Скачать 1.05 Mb.
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины Дисциплина «Товарная политика предприятия» изучается будущими экономистами-менеджерами по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» (по отраслям)», специализации «Промышленность». Товарная политика предприятия – дисциплина, рассматривающая деятельность фирмы, связанную с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товарам, которые делают их постоянно ценным для потребления, и тем самым обеспечивают соответствующую прибыль фирме. Бизнес - организации не только продают свою продукцию. Они должны приобретать сырье, комплектующие изделия, оборудование, материалы, производственные услуги. Продавцы промышленных товаров задают себе те же вопросы, что и производители потребительских товаров. Кто является нашими покупателями и каковы их потребности? Каким образом покупатели принимают решение о покупке и какие факторы влияют на принятие этого решения? Какая товарная стратегия будет наиболее эффективна? Но когда речь идет о покупателе - предприятии, ответы на эти вопросы обычно отличаются. Таким образом, производители промышленной продукции сталкиваются не только со многими проблемами, сходными с проблемами продавцов потребительских товаров, но и с рядом дополнительных задач. Анализ сложившихся теоретических основ маркетинга показал, что в основном объектом исследования выступают потребительские рынки, в то время как промышленным, деловым рынкам уделяется недостаточно внимания. При организации исследований, проводимых на промышленных рынках, используются, как правило, принципы и методы, разработанные для потребительских рынков. При этом особенности организации и функционирования промышленных рынков учитываются недостаточно. В связи с этим, в курсе сформулированы основные отличия промышленных рынков от потребительских, проанализированы модели поведения промышленных покупателей и их мотивация, рассмотрены основные методы формирования товарного портфеля промышленной фирмы. Основной акцент в рамках курса делается на процесс разработки товарного предложения фирмы, формирование товарного ассортимента, сервисного обслуживания. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества и конкурентоспособности предлагаемых фирмой товаров. Таким образом, данный курс необходим для подготовки специалистов в области экономики и управления на предприятиях (промышленность), поскольку позволяет вооружить студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы с продуктом не только на потребительском рынке, но и на рынках товаров для производства. Дисциплина «Товарная политика предприятия» относится к циклу дисциплин специализации вузовского компонента. Содержание рабочей программы не регламентируется ГОС по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» (по отраслям)», однако обеспечивает достижение целей Основной образовательной программы (интегральных дидактических целей) и соответствует квалификационным требованиям ГОС, а так же требованиям работодателей, предъявляемым к профессиональным, личностным, коммуникативным компетенциям экономиста - менеджера. Настоящий курс ставит своей целью - формирование у студентов современного экономического мышления и выработка умений самостоятельно решать проблемы по разработке и совершенствованию товарного предложения фирмы, обеспечить будущих экономистов-менеджеров методиками эффективного управления товаром и товарной номенклатурой. Задачи учебного курса: -дать целостные представления о товарной политике предприятия как одном из важнейших элементов комплекса маркетинга фирмы; -формирование практических навыков анализа товарного ассортимента и номенклатуры; -формирование знания и умения оценивать конкурентоспособность продукции и услуг фирмы на основе предлагаемых подходов и методик; - рассмотрение рыночных стратегий фирмы в области новых товаров; - изучение современного законодательства, нормативных и правовых документов, регламентирующих производство и сбыт товаров; -обучение способности аргументировать и доказывать собственную точку зрения; - обучение навыкам и умения самостоятельной работы с литературой; -формирование навыков и умений работать в команде и самостоятельно при минимальном контроле. Сстудент должен знать: - сущность, функции содержание понятия «товар» в экономической теории и маркетинге; - правовые формы реализации товаров и услуг; Владеть: - представлением о классификации товаров и услуг в системе международной торговли; - представлением о моделях коммерческих характеристик товара; - методикой оценки атрибутов товара; - современными методиками анализа ассортимента (АВС – анализ ассортимента, анализ «Матрицы совместных покупок», анализа рентабельности ассортиментных групп) -методикками оценки конкурентоспособности товаров и услуг; Уметь: - сформировать товарную политику с учетом ситуации на рынке, на котором работает предприятие; - проектировать товарные стратегии на основе модели жизненного цикла товара; - разрабатывать бизнес-план создания нового товара; - сформировать коммерческие характеристики продукции на основе многоуровневых моделей товара; - сформировать оптимальный товарный портфель фирмы; - оценивать конкурентоспособность товаров и услуг; 1.2 Особенности изучения дисциплины Особенностью изучения данной дисциплины является тесная взаимосвязь учебного материала с реальными процессами, происходящими в экономической жизни страны. Настоящее время характеризуется резким ужесточением международной конкуренции, что негативно сказывается на положении отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках производителей. Поэтому любое предприятие – производитель должно постоянно анализировать состояние своего ассортимента и номенклатуры и предлагать рынку конкурентоспособную продукцию. Следует отметить, что отдельные темы курса недостаточно полно отражены в учебных пособиях основной учебной литературы, что вызвало необходимость синтезировать большой теоретический и практический материал при подготовке дисциплины. В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные методы и формы обучения. Изложение теоретического материала производится в форме лекций. Закрепление учебного материала производится в форме семинаров и самостоятельной работы студентов. На семинарах используются следующие виды учебной работы: устный и письменный контроль знаний, тестирование, защита рефератов, мозговой штурм, деловые игры, защита бизнес-планов, решение задач. Самостоятельная работа студентов включает обязательную разработку бизнес-плана нового товара, подготовку к практическим занятиям и текущей аттестации, изучение теоретического материала, конструирование тестовых заданий, подготовку портфолио. Для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения разработаны в электронном варианте методические указания для выполнения контрольных работ и конспект лекций по дисциплине. 1.3 Место курса в системе дисциплин ОПП Необходимый объем знаний для изучения данной дисциплины. Изучение названной дисциплины базируется па знаниях, получ Структурно-логическая схема дисциплины «Товарная политика предприятия», отражающая ее роль и место в учебном плане специальности 06800 «Экономика и управление на предприятии» (промышленность), представлена на рисунке 1
Обозначения: внутрипредметные связи входящие и выходящие связи 1.4,1.8..... наименование дисциплины и соответствующей темы в рабочей программе . Рисунок 1- Структурно–логическая схема дисциплины «Товарная политика предприятия» Межпредметные связи дисциплины «Товарная политика предприятия» Входящие связи (предметы) 1 Маркетинг 1.1 Операционные понятия маркетинга 1.5 Поведение потребителей 1.7 Комплекс маркетинга 1.8 Управление маркетингом 2 Ценообразование 2.5 Полезность товара как фактор формирования цены 3 Бухгалтерский учет 3.14 Учет готовой продукции и ее реализации 4 Экономика предприятия 4.1 Оборотный капитал предприятия 4.7 Результаты производственно - хозяйственной деятельности 4.8 Конкурентоспособность предприятия и продукции 5 Статистика 5.1.6 Вариационный анализ рядов распределения 5.1.7 Статистические методы динамики, моделирование и прогнозирование развития 5.2.3 Статистические методы исследования экономической конъюнктуры 6 Организация производства 6.12 Организационные системы качества на предприятии. 7 Хозяйственное право 7. 6 Правовые основы сертификации продукции 7. 5 Правовое регулирование хозяйственной деятельности посредством стандартизации. 7. 8 Правовые формы реализации товара ( договор поставки) 8 Экономика отрасли 8. 6 НТП и перспективы развития промышленности 8. 5 Товарный рынок и эффективность управления экономики Исходящие связи (предметы) 9. АДФХД 9.3 Методика проведения анализа 9.5 Анализ спроса на продукцию и формирования портфеля заказов 9. 6 Анализ производства и реализации продукции 10. Планирование на предприятии I 0.6. Стратегическое планирование развития предприятия 10.7. Основы теории и методики бизнес - планирования 10.8. Маркетинговые исследования и планирование производства II Экономические стратегии фирмы 11.5 Поддержание конкурентных преимуществ 11.6 Общие стратегии фирмы 11.7 Конкурентные стратегии фирмы 11.10 Товарная стратегия 12 Управление качеством продукции 12.3 Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции 12. 8 Сертификация продукции и систем качества. 13 Конкурентоспособность предприятия 13.8 Методические основы оценки конкурентоспособности разных объектов 14 Логистика 14.11 Сервис в логистике. 2. ФОРМЫ ИТОГОВОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ По дисциплине осуществляется текущий, промежуточный контроль на дневном отделении и итоговый контроль в форме зачета на дневном и заочном отделениях. Формами текущего контроля знаний студентов очной формы обучения являются: - тестирование по темам 1-7; - публичная защита рефератов; - защита бизнес-плана; - устный опрос по терминам; - конструирование заданий теста; - портфолио. Условием допуска к зачету является обязательная подготовка портфолио, включающего самостоятельно сконструированные тесты, разработанный бизнес-план, реферат, отчет по практическим работам, копии из статей и журналов, прочитанные и проанализированные обучаемым. Для итоговой аттестации существует тест по специальности (200 вопросов). Итоговый контроль проводится в форме зачета и оценивается на «зачтено», «не зачтено». Применяется следующие критерии оценки, определяющие уровень усвоения программы: «Зачтено»- Студент правильно ответил более, чем на 50% тестовых вопросов., таким образом. студент умеет применять знания для решения практических задач. Учебный материал освоен правильно, глубоко, осознано. Студент владеет понятийным аппаратом, хорошо ориентируется в фактах и закономерностях. «Незачтено»- выставляется студенту, ответ которого содержит существенные пробелы в знании основного содержания учебной программы дисциплины и не умеющего использовать полученные знания при решении практических задач (правильно ответил мене, чем на 50% тестовых вопросов). В суждениях нарушена логика, полнота, отсутствует аргументация. Для студентов заочной формы обучения условием допуска к зачету считается выполнение и защита контрольной работы. Выполнение контрольной работы на заочном отделении оценивается на «зачтено», «не зачтено». «Зачтено» ставится за все правильно выполненные задания контрольной работы. Вопросы к зачету Тема 1. Задачи товарной политики.
Тема 2. Классификация товаров.
Тема 3. Уровни разработки товара.
|
Лебедев А. Н. Психология рекламы Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника | Пояснительная записка. Место дисциплины в профессиональной подготовке... Дисциплина “Организация предпринимательской деятельности” изучается будущими экономистами–менеджерами по специальности 080502 “Экономика... | ||
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке... Ф. 08) для специальности «Финансы и кредит» и региональный компонент для специальности «Мировая экономика» (Р. 09), для специальности... | 1 Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста... Целью изучения дисциплины «мвко» является подготовка работников для профессиональной деятельности в кредитных, финансовых учреждениях,... | ||
Задачи дисциплины 5 Место курса в профессиональной подготовке выпускников 5 Приобретение практических навыков по подготовке и проведению рекламных и pr-кампаний | Задачи дисциплины 5 Место курса в профессиональной подготовке выпускников 5 Приобретение практических навыков по подготовке и проведению рекламных и pr-кампаний | ||
Основными задачами изучения курса «Мерчандайзинг» Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | Задачами изучения курса «Конституционное право» являются Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
Задачами изучения курса «Актуальные проблемы конституционного права» являются Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос) | Задачами изучения курса «Адвокатура: организация и практика деятельности» являются Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
Цель изучения дисциплины «Международный контракт» состоит в Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | Рабочая учебная программа дисциплины Организационно методический... Экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы; об основах экономики природопользования | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в... Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения... | 1 Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, (с учетом... Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, (с учетом требований фгос) | ||
Задачами изучения дисциплины являются Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований гос) | Целью изучения дисциплины Рекламный менеджмент Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос) |