Скачать 168.06 Kb.
|
Рахимова Айсылу Афраимовнаучитель истории и обществознания МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского района Республики Татарстан ПЛАН-КОНСПЕКТ ПАРЛАМЕНТСКОГО УРОКА(ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11-й КЛАСС)ТЕМА УРОКА:
МЕСТО УРОКА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
ТИП УРОКА:
ЦЕЛИ УРОКА:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
ПЛАН УРОКА:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: ЭПИГРАФ УРОКА: Я не верю, любви к Отечеству, которая презирает его летописи и не занимается ими. Должно приучить россиян к уважению собственного. Н.М. Карамзин. Спросите нас: - Откуда вы?
С. Хаким. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:Здравствуйте! Сегодня мы начинаем наш урок с высказываний Н.М. Карамзина и С. Хакима, являющихся его эпиграфами. В них заключено стремление понять, кто мы, какие мы и какими быть должны. Обратите внимание, что в этих словах присутствует взаимосвязь между понятиями большой и малой родины. Действительно, история России – это и история каждой российской семьи, это и история городов и сел нашей страны, это и история каждого российского этноса, это и история каждого российского региона, будь то край, область или республика. «Славься, Отечество наше свободное, братских народов союз вековой…», - эта фраза, звучащая в тексте гимна Российской Федерации, становится понятной при нашем обращении к историческому прошлому любого уголка России, где бы он «… от южных морей до полярного края…» ни располагался. Одним из таких уголков нашей необъятной страны, уголков с богатейшим историческим и культурным наследием, является Республика Татарстан. И поэтому показателен тот факт, что нынешний год в нашем регионе объявлен годом историко-культурного наследия. Мы не случайно в начале нашей сегодняшней встречи «увлеклись» историей, поскольку, выражаясь словами автора первого эпиграфа, настоящий гражданин должен уважать свое прошлое и, добавим от себя, настоящее. А уважение своего настоящего – залог прочной социализации каждого индивида, которая, в свою очередь, предполагает, знание и соблюдение конституционных прав и обязанностей. ПОВТОРЕНИЕ: На экране высвечивается первый слайд презентации учебного материала урока в формате PowerPoint: Учитель: На предыдущем уроке вы узнали об истории принятия основного закона Республики Татарстан, познакомились с преамбулой Конституции и с положениями раздела I, посвященного основам конституционного строя нашей республики. И сейчас я предлагаю вам повторить этот материал.Работать мы будем в формате, приближенном к заданиям группы А Единого государственного экзамена по обществознанию.Учитель проводит опрос учащихся (возможны индивидуальный и фронтальный варианты) на повторение ранее изученного материала (с использованием презентации учебного материала в формате PowerPoint). Прим.: правильные ответы выделены полужирным шрифтом. Вопросы учителя: 1. Какое утверждение правильно характеризует связь между Конституцией и другими нормативными актами?
2. Конституция Российской Федерации была принята
3. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята
4. Что является высшей формой непосредственного выражения народовластия в России и в Республике Татарстан?
5. Какое из перечисленных ниже действий нарушает нормы конституционного права?
6. К основам конституционного строя РФ относится положение о
7. Согласно действующей Конституции, в России
8. Согласно Конституции Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является
9. Республика Татарстан определена в Конституции РТ как социальное государство. Это значит, что политика Татарстана направлена на
Заключительный вопрос повторения (в тексте представлен слайдом) является связующим звеном данного структурного элемента урока с его основной частью. Учитель благодарит учащихся за участие в повторении и подводит его итоги. ОБЪЯСНЕНИЕ: Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с текстом Конституции Республики Татарстан. Тема сегодняшней нашей встречи звучит как (на экране высвечивается тема урока):Учитель: Одна из важнейших структурных частей Конституции – это раздел II, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Как нам известно, общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная часть материального мира, включающаяся в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Будучи сложной динамической системой, общество включает в себя экономическую, социальную, духовную и политическую (или политико-правовую) сферы, которые, в свою очередь, могут быть спроецированы на конституционные права граждан в Республике Татарстан. Внимание: задание! Сейчас вы разделитесь на несколько групп, каждая из которых, работая с фрагментом текста республиканской Конституции, а именно: с разделом II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина», попытается найти в нем: 1-я группа – гражданские (или личные) права граждан в Татарстане, 2-я группа – гражданско-процессуальные права, 3-я группа – политические права, 4-я группа – социальные права, 5-я группа – экономические права, 6-я группа – права граждан в духовной сфере, 7-я группа – обязанности граждан в Республике Татарстан. Кроме того, каждой группе предлагается ответить на один проблемный вопрос, сформулированный, исходя из контекста ее (этой группы) задания. Текст Конституции Республики Татарстан можно найти как в архиве официального сервера Республики Татарстан, так и на официальном сайте Государственного Совета Республики Татарстан. Учащиеся в течение 10 - 12 минут работают с источником, после чего учитель предлагает обнародовать результаты групповой самостоятельной работы с одновременным их сведением в соответствующую таблицу (см ниже). В качестве дополнительных комментариев учащиеся могут, например, проследить связь между отдельными статьями Конституции РТ, с одной стороны, и положениями Всеобщей Декларации прав человека и Конституции Российской Федерации. По завершении заполнения данной таблицы учащиеся (по одному от каждой группы) отвечают на соответствующие проблемные вопросы: 1-я группа. Почему Конституция Татарстана (ст. 27) не наделяет граждан свободой, а признает ее за ними? 2-я группа. Какое значение с точки зрения формирования в Татарстане правового государства имеет следующее положение статьи 29 Конституции РТ «В Республике Татарстан гарантируется равное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина»? 3-я группа. Является ли участие конкретного человека в выборах способом реального участия в управлении государственными делами? Свой ответ аргументируйте. 4-я группа. Как взаимосвязаны уровень развития государства и реализация права его граждан на социальное обеспечение? 5-я группа. Статья 51 Конституции РТ, в частности, провозглашает, что «Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав». Прокомментируйте это положение с точки зрения формирования в Татарстане гражданского общества. 6-я группа. Порассуждайте на тему: «Частное (коммерческое) образование: «за» и «против». 7-я группа. Одним из эпиграфов нашего урока стала цитата «Спросите нас: - Откуда вы? - Мы вольные волжане...» из стихотворения Сибгата Хакима. Прокомментируйте эти слова с точки зрения взаимосвязи прав и обязанностей гражданина. Учитель благодарит учащихся за участие в работе и подводит ее итоги. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Учитель: Таким образом, сегодня мы познакомились с разделом II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Республики Татарстан. Для того, чтобы этот материал помог вам в процессе подготовки к ЕГЭ, мы еще раз обратим на него внимание и продолжим решение типовых заданий (но уже повышенной сложности) Единого государственного экзамена по обществознанию.Учитель проводит опрос учащихся (возможны индивидуальный и фронтальный варианты) по ранее изученному материалу (с использованием презентации учебного материала в формате PowerPoint). Вопросы учителя: 1. Верны ли следующие суждения о конституционных правах граждан в Республике Татарстан?
2. Верны ли следующие суждения о конституционных правах граждан в Республике Татарстан?
3. Верны ли следующие суждения о конституционных правах и обязанностях граждан в Республике Татарстан?
4. Верны ли следующие суждения о конституционных ограничениях политических свобод граждан в Республике Татарстан?
5. Верны ли следующие суждения об избирательных правах граждан в Республике Татарстан?
6. Верны ли следующие суждения о конституционном праве граждан в Республике Татарстан на свободу совести?
7. Верны ли следующие суждения о судебной защите граждан в Республике Татарстан?
8. Найдите в приведенном ниже списке основные принципы правового статуса гражданина в Республике Татарстан и укажите цифры, под которыми они обозначены:
1346 9. Прочтите приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой:
Определите, какие положения текста носят:
Соотнесите цифру с буквой. 1222 10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков (т.е. соотнесите цифру с буквой). «В соответствии с ________(А) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и ________(Б) являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного ________(В) и обеспечиваются правосудием. ________(Г) неприкосновенно. Никто не вправе проникать в ________(Г) против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании ________(Д). Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и ________(Е) или отказу от них». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
546391 Учитель подводит итоги тестирования и переходит к завершению урока. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Учитель: Сегодня мы углубляли свои знания в области прав и обязанностей граждан согласно Конституции России и Республики Татарстан. Нам остается сформулировать главные выводы по итогам проделанной работы. Итак, (на экране высвечивается соответствующий слайд): Подведение итогов урока. Выставление оценок. Учитель: Наша сегодняшняя работа включала в себя решение типовых заданий базовой и повышенной сложности формата групп А и В Единого государственного экзамена по обществознанию. Однако, как вам хорошо известно, контрольно-измерительные материалы ЕГЭ значительное внимание уделяют проверке ваших знаний, умений и способов деятельности в режиме развернутых ответов на задания высокой сложности. Один из таких вопросов я предлагаю вам в качестве домашнего задания: Многие обществоведы считают, что общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знания обществоведческого курса (с учетом нашего сегодняшнего материала) и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора. За активную работу на сегодняшнем уроке я благодарю всех его участников и хочу завершить нашу встречу известной цитатой К.С. Станиславского: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим». Хочется надеяться, что сегодняшний к таковым не относится. Урок закончен. До свидания. |
Классный час по теме «Мои права и обязанности» Цель – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, укрепить у учащихся уверенность в себе | Урок мужества Викторины: «Мои права и мои обязанности» Формировать мотивацию к обучению, содействовать познавательным интересам Учащихся | ||
«Конституция рф: права и обязанности граждан» Для начала попробуем разобраться, что же обозначает слово «гражданин». Толковый словарь Ожегова трактует данное понятие следующим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Создать условия для осознания подростками социальной роли гражданина через усвоение понятий «гражданство», «гражданин»,... | ||
Урок не традиционной формы (клуб )с использованием проектной технологии в 11 классе. Цель: рассмотреть основные права и обязанности, которыми обладает человек и гражданин | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ассоциативный ряд: конституция, закон, права, обязанности, гражданин, здоровая нация | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Права и обязанности учащихся мбоу «сош им. Аймани кадыровой илсхан-юртовского... Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации | ||
Права и обязанности учеников Общие права учащегося Права и обязанности... На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности,... | Конкурс социальных проектов «Гражданин Воронежского края гражданин России» Руководитель пректа, ответственная за связи с социальными партнерами, ответственная за презентацию | ||
Реферат Тема: «Учреждение Ветхозаветного Священства, его права и обязанности» История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. Основные обязанности и качества ветхозаветных священников.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области совместно с Министерством образования Тверской... | ||
Зарегистрированная в России под номером компании 7706107510, по адресу... | Методические рекомендации по проведению единого классного часа «Кузьма... «Кузьма Минин – великий патриот и гражданин России» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области 1 сентября 2011 года | ||
Рабочая программа модуля «Актуальные проблемы государственного права» Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум | Содержание Источники финансового права Но во всех случаях нормы права имели некоторую общность: схожее содержание, охватывающее властные, имущественные, стоимостные, организационные... |