музей осуществляет связь времен. Стержнем любого музея является история. Это может быть история человеческого общества, история культуры, литературы и искусства, история науки и техники, запечатленная в

документальных свидетельствах прошлого. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории.

Краеведческий музей- одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле. Характерно, что и сами ребята высоко оценивают краеведческий музей как источник познания природы, истории, культуры родного края. Проявление патриотических чувств становится одним из ведущих мотивов заполнения экспозиционных материалов.

Итак, использование в музейной пропаганде местных, краеведческих материалов развивает у школьников гражданские чувства – любовь к своей Родине, гордость за трудовые или ратные подвиги своих земляков.

Знакомство в музее с лучшими проявлениями человеческого духа, конкретными людьми, часто простыми, обыкновенными, возникновение чувства сопричастности их судьбе становится важнейшим стимулом нравственного воспитания. Об этом свидетельствуют сами школьники – посетители музеев: «Особенно запомнилось оружие Великой Отечественной войны, потому что с этим оружием сражались и защищали землю отцы и деды".

«Сопереживанию детей надо учить так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать первые самостоятельные шаги», - писал В.А. Сухомлинский.

Важной частью воспитания школьников в музее является трудовое воспитание. Школьный музей имеет возможность пропагандировать материалы, в которых овеществлена творческая деятельность человека в самых различных сферах, возвеличивается человек труда. мастерство и трудовые традиции народа. Кроме того, в музее учащиеся получают конкретные представления о содержании труда и условиях, в которых совершается трудовой процесс. Исторические экспозиции дают учащемуся предоставление об условиях труда, начиная с древнейших времен.

Основной, наиболее специфической формой работы школьного музея с учащимися является экскурсия. Содержание музейных собраний позволяет проводить для школьников различные типы экскурсий.

В зависимости от целевых установок выделяются два их типа:

  1. учебная,

  2. общеобразовательная.

Учебная экскурсия играет вспомогательную роль по отношению к основному учебно - воспитательному уроку в школе, являясь методом обучения школьника музейными средствами. Её главный отличительный признак – тесная связь с учебной школьной программой, которая определяет тему экскурсии её содержание, отбор объектов показа и т.д.

Общеобразовательная экскурсия решает самостоятельную просветительную и воспитательную задачу.

Хороший музей придаёт школе особую индивидуальность, создает в коллективе учителей и учащихся свой микроклимат.

Руководит работой школьного музея Совет.

Он избирается общим собранием актива музея. Музей тесно связан с деятельностью детских и молодежных общественных организаций школы. Здесь проводятся торжественные церемонии: принимают ребят в пионеры, в ряды БРСМ, вручают билеты, награды, устраиваются праздничные линейки, уроки мужества и т.д. У музейных витрин проходят интересные классные часы. Работа в музее помогает многим школьникам выбрать будущую профессию. Глубокое изучение в процессе поисковой работы истории нашей страны определяет интерес ребят на всю жизнь. Поэтому, многие выпускники школы становятся студентами исторических факультетов ВУЗов нашей страны.

Школьный музей активно участвует в проведении таких компаний, как подготовка к праздникам и юбилеям. Он является местом проведения различных собраний и встреч с ветеранами войны и труда, передовиками производства

Для школы музей давно уже стал главным идеологическим центром, выполняющим задачу по воспитанию сознательных граждан.

Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий и активное внедрение их во все звенья образовательной сферы позволило активизировать деятельность школьного музея и использовать компьютерные презентации во время проведения тематических экскурсий, интегрированных уроков, классных часов. Компьютер позволил создать базу данных музея, повысить эффективность образовательного процесса в музее.


2. Опыт использования школьных музеев

в преподавании истории, литературы, обществоведении.

Использование материалов музейных экспозиций в преподавании истории дает широкие возможности педагогу, помогая обогатить учебный процесс яркими, доступными, научно достоверными знаниями, образами; облечь теоретическое, абстрактное в материальную форму, придать ему эмоциональную окраску; улучшить усвоение учебного материала. В своей работе я использую музейные экспозиции практически во всех классах. На уроках в седьмом классе (темы « Формирование белоруской народности в 16 в.», « Белорусская деревня и быт крестьянина в 16-18 вв.») мы рассматриваем особенности исторических, этнических процессов. Внимание обращается на хозяйственный быт, на народную одежду, орнаменты, сельскохозяйственные инструменты. Учащиеся предварительно подготовлены, имеют знания о характере экономического, политического, культурного развития белорусских земель. На уроках делаются выводы о причинах и ходе этнического развития белорусской народности.

Наш школьный музей располагает подлинными вещественными памятниками, позволяющими наглядно показать учащимся труд людей прошлого, воспроизвести их. Это орудия труда и предметы быта людей : скребки, рубила, тесла, ножные пластины, топоры.

Эти археологические материалы школьного краеведения необходимы в работе учителя в 5, 10 классах. Так, например в 5 кл. перед учащимися ставится ряд вопросов, задач, демонстрируются вещественные памятники прошлого и проводится оживленная беседа, вызывающая у них глубокий интерес. Вот некоторые из этих вопросов (задач):

1. Во время раскопок археологами были обнаружены каменные топоры. О чем говорят эти находки? (Демонстрируются экспонаты копий). Многие учащиеся отвечают, для чего использовали каменные орудия труда.

2. При раскопках городища археологи нашли черепки битой глиняной посуды. (Демонстрируются несколько экспонатов фрагментов керамики с шнуровым фрагментом). О чем свидетельствуют эти находки, что они могут нам рассказать? (Обязательно следуют ответы, что люди в этот период уже умели изготавливать из глины посуду, украшать ее, эта посуда использовалась ими в хозяйстве для приготовления пищи).

Ученикам 5 кл. при прохождении темы «Первобытное общество» можно предложить иллюстрированные рисунки каменных орудий труда эпохи палеолита (древнекаменного века» и продемонстрировать орудия труда первобытных людей более раннего к нам времени неолита, которые имеются в экспозиции музея и прошу ответить на вопросы: сравните орудия труда на рисунке и те, которые лежат перед вами, сделайте вывод: как изменились эти орудия труда в течении сотен тысяч лет. Для какой цели служило каждое из этих орудий труда. Какой вывод о развитии первобытных людей можно сделать, сравнивая различные рубила (топоры)?

Следует заметить, что ответы учащихся не только доказывают глубокий интерес к истории, но и говорит об их любознательности и наблюдательности. Опыт подсказывает, что преимущество проведения урока истории в школьном музее заключается в обеспечении предметности, наглядности обучения. Учитель, имеет возможность раскрывать материал, используя подлинные памятники истории. Над некоторыми музейными памятниками и документами учащиеся работают самостоятельно.

Используя материалы музея, воспоминания земляков – участников Великой Отечественной войны, ученики пишут исторические сочинения, которые становятся документами необычной силы, которые невозможно читать без волнения и раздумий.

Используется методика проведения уроков истории непосредственно путем экскурсии в музей, вводит краеведческий материал в урок путем кратких сообщений школьников, приглашает на урок очевидцев исторических событий. Документы и материалы основного фонда музея на уроке вместе с учениками подвергаются критическому анализу, с последующими выводами.

Вообще школьный музей – неисчерпаемый источник для повышения эффективности учебного процесса. Для удобного использования материалов сделана памятка «Музей – уроку».



п/п

Курс

Класс

Тема урока

Перечисление материалов музея для использования на уроке

Где находится материал

1

История

5

Первобытное общество

Археологическая коллекция

Основной фонд

2

История Беларуси

6

Киевская Русь

Славянские древности

Основной фонд

3










Предметы быта

Основной фонд

4







Образование культуры

Школьные учебники, педагогическая литература Х1Х- начало ХХ века

Основной фонд

5










Этнографический уголок. Крестьянский быт ХХ век

Основной фонд

6










Газеты, документы 30-х годов

Основной материал

7




9,11

Великая Отечественная война

Подлинные документы войны (фронтовые газеты, листовки, письма с фронта, награды, фотографии, материалы о партизанском движении)

Основной фонд

8










Газеты, документы 1950-ых годов под рубрикой «так уходила Сталинская эпоха»

Основной фонд

9










Материалы и документы 1965-1980 годов

Основной фонд

10










Газеты, документы 1961 г., освещающий полет в космос Ю.А.Гагарина, материал о М. Ниште.

Основной фонд

11

ЧОГ


10

Поступок – это выбор

Афганская война (материалы и документы)

Основной фонд

12

ЧОГ

История

9,10,11

Экономика

Социально-экономическое развитие страны

Нумизматическая коллекция

Основной фонд

13

История

Белорусии

9,11

Индустриализация и коллективизация в БССР

Материалы о колхозном движении, фото.

Биография многих колхозников, грамоты, почётные звания

Основной фонд

14

История

Беларуси

9, 11

Борьба белорусского народа с германскими

оккупантами.

Оккупационный режим.

Подлинные документы войны (фронтовые газеты, листовки, письма с фронта, награды, фотографии, материалы о партизанском движении),

дневники

Основной фонд

15







Социально-экономическое развитие Беларуси на современном этапе

Материалы об экономическом развитии Беларуси на современном этапе

Вспомогатель-ный фонд

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconРеспублики Башкортостан Детский оздоровительный образовательный центр...
Детский оздоровительный образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий Кировского района г. Уфы
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеграция в духовно-нравственном воспитании. Опыт работы учителя истории, обществознания, духовного краеведения Подмосковья мбоу...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconДепартамент образования Ярославской области
Краеведческий календарь юбилейных дат Ярославской области на 2015 год составлен и подготовлен к публикации специалистами отдела краеведения...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconЛысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального...
Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании icon2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая...
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconТема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи»
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconМетодическое пособие «Если с классом вышел в путь…» Грудинова Людмила...
Методическое пособие предназначено для руководителей одно двухдневных походов, загородных прогулок и экскурсий с учащимися, классных...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconМетодическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей...
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconАдминистрации Великого Новгорода Муниципальное автономное общеобразовательное...
Клуб пешеходного туризма входит в структуру отдела детско-юношеского туризма и отдыха (одютиО) Центра экологического образования,...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconПрограмма курсов повышения квалификации заместителей директоров станций...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconПубличный отчет директора муниципального бюджетного образовательного...
Публичный отчет директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция детского...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconЛекция 8 Географические атласы
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconПоложение о проведении краевого заочного конкурса «Алтайские недра», посвящённого 105-летию
Конкурс, посвящённый 105-летию детского туризма на Алтае проводится кгоудод «Алтайский краевой Центр детско- юношеского туризма и...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconВ. Т. Жуков социально-экономическая картография
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconТворческий отчет формирование ключевых компетенций обучающихся в...
Выступление на педагогическом совете по обобщению опыта работы по теме: Формирование ключевых социальных компетенций обучающихся...
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании iconМетодические рекомендации к учебнику краеведение 7 класс
Данные рекомендации представляют собой сборник тестов и практических работ, которые можно использовать на уроках краеведения в 7...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск