Программа воспитания экологической культуры





Скачать 134.5 Kb.
НазваниеПрограмма воспитания экологической культуры
Дата публикации25.06.2015
Размер134.5 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Паспорт

воспитательной программы



  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Добринка

Добринского района Липецкой области

Адрес: 399431

п. Добринка, ул. Октябрьская д. 79

Телефон 2-37-58, 2-34-40

  1. Директор: Зиброва Нина Николаевна

  2. В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

к природе (экология природы),

к себе как составной части природы (экология здоровья),

к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас

(экология души).


  1. Возраст: 7-17 лет

Структура программы.

  1. Обоснование выбора проблематики.



  1. Цели и задачи.



  1. Общая схема программы



  1. Основные принципы реализации программы



  1. Формы и методы ведения занятий.



  1. Мероприятия профилактической работы



  1. Предполагаемый результат


Приложение №______________________

Утверждаю:


Директор школы _________Н.Н.Зиброва

Программа
воспитания экологической культуры



Автор программы

Ларина Елена Анатольевна

заместитель директора по воспитательной работе

МОУ СОШ №2 п. Добринка

п. Добринка Липецкая область

2012
Обоснование выбора проблематики.
С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия с обучающимися школьников по предложенной программе призваны способствовать формированию у школьников любви к родному краю и убежденности в необходимости предвидеть последствия влияния человека на природу. В соответствии с Концепцией развития школы определенное место в воспитательной программе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

– к природе (экология природы),

– к себе как составной части природы (экология здоровья),

– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы.

Адресаты программы: обучающиеся муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 п. Добринка

Цель программы

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника.

Задачи:

  • воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

  • развитие таланта и способностей как особой ценности;

  • формирование здорового образа жизни учащихся.

Основные принципы реализации программы

  • Принцип добровольности

  • Принцип адекватности

  • Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  • Принцип доступности

  • Принцип обратной связи

  • Принцип ориентации на успех.

  • Принцип взаимоуважения.

  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания

  • Принцип связи обучения с жизнью.

  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  • Принцип креативности (творчества) и коллективности.

  • Принцип научности содержания

  • Принцип опоры на интерес

Формы и методы ведения занятий.

Теоретические:

Беседы с использованием иллюстративного материала, гербария, моделей; с демонстрацией опытов и использованием ТСО; «круглые» столы, диспуты , встречи.

Подготовка обучающимися рефератов и сообщений

Практические:

Наблюдение, игры (с готовыми правилами; игры – состязания, игры – соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые);

Экскурсии – практикумы

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность

Мероприятия по реализации программы

Направление «Экология природы»




Младший школьник

(1–4 классы)


Подросток

(5–8 классы)

Старшеклассник

(9–11 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности


Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности

Природоохранные акции «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый школьный двор», «Кормушка своими руками»

Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли» и другие

Конкурс экологических агитбригад. Выставка рисунков и плакатов. Участие в межрегиональных, Всероссийских, муниципальных выставках и конкурсах.

Работа добровольческого отряда «Импульс» и тимуровского отряда «Данко»



Формы работы с классом

Общение с природой


Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.

Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Исследования в Зимнем саду школы. Обследование флоры и фауны местной территории.



Экологический мониторинг. Выращивание на

пришкольном участке лекарственных трав. Научно-исследовательская деятельность.


Экологические игры


Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна.

Лесная аптека.

Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы.

Поиск нарушителей природы.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.


Экологические проекты


Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы.

«Экологическая почта.»

« Не проходите мимо!» «Красная книга района».

«Школьная зона отдыха»

«Живи, родник!»

Экологический паспорт района. Экология наших рек.

Разработка экологических троп.


Классные часы, беседы


«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля» другие

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Липецкой области», «Деревья разные бывают», «Памятники животным».


«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»

Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе».


Заповеди

  • Вылечи каждое раненое дерево.

  • Будь настоящим другом природы.

  • Ухаживай за природой, преумножай ее богатства.

  • Посади и вырасти дерево, цветок, растение.

  • Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы.

  • Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.




Направление «Экология здоровья»




Младший школьник

(1–4 классы)


Подросток

(5–8 классы)

Старшеклассник

(9–11 классы)

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.


Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела

Спартакиада школьников.

Малые школьные Олимпийские игры

Дни здоровья.

Организация дежурства в классе и в школе.

Трудовые десанты.

Работа по благоустройству школы и ее территории и др.


Формы работы с классом

Учет классных спортивных рекордов.

Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» и другие социальные инициативы


Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе («Бизон»). Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».

Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут».

Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад.


Классные часы, беседы


«Как стать Нехворайкой»,

«В гостях у Мойдодыра»,

«Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку»,

«О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит»и другие


«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?» и другие

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология» и т.д.

Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Походы выходного дня.


Заповеди

  • Просыпайся утром с улыбкой.

  • Научись быть всегда жизнерадостным.

  • Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь.

  • Занимайся спортом.

  • Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Направление «Экология души»




Младший школьник

(1–4 классы)

Подросток

(5–8 классы)

Старшеклассник

(9–11 классы)

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника


Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.


Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.


Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Фестиваль детского творчества «Звездный рой». Концертно–конкурсная программа «Звездопад талантов». Экскурсии в музеи, на выставки. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Ветеран живет рядом», «Цветы победителям», Дорога к храму» и другие».

Работа добровольческого отряда «Импульс» и тимуровского отряда «Данко»

Деятельность органов детского самоуправления.


Формы работы с классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Участие в акциях, социальных инициативах



Классные часы, беседы.


«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми.

«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные.

Работа с семьей

Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе».

Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация деятельности. Посещение музеев, выставок. Поисковая работа в музее истории школы.


Заповеди

  • Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее.

  • Сохраняй традиции и культуру своего народа.

  • Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!

  • Каждое дело – творчески, иначе – зачем!

  • Раскрой себя в любой инициативе.




Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.

Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа воспитания экологической культуры icon«Формирование экологической культуры школьников»
Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей...
Программа воспитания экологической культуры iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Программа воспитания экологической культуры iconПрограмма экологического воспитания в мбоу «Каюковская оош»
Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность...
Программа воспитания экологической культуры iconПрограмма формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения...
Программа воспитания экологической культуры iconПлан работы по формированию начал экологической культуры
Изучить методическую и познавательную литературу по вопросам экологического воспитания и образования дошкольников
Программа воспитания экологической культуры iconТеоретические основы формирования экологической культуры младших...
Формирования экологической культуры посредством дидактической игры
Программа воспитания экологической культуры iconПрограмма по учебным предметам программа духовно-нравственного развития и воспитания
Программа формирования экологической культуры, здорового и безоопасного образа жизни
Программа воспитания экологической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одна из важнейших задач современного образования и воспитания – формирование основ экологической культуры личности
Программа воспитания экологической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ей сегодняшнего дня является формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры. В этой деятельности библиотекам...
Программа воспитания экологической культуры iconСоставитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М....
По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой
Программа воспитания экологической культуры iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Программа воспитания экологической культуры iconМетодическая разработка урока географии по теме «sos ! «Озоновый слой»
Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления
Программа воспитания экологической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач...
Программа воспитания экологической культуры iconПриказ №1 от 14. 01. 13 г. План мероприятий по проведению «Года экологической...
Разработка и утверждение плана мероприятий по проведению «Года экологической культуры и охраны окружающей среды» в мбоу «Беденьговская...
Программа воспитания экологической культуры iconДоклад об экологической ситуации на территории
Государственная политика в области экологического развития на территории Республики Калмыкия, разработка региональной экологической...
Программа воспитания экологической культуры iconЗакон «Об охране окружающей среды»
Вторая стратегия – гуманитарная. Её цель – содействовать «преобразованию» самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск