Скачать 164.04 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) УТВЕРЖДАЮ: Директор БИ СГУ доцент А.В. Шатилова _________________ «12» ноября 2014 г. Рабочая программа дисциплины Редкие растения Направление подготовки 05.03.06 Экология и природопользование Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Заочная Балашов 2014 Содержание: 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата 4 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4 4. Структура и содержание учебной дисциплины 5 4.1. Объем дисциплины 5 4.2. Содержание дисциплины 5 4.3. Структура дисциплины 6 5. Образовательные технологии 6 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7 7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 9 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 9 Интернет-ресурсы 10 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 10 1. Цели освоения учебной дисциплины: Целью освоения дисциплины «Редкие растения» является знакомство студентов с редкими и исчезающими видами растений Балашовского района, Саратовской области, других регионов России и сопредельных государств, планеты в целом, комплексный анализ проблемы редких и охраняемых видов растений с точки зрения рассмотрения исторических, экологических и антропогенных причин, обуславливающих их современное состояние в сообществах и экосистемах и необходимых мер по сохранению и оценке регионального биоразнообразия в условиях современного и перспективного тренда естественных и антропогенных факторов и условий среды. Курс готовит студентов к пониманию важной роли группы редких и исчезающих видов растений в природных и квазиприродных экосистемах, необходимости их всестороннего изучения и охраны, овладению навыками идентификации «краснокнижных» видов в естественной обстановке, без их изъятия из природы. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриатаДисциплина «Редкие растения» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла, Б3.ДВ.2. по направлению подготовки «Экология и природопользование». Курс «Редкие растения» основывается на предварительном изучении студентами дисциплин «Основы ботаники» (Б2.В3), «Природные зоны России» (Б2.ДВ.1), «Общая экология» (Б3.Б1), «Учение о биосфере» (Б3.Б7), «Устойчивое развитие» (Б3.В1), «Экология растений» (Б3.В2) и является важным в процессе формирования экологических знаний будущих специалистов в области рационального природопользования. В свою очередь, курс служит основой для дальнейшего изучения предмета «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» (Б3.В8). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВыпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
профессиональными компетенциями (ПК):
Планируемые результаты обучения по дисциплине В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
Успешно освоивший дисциплину студент должен уметь:
Студент должен владеть:
4. Структура и содержание учебной дисциплины4.1. Объем дисциплиныОбщая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов, из них: - по заочной форме обучения 16 часов аудиторной работы (6 часов лекций, 10 часов практических занятий), 88 часов самостоятельной работы, дисциплина изучается в 8 и 9 семестре, ее освоение заканчивается зачетом. 4.2. Содержание дисциплиныСохранение редких видов растений как особая проблема. Методы изучения редких видов. Проблема сохранения редких видов. Проблема сохранения биоразнообразия. Биологические параметры вида, их анализ и оценка. Сокращение биоразнообразия. Причины вымирания видов. Значение редких видов для человека. Методика изучения редких видов растений. Выбор объектов и сбор сведений о виде. Изучение вида в ареале. Изучение вида в условиях культуры. Редкие и охраняемые виды растений Редкие и охраняемые растения России, Саратовской области и Балашовского района: их систематика, морфология, эколоогия и география. Грибы. Лишайники. Моховидные. Плауновидные. Папоротниковидные. Голосеменные растения. Покрытосемееные растения. Кленовые (Aceraceae). Частуховые (Alismataceae). Луковые (Аlliaceae). Амариллисовые (Amaryllidaceae). Зонтичные (Apiaceae). Падубовые (Aquifoliaceae). Аралиевые (Araliaceae). Кирказоновые (Aristolochiaceae). Спаржевые (Asparagaceae). Асфоделовые (Asphodelaceae). Сложноцветные (Asteraceae). Барбарисовые (Berberidaceae). Березовые (Betulaceae). Бурачниковые (Boraginaceae). Крестоцветные (Brassicaceae). Самшитовые (Buxaceae). Кабомбовые (Cabombaceae). Колокольчиковые (Campanulaceae). Жимолостные (Caprifoliaceae). Гвоздичные (Caryophyllaceae). Бересклетовые (Celastraceae). Роголистниковые (Ceratophyllaceae). Маревые (Chenopodiaceae). лорантовые (Chloranthaceae). Ладанниковые (Cistaceae). Безвременниковые (Colchicaceae). Кизиловые (Соrnасеае). Осоковые (Сурегасеае). Волчелистниковые (Daphniphyllaceae). Диоскорейные (Dioscoreaceae). Ворсянковые (Dipsacaceae). Росянковые (Droseraceae). Эбеновые (Ebenaceae). Вересковые (Ericaceae). Шерстестебельниковые (Eriocaulaceae). Молочайные (Euphorbiaceae). Бобовые (Fabaceae). Буковые (Fagaceae). Дымянковые (Fumariaceae). Горечавковые (Gentianaceae). Гераниевые (Geraniaceae). Шаровницевые (Globulariaceae). Крыжовниковые (Grossulariaceae). Гортензиевые (Hydrangeaceae). Ирисовые (Iridaceae). Ореховые (Juglandaceae). Губоцветные (Labiatae). Лилейные (Liliaceae). Лобелиевые (Lobeliaceae). Магнолиевые (Magnoliaceae). Тутовые (Могасеае). Восковниковые (Муriсасеае). Наядовые (Nаjаdасеае). Лотосовыe (Nelumbonaceae). Кувшинковые (Nymphaeaceae). Орхидные (Orchidaceae). Заразиховые (Orobanchaceae). Пионовые (Paeoniaceae). Маковые (Papaveraceae). Плюмбаговые (Plumbaginaceae). Злаки (Poaceae). Подофилловые (Podophyllaceae). Гречишные (Polygonaceae). Первоцветные (Primulaceae). Гранатовые (Punicaceae). Лютиковые (Ranunculaceae). Розоцветные (Rosaceae). Мареновые (Rubiaceae). Ивовые (Salicaceae). Камнеломковые (Saxifragaceae). Норичниковые (Scrophulariaceae). Пасленовые (Solanaceae). Клекачковые (Staphyleaceae). Волчниковые (Thymelaceae). Липовые (Tiliaceae). Рогульниковые (Тгарасеае). Валериановые (Valerianaceae). Вербеновые (Verbenaceae). Фиалковые (Violaceae). Виноградовые (Vitaceae). Охрана и реинтродукция редких видов Законодательная охрана редких видов. Красные книги – инструмент инвентаризации редких видов. Красная книга МСОП. Красная книга СССР. Региональные Красные книги в России. Территориальная охрана редких видов. Реинтродукция редких видов. 4.3. Структура дисциплиныЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
5. Образовательные технологии- традиционные лекции и практические занятия; - мультимедийные образовательные технологии: интерактивные лекции (презентации) с использованием программы MS Power Point в сочетании с анимацией и звуковым сопровождением; просмотр видеороликов по отдельным темам дисциплины или пунктам занятия; - технологии проблемного обучения: технология поиска информации; - технологии развивающего обучения; - рейтинговая оценка знаний как инновационный подход к обучению. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20% аудиторных занятий. В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих студентов. Универсальные технологии тьюторского сопровождения; инклюзивного и адаптивного обучения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы студентов используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Подбор и разработка учебных материалов предоставлять в различных формах: для обучающихся с нарушениями слуха информацию представлять визуально, с нарушением зрения – аудиально. Для лиц с ограниченным зрением изображения микроскопических объектов представлять в форме презентаций. Общение преподавателей с обучающимися осуществлять с помощью дистанционных технологий (сети Интернет, электронной почты, социальных сетей). Выбор мест прохождения практик осуществляется с учетом с ограниченных возможностей здоровья обучающихся. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплиныа) оценочные средства для текущего контроля успеваемости 1. Пример вопросов для обсуждения на практических занятиях: Методические рекомендации: вопросы подобного типа рассматриваются на практических занятиях и требуют от студентов подготовки, связанной с проработкой содержания лекционного материала и обязательным обращением к соответствующим разделам учебной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы.
Методические рекомендации: Студент должен ориентировать на следующие критерии: полнота раскрытия темы, четкость структуры сообщения, самостоятельность, логичность изложения, наличие выводов, сделанных самостоятельно;
Формы отчетности 1. Конспект, обсуждение. 2. Защита реферата. 3. Словарь, сравнительная таблица. 3. Пример практических заданий Методические рекомендации: формулировка предложенных заданий для работы требует от студентов, с одной стороны, достаточно хорошего знания теоретического и фактического материала по изучаемой теме, с другой – предполагает сравнительный анализ фактов и событий педагогической науки и практики, представленных в других темах курса и в других педагогических дисциплинах.
б) оценочные средства для промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проходит в форме теста, тесты разрабатываются по каждому разделу дисциплины. Демо-версия вопросов теста 1.Первой формой воздействия человека на растительность было: собирательство корней, клубней, луковиц преднамеренно возникающие палы земледелие 2. Предметом изучения влияния антропогенного воздействия на растительный мир сказывается на следующих уровнях организации живой материи: популяционно-видовом отогенетическом биогеоценотически-биосферном 3. По данным МСОП из сосудистых растений в охране нуждаются … видов. 10 % 20 % 30 % 4. Роль растительности в охране окружающей человека среды единственные созидатели первичной органической материи регуляторы газового баланса атмосферы предохраняют от ультрафиолетового излучения в) оценочные средства для итоговой аттестации Вопросы к экзамену
г) учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации: подготовка ведется с использованием текста лекции по соответствующей теме, с использованием учебников и учебных пособий, указанных в списке литературы.
Методические рекомендации: Реферат, как форма самостоятельной научной работы студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата. Тематика рефератов:
7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРСНе планируются в 2014-15 учебном году 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОсновная литература: 1. Экологические проблемы современности [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов геогр. и биол. фак. / В. А. Гусев. - Саратов : [б. и.], 2012. - 31 с. 2. Степановских, А. С. Биологическая экология. Теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экологическим специальностям / А. С. Степановских. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 791 с. 3. Флора засолённых местообитаний Саратовской области [Рукопись] : диссертация на соискание учёной степени кандидата биологических наук : 03.02.01 : защищена 17.10.2013 / О. В. Чеботарева ; науч. рук. Ю. И. Буланый ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского". - Саратов : [б. и.], 2013. - 206 л. Дополнительная литература: 1. Красная книга Саратовской области [Текст] : Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Ком. охраны окружающей среды и природопользования Сарат. обл. ; науч. ред. Г. В. Шляхтин ; редкол.: В. С. Белов (пред.) [и др.] ; худож. В. К. Иванов. - Саратов : Изд-во Торгово-пром. палаты Сарат. обл., 2006. - 526, [2] с. : цв. ил. - ISBN 5-8270-0283-6 Интернет-ресурсы
9. Материально-техническое обеспечение дисциплиныКомплект научно-методической, научной и справочной литературы по проблемам дисциплины, читальный зал с возможностью доступа к современной справочной базе, доступ к сети Интернет. Программа разработана в 2013 году (одобрена на заседании кафедры биологии и экологии (протокол № _1__ от «__28__» __08__2013 года). Программа актуализирована в 2014 г., (одобрена на заседании кафедры биологии и экологии (протокол №4 от 28.10.2014 года). Автор: Автор к.б.н., преподаватель А.А. Инфантов Зав. кафедрой биологии и экологии к.б.н., доцент А.И. Золотухин Декан факультета естественно-научного М.А. Занина и педагогического образования, к.с.-х.н., доцент |
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология» | Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений... Фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал), кандидат филологических наук |