Скачать 89.16 Kb.
|
http://www.o-detstve.ru/ Проект «Зимний калейдоскоп» (совместно с родителями в зимние каникулы) Одна из важнейших задач современного образования и воспитания – формирование основ экологической культуры личности. Сложившаяся практика начальной школы показывает, что с «вхождением» детей в школьный возраст открытие мира природы, его понимание, оценка становятся по преимуществу уделом школьных уроков курса окружающий мир. В начальной школе предусмотрена проектная деятельность учащихся. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей. В ходе реализации данного проекта участники имеют возможность получить и расширить индивидуальный опыт общения с природой, и навыки взаимодействия в группе. В сфере личностного роста происходит осмысление своих взаимодействий с миром природы, своего отношения к ней, и, кроме того, часто выход на новый уровень реализации своих творческих способностей. По завершению изучения темы «В гости к зиме» по курсу «Окружающий мир» и раздела «Идёт волшебница зима» по курсу «Литературное чтение» итоговый урок стал началом работы по созданию внеурочного проекта «Зимний калейдоскоп». Цель: создать условия для формирования экологической культуры личности младшего школьника; организовать совместный досуг детей и родителей. Задачи проекта:
Участники:
Этапы:
Ожидаемые результаты
Основные виды деятельности в работе над проектом
Содержание проекта Вводный (подготовительный) «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы). Изучение тем на уроках: Литературное чтение. Чтение произведений детских писателей о красоте зимнего леса и зимних забавах детей. Заучивание стихов наизусть из учебника и других детских книг. Окружающий мир. В гости к зиме. Подготовка лесных зверей к зиме (доклады детей). С кем дружит ель? Техника безопасности. Безопасность в зимнем лесу. Подготовка к походу в лес. Этап 1. Сбор и обработка информации 1 группа – подготовка и оформление докладов-сообщений о том, как зимуют животные нашего края. 2 группа – подготовка рассказов о том, как может помочь человек этим животным зимой (подробнее, птицам). 3 группа (слабые уч-ся) – заучивание наизусть стихотворений о красоте зимнего леса. Учитель консультирует учащихся в выборе литературы и оформлении сообщений. Этап 2. Разработка собственного варианта решения проблемы Выступление групп с докладами и рассказами на уроках и внеурочное время. Подготовка к празднику зимнего леса (разрабатывается план проведения праздника совместно с детьми). Этап 3. Проведение праздника зимнего леса (совместно с родителями). Родители с вещами для пикника, санками и прочим снаряжением базируются в ельнике. Руководитель с детьми, прибыв на место:
Дети обращают внимание на красоту зимнего леса. Учитель выясняет, в чем его красота; затем обращает внимание детей на подготовку леса к зимним холодам.
На ветки деревьев вывешиваются кормушки для птиц, бусы из рябины и шиповника.
Педагог предлагает показать деревья, которые встретились на пути. Руководитель называет дерево и считает до «трех». Дети могут подбежать к показанному дереву. Береза Руки поднять вверх, кисти рук опустить вниз. Липа Руки поднять вверх. прогнуты в локтевом суставе, пальцы широко расставлены в стороны. Сосна. Руки ровно в стороны. Ель. Руки опущены вниз, кисти подняты в стороны. Принцип «вниз и в стороны». Осина Руки подняты вверх. Пальцы сжаты вместе. Клен Руки подняты вверх. На кистях оставить по 2 пальца. (ветви вилочкой) Ответный подарок леса. Руководитель рассказывает детям о том, что деревья могут подпитывать силу человека, если он постоит, прижавшись к стволу. Предлагается обнять березки (или другие деревья), чтобы те, в сою очередь, «дали» нам силу и прибавили здоровья.
6. Итог праздника Обмен впечатлениями. Руководитель предлагает детям выбрать какое-либо деревце (ветки дерева должны быть расположены близко к земле), загадать желание и к веточкам дерева привязать маленькие разноцветные ленточки, чтобы желание сбылось. Этап 4. Рефлексия Конкурс рисованных фотографий и сочинений «Праздник зимнего леса». Участие родителей в процессе творчества допускается и всячески приветствуется. Зачитывание и показ детских работ проводится на классном часе и родительском собрании. Библиографический список: 1.Знания, убеждения, стиль жизни. Молодежь за экологическое просвещение и здоровый образ жизни: Сборник информационно-методических материалов/ Под ред. В. Г. Эршон.- Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003. 2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1. 3. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат.- М., 2000. 5. www.iteach.ru Автор: Вавилова Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Комсомольская СОШ», п.Комсомольский Кунгурского район Пермского края. Педагогический стаж 26 лет. III Всероссийский интернет-конкурс «Моя педагогическая инициатива» |