Рабочая учебная программа дисциплины
3.1. Организационно – методический раздел
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Дисциплина «Экология» относится к математическому и естественнонаучному циклу ГОС ВПО, ЕН.Ф.04, является одним из общеобразовательных курсов, имеющим большое значение в формировании целостного естественнонаучного мировоззрения, изучение принципов организации и условий устойчивости экосистем и биосферы, основных законов жизни природы, основ экологии человека, а также глобальных экологических проблем и прогнозов развития человечества в связи с современным экологическим кризисом.
Формирование представлений о человеке как части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосфера: формирование у студентов экологического мировоззрения и воспитание способности оценки своей профессиональной деятельности сточки зрения охраны биосферы. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате обучения студенты должны:
иметь представление:
о формах деятельности отечественных и международных организаций, занимающихся проблемами охраны природы, об основных международных экологических программах; о взаимосвязи проблем экологии и здоровья человека; о способах предотвращения вредных воздействий на природную среду, об очистке и регенерации природных объектов и сред, об ответственности за ущерб, наносимый природе. Экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы; об основах экономики природопользования.
знать:
содержание таких понятий, как "экология", "биосфера", "природа", "охрана окружающей среды"; терминологию, используемую в публикациях по вопросам экологии; основы учения о биосфере и биогеоценозах; закономерности функционирования и развития экосистем и их компонентов; характер экологических процессов в биосфере, их взаимосвязь; существо глобальных экологических проблем и особенности их проявления в различных ситуациях; принципы природоохранной политики нашего государства; основы природоохранного законодательства, принципы экологического мониторинга, концепции его организации в региональном, государственном и международном масштабах.
уметь:
ориентироваться в насущных экологических проблемах и ситуациях различного масштаба; ориентироваться в системе стандартов, правил и норм, регламентирующих взаимоотношения общества и природы; пользоваться нормативными документами, справочными пособиями и другими информационными материалами, уметь прогнозировать возможное негативное воздействие на экосистемы факторов, сопутствующих современной технологии; применять подходы к моделированию и оценке состояния экосистем.
иметь навыки:
в применении стандартов, правил и норм, регламентирующих взаимоотношения общества и природы; пользования нормативными документами, справочными пособиями и другими информационными материалами, прогнозирования возможных негативных воздействий на экосистемы факторов, сопутствующих современной технологии; моделирования и оценки состояния экосистем. 3.2. Формы текущего и промежуточного контроля Данная дисциплина изучается студентами очной и заочной формы обучения в 2 семестре 1 курса; студентами заочной формы обучения - в 5 семестре 3 курса и является обязательной.Перечень аттестационных контрольных мероприятий успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине включает: текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и итоговую аттестацию.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме контроля посещаемости, проверки конспектов лекций, устного опроса, сообщений, рефератов по темам занятий.
Рубежный контроль имеет цель установить качество усвоения учебного материала по определенному разделу учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования по каждому из изучаемых разделов.
Итоговый контроль ставит задачу определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Рабочим учебным планом итоговый контроль предусмотрен в форме экзамена, который предусматривает, по согласованию преподавателя и студента: индивидуальное собеседование по указанным преподавателем вопросам; представление презентации по определенной теме; тестирование.
Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам и видам занятий
Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид занятий (учебной работы)
| 2 сем
| _сем
| _ сем
| Итого:
| Лекции
| 32
|
|
| 32
| Лабораторные
|
|
|
|
| Практические
| 16
|
|
| 16
| КСР
|
|
|
|
| Семинары
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого аудиторных занятий:
| 48
|
|
| 48
| РГЗ
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоят. работы
| 22
|
|
| 22
| Итого самостоятельных занятий:
| 22
|
|
| 22
| ИТОГО:
| 70
|
|
| 70
| Вид итогового контроля-зачет
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения
Вид занятий (учебной работы)
| 5 сем
| _сем
| _ сем
| Итого:
| Лекции
| 10
|
|
| 10
| Лабораторные
|
|
|
|
| Практические
|
|
|
|
| КСР
|
|
|
|
| Семинары
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого аудиторных занятий:
| 10
|
|
| 10
| РГЗ
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоят. работы
| 60
|
|
| 60
| Итого самостоятельных занятий:
| 60
|
|
| 60
| ИТОГО:
| 70
|
|
| 70
| Вид итогового контроля-зачет
|
|
|
|
| Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам и видам занятий
Для студентов очной формы обучения (2 семестр)
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Лекции
| Лаборат.
| Практич.
| КСР
| Семинары
| Итгоо аудиторных
| РГЗ
| Реферат
| Курсовой проект (работа)
| Другие виды сам.работы
| Итого сам.работы
| ИТОГО
| 1
| Введение.
| 2
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
| 2
| 2
| Биосфера и человек. Структура биосферы.
| 3
|
| 2
|
|
| 5
|
| 1
|
| 1
| 2
| 7
| 3
| Экосистемы, взаимоотношение организма и среды.
| 2
|
|
|
|
| 2
|
| 1
|
| 1
| 2
| 4
| 4
| Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды.
| 3
|
| 2
|
|
| 5
|
| 1
|
| 1
| 2
| 7
| 5
| Организм и среда.
| 2
|
|
|
|
| 2
|
| 1
|
| 1
| 2
| 4
| 6
| Экология и здоровье человека.
| 2
|
| 1
|
|
| 3
|
| 1
|
| 1
| 2
| 5
| 7
| Глобальные проблемы окружающей среды.
| 2
|
| 2
|
|
| 4
|
| 1
|
| 1
| 2
| 6
| 8
| Проблемы народонаселения и продовольствия. Сокращение биоразнообразия.
| 2
|
|
|
|
| 2
|
| 1
|
| 1
| 2
| 4
| 9
| Экологические принципы рационального использования природных ресурсов.
| 2
|
| 1
|
|
| 3
|
| 1
|
| 1
| 2
| 5
| 10
| Охрана окружающей среды.
| 2
|
| 2
|
|
| 4
|
| 1
|
| 1
| 2
| 6
| 11
| Основы экономики природопользования.
| 2
|
| 1
|
|
| 3
|
| 1
|
| 1
| 2
| 5
| 12
| Экозащитная техника и технологии.
| 2
|
| 2
|
|
| 4
|
|
|
|
|
| 4
| 13
| Основы экологического права. Профессиональная ответственность.
| 2
|
| 1
|
|
| 3
|
|
|
|
|
| 3
| 14
| Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие.
| 3
|
| 2
|
|
| 5
|
|
|
|
| 2
| 7
| 15
| Заключение.
| 1
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
|
| 1
| Итого
| 32
|
| 16
|
|
| 48
|
|
|
|
| 22
| 70
| Форма контроля -зачет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |