Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины





НазваниеПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины
страница1/11
Дата публикации12.03.2015
Размер1.05 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Маркетинг > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



1.1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Цель и задачи изучения дисциплины
Дисциплина «Товарная политика предприятия» изучается буду­щими экономистами-менеджерами по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» (по отраслям)», специализации «Промышленность».

Товарная политика предприятия – дисциплина, рассматривающая деятельность фирмы, связанную с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товарам, которые делают их постоянно ценным для потребления, и тем самым обеспечивают соответствующую прибыль фирме.

Бизнес - организации не только продают свою продукцию. Они должны приобретать сырье, комплектующие изделия, обору­дование, материалы, производственные услуги. Продавцы про­мышленных товаров задают себе те же вопросы, что и производители потребительских товаров. Кто является нашими по­купателями и каковы их потребности? Каким образом покупатели принимают решение о покупке и какие факторы влияют на приня­тие этого решения? Какая товарная стратегия будет наибо­лее эффективна? Но когда речь идет о покупателе - предприятии, ответы на эти вопросы обычно отличаются. Таким образом, произ­водители промышленной продукции сталкиваются не только со многими проблемами, сходными с проблемами продавцов потреби­тельских товаров, но и с рядом дополнительных задач.

Анализ сложившихся теоретических основ маркетинга показал, что в основном объектом исследования выступают потребитель­ские рынки, в то время как промышленным, деловым рынкам уде­ляется недостаточно внимания. При организации исследований, проводимых на промышлен­ных рынках, используются, как правило, принципы и методы, раз­работанные для потребительских рынков. При этом особенности организации и функционирования промышленных рынков учиты­ваются недостаточно.

В связи с этим, в курсе сформулированы основ­ные отличия промышленных рынков от потребительских, проана­лизированы модели поведения промышленных покупателей и их мотивация, рассмотрены основные методы формирования товарного портфеля промышленной фирмы. Основной акцент в рамках курса делается на процесс разработки товарного предложения фирмы, формирование товарного ассортимента, сервисного обслуживания. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества и конкурентоспособности предлагаемых фирмой товаров.

Таким образом, данный курс необходим для подготовки специалистов в области экономики и управления на предприятиях (промышленность), поскольку позволяет вооружить студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы с продуктом не только на потребительском рынке, но и на рынках товаров для производства.

Дисциплина «Товарная политика предприятия» относится к цик­лу дисциплин специализации вузовского компонента.

Содержание рабочей программы не регламентируется ГОС по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» (по отраслям)», однако обеспечивает достижение целей Основной образовательной программы (интегральных дидактических целей) и соответствует квалификационным требованиям ГОС, а так же требованиям работодателей, предъявляемым к профессиональным, личностным, коммуникативным компетенциям экономиста - менеджера.

Настоящий курс ставит своей целью - формирование у студентов современного экономического мышления и выработка умений самостоятельно решать проблемы по разработке и совершенствованию товарного предложения фирмы, обеспечить будущих экономистов-менеджеров методиками эффективного управления товаром и товарной номенклатурой.

Задачи учебного курса:

-дать целостные представления о товарной политике предприятия как одном из важнейших элементов комплекса маркетинга фирмы;

-формирование практических навыков анализа товарного ассортимента и номенклатуры;

-формирование знания и умения оценивать конкурентоспособность продукции и услуг фирмы на основе предлагаемых подходов и методик;

- рассмотрение рыночных стратегий фирмы в области новых товаров;

- изучение современного законодательства, нормативных и правовых документов, регламентирующих производство и сбыт товаров;

-обучение способности аргументировать и доказывать собственную точку зрения;

- обучение навыкам и умения самостоятельной работы с литературой;

-формирование навыков и умений работать в команде и самостоятельно при минимальном контроле.

Сстудент должен знать:

- сущность, функции содержание понятия «товар» в экономической теории и маркетинге;

- правовые формы реализации товаров и услуг;

Владеть:

- представлением о классификации товаров и услуг в системе международной торговли;

- представлением о моделях коммерческих характеристик товара;

- методикой оценки атрибутов товара;

- современными методиками анализа ассортимента (АВС – анализ ассортимента, анализ «Матрицы совместных покупок», анализа рентабельности ассортиментных групп)

-методикками оценки конкурентоспособности товаров и услуг;

Уметь:

- сформировать товарную политику с учетом ситуации на рынке, на котором работает предприятие;

- проектировать товарные стратегии на основе модели жизненного цикла товара;

- разрабатывать бизнес-план создания нового товара;

- сформировать коммерческие характеристики продукции на основе многоуровневых моделей товара;

- сформировать оптимальный товарный портфель фирмы;

- оценивать конкурентоспособность товаров и услуг;
1.2 Особенности изучения дисциплины
Особенностью изучения данной дисциплины является тесная взаимосвязь учебного материала с реальными процессами, происходящими в экономической жизни страны. Настоящее время характеризуется резким ужесточением международной конкуренции, что негативно сказывается на положении отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках производителей. Поэтому любое предприятие – производитель должно постоянно анализировать состояние своего ассортимента и номенклатуры и предлагать рынку конкурентоспособную продукцию.

Следует отметить, что отдельные темы курса недостаточно полно отражены в учебных пособиях основной учебной литературы, что вызвало необходимость синтезировать большой теоретический и практический материал при подготовке дисциплины.

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные методы и формы обучения. Изложение теоретического материала производится в форме лекций. Закрепление учебного материала производится в форме семинаров и самостоятельной работы студентов. На семинарах используются следующие виды учебной работы: устный и письменный контроль знаний, тестирование, защита рефератов, мозговой штурм, деловые игры, защита бизнес-планов, решение задач. Самостоятельная работа студентов включает обязательную разработку бизнес-плана нового товара, подготовку к практическим занятиям и текущей аттестации, изучение теоретического материала, конструирование тестовых заданий, подготовку портфолио.

Для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения разработаны в элек­тронном варианте методические указания для выполнения контрольных работ и конспект лекций по дисциплине.
1.3 Место курса в системе дисциплин ОПП
Необходимый объем знаний для изучения данной дисциплины. Изучение названной дисциплины базируется па знаниях, полученных в следующих курсах: «Маркетинг», «Ценообразование», «Статистика», «Экономика предприятия», «Хозяйственное право», «Экономика отрасли», «Статистика», «Организация производства». Полу­ченные знания используются в дальнейшем при изучении дисциплин «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности», «Планирование на предприятии», «Экономические стратегии фирмы», «Управление качеством продукции», «Конкурентоспособность предприятия», «Логистика», а также при выполнении дипломной работы и в про­фессиональной деятельности при решении производственно – хозяйственных и коммерческих задач.

Структурно-логическая схема дисциплины «Товарная политика предприятия», отражающая ее роль и место в учебном плане специальности 06800 «Экономика и управление на предприятии» (промышленность), представлена на рисунке 1


1.1, 15,1.7,1.8




1.Введение. Задачи товарной политики.







2.5




2. Классификация товаров.







3.14




3. Уровни разработки товара.







4.1.4.7,4.8




4.Управление жизненным циклом товара.




9.3,9.5,9.6


5.16,5.17,

5.23




5.Управление ассортиментом и номенклатурой.




10.6,10.7,

10.8

6.12




6.Управление конкурентоспособностью товара




11.6,11.5,11.7,11.10

7.6,7.5,7.8.




7.Российское законодательство в области товаров




12.3,12.8

8.6,8.5












13.8,14.11

Обозначения: внутрипредметные связи

входящие и выходящие связи

1.4,1.8..... наименование дисциплины и

соответствующей темы в рабочей программе .
Рисунок 1- Структурно–логическая схема дисциплины «Товарная политика предприятия»

Межпредметные связи дисциплины «Товарная политика предприятия»

Входящие связи (предметы)

1 Маркетинг

1.1 Операционные понятия маркетинга 1.5 Поведение потребителей

1.7 Комплекс маркетинга

1.8 Управление маркетингом

2 Ценообразование

2.5 Полезность товара как фактор формирования цены

3 Бухгалтерский учет

3.14 Учет готовой продукции и ее реализации

4 Экономика предприятия

4.1 Оборотный капитал предприятия

4.7 Результаты производственно - хозяйственной деятельности

4.8 Конкурентоспособность предприятия и продукции

5 Статистика

5.1.6 Вариационный анализ рядов распределения

5.1.7 Статистические методы динамики, моделирование и прогнозирование развития 5.2.3 Статистические методы исследования экономической конъюнктуры

6 Организация производства

6.12 Организационные системы качества на предприятии.

7 Хозяйственное право

7. 6 Правовые основы сертификации продукции

7. 5 Правовое регулирование хозяйственной деятельности посредством

стандартизации.

7. 8 Правовые формы реализации товара ( договор поставки)

8 Экономика отрасли

8. 6 НТП и перспективы развития промышленности

8. 5 Товарный рынок и эффективность управления экономики
Исходящие связи (предметы)

9. АДФХД

9.3 Методика проведения анализа

9.5 Анализ спроса на продукцию и формирования портфеля заказов

9. 6 Анализ производства и реализации продукции

10. Планирование на предприятии

I 0.6. Стратегическое планирование развития предприятия

10.7. Основы теории и методики бизнес - планирования

10.8. Маркетинговые исследования и планирование производства

II Экономические стратегии фирмы

11.5 Поддержание конкурентных преимуществ

11.6 Общие стратегии фирмы

11.7 Конкурентные стратегии фирмы

11.10 Товарная стратегия

12 Управление качеством продукции

12.3 Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции 12. 8 Сертификация продукции и систем качества.

13 Конкурентоспособность предприятия

13.8 Методические основы оценки конкурентоспособности разных объектов

14 Логистика

14.11 Сервис в логистике.


2. ФОРМЫ ИТОГОВОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ
По дисциплине осуществляется текущий, промежуточный контроль на дневном отделении и итоговый контроль в форме зачета на дневном и заочном отделениях.

Формами текущего контроля знаний студентов очной формы обучения являются:

- тестирование по темам 1-7;

- публичная защита рефератов;

- защита бизнес-плана;

- устный опрос по терминам;

- конструирование заданий теста;

- портфолио.

Условием допуска к зачету является обязательная подготовка портфолио, включающего самостоятельно сконструированные тесты, разработанный бизнес-план, реферат, отчет по практическим работам, копии из статей и журналов, прочитанные и проанализированные обучаемым.

Для итоговой аттестации существует тест по специальности (200 вопросов). Итоговый контроль проводится в форме зачета и оценивается на «зачтено», «не зачтено». Применяется следующие критерии оценки, определяющие уровень усвоения программы:

«Зачтено»- Студент правильно ответил более, чем на 50% тестовых вопросов., таким образом. студент умеет применять знания для решения практических задач. Учебный материал освоен правильно, глубоко, осознано. Студент владеет понятийным аппаратом, хорошо ориентируется в фактах и закономерностях.

«Незачтено»- выставляется студенту, ответ которого содержит существенные пробелы в знании основного содержания учебной программы дисциплины и не умеющего использовать полученные знания при решении практических задач (правильно ответил мене, чем на 50% тестовых вопросов). В суждениях нарушена логика, полнота, отсутствует аргументация.

Для студентов заочной формы обучения условием допуска к зачету считается выполнение и защита контрольной работы. Выполнение контрольной работы на заочном отделении оценивается на «зачтено», «не зачтено». «Зачтено» ставится за все правильно выполненные задания контрольной работы.
Вопросы к зачету

Тема 1. Задачи товарной политики.

  1. Определение понятия « товар» с точки зрения экономической теории и маркетинга.

  2. Процесс принятия решения о покупке индивидуальным потребителем (5 этапов принятия решения о покупке товара)

  3. Потребительская мотивация: психоаналитическая теория З.Фрейда, теория мотивации Д. Мак Клилланда

  4. Потребительская мотивация: реестр человеческих потребностей Меррея Иерархия потребностей по Маслоу
  5. Мотивационные теории в процессе принятия решений о покупке:Реестр ценностей Рокича, классификация индивидуальных потребностей по Баркану и Ходяченко


  6. Процесс принятия решения о закупках от имени предприятия.

Тема 2. Классификация товаров.

  1. Классификация товаров потребительского назначения. Классификация товаров промышленного назначения.

  2. Отличительные особенности услуг. Классификация услуг.

Тема 3. Уровни разработки товара.

  1. Многоуровневая модель товара по Ф. Котлеру Многоуровневая модель товара по В. Благоеву

  2. Мультиатрибутивная модель товара Ж.Ж. Ламбена. Блочная модель 4P+1S.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconЛебедев А. Н. Психология рекламы
Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка. Место дисциплины в профессиональной подготовке...
Дисциплина “Организация предпринимательской деятельности” изучается будущими экономистами–менеджерами по специальности 080502 “Экономика...
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке...
Ф. 08) для специальности «Финансы и кредит» и региональный компонент для специальности «Мировая экономика» (Р. 09), для специальности...
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины icon1 Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста...
Целью изучения дисциплины «мвко» является подготовка работников для профессиональной деятельности в кредитных, финансовых учреждениях,...
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconЗадачи дисциплины 5 Место курса в профессиональной подготовке выпускников 5
Приобретение практических навыков по подготовке и проведению рекламных и pr-кампаний
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconЗадачи дисциплины 5 Место курса в профессиональной подготовке выпускников 5
Приобретение практических навыков по подготовке и проведению рекламных и pr-кампаний
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconОсновными задачами изучения курса «Мерчандайзинг»
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconЗадачами изучения курса «Конституционное право» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconЗадачами изучения курса «Актуальные проблемы конституционного права» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconЗадачами изучения курса «Адвокатура: организация и практика деятельности» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconЦель изучения дисциплины «Международный контракт» состоит в
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины Организационно методический...
Экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы; об основах экономики природопользования
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в...
Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения...
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины icon1 Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, (с учетом...
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, (с учетом требований фгос)
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconЗадачами изучения дисциплины являются
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований гос)
Пояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины iconЦелью изучения дисциплины Рекламный менеджмент
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск