|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой детской хирургии, Декан педиатрического факультета
д.м.н. Турабов И.А д.м.н._ _Турабов И.А
«04»_февраля_2014 г. «04.»_февраля_2014 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол № 8_
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине __Хирургия новорожденных __
По направлению подготовки______Педиатрия_060103 (31.05.02)
Курс ____6______________________________________________
Вид промежуточной аттестации __зачет_____________________
Кафедра _______Детской хирургии_________________________
Трудоемкость дисциплины __108_(час.)/_3_(зач. ед.)
Архангельск, 2014
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель преподавания хирургии новорожденных на педиатрическом факультете: создание у обучающихся теоретических и практических знаний и умений по вопросам семиотики, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики, тактики лечения и оказания неотложной помощи при пороках развития, хирургических заболеваниях, опухолях, критических состояниях у новорожденных.
Задачи изучения хирургии новорожденных на педиатрическом факультете заключаются в выработке у обучающихся умения:
- обследовать новорожденных с разнообразными врожденными аномалиями;
- диагностировать у новорожденных пороки развития, неотложные и критические состояния, врожденные опухоли;
- идентифицировать сочетанные аномалии и ассоциации;
- проводить дифференциальный диагноз с заболеваниями, не требующими хирургического лечения;
- оказывать неотложную помощь новорожденным с пороками развития, неотложными и критическими состояниями на фоне этих пороков
- решать вопросы о тактике дальнейшего лечения и наблюдения;
- решать вопросы профилактики возникновения осложнений у новорожденных с пороками развития. 2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки__Педиатрия, изучается на одиннадцатом семестре.
Дисциплина «Хирургия новорожденных» относится к дисциплине по выбору.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык; иностранный язык);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, анатомия человека, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология; нормальная физиология; патологическая анатомия, патофизиология; микробиология, вирусология; иммунология, клиническая иммунология; фармакология);
- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; оперативной хирургии и топографической анатомии, лучевой диагностики и терапии, общей, факультетской и госпитальной хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, неонатологии, педиатрии). 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК-I
| способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
|
| общепрофессиональные:
| ПК-1
| Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками
| ПК-3
| способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
|
| профилактическая деятельность
| ПК-12
| способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками
|
| диагностическая деятельность:
| ПК-15
| способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом
| ПК-16
| способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
|
| лечебная деятельность
| ПК-20
| способностью и готовностью назначать больным детям и подросткам адекватное (хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам.
|
| реабилитационная деятельность:
| ПК-24
| способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении детей и подростков
|
| психолого-педагогическая деятельность:
| ПК-26
| способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни
|
| организационно-управленческая деятельность:
| ПК-27
| способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций
|
| научно-исследовательская деятельность
| ПК-31
| способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
- Эмбриологию пороков развития, этиопатогенез хирургических заболеваний и критических состояний у новорожденных.
Клиническую картину перечисленных патологических состояний и ее особенности в зависимости от вида порока и его осложнений.
Диагностику (клиническую, лабораторную, инструментальную) и дифференциальную диагностику, рационально используя малоинвазивные и щадящие методики.
Интерпретацию данных (клинических, лабораторных и инструментальных) при пороках развития новорожденных.
Методику обследования новорожденных с определенной патологией, оптимально используя малоинвазивные и не несущие лучевой нагрузки методы диагностики.
Принципы оказания неотложной помощи новорожденным с пороками развития на различных этапах оказания медицинской помощи.
Особенности транспортировки новорожденного с различными пороками развития в специализированные центры.
Оптимальную хирургическую тактику коррекции различных врожденных аномалий, рациональный выбор оперативного вмешательства с учетом сочетанной патологии.
Преимущества и недостатки различных методов хирургического лечения при врожденных пороках развития.
Показания и противопоказания к различным методам коррекции врожденных пороков развития.
Особенности оказания неотложной помощи и интенсивной терапии при врожденных пороках развития и критических состояниях новорожденных.
Принципами диспансерного наблюдения и профилактики осложнений хирургической коррекции врожденных пороков развития
Уметь:
Собрать перинатальный и постнатальный анамнез новорожденного, провести физикальное обследование ребенка.
Составить оптимальный план клинического обследования, включающий наиболее информативные, современные, методы диагностики, по возможности с минимальной лучевой нагрузкой и инвазивностью.
Интерпретировать данные клинического, лабораторного, инструментального методов обследования.
Поставить предварительный диагноз и определить наиболее рациональную тактику лечения с использованием современных хирургических подходов.
Провести дифференциальный диагноз с другими врожденными аномалиями.
Провести дифференциальный диагноз с соматическими заболеваниями, имитирующими неотложные хирургические заболевания новорожденных
Выявить сопутствующие пороки развития и ассоциации.
Определять показания и противопоказания, а также очередность коррекции врожденных аномалий.
Оказать неотложную помощь при врожденных аномалиях и связанных с ними критическими состояниями и осложнениями у новорожденных детей.
Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).
Владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков):
Профессиональным алгоритмом решения практических задач диагностики, дифференциальной диагностики, лечения, используя наиболее эффективные, современные, методы диагностики, по возможности с минимальной лучевой нагрузкой и инвазивностью у новорожденных;
Профессиональным алгоритмом физикального обследования новорожденного с целью выявления видимых и скрытых признаков врожденных аномалий развития.
Информацией о современных методах диагностики и лечения врожденных аномалий развития.
Современными знаниями диагностических возможностей и побочных эффектов различных методов обследования новорожденного;
Навыками правильного построения своих взаимоотношений с родителями новорожденного при обсуждении хирургического метода лечения в каждой конкретной ситуации;
Навыками оценки результатов физикальных, лабораторных, функциональных и инструментальных методов исследования новорожденного.
Информацией о преимуществах и недостатках различных методов лечения при определенных пороках развития в процессе оказании экстренной и плановой хирургической помощи новорожденных.
Умением оценивать результаты различных методов хирургической коррекции врожденных пороков развития.
Принципами диспансерного наблюдения и профилактики осложнений хирургической коррекции врожденных пороков развития.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 72
| 11
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные практикумы (ЛП)
|
|
| Клинические практические занятия (КПЗ)
| 72
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
|
| Экзамен
|
|
| Общая трудоемкость (час.)
| 108
|
|
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| 2
| 3
| 1
| Неотложная хирургия новорожденных
| Перинатальная диагностика непроходимости желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Непроходимость ЖКТ у новорожденных и недоношенных детей, причины, классификация.
|
|
| Атрезия пищевода. VATER, VACTERL, CHARGE ассоциации. Пороки развития трахеи.
|
|
| Различные формы атрезии кишечника. Неперфорированный анус.
|
|
| Болезнь Гиршспрунга. Мекониальный илеус.
|
|
| Нарушение ротации и фиксации кишки. Острой заворот и странгуляция.
|
|
| Врожденная диафрагмальная грыжа: анатомические варианты, принципы хирургического лечения.
|
|
| Врожденные опухоли.
|
|
| Дефекты передней брюшной стенки: омфалоцеле, гастрошизис.
| 2.
| Гнойно-септические заболевания новорожденных
| Нарушение отхождения мекония у новорожденных. Исходы лечения пороков развития ЖКТ у детей. Синдром короткой кишки. Гастро-эзофагеальный рефлюкс
|
|
| Перитонит новорожденного: причины, клинические проявления, принципы оказания неотложной хирургической помощи.
|
|
| Некротический энтероколит (НЭК). Классификация, диагностика, клинические формы, принципы не хирургического лечения.
|
|
| Хирургическое лечение некротического энтероколита.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| С
| ЛП
|
КПЗ
| СРС
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1.
| Неотложная хирургия новорожденных
|
|
|
|
| 48
| 24
|
| 2.
| Гнойно-септические заболевания новорожденных
|
|
|
|
| 24
| 12
|
|
|
|
|
|
|
| 72
| 36
| 108
|
6. Интерактивные формы проведения занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Интерактивные формы проведения занятий
| Длительность
(час.)
| 1.
| Неотложная хирургия новорожденных
| Кейс, ситуационные задачи
| 4
| 2.
| Гнойно-септические заболевания новорожденных
| Ситуационные задачи
| 2
| Итого (час.)
| 6 часов
| Итого (% от аудиторных занятий)
| 8,3%
|
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды самостоятельной работы
| Формы контроля
| 1.
| Неотложная хирургия новорожденных
| Разбор клинического случая, подготовка презентации
| Устный доклад с демонстрацией
| 2.
| Гнойно-септические заболевания новорожденных
| Разбор клинического случая, подготовка презентации
| Устный доклад с демонстрацией
| 8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад)
- письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач).
Перечень тем рефератов, докладов, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)
Этапы проведения зачета 1. Этап - ______тестированип____________
(название этапа)
2. Этап - ____сдача практических навыков__
(название этапа)
3. Этап- ___собеседование__по задачам______
(название этапа)
Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях : учебник для мед. вузов/ В. А. Кудрявцев; Сев. гос. мед. ун-т. -2-е изд., перераб.. -Архангельск: ИЦ СГМУ, 2007. -467 с.
Детская оперативная хирургия : практ. рук./ [Е. А. Альхимович [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Тихомировой. -Москва: Мед. информ. агентство, 2011. -866 с.: ил.
Детская хирургия. Клинические разборы : рук. для врачей/ под ред. А. В. Гераськина. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -215 с.: цв. ил.
Детская хирургия : нац. рук./ Ассоц. мед. о-ств по качеству; под ред. Ю. Ф. Исакова, А. Ф. Дронова. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1164
Базовая помощь новорожденному - международный опыт [Электронный ресурс] : рук./ [авт.: Тунелл Рагнер и др.]; гл. редакторы: акад. РАМН Н. Н. Володин, акад. РАМН Г. Т. Сухих, науч. редакторы: проф. Е. Н. Байбарина, д-р мед. наук И. И. Рюмина. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -203 с.: ил
9.2. Дополнительная литература
Шабалов Н.П. Неонатология : в 2 т.: учеб. пособие для студентов мед. вузов, Т.II/ Н.П. Шабалов. -4-е изд., испр. и доп.. -Москва: МЕДпресс-информ, 2006. -651 с.: ил
Шир Ф. Лапароскопия у детей : 67 рис. и 165 ил./ с участием : Джордзон К.Е., Зее Давид ван дер; науч. ред и подгот. текста на рус. яз. М.Я. Яницкая. -Архангельск: Издат центр СГМУ, 2008. -147 с.: ил
Разумовский А.Ю. Эндохирургические операции в торакальной хирургии у детей [Электронный ресурс] : Руководство/ А. Ю. Разумовский, З. Б. Митупов. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. -304 с.: ил.
Хирургические болезни детского возраста [Электронный ресурс] : учебник в 2т./ ред. Ю. Ф. Исаков Т. 2. -584 с.: ил.
Сажин В.П. Эндоскопическая абдоминальная хирургия [Электронный ресурс] : Руководство для врачей/ В. П. Сажин, А. В. Федоров, А. В. Сажин. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. -512 с.: ил.
Эндоскопия желудочно-кишечного тракта [Электронный ресурс] : Руководство для врачей/ ред. С. А. Блашенцева. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -520 с.: ил.
Список периодической литературы
Анналы хирургии [Текст]: научно-практический журнал
Вестник РАМН [Текст]: научно-теоретический журнал
Вестник травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова [Текст]: научно-практический журнал
Вестник хирургии имени И. И. Грекова [Текст]: научно-практический журнал
Детская хирургия [Текст]: научно-практический журнал
Медицинский академический журнал [Текст]: официальное издание Северо-Западного отделения РАМН
Российский медицинский журнал [Текст]: научно-практический журнал
Хирургия: журнал имени Н. И. Пирогова [Текст]: научно-практический журнал
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
www.consilium-medicum.com – Медицинский сервер с обширной базой данных новостей, публикаций и ссылок на другие профильные ресурсы.
www.medicusamicus.com – Медицинская газета для врачей. Области интересов издания: организация здравоохранения, социальная медицина, клиническая медицина, фармакология и фармация, медицинская техника, медицинское образование, новости медицинской науки, случаи из практики, юридическая консультация, книжная полка, профессиональные научные события, история медицины, многие другие проблемы, с которыми сталкивается в своей профессиональной деятельности врач.
http://remedium.ru – информационно-аналитический портал.
www.mediasphera.ru – медицинские журналы, периодические издания, электронная подписка, новости.
http://www.it-med.ru – справочная информация, статьи, рефераты, консультации онлайн, рассылка информации.
www.medportal.ru – самые свежие новости, комментарии, научные статьи, пресс-релизы. На сайте раздел "Медэнциклопедия", содержащий архив научно-популярных статей.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень
- оборудованных аудиторий (студенческие практикумы (4));
Практические занятия сопровождается демонстрацией компьютерных презентаций при помощи мультимедиа-проектора (на кафедре имеется ноутбук и мультимедийный проектор), демонстрацией больных.
- аудиовизуальных, технических и компьютерных средств обучения;
1. Таблицы.
Фотографии.
Учебные фильмы
4 Муляж новорожденного
- наглядные пособия
Учебные истории болезни
2. Рентгенограммы больных с различными заболеваниями.
Образцы анализов (кровь, моча)
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Примерная анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО! Автор (ы):
Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| Доцент кафедры детской хирургии, к.м.н.
| Яницкая М.Ю.
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
| Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| ГБОУ ВПО СГМУ
| Зав кафедрой хирургии
| Дуберман Б.Л.
|
|
|