Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности





Скачать 168.06 Kb.
НазваниеУрока: я – гражданин России: мои права и обязанности
Дата публикации03.07.2014
Размер168.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Рахимова Айсылу Афраимовна


учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского района

Республики Татарстан

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПАРЛАМЕНТСКОГО УРОКА

(ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11-й КЛАСС)


ТЕМА УРОКА:

  • Я – гражданин России: мои права и обязанности.

МЕСТО УРОКА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

  • Урок является структурным элементом блока «Право – атрибут жизни общества» и проводится после изучения тем «Конституционная история России, Татарстана», «Конституция Российской Федерации: основы конституционного строя», «Права и обязанности гражданина Российской Федерации» и «Конституция Республики Татарстан: основы конституционного строя». (Урок может быть проведен и в рамках изучения зачетного раздела «Политическая сфера общественной жизни»).

ТИП УРОКА:

  • Урок изучения новой темы.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • обучающая: углубить представления учащихся об основных правах и обязанностях гражданина в России и в Республике Татарстан.

  • развивающая: развивать у учащихся навыки

  • работы с источниками;

  • анализа и синтеза изученного материала;

  • классификации;

  • определения причинно-следственных связей;

  • применения знаний в аналогичной ситуации;

  • обобщения;

  • проведения межпредметных (межкурсовых) связей;

  • воспитательная: развитие правовой культуры, патриотизма и гражданского самосознания, стимулирование исследовательской деятельности учащихся.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

  • история татарского народа и Татарстана;

  • история России;

  • всеобщая история.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • презентация учебного материала урока в формате PowerPoint;

  • фрагменты текста Конституции России и Республики Татарстан (раздел II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина») для групповой работы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  • мультимедиа-проектор;

  • экран;

  • рабочий компьютер учителя.
ПЛАН УРОКА:

  • повторение ранее изученного материала (решение типовых заданий группы А базового уровня сложности Единого государственного экзамена по обществознанию с привлечением регионального учебного материала);

  • объяснение (выполнение групповых проблемных заданий на основе работы с фрагментами текста Конституции России и Республики Татарстан);

  • закрепление (тестовое, в т.ч. компьютерное, решение типовых заданий групп А и В повышенной сложности ЕГЭ по обществознанию с привлечением регионального учебного материала);

  • заключение (итоговый вывод, выставление оценок, домашнее задание).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

  • Архив официального сервера Республики Татарстанhttp://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=292ba480dfc45ba88baff5b87bc32091&node_id=222

  • Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан – http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА:

ЭПИГРАФ УРОКА:

Я не верю, любви к Отечеству, которая презирает его летописи и не занимается ими. Должно приучить россиян к уважению собственного.

Н.М. Карамзин.
Спросите нас: - Откуда вы?

  • Мы вольные волжане...

С. Хаким.

ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:


Здравствуйте!

Сегодня мы начинаем наш урок с высказываний Н.М. Карамзина и С. Хакима, являющихся его эпиграфами. В них заключено стремление понять, кто мы, какие мы и какими быть должны. Обратите внимание, что в этих словах присутствует взаимосвязь между понятиями большой и малой родины. Действительно, история России – это и история каждой российской семьи, это и история городов и сел нашей страны, это и история каждого российского этноса, это и история каждого российского региона, будь то край, область или республика.

«Славься, Отечество наше свободное, братских народов союз вековой…», - эта фраза, звучащая в тексте гимна Российской Федерации, становится понятной при нашем обращении к историческому прошлому любого уголка России, где бы он «… от южных морей до полярного края…» ни располагался.

Одним из таких уголков нашей необъятной страны, уголков с богатейшим историческим и культурным наследием, является Республика Татарстан. И поэтому показателен тот факт, что нынешний год в нашем регионе объявлен годом историко-культурного наследия.

Мы не случайно в начале нашей сегодняшней встречи «увлеклись» историей, поскольку, выражаясь словами автора первого эпиграфа, настоящий гражданин должен уважать свое прошлое и, добавим от себя, настоящее. А уважение своего настоящего – залог прочной социализации каждого индивида, которая, в свою очередь, предполагает, знание и соблюдение конституционных прав и обязанностей.

ПОВТОРЕНИЕ:

На экране высвечивается первый слайд презентации учебного материала урока в формате PowerPoint:

Учитель: На предыдущем уроке вы узнали об истории принятия основного закона Республики Татарстан, познакомились с преамбулой Конституции и с положениями раздела I, посвященного основам конституционного строя нашей республики. И сейчас я предлагаю вам повторить этот материал.

Работать мы будем в формате, приближенном к заданиям группы А Единого государственного экзамена по обществознанию.


Учитель проводит опрос учащихся (возможны индивидуальный и фронтальный варианты) на повторение ранее изученного материала (с использованием презентации учебного материала в формате PowerPoint). Прим.: правильные ответы выделены полужирным шрифтом.

Вопросы учителя:

1. Какое утверждение правильно характеризует связь между Конституцией и другими нормативными актами?

1)

Конституция принимается в соответствии с другими нормативными документами.

2)

Нормы Конституции равно значимы остальным нормативным актам.

3)

Все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией.

4)

Согласование нормативных актов с Конституцией необязательно.


2. Конституция Российской Федерации была принята

1)

Федеральным Собранием

2)

Верховным Советом

3)

Государственным Советом

4)

Общенациональным референдумом


3. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята

1)

30 августа 1990 г.

2)

6 ноября 1992 г.

3)

12 декабря 1993 г.

4)

15 февраля 1994 г.


4. Что является высшей формой непосредственного выражения народовластия в России и в Республике Татарстан?

1)

демонстрации и митинги

2)

референдум

3)

опрос общественного мнения

4)

деятельность органов местного самоуправления


5. Какое из перечисленных ниже действий нарушает нормы конституционного права?

1)

Искандер не пригласил друга на день рождения.

2)

Алсу заказала в ателье слишком до­рогое платье на выпускной вечер.

3)

Рустем купил продукты в магазине без очереди.

4)

Нияз обсуждал с соседями под­слушанные им телефонные разговоры.


6. К основам конституционного строя РФ относится положение о

1)

государственном контроле средств массовой информации

2)

финансировании органов местного самоуправления

3)

приоритете частной формы собственности

4)

поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности


7. Согласно действующей Конституции, в России

1)

признается идеологическое многообразие

2)

устанавливается единая государственная идеология

3)

запрещается создание оппозиционных партий

4)

разрешается деятельность любых общественных объединений независимо от целей их создания


8. Согласно Конституции Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является

1)

многонациональный народ

2)

государство

3)

Президент

4)

парламент


9. Республика Татарстан определена в Конституции РТ как социальное государство. Это значит, что политика Татарстана направлена на

1)

создание властной вертикали, обеспечивающей укрепление власти

2)

укрепление авторитета и власти Президента Республики Татарстан

3)

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека

4)

создание сильного государства, обладающего международным авторитетом


Заключительный вопрос повторения (в тексте представлен слайдом) является связующим звеном данного структурного элемента урока с его основной частью.

Учитель благодарит учащихся за участие в повторении и подводит его итоги.

ОБЪЯСНЕНИЕ:

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с текстом Конституции Республики Татарстан. Тема сегодняшней нашей встречи звучит как (на экране высвечивается тема урока):



Учитель: Одна из важнейших структурных частей Конституции – это раздел II, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

Как нам известно, общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная часть материального мира, включающаяся в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Будучи сложной динамической системой, общество включает в себя экономическую, социальную, духовную и политическую (или политико-правовую) сферы, которые, в свою очередь, могут быть спроецированы на конституционные права граждан в Республике Татарстан.

Внимание: задание!

Сейчас вы разделитесь на несколько групп, каждая из которых, работая с фрагментом текста республиканской Конституции, а именно: с разделом II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина», попытается найти в нем:

1-я группа – гражданские (или личные) права граждан в Татарстане,

2-я группа – гражданско-процессуальные права,

3-я группа – политические права,

4-я группа – социальные права,

5-я группа – экономические права,

6-я группа – права граждан в духовной сфере,

7-я группа – обязанности граждан в Республике Татарстан.

Кроме того, каждой группе предлагается ответить на один проблемный вопрос, сформулированный, исходя из контекста ее (этой группы) задания.

Текст Конституции Республики Татарстан можно найти как в архиве официального сервера Республики Татарстан, так и на официальном сайте Государственного Совета Республики Татарстан.

Учащиеся в течение 10 - 12 минут работают с источником, после чего учитель предлагает обнародовать результаты групповой самостоятельной работы с одновременным их сведением в соответствующую таблицу (см ниже). В качестве дополнительных комментариев учащиеся могут, например, проследить связь между отдельными статьями Конституции РТ, с одной стороны, и положениями Всеобщей Декларации прав человека и Конституции Российской Федерации.

По завершении заполнения данной таблицы учащиеся (по одному от каждой группы) отвечают на соответствующие проблемные вопросы:

1-я группа. Почему Конституция Татарстана (ст. 27) не наделяет граждан свободой, а признает ее за ними?

2-я группа. Какое значение с точки зрения формирования в Татарстане правового государства имеет следующее положение статьи 29 Конституции РТ «В Республике Татарстан гарантируется равное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина»?

3-я группа. Является ли участие конкретного человека в выборах способом реального участия в управлении государственными делами? Свой ответ аргументируйте.

4-я группа. Как взаимосвязаны уровень развития государства и реализация права его граждан на социальное обеспечение?

5-я группа. Статья 51 Конституции РТ, в частности, провозглашает, что «Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав». Прокомментируйте это положение с точки зрения формирования в Татарстане гражданского общества.

6-я группа. Порассуждайте на тему: «Частное (коммерческое) образование: «за» и «против».

7-я группа. Одним из эпиграфов нашего урока стала цитата «Спросите нас: - Откуда вы? - Мы вольные волжане...» из стихотворения Сибгата Хакима. Прокомментируйте эти слова с точки зрения взаимосвязи прав и обязанностей гражданина.

Учитель благодарит учащихся за участие в работе и подводит ее итоги.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Учитель: Таким образом, сегодня мы познакомились с разделом II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Республики Татарстан. Для того, чтобы этот материал помог вам в процессе подготовки к ЕГЭ, мы еще раз обратим на него внимание и продолжим решение типовых заданий (но уже повышенной сложности) Единого государственного экзамена по обществознанию.


Учитель проводит опрос учащихся (возможны индивидуальный и фронтальный варианты) по ранее изученному материалу (с использованием презентации учебного материала в формате PowerPoint).

Вопросы учителя:

1. Верны ли следующие суждения о конституционных правах граждан в Республике Татарстан?

А.

Право на неприкосновенность жилища относится к социальным правам граждан в РТ.

Б.

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


2. Верны ли следующие суждения о конституционных правах граждан в Республике Татарстан?

А.

Граждане в Республике Татарстан имеют право определять свою национальную принадлежность.

Б.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


3. Верны ли следующие суждения о конституционных правах и обязанностях граждан в Республике Татарстан?

А.

Граждане в Республике Татарстан имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Б.

Труд является почетной обязанностью граждан в Республике Татарстан.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


4. Верны ли следующие суждения о конституционных ограничениях политических свобод граждан в Республике Татарстан?

А.

Запрещение пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, является законным ограничением политических сво­бод граждан в Республике Татарстан.

Б.

Запрет на создание оппозиционных по­литических организаций является законным ограничением политических свобод граждан в Республике Татарстан.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


5. Верны ли следующие суждения об избирательных правах граждан в Республике Татарстан?

А.

В референдуме имеет право участвовать любой гражданин в Республике Татарстан, достигший 18-летнего возраста.

Б.

Гражданин в Республике Татарстан, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


6. Верны ли следующие суждения о конституционном праве граждан в Республике Татарстан на свободу совести?

А.

Право на свободу совести предпола­гает отсутствие единой, обязательной для всех религиозной веры или обяза­тельного неверия.

Б.

Право на свободу совести следует понимать как возможность человека поступать в соответствии с его собст­венными представлениями о добре и зле.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


7. Верны ли следующие суждения о судебной защите граждан в Республике Татарстан?

А.

Судебная защита прав граждан осущест­вляется исключительно на основании дел, подпадающих под действие Уголовного кодекса.

Б.

В суд за защитой может обратиться лю­бой гражданин при условии достижения им совершеннолетия.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


8. Найдите в приведенном ниже списке основные принципы правового статуса гражданина в Республике Татарстан и укажите цифры, под которыми они обозначены:

1)

гарантированность прав человека и гражданина

2)

приоритет социально-экономических прав человека перед политическими

3)

единство и взаимосвязь прав и обязанностей человека

4)

равноправие граждан перед законом

5)

равноправие граждан в отношении к средствам производства

6)

неотъемлемость гражданских прав и свобод

1346
9. Прочтите приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой:

(А)Согласно ст. 61 Конституции Республики Татарстан, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. (Б)Указанное положение соответствует нормам федеральной Конституции и Налогового кодекса России. (В)Однако немало и тех граждан, кто уклоняется от уплаты налогов. (Г)Такие действия должны решительно пресекаться.

Определите, какие положения текста носят:

1)

фактический характер

2)

характер оценочных суждений

Соотнесите цифру с буквой.

1222
10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков (т.е. соотнесите цифру с буквой).

«В соответствии с ________(А) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и ________(Б) являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного ________(В) и обеспечиваются правосудием. ________(Г) неприкосновенно. Никто не вправе проникать в ________(Г) против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании ________(Д). Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и ________(Е) или отказу от них».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)

убеждение

2)

Гражданско-процессуальный кодекс

3)

жилище

4)

гражданин

5)

Конституция

6)

самоуправление

7)

законодательство

8)

личность

9)

судебное решение

546391
Учитель подводит итоги тестирования и переходит к завершению урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Учитель: Сегодня мы углубляли свои знания в области прав и обязанностей граждан согласно Конституции России и Республики Татарстан. Нам остается сформулировать главные выводы по итогам проделанной работы.

Итак, (на экране высвечивается соответствующий слайд):

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Учитель: Наша сегодняшняя работа включала в себя решение типовых заданий базовой и повышенной сложности формата групп А и В Единого государственного экзамена по обществознанию. Однако, как вам хорошо известно, контрольно-измерительные материалы ЕГЭ значительное внимание уделяют проверке ваших знаний, умений и способов деятельности в режиме развернутых ответов на задания высокой сложности.

Один из таких вопросов я предлагаю вам в качестве домашнего задания:

Многие обществоведы считают, что общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знания обществоведческого курса (с учетом нашего сегодняшнего материала) и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора.

За активную работу на сегодняшнем уроке я благодарю всех его участников и хочу завершить нашу встречу известной цитатой К.С. Станиславского: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

Хочется надеяться, что сегодняшний к таковым не относится.

Урок закончен.

До свидания.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconКлассный час по теме «Мои права и обязанности»
Цель – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, укрепить у учащихся уверенность в себе
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconУрок мужества Викторины: «Мои права и мои обязанности»
Формировать мотивацию к обучению, содействовать познавательным интересам Учащихся
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности icon«Конституция рф: права и обязанности граждан»
Для начала попробуем разобраться, что же обозначает слово «гражданин». Толковый словарь Ожегова трактует данное понятие следующим...
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Создать условия для осознания подростками социальной роли гражданина через усвоение понятий «гражданство», «гражданин»,...
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconУрок не традиционной формы (клуб )с использованием проектной технологии в 11 классе.
Цель: рассмотреть основные права и обязанности, которыми обладает человек и гражданин
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ассоциативный ряд: конституция, закон, права, обязанности, гражданин, здоровая нация
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconПрава и обязанности учащихся мбоу «сош им. Аймани кадыровой илсхан-юртовского...
Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconПрава и обязанности учеников Общие права учащегося Права и обязанности...
На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности,...
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconКонкурс социальных проектов «Гражданин Воронежского края гражданин России»
Руководитель пректа, ответственная за связи с социальными партнерами, ответственная за презентацию
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconРеферат Тема: «Учреждение Ветхозаветного Священства, его права и обязанности»
История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. Основные обязанности и качества ветхозаветных священников....
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области совместно с Министерством образования Тверской...
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconЗарегистрированная в России под номером компании 7706107510, по адресу...

Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconМетодические рекомендации по проведению единого классного часа «Кузьма...
«Кузьма Минин – великий патриот и гражданин России» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области 1 сентября 2011 года
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconРабочая программа модуля «Актуальные проблемы государственного права»
Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум
Урока: я – гражданин России: мои права и обязанности iconСодержание Источники финансового права
Но во всех случаях нормы права имели некоторую общность: схожее содержание, охватывающее властные, имущественные, стоимостные, организационные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск