Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению





Скачать 132.62 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению
Дата публикации03.07.2015
Размер132.62 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
Методические рекомендации

к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс).

Подготовка к сочинению.
При написании сочинения по литературе следует помнить:
• объем сочинения 350 и более слов;

• суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

• почерк должен быть разборчивым;

• соблюдать поля;

• писать желательно синей или фиолетовой пастой;

• на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;

• выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

• на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика;

• строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

• не сбиваться на пересказ текста;

• не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;

• не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;

• если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);

• если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

• то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;

• главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

• удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;

• привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

• рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста разделить сочинение на абзацы.
В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом.

Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.

В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества.
Подготовка к сочинению по темам, предполагающим истолкование стихотворения поэта 19 или 20 века.

  • Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуем только ученикам, имеющим положительный опыт такой работы.

  • Главное в такого рода сочинении не сбиться на перечисление художественных приемов тропов, фигур речи, формальных признаков поэтического текста.

  • Стихотворение должно быть интерпретировано по-своему, обратим внимание, что в скобках после темы указан ключ к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Напомним, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, с разделением строк значком «/»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек).

  • Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными цитатами.

  • Напомним о возможности и желательности сопоставлений при анализе поэтического текста (место произведения в контексте эпохи, в контексте творчества автора, в наше время, личное восприятие).

  • Основное, на что следует обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, это формулировка темы. Внимательно прочитайте формулировку темы.

  • Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении.

  • Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с данным произведением, хорошего сочинения с грамотным анализом стихотворения не получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения - это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится.

  • Также немаловажно разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного исследования содержательной стороны сочинения.

Чтобы понять проблему работы вы можете действовать по следующим пунктам:

  1. «просто» проанализировать стихотворение;

  2. сопоставить его с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора);

  3. проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора;

  4. объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов в стихотворении).


Основная трудность состоит в том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить типового плана.

Как правило, для последовательного рассуждения выделяют следующие элементы:

  1. время и место создания произведения, история написания, связь с остальным творчеством автора;

  2. предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная мысль (идея) произведения;

  3. образы произведения и средства (тропы) их создания;

  4. композиция стихотворения.


Последовательность изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разные подходы к одной общей идее (например, тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.

Список возможных тем по первому направлению

«Недаром помнит вся Россия…»
• "Россия, Русь! Храни себя, храни..." Родина в творчестве М.Ю.Лермонтова

• "Зачем я жил? Для какой цели родился?" Трагедия судьбы Григория Печорина

• "И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычеи ’ (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени"

• "Не верят в мире многие любви..." (М. Ю. Лермонтов)

• Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова

• «Беги, красней, презренный человек, тебя, как и других, к земле прижал наш век» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Дума»)

• «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

• «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

• «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский)

• «Печально я гляжу на наше поколенье!»

• Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений М.Ю.Лермонтова)

• Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени"

• «Одинок я, нет отрады...» (По творчеству М.Ю.Лермонтова)

• Почему одиночество является сквозным мотивом для лирики М.Ю. Лермонтова?

• Стихийная, конфликтная личность в поэзии М.Ю. Лермонтова

• Современное звучание романа «Герой нашего времени»

• Почему герои Леромонтова, как правило, одиноки?

• Кто настоящий герой по Лермонтову (на примере анализа романа «Герой нашего времени»)?

• «Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством». (В.П. Ключевский). (По творчеству М.Ю.Лермонтова)

• Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине "странной"?

• Пространство поступков в лирике Лермонтова

• Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

• Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"

• Что такое для нас Лермонтов

Список тем, которые могут встретиться на итоговом сочинении по теме «Человек и природа»
• «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» ( Иоганн Вольфганг Гёте)

• «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель)

• «Природа - творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте)

• «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.Толстой)

• Красота природы • Природа в жизни человека

• «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент-Экзюпери)

• Поэзия родной природы

• Роль природы в жизни человека

• Благодарная природа и неблагодарный человек

• «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме)

• Природа - главный помощник человека

• Борьба человека за чистоту окружающего мира

• «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская) «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов).

«Спор поколений: вместе и врозь»
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Пожалуй, тема взаимоотношения разных поколений, отцов и детей, стоит по популярности на втором месте после темы любви. Ниже приведен список, где эта тема рассматривается в разные моменты истории. Как она трансформируется примерно каждые 50 лет.

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума».

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль».

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети».

  • Л.Н. Толстой «Война и мир».

  • А.Н. Островский «Гроза».

  • А.П. Чехов «Вишневый сад».

  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».

Останавливаться, разумеется, на всех произведениях мы не будем. А коснемся же основных. Не в обиду Грибоедову, его пропустим, перейдем к рассмотрению пьесы «Недоросль» Д.И. Фонвизина.

 

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Блок тем для сочинения звучит так: «Спор поколений: вместе и врозь». Здесь нам важно показать не только конфликтные ситуации, возникающие между разными поколениями, а также то, как первые воспитывали других, как влияли на них, как у них это получалось.

Наверняка, все слышали такую пословицу – яблоко от яблони не далеко падает. Она бы как раз подошла в качестве эпиграфа.

 «Без наук люди живут и жили». – Так отзывается о необходимости изучения наук главная героиня фонвизинского произведения. А к тому же властная, деспотичная г-жа Простакова умело оберегает своего сына Митрофана от всякого ученья. Есть, правда, несколько педагогов, но те совершенно негодные, да и зачем, собственно, им вдалбливать лоботрясу какие-то знания, если мать наняла их только потому, что так делают все, ведь стыдно будет перед другими. Иных мотивов научить своего сына чему-либо у нее, по сути-то, и не было. Она олицетворяет безумную, животную любовь к своему сыну.

Некоторые высказывания Простаковой:

«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головы, так по мне перестань».

«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»

«Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить».

 У Простаковой есть еще и брат, который умом-разумом тоже недалеко ушёл:

«Я отроду ничего не читывал, сестрица. Бог меня избавил от этой скуки».

«Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

«Люблю свиней сестрица, у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою».

Ещё у Митрофана есть нянька, которая также печется о нем, оберегая от труда усердного, от тяги к наукам разным.

Окружение исключительно способствовало тому, чтобы взрастить себе подобного. Они это и получили. Крылатое фраза, «Не хочу учиться, хочу жениться», как раз и прозвучала из уст нашего героя.

 

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Если предыдущее произведение посвящено теме воспитания и образования, то в романе «Отцы и дети» между разными поколениями возникают конфликты. Они идут врозь.

Главный герой, Евгений Базаров, человек, который идёт в ногу со временем, а во многом, даже обгоняет его, делает достаточно спорные заявления. И высказывает это он людям, которые изначально держатся противоположных точек зрения.

Если тема касается искусства, то «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Если природой кто-то восхищается, то только не Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». А любовь так и вовсе – «белиберда». Понятно, что без конфликтов было не обойтись, а то как же - чистокровные дворяне потерпеть такого вздора точно не могли бы.

Кирсанов так отзывался о Базарове: «Лекаришка», «волосатый», «шарлатан», «господин нигилист» и т.д.

Добавим ко всему сказанному некоторые колкие высказывания Базарова в адрес Павла Петровича Кирсанова и получите дуэль.
Если посмотреть на то, какие были отношения у Базарова с родителями, то здесь тоже не всё так просто:

«... уеду отсюда [из родительского дома] завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню... У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: "Мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет"; а сам от меня ни на шаг. Да и совестного как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего».

 

Базаров и понимает, что родители любят его безмерно, но однако же видит, что эта любовь его обременяет. К науке душа лежит, не до телячьих нежностей, и ничего Евгений с этим поделать не мог.

 

Можно много обсуждать этот роман, спорить, но мы никогда не сможем прийти к единственно верному ответу в вопросе, который бы касался взаимоотношения разных поколений. Не зря ведь, что к ней так часто обращаются, и не зря так любят спорить. Единственное, пожалуй, чего делать нельзя - так это полностью отказываться от своего прошлого, своей истории...

 

Примерные темы сочинений для подготовки

  • Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса

  • Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

  • Война, сталинизм и дети

  • Смысл названия романа "Отцы и дети"

  • Дети и детство в русской литературе

  • Кто прав в споре двух поколений в романе "Отцы и дети"?

  • Современные проблемы детей

  • Вечные проблемы недопонимания родителей и детей

  • Моё первое впечатление от прочтения комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

  • Любовь и дети

  • "Без страстей и противоречий нет жизни" (В.Г. Белинский)

  • Семья - это мой дом

  • Роль семьи в жизни человека



Список возможных тем по направлению

"Вопросы, заданные человечеству войной"
• "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин)

• "Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь " (Г.А. Медынский)

• «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов)

• «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М.Ю.Лермонтов)

• «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский)

• Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни... (по роману Л.Н. Толстого Война и мир)

• «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский)

• Подвиг народа в Великой Отечественной войне

• Тема мужества на страницах русской литературы

• Любовь и война на страницах русской литературы

• «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих)

• «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин).
Возможные темы к направлению «Чем живы люди»

  1. Может ли человек жить Мечтой?

  2. «Быть человеком – это чувствовать себя ответственным». (А. де Сент-Экзюпери)

  3. «Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский).

  4. Чем люди живы?

  5. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…». (В.Г.Белинский).

  6. Темы к направлению "Чем живы люди"?

  7. Поиски смысла жизни героями русской литературы.

  8. Герои, не нашедшие смысла жизни?

  9. Ответы героев Достоевского, Тургенева, Чехова в вопросе о смысле жизни.

  10. Размышления о чести и совести.

  11. Что нужно человеку для счастья?

  12. Что формирует судьбу человека?

  13. Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

  14. Мои раздумья о роли человека на земле, о вечных духовных ценностях.

  15. Современны ли сейчас понятия доброты, отзывчивости, милосердия?

  16. Что более всего ценит в человеке Толстой, Пушкин, Достоевский?

  17. Над какой жизнью смеётся Гоголь, Салтыков-Щедрин, Грибоедов?

  18. Должна ли быть нравственной цель жизни?

  19. Жизнь скучна без нравственной цели (Достоевский).

  20. Твой подвиг вовек не забудут в народе.

  21. Добродетель, любовь, бескорыстие - атавизма?

  22. Пока молоды - успевайте делать добро!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconУрок Р/Р. Подготовка к сочинению по произведениям Бунина и Куприна
Цели урока: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconТема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского...
Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как...
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию
Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения...
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconМетодические рекомендации по их написанию москва-2012 методические...
Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconПлан-конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка...
«Подготовка к написанию сочинения-описания по картине А. М. Герасимова «Мокрая терраса. После дождя»
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconМетодические рекомендации по написанию письменных работ Краснодар-2013
Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность: Методические рекомендации по написанию письменных работ –Краснодар,...
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconУрок русского языка в 7 «А» классе. Тема: Подготовка к написанию...
Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела»
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconА. С. Саядова Методические рекомендации по написанию и защите
Методические рекомендации по написанию и защите магистерской диссертации – Ростов н/Д: юфу, 2014
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconМетодические указания по подготовке и написанию реферата
Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных)
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconМетодические рекомендации к написанию курсовой работы
Б 484 Методические рекомендации к написанию курсовой работы: Учебно-методическое пособие [Текст] /Е. П. Березкина, О. А. Колмакова....
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconПодготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге
Образовательная: формирование умения формулировать тезис, объяснять свою позицию и аргументировать её, делать вывод
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconСодержание программы по литературе 7 класс 2 часа в неделю, 68 часов в год
Контрольных работ – 5 (2 – классных сочинения; 2 – домашних сочинения; 1 – тест). Региональный компонент – 7 часов
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и...
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урр подготовка к написанию домашнего сочинения по картине «Золотая осень в Карелии»
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к сочинению iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск