Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных





НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных
страница1/4
Дата публикации27.05.2015
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > География > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой детской хирургии, Декан педиатрического факультета

д.м.н. Турабов И.А д.м.н._ _Турабов И.А

«04»_февраля_2014 г. «04.»_февраля_2014 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № 8_

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине __Хирургия новорожденных __

По направлению подготовки______Педиатрия_060103 (31.05.02)

Курс ____6______________________________________________

Вид промежуточной аттестации __зачет_____________________

Кафедра _______Детской хирургии_________________________

Трудоемкость дисциплины __108_(час.)/_3_(зач. ед.)

Архангельск, 2014


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель преподавания хирургии новорожденных на педиатрическом факультете: создание у обучающихся теоретических и практических знаний и умений по вопросам семиотики, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики, тактики лечения и оказания неотложной помощи при пороках развития, хирургических заболеваниях, опухолях, критических состояниях у новорожденных.

Задачи изучения хирургии новорожденных на педиатрическом факультете заключаются в выработке у обучающихся умения:

- обследовать новорожденных с разнообразными врожденными аномалиями;

- диагностировать у новорожденных пороки развития, неотложные и критические состояния, врожденные опухоли;

- идентифицировать сочетанные аномалии и ассоциации;

- проводить дифференциальный диагноз с заболеваниями, не требующими хирургического лечения;

- оказывать неотложную помощь новорожденным с пороками развития, неотложными и критическими состояниями на фоне этих пороков

- решать вопросы о тактике дальнейшего лечения и наблюдения;

- решать вопросы профилактики возникновения осложнений у новорожденных с пороками развития.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки__Педиатрия, изучается на одиннадцатом семестре.

Дисциплина «Хирургия новорожденных» относится к дисциплине по выбору.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык; иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, анатомия человека, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология; нормальная физиология; патологическая анатомия, патофизиология; микробиология, вирусология; иммунология, клиническая иммунология; фармакология);

- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; оперативной хирургии и топографической анатомии, лучевой диагностики и терапии, общей, факультетской и госпитальной хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, неонатологии, педиатрии).
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-I

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ПК -№

Профессиональные компетенции




общепрофессиональные:

ПК-1

Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками

ПК-3

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности




профилактическая деятельность

ПК-12

способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками




диагностическая деятельность:

ПК-15

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом

ПК-16

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов




лечебная деятельность

ПК-20

способностью и готовностью назначать больным детям и подросткам адекватное (хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам.




реабилитационная деятельность:

ПК-24

способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении детей и подростков




психолого-педагогическая деятельность:

ПК-26

способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни




организационно-управленческая деятельность:

ПК-27

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций




научно-исследовательская деятельность

ПК-31

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  1. - Эмбриологию пороков развития, этиопатогенез хирургических заболеваний и критических состояний у новорожденных.

  2. Клиническую картину перечисленных патологических состояний и ее особенности в зависимости от вида порока и его осложнений.

  3. Диагностику (клиническую, лабораторную, инструментальную) и дифференциальную диагностику, рационально используя малоинвазивные и щадящие методики.

  4. Интерпретацию данных (клинических, лабораторных и инструментальных) при пороках развития новорожденных.

  5. Методику обследования новорожденных с определенной патологией, оптимально используя малоинвазивные и не несущие лучевой нагрузки методы диагностики.

  6. Принципы оказания неотложной помощи новорожденным с пороками развития на различных этапах оказания медицинской помощи.

  7. Особенности транспортировки новорожденного с различными пороками развития в специализированные центры.

  8. Оптимальную хирургическую тактику коррекции различных врожденных аномалий, рациональный выбор оперативного вмешательства с учетом сочетанной патологии.

  9. Преимущества и недостатки различных методов хирургического лечения при врожденных пороках развития.

  10. Показания и противопоказания к различным методам коррекции врожденных пороков развития.

  11. Особенности оказания неотложной помощи и интенсивной терапии при врожденных пороках развития и критических состояниях новорожденных.

  12. Принципами диспансерного наблюдения и профилактики осложнений хирургической коррекции врожденных пороков развития

Уметь:

        1. Собрать перинатальный и постнатальный анамнез новорожденного, провести физикальное обследование ребенка.

        2. Составить оптимальный план клинического обследования, включающий наиболее информативные, современные, методы диагностики, по возможности с минимальной лучевой нагрузкой и инвазивностью.

        3. Интерпретировать данные клинического, лабораторного, инструментального методов обследования.

        4. Поставить предварительный диагноз и определить наиболее рациональную тактику лечения с использованием современных хирургических подходов.

        5. Провести дифференциальный диагноз с другими врожденными аномалиями.

        6. Провести дифференциальный диагноз с соматическими заболеваниями, имитирующими неотложные хирургические заболевания новорожденных

        7. Выявить сопутствующие пороки развития и ассоциации.

        8. Определять показания и противопоказания, а также очередность коррекции врожденных аномалий.

        9. Оказать неотложную помощь при врожденных аномалиях и связанных с ними критическими состояниями и осложнениями у новорожденных детей.

        10. Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, норматив­ной справочной литературой и другими источниками).

Владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков):

  1. Профессиональным алгоритмом решения практических задач диагности­ки, дифференциальной диагностики, лечения, используя наиболее эффективные, современные, методы диагностики, по возможности с минимальной лучевой нагрузкой и инвазивностью у новорожденных;

  2. Профессиональным алгоритмом физикального обследования новорожденного с целью выявления видимых и скрытых признаков врожденных аномалий развития.

  3. Информацией о современных методах диагностики и лечения врожденных аномалий развития.

  4. Современными знаниями диагностических возможностей и побочных эффектов различных методов обследования новорожденного;

  5. Навыками правильного построения своих взаимоотношений с родителя­ми новорожденного при обсуждении хирургического метода лечения в каждой конкретной ситуации;

  6. Навыками оценки результатов физикальных, лабораторных, функциональных и инструментальных методов исследования новорожденного.

  7. Информацией о преимуществах и недостатках различных методов лечения при определенных пороках развития в процессе оказании экстренной и плановой хирургической помощи новорожденных.

  8. Умением оценивать результаты различных методов хирургической коррекции врожденных пороков развития.

  9. Принципами диспансерного наблюдения и профилактики осложнений хирургической коррекции врожденных пороков развития.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

72

11

В том числе:







Лекции (Л)







Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)

72




Самостоятельная работа (всего)

36




Экзамен







Общая трудоемкость (час.)


108





5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Неотложная хирургия новорожденных

Перинатальная диагностика непроходимости желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Непроходимость ЖКТ у новорожденных и недоношенных детей, причины, классификация.







Атрезия пищевода. VATER, VACTERL, CHARGE ассоциации. Пороки развития трахеи.







Различные формы атрезии кишечника. Неперфорированный анус.







Болезнь Гиршспрунга. Мекониальный илеус.







Нарушение ротации и фиксации кишки. Острой заворот и странгуляция.







Врожденная диафрагмальная грыжа: анатомические варианты, принципы хирургического лечения.







Врожденные опухоли.







Дефекты передней брюшной стенки: омфалоцеле, гастрошизис.

2.

Гнойно-септические заболевания новорожденных

Нарушение отхождения мекония у новорожденных. Исходы лечения пороков развития ЖКТ у детей. Синдром короткой кишки. Гастро-эзофагеальный рефлюкс







Перитонит новорожденного: причины, клинические проявления, принципы оказания неотложной хирургической помощи.







Некротический энтероколит (НЭК). Классификация, диагностика, клинические формы, принципы не хирургического лечения.







Хирургическое лечение некротического энтероколита.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Неотложная хирургия новорожденных













48

24




2.

Гнойно-септические заболевания новорожденных













24

12






















72

36

108



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Неотложная хирургия новорожденных

Кейс, ситуационные задачи

4

2.

Гнойно-септические заболевания новорожденных

Ситуационные задачи

2

Итого (час.)

6 часов

Итого (% от аудиторных занятий)

8,3%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1.

Неотложная хирургия новорожденных

Разбор клинического случая, подготовка презентации

Устный доклад с демонстрацией

2.

Гнойно-септические заболевания новорожденных

Разбор клинического случая, подготовка презентации

Устный доклад с демонстрацией

8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач).

Перечень тем рефератов, докладов, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета
1. Этап - ______тестированип____________

(название этапа)

2. Этап - ____сдача практических навыков__

(название этапа)

3. Этап- ___собеседование__по задачам______

(название этапа)

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях : учебник для мед. вузов/ В. А. Кудрявцев; Сев. гос. мед. ун-т. -2-е изд., перераб.. -Архангельск: ИЦ СГМУ, 2007. -467 с.

  2. Детская оперативная хирургия : практ. рук./ [Е. А. Альхимович [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Тихомировой. -Москва: Мед. информ. агентство, 2011. -866 с.: ил.

  3. Детская хирургия. Клинические разборы : рук. для врачей/ под ред. А. В. Гераськина. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -215 с.: цв. ил.

  4. Детская хирургия : нац. рук./ Ассоц. мед. о-ств по качеству; под ред. Ю. Ф. Исакова, А. Ф. Дронова. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1164

  5. Базовая помощь новорожденному - международный опыт [Электронный ресурс] : рук./ [авт.: Тунелл Рагнер и др.]; гл. редакторы: акад. РАМН Н. Н. Володин, акад. РАМН Г. Т. Сухих, науч. редакторы: проф. Е. Н. Байбарина, д-р мед. наук И. И. Рюмина. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -203 с.: ил


9.2. Дополнительная литература

  1. Шабалов Н.П. Неонатология : в 2 т.: учеб. пособие для студентов мед. вузов, Т.II/ Н.П. Шабалов. -4-е изд., испр. и доп.. -Москва: МЕДпресс-информ, 2006. -651 с.: ил

  2. Шир Ф. Лапароскопия у детей : 67 рис. и 165 ил./ с участием : Джордзон К.Е., Зее Давид ван дер; науч. ред и подгот. текста на рус. яз. М.Я. Яницкая. -Архангельск: Издат центр СГМУ, 2008. -147 с.: ил

  3. Разумовский А.Ю. Эндохирургические операции в торакальной хирургии у детей [Электронный ресурс] : Руководство/ А. Ю. Разумовский, З. Б. Митупов. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. -304 с.: ил.

  4. Хирургические болезни детского возраста [Электронный ресурс] : учебник в 2т./ ред. Ю. Ф. Исаков Т. 2. -584 с.: ил.

  5. Сажин В.П. Эндоскопическая абдоминальная хирургия [Электронный ресурс] : Руководство для врачей/ В. П. Сажин, А. В. Федоров, А. В. Сажин. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. -512 с.: ил.

  6. Эндоскопия желудочно-кишечного тракта [Электронный ресурс] : Руководство для врачей/ ред. С. А. Блашенцева. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -520 с.: ил.


Список периодической литературы

  1. Анналы хирургии [Текст]: научно-практический журнал

  2. Вестник РАМН [Текст]: научно-теоретический журнал

  3. Вестник травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова [Текст]: научно-практический журнал

  4. Вестник хирургии имени И. И. Грекова [Текст]: научно-практический журнал

  5. Детская хирургия [Текст]: научно-практический журнал

  6. Медицинский академический журнал [Текст]: официальное издание Северо-Западного отделения РАМН

  7. Российский медицинский журнал [Текст]: научно-практический журнал

  8. Хирургия: журнал имени Н. И. Пирогова [Текст]: научно-практический журнал


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  1. www.consilium-medicum.comМедицинский сервер с обширной базой данных новостей, публикаций и ссылок на другие профильные ресурсы.

  2. www.medicusamicus.com – Медицинская газета для врачей. Области интересов издания: организация здравоохранения, социальная медицина, клиническая медицина, фармакология и фармация, медицинская техника, медицинское образование, новости медицинской науки, случаи из практики, юридическая консультация, книжная полка, профессиональные научные события, история медицины, многие другие проблемы, с которыми сталкивается в своей профессиональной деятельности врач.

  1. http://remedium.ru – информационно-аналитический портал.

  2. www.mediasphera.ru – медицинские журналы, периодические издания, электронная подписка, новости.

  3. http://www.it-med.ru – справочная информация, статьи, рефераты, консультации онлайн, рассылка информации.

  4. www.medportal.ru – самые свежие новости, комментарии, научные статьи, пресс-релизы. На сайте раздел "Медэнциклопедия", содержащий архив научно-популярных статей.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень

- оборудованных аудиторий (студенческие практикумы (4));

Практические занятия сопровождается демонстрацией компьютерных презентаций при помощи мультимедиа-проектора (на кафедре имеется ноутбук и мульти­медийный проектор), демонстрацией больных.

- аудиовизуальных, технических и компьютерных средств обучения;

1. Таблицы.

  1. Фотографии.

  2. Учебные фильмы

4 Муляж новорожденного

- наглядные пособия

    1. Учебные истории болезни

2. Рентгенограммы больных с различными заболеваниями.

  1. Образцы анализов (кровь, моча)


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент кафедры детской хирургии, к.м.н.

Яницкая М.Ю.






Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

ГБОУ ВПО СГМУ

Зав кафедрой хирургии

Дуберман Б.Л.






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconРабочая программа учебной дисциплины госпитальная хирургия, детская...
Целями освоения учебной дисциплины Госпитальная хирургия, детская хирургия являются: получение знаний по этиологии, патогенезу, клинической...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconРабочая учебная программа по дисциплине Детская хирургия
«060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую дея­тельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconРабочая учебная программа дисциплины «топографическая анатомия и оперативная хирургия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconКлиническое значение исследования ренальной гемодинамики в диагностике...
Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconАннотация к рабочей учебной программе профессионального образования...
«Хирургия» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconРабочая программа Дисциплина: хирургическая стоматология и челюстно-лицевая...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности Стоматология 060201, утвержденным приказом Министерства...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 24 Общий уход за больными (хирургия) по специальности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconРабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconРабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований»
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconДиагностика и лечение острого гематогенного остеомиелита у новорожденных...
Програмно-методические материалы: Русский язык 10-11 классы. Составитель Сальникова О. А издатеьство «Дрофа», 2008 г Учебный комплекс:...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconВнутрибольничная инфекция в родильных домах
Проблема инфекций у новорожденных включает такие аспекты, как иммунитет у новорожденных, особенности эпидемиологии инфекционных болезней...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconРабочая программа дисциплины «хирургия»
Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 г. №1365; паспорта специальности научных работников 14. 01. 17 – «хирургия», учебного плана гбоу впо...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconРабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconПримерная программа наименование дисциплины “ общая и частная хирургия“...
Основная цель в подготовке ветеринарного специалиста по дисциплине “ Общая и частная хирургия ” состоит в том, чтобы дать выпускникам...
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconРабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании...
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка
Рабочая учебная программа по дисциплине Хирургия новорожденных iconКандидозный стоматит у новорожденных. Новые подходы к лечению
Г. А. Самсыгина, 1996г.). Наиболее часто у детей раннего возраста, в том числе и новорожденных диагностируется поверхностный кандидоз...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск