1.Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований ФГОС).
Целью изучения курса «Актуальные проблемы конституционного права» является освоение магистрантами актуальных проблем отрасли конституционного права, овладение навыками применения в практической деятельности конституционно-правовых актов и принятия решений в точном соответствии с законом
| Задачами изучения курса « Актуальные проблемы конституционного права» являются:
1) познание магистрантами сущности и содержания основных юридических понятий, категорий и институтов отрасли конституционного права;
2) изучение и выработка навыка применения, толкования и анализа необходимых правовых актов, являющихся источниками конституционного права;
3) овладение навыками разграничения правомерного и антикоррупционного поведения в конкретной ситуации, выявления антикоррупционных норм конституционного законодательства, причин и следствий коррупционного поведения;
4) изучение и выработка навыка применения на практике норм международно-правовых актов, Конституции РФ, других нормативно-правовых актов, регулирующих механизм соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
|
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
В результате изучения курса « Актуальные проблемы конституционного права» магистрант должен:
1) Знать:
- основные положения, сущность и содержание основных юридических понятий, категорий и институтов конституционного права;
- сущность, специфику и содержание основных конституционно-правовых актов;
- термины, основные понятия, принципы конституционно-правового регулирования правомерного поведения, признаки коррупционного поведения;
- основные принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, компетенцию отдельных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- стадии, порядок проведения, субъектов законодательного процесса, иные понятия и категории конституционного права, связанные с участием в разработке нормативно-правовых актов и направленные на формирование навыков законодательной и юридической техники;
- основные формы реализации конституционно-правовых норм, отличительные признаки закрепительных и охранительных конституционно-правовых норм, реализуемых в форме соблюдения;
- основания и порядок принятия решений и совершения юридический значимых действий в государственно-правовой сфере;
- юридическое понятие и содержание чести и достоинства личности, способы и приемы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- нормы международно-правовых актов, Конституции РФ, других нормативно-правовых актов, регулирующих механизм соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
2) Уметь:
- применять, толковать и анализировать конституционно-правовые акты;
- давать оценку социальной значимости конституционных правоотношений и государственно-правовых явлений, оперировать юридическими понятиями и категориями конституционного права;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними конституционно-правовые отношения;
- разграничивать правомерное и антикоррупционное поведение в конкретной ситуации;
- выделять и самостоятельно осваивать антикоррупционные нормы конституционного законодательства;
- проводить различия между причинами и следствиями коррупционного поведения;
- давать оценку социальной значимости правовых явлений и процессов в государственно-правовой сфере;
- подбирать необходимую форму реализации конституционно-правовой нормы в исследуемом правоотношении (соблюдение, исполнение, использование);
- раскрывать содержание, сопоставлять и правильно применять материальные и процессуальные нормы конституционного права;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с действующим конституционным законодательством и с учетом конкретной правовой ситуации;
- отличать понятия прав и свобод человека и гражданина, применять в практической профессиональной деятельности конституционное законодательство, регламентирующее механизм реализации и защиты прав и свобод личности.
3) Владеть:
- терминологией науки конституционного права;
- навыками работы с конституционно-правовыми актами;
- навыками анализа различных государственно-правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений;
- навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с принципами уважительного отношения к Конституции РФ, праву и закону;
- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения конституционной законности и правопорядка;
- понятиями, методами и средствами юридической техники в целях участия в нормотворческом процессе;
- основными навыками толкования конституционно-правовых норм с целью выявления правовых запретов, требующих от субъекта конституционного правоотношения выполнения определенного алгоритма поведения, обеспечивающего действие конституционно-правовой нормы;
- информацией о тенденциях мирового, регионального и внутригосударственного развития различных процессов, оказывающих влияние на становление и развитие правозащитного механизма;
- навыками работы с международными и российскими нормативно-правовыми актами, устанавливающими механизм защиты прав и свобод человека и гражданина
| У магистранта должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра юриспруденции:
- обладает осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладает достаточным уровнем правосознания ОК-1;
- обладает компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом ОК-5;
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности ПК-2;
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения ПК-4;
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению ПК-5;
-способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения ПК-6;
- способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, соответствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности ПК-8;
- способен квалифицированно проводить научные исследования в области права ПК-11;
|
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| История и методология юридической науки,
Актуальные проблемы теории государства и права
| Актуальные проблемы гражданского права, актуальные проблемы уголовного права, экспертиза нормативно-правовых актов, институт Президента РФ: сравнительно-правовой анализ, Международно-правовой механизм защиты прав человека, Конституционная ответственность, конституционное правосудие
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и тветами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, бобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (магистранты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы магистрантов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Творческие задания (творческие проблемные задания требуют от участников проявления творчества в воспроизведении информации, содержат в своих условиях элемент неизвестности и много «правильных ответов»)
| ТЗ
| Направляемая дискуссия (планируется цель дискуссии и вопросы, на которые должны быть даны ответы в ходе дискуссии)
| НД
| Мозговой штурм (задается проблема в виде вопроса и участники генерируют свои предложения, отвечая на вопрос, затем этот метод предполагает обсуждение и отбор перспективных предложений)
| Мш
| Реферативное задание – письменная исследовательская работа, направленная на освоение определенной темы при использовании научных источников
| РЗ
| Доклад по теме НИР - исследовательская работа, направленная на освоение определенной темы при использовании научных источников с последующим представлением ее на практическом задании
| Д НИР
| Компетентностно-ориентированные задания – индивидуальные задания, направленные на освоение определенной компетенции
| КОЗ
| |