Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю





Скачать 277.65 Kb.
НазваниеРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю
Дата публикации06.07.2015
Размер277.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»
Балашовский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор БИ СГУ

доцент А.В. Шатилова

_________________

«12» ноября 2014 г.

Рабочая программа дисциплины
К/В Основы иммунологии

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование



Профиль подготовки

Биология


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная и заочная

Балашов

2014

Содержание:


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата 2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3

4. Структура и содержание учебной дисциплины 4

4.1. Объем дисциплины 4

4.2. Содержание дисциплины 4

4.3. Структура дисциплины 7

5. Образовательные технологии 11

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 12

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 13

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 14

Интернет-ресурсы 14

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 14


1. Цели освоения учебной дисциплины: Целью освоения дисциплины (модуля) «Основы иммунологии» является формирование систематизированных знаний в области микробиологии.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла, курсам по выбору (Б3.ДВ1).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, сформированные в процессе изучения дисциплин «Биохимия» (Б3.В11), «Микробиология» (Б3.В15). Дисциплина является основой для изучения таких областей знаний, как основы генетики (Б3.В9).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

- проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

- заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);

- умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);

профессиональных компетенций

- демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

- использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

- применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

- способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);

специальных компетенций:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения животных, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов животных (СК-3);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- иммунную систему человека; неспецифические и специфические факторы защиты организма; механизм реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний, диагностические препараты.

- иммунобиологические препараты, применяемые для лечения и профилактики инфекционных заболеваний: вакцины, лечебно – профилактические сыворотки, иммуномодуляторы, эубиотики, пробиотики, лечебные бактериофаги.

- таксономию, морфологические и биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний, эпидемиология, механизмы и пути передачи возбудителей, патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при этих заболеваниях; принципы диагностики, неспецифическая и специфическая профилактика, препараты для лечения.

уметь:

- оценить результаты реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний.

владеть:

- понятием об иммунитете и его факторах.

-практическим применением методов иммунологической диагностики.

4. Структура и содержание учебной дисциплины

4.1. Объем дисциплины



Общая трудоемкость дисциплины для ОФО и ЗФО составляет по 3 зачетные единицы, 108 часов, из них:

- по очной форме обучения 42 часа аудиторной работы (16 часов лекций и 26 часов практических занятий), 66 часов самостоятельной работы, дисциплина изучается в 4 семестре II курса, ее освоение заканчивается зачетом;

- по заочной форме обучения 10 часов аудиторной работы (4 часа лекций, 6 часов практических занятий), 94 часа самостоятельной работы, дисциплина изучается в 5 семестре III курса, ее освоение заканчивается зачетом.

4.2. Содержание дисциплины


Цели и задачи иммунологии в ее историческом развитии

Предмет и задачи иммунологии; ее место и роль в современной биологии, медицине и народном хозяйстве. Фундаментальное и прикладное значение иммунологии. Социально-экономические и научные основы возникновения иммунологии и ее связь с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, биофизикой, биотехнологией, физиологией и математическим моделированием процессов.

Исторические этапы развития иммунологии. Работы Э. Дженнера.

Рождение иммунологии как науки. Основоположники научной иммунологии – Л. Пастер, Э. Беринг, Р. Кох. Возникновение неинфекционной иммунологии – И.И. Мечников, П. Эрлих, Ж. Броде, Н.Н. Чистович, К. Ландштейнер и другие.

Традиционное определение иммунитета. Становление современной иммунологии. Новое определение иммунитета. Уровни изучения и проявления иммунологической реактивности. Биологический смысл иммунитета и биологическое содержание иммунологии. Открытие иммунологической толерантности в 1953 г. (П. Медавар и М. Гашек).

Роль российских ученых в развитии иммунологии (И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, А.А. Максимов, С. Метальников, Л.Л. Зильбер, П.Н. Косяков, А.А. Адо, Р.В. Петров и другие).

Основные этапы и направления развития современной иммунологии.

Создание и применение вакцины, стимуляция иммунитета при инфекциях, искусственные антигены и вакцины.

Нобелевские лауреаты по иммунологии: И.И. Мечников, П. Эрлих, К. Ландштейнер, Ф.М. Бернет, П. Медавар, Д. Эдельман, Р. Портер, Б. Бенацерраф, Ж. Доссе, Д. Снелл, Р. Цинкернагель, П. Догерти.
Виды и механизмы иммунитета

Исторический аспект инструктивных и селективных теорий иммунитета.

Теория боковых цепей П. Эрлиха. Инструктивная теория Полинга. Теория естественного отбора Н. Ерне. Теория непрямой матрицы Ф. Бернета и Ф. Феннера. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета. Объяснение иммунологических феноменов с позиции каждой теории.
Факторы неспецифической резистенции организма

Эффекторные механизмы иммунитета

Роль цитотоксических Т-лимфоцитов, активированных макрофагов, эозинофилов, нейтрофилов, базофилов и других типов клеток. Роль протеолитических ферментов и регуляторных белков в реализации иммунных реакций, включая систему комплемента. Рецепторы Т- и В-лимфоцитов.

Медиаторы и гормоны иммунной системы.

Взаимодействие клеток в иммунном ответе

Афферентный этап. Роль рецепторного аппарата Т- и В-лимфоцитов в распознавании антигена и участие макрофагов в переработке антигена.

Центральный этап. Генез и механизм взаимодействия Т- и В-лимфоцитов в периферических органах иммунной системы. Основные этапы клеточных реакций, происходящих в лимфоидных органах.

Эфферентный этап. Реализация и понятие об иммунологической памяти.

Роль взаимодействия клеток при первичном и вторичном иммунном ответе.

Регуляция иммунопоэза. Связь иммунной, эндокринной и нервной систем в поддержании гомеостаза.

Трехклеточная система взаимодействия. Двойное распознавание.

Распознавание антигена, реакция антиген-антитело

Феномены агглютинации, преципитации, лизиса, цитотоксические реакции, реакции связывания комплемента и др.

Иммунодиффузионный анализ, иммуноэлектрофорез. Принцип методов.

Определение концентрации иммуноглобулинов в сыворотке крови и в секретах методом радиальной иммунодиффузии. Получение моноспецифических антисывороток против иммуноглобулинов разных классов. Иммуносорбция и иммуносорбенты. Значение иммунологических реакций в лабораторной диагностике при выявлении антигенов и антител. Специфичность реакции антиген-антитело. Концентрация реагентов. Биологическая активность комплексов.
Фагоцетоз. Система комплемента

Понятие о неспецифических и специфических (иммунологических) факторах защиты организма. Неспецифические факторы защиты и резистентности организма: барьерные структуры кожи и слизистых оболочек, бактерицидность ферментов и соков, воспалительные реакции, комплемент, лизоцим, интерферон, В-лизины, фагоцитоз и другие.

Специфические факторы защиты. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Виды иммунитета у различных представителей животного мира: конституциональный (врожденный) и приобретенный (активный и пассивный) и т.д.

Общая характеристика антигенов. Взаимодействие антигенов с иммуно-компетентными клетками организма

Основные понятия антигенов. Структура антигенной специфичности.

Виды антигенной специфичности: видовая, групповая, гетероспецифичность, типоспецифичность, стадиоспецифичность, функциональная специфичность, патологическая специфичность, антигенность и иммуногенность. Гаптены и гаптеноспецифичность. Синтетические антигены (полиаминокислоты).

Конъюгированные антигены, носители. Адъюванты. Антигены тимусзависимые и тимуснезависимые. Изоантигены человека: системы антигенов эритроцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, тромбоцитов, белков плазмы.

Антигены главного комплекса гистосовместимости человека и животных.

Система Н-2 и система HLA: наследование, распределение в тканях, функция.

Антигены как индукторы иммунного ответа.

Основные понятия антител. История открытия и изучения. Физико-химическая характеристика антител. Молекулярная структура. Роль биохимии и молекулярной биологии в расшифровке структуры и синтеза антител.

Специфичность и гетерогенность антител. Структура иммуноглобулина, легкие и тяжелые цепи, вариабельные и константные области. Активные центры молекулы антитела. Классы и подклассы иммуноглобулинов: IgM, IgG, IgA, IgE, IgD. Функциональная и физико-химическая характеристика каждого класса. Гетерогенность иммуноглобулинов. Миелоидные белки. Синтез антител in vitro и гибридомы. Изотипы, аллотипы и идиотипы. Генетический контроль структуры иммуноглобулинов.
Общая характеристика иммунной системы организма. Иммунологическая толерантность. Генетический контроль иммунного ответа

Лимфоидные органы, ткани и клетки иммунной системы. Центральные и периферические органы иммунной системы. Структурно-функциональные отношения. Тимус и его центральная роль в иммунитете. История изучения.

Основные гормоны тимуса. Иммунобиотехнология – получение и применение различных гормонов и фракций тимуса. Костный мозг. Сумка Фабрициуса.

Групповые лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки). Лимфатические узлы. Селезенка. Кровь. Клетки иммунной системы. Тимусзависимый путь развития Т-лимфоцитов. Тимуснезависимый путь развития В-лимфоцитов. Т-лимфоциты и их субпопуляции. В-лимфоциты и их субпопуляции.

Современные теории иммуногенеза. Общая характеристика реакции антиген — антитело

Филогенез иммунного ответа. Развитие иммунологической реактивности в филогенезе. Эволюция лимфоидной системы. Стволовая кроветворная клетка и ее дифференцировка.

Формирование и дифференцировка Т-, В- и А-клеточных систем. Эволюция иммуноглобулинов.

Онтогенез иммунного ответа. Развитие иммунологической реактивности в онтогенезе. Становление иммунитета в эмбриональном периоде. Развитие лимфоидных органов.

Состав и строение центральных органов иммунной системы. Эмбриогенез костного мозга и тимуса. Состав и строение периферических лимфоидных органов, рециркуляция лимфоцитов.

Становление антигенной структуры тканей позвоночных в ходе эмбриогенеза. Старение. Иммунная недостаточность. Иммуногенетические основы старения. Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости.

Возможные механизмы врожденного (первичного) иммунодефицита.

Классификация. Врожденные дефекты фагоцитарной системы и системы комплемента.

Неинфекционная иммунология и иммунопатология. Понятие о трансплантационном иммунитете

История становления трансплантационной иммунологии. А. Карель, П. Медавар. Определение понятия «трансплантационный иммунитет».

Чистолинейные животные. Генетические законы совместимости тканей.

Аутотрансплантация. Сингенная и аллогенная трансплантация. Ксенотрансплантация. Иммунологическая природа отторжения. Динамика отторжения. Механизм деструкции трансплантата. Значение системы Н-2 и HLA при трансплантации органов. Клеточные феномены трансплантационного иммунитета.

Феномен усиления роста трансплантата. Феномены аллогенной ингибиции, цитопатогенного действия лимфоцитов и другие феномены.

Генетический контроль иммунного ответа

Динамика антителогенеза. Генетические аспекты антителогенеза. Этапы синтеза иммуноглобулинов, иммунологическая память. Клональность популяции антителопродуцентов. Индивидуальные различия силы иммунного ответа. Гены иммунного ответа (Ir – гены) и их сцепления с главной системой гистосовместимости. Ia – антигены, локализация, структура и участие в представлении антигена лимфоцитам. Генетический контроль иммунного ответа на уровне Т-, В-клеток и макрофагов.

История развития учения о толерантности. Определение понятия толерантности. Эмбриональный период становления толерантности. Иммунная ареактивность во взрослом состоянии. Роль отдельных клеточных типов в индукции толерантности. Высокодозовая и низкодозовая толерантность.

Индукция толерантности после облучения. Роль генотипа в индукции толерантности. Отмена толерантности, аутоиммунная патология.

Иммунология репродукции. Иммунологические взаимоотношения в системе «мать-плод» .

Иммунологические механизмы оплодотворения. Иммунология имплантации. Эмбрион как аллотрансплантат. Иммунологические отношения между организмом матери и плода при нормально протекающей беременности. Иммунологическая реактивность при беременности. Роль трофобласта и плаценты. Околоплодные оболочки и жидкости в регуляции иммунологических отношений мать-плацента-плод.

Роль гуморальных и клеточных факторов в течение всего периода беременности вплоть до родов. Болезнь «малорослости». Иммунологический конфликт между организмом матери и плода. Гемолитическая болезнь новорожденных. Способность к образованию Rh-антител. Профилактика антирезусной сенсибилизации.

Иммунитет к опухолям. Антигенная характеристика опухолевых клеток. Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета. Преодоление иммунологического надзора опухолевыми клетками. Разработка способов иммунотерапии злокачественных опухолей.

Первичная (врожденная) иммунологическая недостаточность: дефекты фагоцитирующих клеток, недостаточность системы комплемента, дефицит компонентов комплемента С1 – С9, недостаточность В-лимфоцитов, недостаточность Т-лимфоцитов, недостаточность стволовых клеток.

Вторичный иммунодефицит: вирусные инфекции, химические и физические факторы, питание (дефицит железа), хронические инфекции, стресс и другие.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).

Специфическая иммунокоррекция.

4.3. Структура дисциплины



ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации

(по семестрам)

Лекции

Практические/

Интерактивная форма

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

7

8

9

1

Модульная единица 1.

Цели и задачи иммунологии в ее историческом развитии

7




2

4

4

Устный опрос, контрольная работа, реферат

2

Модульная единица 2. Виды и механизмы иммунитета

7




2

4

4

Устный опрос

3

Модульная единица 3. Факторы неспецифической резистенции организма

7




2

4

4

Устный опрос, контрольная работа, тест

4

Модульная единица 4. Фагоцетоз. Система комплемента

7




2

4

4

Устный опрос, реферат, тест

5

Модульная единица 5. Общая характеристика антигенов. Взаимодействие антигенов с иммуно-компетентными клетками организма

7




4

8/4

4

Устный опрос

6

Модульная единица 6. Специфический иммунный ответ и приобретенный иммунитет

7




2

4/2

4

Устный опрос, реферат

7

Модульная единица 7. Общая характеристика иммунной системы организма. Иммунологическая толерантность. Генетический контроль иммунного ответа

7




4

8/4

4

Устный опрос, контрольная работа, реферат

8

Модульная единица 8. Современные теории иммуногенеза. Общая характеристика реакции антиген — антитело

7




2

4/2

4

Устный опрос, реферат

9

Модульная единица 9. Неинфекционная иммунология и иммунопатология. Понятие о трансплантационном иммунитете

7




4

8

4

Устный опрос, реферат




Итого







24

48/10

36

Экзамен


ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации

(по семестрам)

Лекции

Практические/Интерактивная форма

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

7

8

9

1

Модульная единица 1.

Цели и задачи иммунологии в ее историческом развитии

7




1




10

Устный опрос, контрольная работа, реферат

2

Модульная единица 2. Виды и механизмы иммунитета

7




1




10

Устный опрос

3

Модульная единица 3. Факторы неспецифической резистенции организма

7







1

10

Устный опрос, контрольная работа, тест

4

Модульная единица 4. Фагоцетоз. Система комплемента

7







1

10

Устный опрос, реферат, тест

5

Модульная единица 5. Общая характеристика антигенов. Взаимодействие антигенов с иммуно-компетентными клетками организма

7




1

1/1



15

Устный опрос

6

Модульная единица 6. Специфический иммунный ответ и приобретенный иммунитет

7




1

1/1

14

Устный опрос, реферат

7

Модульная единица 7. Общая характеристика иммунной системы организма. Иммунологическая толерантность. Генетический контроль иммунного ответа

7







1

20

Устный опрос, контрольная работа, реферат

8

Модульная единица 8. Современные теории иммуногенеза. Общая характеристика реакции антиген — антитело

1







1

10

Устный опрос, реферат

9

Модульная единица 9. Неинфекционная иммунология и иммунопатология. Понятие о трансплантационном иммунитете













10

Устный опрос, реферат




Итого

7




4

6/2

109

Экзамен


5. Образовательные технологии


Преподавание курса «Основы иммунологии» основано на проведении традиционных объяснительно – иллюстративных лекций и практических занятий с широким использованием натуральных образцов растений, учебных таблиц, учебных фильмов.

В процессе изучения курса применяются следующие активные методы обучения:

-интерактивные лекции в компьютерном классе;

-проблемные лекции по темам неинфекционная иммунология, роль клинической иммунологии;

-использование элементов программирования иммунного ответа при трансплантации органов;

-изучение электронных пособий по отдельным темам, участие студентов в их составлении.

- рейтинговая оценка знаний как инновационный подход к обучению.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20% аудиторных занятий.

В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих студентов. Универсальные технологии тьюторского сопровождения; инклюзивного и адаптивного обучения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы студентов используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Подбор и разработка учебных материалов предоставлять в различных формах: для обучающихся с нарушениями слуха информацию представлять визуально, с нарушением зрения – аудиально. Для лиц с ограниченным зрением изображения микроскопических объектов представлять в форме презентаций. Общение преподавателей с обучающимися осуществлять с помощью дистанционных технологий (сети Интернет, электронной почты, социальных сетей). Выбор мест прохождения практик осуществляется с учетом с ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине



  • Использование информационных ресурсов, доступных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (см. перечень ресурсов в п. 8 настоящей программы).

  • Составление и редактирование текстов при помощи текстовых редакторов.

  • Создание электронных документов (компьютерных презентаций, видеофайлов, плейкастов и т. п.) по изучаемым темам и электронных коллекций.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Самостоятельная работа по основам иммунологии ориентирована на решение следующих задач: овладение новым учебным материалом; формирование навыков самостоятельного умственного труда и профессиональных умений; закрепление, углубление и систематизация знаний. Для этого необходимо выполнение ряда заданий.

Ответить на контрольные вопросы по следующим темам и выполнить реферативную работу:

Тема 1. Иммунология

  1. Виды и механизмы иммунитета

  2. Факторы неспецифической резистентности организмов.

  3. Фагоцитоз


Тема 2. Общая характеристика иммунной системы организма

  1. Иммуно-компетентные клетки

  2. формы иммунного ответа

  3. генетический иммунного ответа


Тема Общая характеристика антител

  1. Классы иммуноглобулинов

  2. динамика антитела образования

  3. современная теория иммуногенеза

  4. характеристика реакции антиген- антитело: механизмы, защитная роль, прикладное значение


Тематика рефератов

  1. Значение работ Луи Пастера.

  2. Клеточная теория иммунитета И.И. Мечникова.

  3. Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха.

  4. Клонально-селекционная теория иммунитета М.Ф. Бернета.

  5. Развитие иммунологии на современном этапе.

  6. Система Н-2 и система HLA: наследование, распределение в тканях, функция.

  7. Механизмы формирования иммунных реакций.

  8. Медиаторы и гормоны иммунной системы.

  9. Иммунодиффузионный анализ, иммуноэлектрофорез.

  10. Развитие иммунологической реактивности в филогенезе.

  11. Иммунопатология детского возраста.

  12. Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости.

  13. Аутоиммунные заболевания.

  14. Нейрофизиологические процессы в мозге в динамике развития иммунных реакций.

  15. Клинические проблемы трансплантации.

  16. Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета.

  17. Особенности иммунологической реактивности в различных климатогеографических условиях: сезонные и суточные колебания, питание, стресс, антропогенные факторы внешней среды, микробное окружение.

  18. Сравнительная феноменология трансплантационного иммунитета.

  19. Иммунологические отношения между организмом матери и плода при

  20. нормально протекающей беременности.

  21. Иммунологический конфликт между организмом матери и плода.

  22. Первичные и вторичные иммунодефициты, пути их преодоления.

  23. Биологические препараты: профилактические, лечебные, диагностические. Перспективы иммунологической диагностики.

  24. Значение иммунологического мониторинга в экологических исследованиях.

  25. Воспаление как основа иммунных процессов.

Контрольные вопросы, выносимые на экзамен

  1. Понятие об иммунитете и его виды.

  2. Клеточная теория иммунитета.

  3. Теория боковых цепей.

  4. Развитие иммунологии на современном этапе.

  5. Свойства и классификация антигенов.

  6. Гетерогенность иммуноглобулинов.

  7. Главный комплекс гистосовместимости: генетическая организация и основные белки комплекса.

  8. Центральные органы иммунной системы.

  9. Периферические органы иммунной системы.

  10. Иммунологическая толерантность.

  11. Неспецифические факторы защиты и резистентности организма. Эффекторные механизмы иммунитета.

  12. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Противоинфекционный иммунитет.

  13. Аллергия.

  14. Анафилаксия.

  15. Аутоиммунные состояния.

  16. Трансплантационный иммунитет.

  17. Противоопухолевый иммунитет.

  18. Первичные иммунодефициты.

  19. Вторичные иммунодефициты.

  20. ВИЧ – инфекция.

  21. Иммунологические механизмы оплодотворения. Иммунологический конфликт между организмом матери и плода.

  22. Иммунитет новорожденных.

  23. Иммунитет при старении.

  24. Эволюция иммунных механизмов.



7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС


Не планируются в 2014-15 учебном году




8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


а) основная литература:

1. Павлович, С. А. Микробиология с вирусологией и иммунологией : учеб. пособие / С. А. Павлович. – 3-е изд., испр. – Минск : Выш. шк., 2013. – 799 с.: ил. – ISBN 978-985-06-2237-2. (http://www.bibliorossica.com)

2. Госманов, Р. Г. Микробиология и иммунология / Р. Г. Госманов, А. И. Ибрагимова, А.К. Галлиулин. – Лань, 2013. – 240 с.

б) дополнительная литература:

  1. Гусев М. В. Микробиология [Текст] : учеб. для студентов биол. спец. вузов / М. В. Гусев, Л. А. Минеева, 2003. - 464 с.

  2. Койко, Р. Иммунология : учеб. Пособие. / Р. Койко, Д. Саншайн, Э. Бенджамини; пер.с.англ. А.В. Камаева, А.Ю. Кузнецовой; под ред Н.Б. Серебряной. - М. : Академия, 2008. – 368.

  3. Практикум по микробиологии : практикум / А. И. Нетрусов, М. А. Егорова, Л. М. Захарчук ; под ред. : А. И. Нетрусова, 2005. - 608 с.

  4. Практикум по иммунологии учеб пособие / под ред. И.А. Кондратьевой, В.Д. Самуилова . – М.: изд-во МГУ 2001.- 224 с.

Интернет-ресурсы


  1. www.mcx.ru/ Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

  2. www.botsad.msu.ru/ Официальный сайт Ботанического сада Московского государственного университета.

  3. www.botsad.osu.ru/ Официальный сайт Ботанического сада Оренбургского государственного университета.

  4. www.biophys.msu.ru / Официальный сайт кафедры биофизики Московского государственного университета.

  5. Научная электронная библиотека e-library.

  6. Основные справочные и поисковые системы: LibNet, MedLine, PubMed, Google, Yandex, Rambler.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекций необходимы оснащенные мультимедийным оборудованием аудитории. Для лабораторных занятий необходимы термостат, твердые питательные среды, холодильник, пробирки, микробные петли, фотоаппарат, чашки Петри.
Программа разработана в 2013 году (одобрена на заседании кафедры биологии и экологии (протокол № _1__ от «__28__» __08__2013 года).

Программа актуализирована в 2014 г., (одобрена на заседании кафедры биологии и экологии (протокол №4 от 10. 2014 года).
Автор:

Автор к.б.н., преподаватель А.А. Инфантов
Зав. кафедрой биологии и экологии

к.б.н., доцент А.И. Золотухин
Декан факультета естественно-научного М.А. Занина

и педагогического образования, к.с.-х.н.,

доцент



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология»
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) утверждаю iconУчебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений...
Фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал), кандидат филологических наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск