Скачать 277.65 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал) УТВЕРЖДАЮ: Директор БИ СГУ доцент А.В. Шатилова _________________ «12» ноября 2014 г. Рабочая программа дисциплины К/В Основы иммунологии Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Профиль подготовки Биология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная и заочная Балашов 2014 Содержание: 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата 2 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3 4. Структура и содержание учебной дисциплины 4 4.1. Объем дисциплины 4 4.2. Содержание дисциплины 4 4.3. Структура дисциплины 7 5. Образовательные технологии 11 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 12 7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 13 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 14 Интернет-ресурсы 14 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 14 1. Цели освоения учебной дисциплины: Целью освоения дисциплины (модуля) «Основы иммунологии» является формирование систематизированных знаний в области микробиологии. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриатаДисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла, курсам по выбору (Б3.ДВ1). Для освоения дисциплины студенты используют знания, сформированные в процессе изучения дисциплин «Биохимия» (Б3.В11), «Микробиология» (Б3.В15). Дисциплина является основой для изучения таких областей знаний, как основы генетики (Б3.В9). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныДанная дисциплина способствует формированию следующих компетенций: - следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); - проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8); - заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16); - умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18); профессиональных компетенций - демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); - использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); - применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5); - способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15); специальных компетенций: - владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1); - владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения животных, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2); - способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов животных (СК-3); - способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4); - владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5); - способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6); - способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7); - способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8). Планируемые результаты обучения по дисциплине В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - иммунную систему человека; неспецифические и специфические факторы защиты организма; механизм реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний, диагностические препараты. - иммунобиологические препараты, применяемые для лечения и профилактики инфекционных заболеваний: вакцины, лечебно – профилактические сыворотки, иммуномодуляторы, эубиотики, пробиотики, лечебные бактериофаги. - таксономию, морфологические и биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний, эпидемиология, механизмы и пути передачи возбудителей, патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при этих заболеваниях; принципы диагностики, неспецифическая и специфическая профилактика, препараты для лечения. уметь: - оценить результаты реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний. владеть: - понятием об иммунитете и его факторах. -практическим применением методов иммунологической диагностики. 4. Структура и содержание учебной дисциплины4.1. Объем дисциплиныОбщая трудоемкость дисциплины для ОФО и ЗФО составляет по 3 зачетные единицы, 108 часов, из них: - по очной форме обучения 42 часа аудиторной работы (16 часов лекций и 26 часов практических занятий), 66 часов самостоятельной работы, дисциплина изучается в 4 семестре II курса, ее освоение заканчивается зачетом; - по заочной форме обучения 10 часов аудиторной работы (4 часа лекций, 6 часов практических занятий), 94 часа самостоятельной работы, дисциплина изучается в 5 семестре III курса, ее освоение заканчивается зачетом. 4.2. Содержание дисциплиныЦели и задачи иммунологии в ее историческом развитии Предмет и задачи иммунологии; ее место и роль в современной биологии, медицине и народном хозяйстве. Фундаментальное и прикладное значение иммунологии. Социально-экономические и научные основы возникновения иммунологии и ее связь с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, биофизикой, биотехнологией, физиологией и математическим моделированием процессов. Исторические этапы развития иммунологии. Работы Э. Дженнера. Рождение иммунологии как науки. Основоположники научной иммунологии – Л. Пастер, Э. Беринг, Р. Кох. Возникновение неинфекционной иммунологии – И.И. Мечников, П. Эрлих, Ж. Броде, Н.Н. Чистович, К. Ландштейнер и другие. Традиционное определение иммунитета. Становление современной иммунологии. Новое определение иммунитета. Уровни изучения и проявления иммунологической реактивности. Биологический смысл иммунитета и биологическое содержание иммунологии. Открытие иммунологической толерантности в 1953 г. (П. Медавар и М. Гашек). Роль российских ученых в развитии иммунологии (И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, А.А. Максимов, С. Метальников, Л.Л. Зильбер, П.Н. Косяков, А.А. Адо, Р.В. Петров и другие). Основные этапы и направления развития современной иммунологии. Создание и применение вакцины, стимуляция иммунитета при инфекциях, искусственные антигены и вакцины. Нобелевские лауреаты по иммунологии: И.И. Мечников, П. Эрлих, К. Ландштейнер, Ф.М. Бернет, П. Медавар, Д. Эдельман, Р. Портер, Б. Бенацерраф, Ж. Доссе, Д. Снелл, Р. Цинкернагель, П. Догерти. Виды и механизмы иммунитета Исторический аспект инструктивных и селективных теорий иммунитета. Теория боковых цепей П. Эрлиха. Инструктивная теория Полинга. Теория естественного отбора Н. Ерне. Теория непрямой матрицы Ф. Бернета и Ф. Феннера. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета. Объяснение иммунологических феноменов с позиции каждой теории. Факторы неспецифической резистенции организма Эффекторные механизмы иммунитета Роль цитотоксических Т-лимфоцитов, активированных макрофагов, эозинофилов, нейтрофилов, базофилов и других типов клеток. Роль протеолитических ферментов и регуляторных белков в реализации иммунных реакций, включая систему комплемента. Рецепторы Т- и В-лимфоцитов. Медиаторы и гормоны иммунной системы. Взаимодействие клеток в иммунном ответе Афферентный этап. Роль рецепторного аппарата Т- и В-лимфоцитов в распознавании антигена и участие макрофагов в переработке антигена. Центральный этап. Генез и механизм взаимодействия Т- и В-лимфоцитов в периферических органах иммунной системы. Основные этапы клеточных реакций, происходящих в лимфоидных органах. Эфферентный этап. Реализация и понятие об иммунологической памяти. Роль взаимодействия клеток при первичном и вторичном иммунном ответе. Регуляция иммунопоэза. Связь иммунной, эндокринной и нервной систем в поддержании гомеостаза. Трехклеточная система взаимодействия. Двойное распознавание. Распознавание антигена, реакция антиген-антитело Феномены агглютинации, преципитации, лизиса, цитотоксические реакции, реакции связывания комплемента и др. Иммунодиффузионный анализ, иммуноэлектрофорез. Принцип методов. Определение концентрации иммуноглобулинов в сыворотке крови и в секретах методом радиальной иммунодиффузии. Получение моноспецифических антисывороток против иммуноглобулинов разных классов. Иммуносорбция и иммуносорбенты. Значение иммунологических реакций в лабораторной диагностике при выявлении антигенов и антител. Специфичность реакции антиген-антитело. Концентрация реагентов. Биологическая активность комплексов. Фагоцетоз. Система комплемента Понятие о неспецифических и специфических (иммунологических) факторах защиты организма. Неспецифические факторы защиты и резистентности организма: барьерные структуры кожи и слизистых оболочек, бактерицидность ферментов и соков, воспалительные реакции, комплемент, лизоцим, интерферон, В-лизины, фагоцитоз и другие. Специфические факторы защиты. Клеточный и гуморальный иммунитет. Виды иммунитета у различных представителей животного мира: конституциональный (врожденный) и приобретенный (активный и пассивный) и т.д. Общая характеристика антигенов. Взаимодействие антигенов с иммуно-компетентными клетками организма Основные понятия антигенов. Структура антигенной специфичности. Виды антигенной специфичности: видовая, групповая, гетероспецифичность, типоспецифичность, стадиоспецифичность, функциональная специфичность, патологическая специфичность, антигенность и иммуногенность. Гаптены и гаптеноспецифичность. Синтетические антигены (полиаминокислоты). Конъюгированные антигены, носители. Адъюванты. Антигены тимусзависимые и тимуснезависимые. Изоантигены человека: системы антигенов эритроцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, тромбоцитов, белков плазмы. Антигены главного комплекса гистосовместимости человека и животных. Система Н-2 и система HLA: наследование, распределение в тканях, функция. Антигены как индукторы иммунного ответа. Основные понятия антител. История открытия и изучения. Физико-химическая характеристика антител. Молекулярная структура. Роль биохимии и молекулярной биологии в расшифровке структуры и синтеза антител. Специфичность и гетерогенность антител. Структура иммуноглобулина, легкие и тяжелые цепи, вариабельные и константные области. Активные центры молекулы антитела. Классы и подклассы иммуноглобулинов: IgM, IgG, IgA, IgE, IgD. Функциональная и физико-химическая характеристика каждого класса. Гетерогенность иммуноглобулинов. Миелоидные белки. Синтез антител in vitro и гибридомы. Изотипы, аллотипы и идиотипы. Генетический контроль структуры иммуноглобулинов. Общая характеристика иммунной системы организма. Иммунологическая толерантность. Генетический контроль иммунного ответа Лимфоидные органы, ткани и клетки иммунной системы. Центральные и периферические органы иммунной системы. Структурно-функциональные отношения. Тимус и его центральная роль в иммунитете. История изучения. Основные гормоны тимуса. Иммунобиотехнология – получение и применение различных гормонов и фракций тимуса. Костный мозг. Сумка Фабрициуса. Групповые лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки). Лимфатические узлы. Селезенка. Кровь. Клетки иммунной системы. Тимусзависимый путь развития Т-лимфоцитов. Тимуснезависимый путь развития В-лимфоцитов. Т-лимфоциты и их субпопуляции. В-лимфоциты и их субпопуляции. Современные теории иммуногенеза. Общая характеристика реакции антиген — антитело Филогенез иммунного ответа. Развитие иммунологической реактивности в филогенезе. Эволюция лимфоидной системы. Стволовая кроветворная клетка и ее дифференцировка. Формирование и дифференцировка Т-, В- и А-клеточных систем. Эволюция иммуноглобулинов. Онтогенез иммунного ответа. Развитие иммунологической реактивности в онтогенезе. Становление иммунитета в эмбриональном периоде. Развитие лимфоидных органов. Состав и строение центральных органов иммунной системы. Эмбриогенез костного мозга и тимуса. Состав и строение периферических лимфоидных органов, рециркуляция лимфоцитов. Становление антигенной структуры тканей позвоночных в ходе эмбриогенеза. Старение. Иммунная недостаточность. Иммуногенетические основы старения. Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости. Возможные механизмы врожденного (первичного) иммунодефицита. Классификация. Врожденные дефекты фагоцитарной системы и системы комплемента. Неинфекционная иммунология и иммунопатология. Понятие о трансплантационном иммунитете История становления трансплантационной иммунологии. А. Карель, П. Медавар. Определение понятия «трансплантационный иммунитет». Чистолинейные животные. Генетические законы совместимости тканей. Аутотрансплантация. Сингенная и аллогенная трансплантация. Ксенотрансплантация. Иммунологическая природа отторжения. Динамика отторжения. Механизм деструкции трансплантата. Значение системы Н-2 и HLA при трансплантации органов. Клеточные феномены трансплантационного иммунитета. Феномен усиления роста трансплантата. Феномены аллогенной ингибиции, цитопатогенного действия лимфоцитов и другие феномены. Генетический контроль иммунного ответа Динамика антителогенеза. Генетические аспекты антителогенеза. Этапы синтеза иммуноглобулинов, иммунологическая память. Клональность популяции антителопродуцентов. Индивидуальные различия силы иммунного ответа. Гены иммунного ответа (Ir – гены) и их сцепления с главной системой гистосовместимости. Ia – антигены, локализация, структура и участие в представлении антигена лимфоцитам. Генетический контроль иммунного ответа на уровне Т-, В-клеток и макрофагов. История развития учения о толерантности. Определение понятия толерантности. Эмбриональный период становления толерантности. Иммунная ареактивность во взрослом состоянии. Роль отдельных клеточных типов в индукции толерантности. Высокодозовая и низкодозовая толерантность. Индукция толерантности после облучения. Роль генотипа в индукции толерантности. Отмена толерантности, аутоиммунная патология. Иммунология репродукции. Иммунологические взаимоотношения в системе «мать-плод» . Иммунологические механизмы оплодотворения. Иммунология имплантации. Эмбрион как аллотрансплантат. Иммунологические отношения между организмом матери и плода при нормально протекающей беременности. Иммунологическая реактивность при беременности. Роль трофобласта и плаценты. Околоплодные оболочки и жидкости в регуляции иммунологических отношений мать-плацента-плод. Роль гуморальных и клеточных факторов в течение всего периода беременности вплоть до родов. Болезнь «малорослости». Иммунологический конфликт между организмом матери и плода. Гемолитическая болезнь новорожденных. Способность к образованию Rh-антител. Профилактика антирезусной сенсибилизации. Иммунитет к опухолям. Антигенная характеристика опухолевых клеток. Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета. Преодоление иммунологического надзора опухолевыми клетками. Разработка способов иммунотерапии злокачественных опухолей. Первичная (врожденная) иммунологическая недостаточность: дефекты фагоцитирующих клеток, недостаточность системы комплемента, дефицит компонентов комплемента С1 – С9, недостаточность В-лимфоцитов, недостаточность Т-лимфоцитов, недостаточность стволовых клеток. Вторичный иммунодефицит: вирусные инфекции, химические и физические факторы, питание (дефицит железа), хронические инфекции, стресс и другие. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Специфическая иммунокоррекция. 4.3. Структура дисциплиныОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
5. Образовательные технологииПреподавание курса «Основы иммунологии» основано на проведении традиционных объяснительно – иллюстративных лекций и практических занятий с широким использованием натуральных образцов растений, учебных таблиц, учебных фильмов. В процессе изучения курса применяются следующие активные методы обучения: -интерактивные лекции в компьютерном классе; -проблемные лекции по темам неинфекционная иммунология, роль клинической иммунологии; -использование элементов программирования иммунного ответа при трансплантации органов; -изучение электронных пособий по отдельным темам, участие студентов в их составлении. - рейтинговая оценка знаний как инновационный подход к обучению. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20% аудиторных занятий. В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих студентов. Универсальные технологии тьюторского сопровождения; инклюзивного и адаптивного обучения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы студентов используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Подбор и разработка учебных материалов предоставлять в различных формах: для обучающихся с нарушениями слуха информацию представлять визуально, с нарушением зрения – аудиально. Для лиц с ограниченным зрением изображения микроскопических объектов представлять в форме презентаций. Общение преподавателей с обучающимися осуществлять с помощью дистанционных технологий (сети Интернет, электронной почты, социальных сетей). Выбор мест прохождения практик осуществляется с учетом с ограниченных возможностей здоровья обучающихся. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплиныСамостоятельная работа по основам иммунологии ориентирована на решение следующих задач: овладение новым учебным материалом; формирование навыков самостоятельного умственного труда и профессиональных умений; закрепление, углубление и систематизация знаний. Для этого необходимо выполнение ряда заданий. Ответить на контрольные вопросы по следующим темам и выполнить реферативную работу: Тема 1. Иммунология
Тема 2. Общая характеристика иммунной системы организма
Тема Общая характеристика антител
Тематика рефератов
Контрольные вопросы, выносимые на экзамен
7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРСНе планируются в 2014-15 учебном году 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныа) основная литература: 1. Павлович, С. А. Микробиология с вирусологией и иммунологией : учеб. пособие / С. А. Павлович. – 3-е изд., испр. – Минск : Выш. шк., 2013. – 799 с.: ил. – ISBN 978-985-06-2237-2. (http://www.bibliorossica.com) 2. Госманов, Р. Г. Микробиология и иммунология / Р. Г. Госманов, А. И. Ибрагимова, А.К. Галлиулин. – Лань, 2013. – 240 с. б) дополнительная литература:
Интернет-ресурсы
9. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения лекций необходимы оснащенные мультимедийным оборудованием аудитории. Для лабораторных занятий необходимы термостат, твердые питательные среды, холодильник, пробирки, микробные петли, фотоаппарат, чашки Петри. Программа разработана в 2013 году (одобрена на заседании кафедры биологии и экологии (протокол № _1__ от «__28__» __08__2013 года). Программа актуализирована в 2014 г., (одобрена на заседании кафедры биологии и экологии (протокол №4 от 10. 2014 года). Автор: Автор к.б.н., преподаватель А.А. Инфантов Зав. кафедрой биологии и экологии к.б.н., доцент А.И. Золотухин Декан факультета естественно-научного М.А. Занина и педагогического образования, к.с.-х.н., доцент |
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология» | Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений... Фгбоу впо «сгу имени Н. Г. Чернышевского» Балашовский институт (филиал), кандидат филологических наук |