Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге





Скачать 50.92 Kb.
НазваниеПодготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге
Дата публикации14.07.2014
Размер50.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Методическая разработка

урока русского языка в 6 классе

с использованием технологической стратегии

ПОПС-формула («РКМЧП»)

Урок развития речи.
Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению

«Книга – наш друг, учитель, советчик»

Учитель русского языка и

литературы

ГБОУ СОШ с. Сосновый Солонец

Белоусова Е.И.


Тема урока Подготовка к написанию домашнего сочинения – рассуждения о книге.

Количество часов: 2

Цели урока:

1. Образовательная: формирование умения формулировать тезис, объяснять свою позицию и аргументировать её, делать вывод.

2. Развивающая: развитие логического мышления, умения анализировать полученную информацию, выстраивать цепочку доказательств

3.Воспитательная: воспитание отношения к книге не только как к источнику информации, но и как к другу, без которого не обойтись.

Технологическая стратегия РКМЧП: ПОПС-формула.

П – позиция (тезис рассуждения)

О – объяснение (аргументы)

П- примеры (аргументы)

С – следствие (вывод)

Ход урока.
1. Вступительное слово.

Учитель:

Скажите, пожалуйста, можно ли в современном мире обойтись без книги?

Учащиеся:

- Можно. Знания, новую информацию можно брать из интернета.

- А мне кажется, что нельзя. Удобнее читать какое-то произведение по книге, а не с монитора.

- Но сейчас ведь есть электоронные книги. Их удобно всюду с собою носить.

- Но одно дело читать электронную книгу, а другое – обычную, которую, может, читали твои дедушка и бабушка, а не только родители, переворачивать страницы, слышать, как они шелестят.

- Нет, и в современном мире книги должны жить.

Учитель:

В этом я совершенно с вами согласна. А вот почему книг и должны жить в нашем мире и не быть ничем другим заменёнными мы попытаемся объяснить в сочинении – рассуждении.

2. Подготовительная работа

П – позиция (тезис рассуждения)

Учитель:

Чем была и будет книга для человека?

Учащиеся:

- Источник новых знаний, информации.

- В книге можно найти ответ на вопрос, как поступить.

- Прочитав несколько страниц книги, можно успокоиться, погрустить, о чём-то помечтать.

- Можно в герое книги увидеть себя как бы со стороны и захотеть в себе что-то исправить.

Учитель:

Совершенно верно. Давайте коротко, но ясно сформулируем наше отношение к книге, т.е. нашу позицию, а это и будет тезис сочинения. Книга – это наш КТО?

Учащиеся:

- Книга – это наш друг, учитель, советчик.

Учитель:

Обсудите в парах ответы на вопросы: «Друг – это кто»? «Что сделает для нас друг»? «Что значит быть учителем и советчиком»?

Учащиеся после обсуждения дают ответы и делают краткие записи в тетрадях:

Друг- тот, кого мы любим, к кому прислушиваемся, у кого ищем совета, кому доверяем, с чьим мнением считаемся.

Друг поможет решить проблему, научит, подскажет, как выйти из затруднительного положения, поделиться радостью, помечтает с тобой.

Учитель:

Так можно ли книгу назвать другом?

Учащиеся (упр. 343,344):

- Да, по словам С.Михалкова «Авторы детских книг – самые большие наши друзья».

Учитель:

Можем ли мы это высказывание считать тезисом?

Учащиеся:

- Да.

Учитель:

Тогда что формулирует русский писатель И.А.Гончаров в своём высказывании?

Учащиеся:

Гончаров пишет: «Чтение – роскошь, дело, без которого легко и обойтись можно, а книга – вещь, назначенная для развлечения, от скуки и от нечего делать». Это антитезис нашего сочинения.

О – объяснение (аргументы).

1. Комментированное письмо. Запись в тетрадях, объяснение орфограмм и пунктограмм высказываний о книге известных деятелей.

1. Полюбите книги, и они, если вы захотите, могут перестроить всю вашу жизнь. (Н.Смиронов-Сокольский)

2. Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная от грубости и пошлости. (Н.Г.Чернышевский)

3. Одни книги – это боеприпасы, другие – хлеб, третьи - засушенный цветок, и все они необходимы. (И.Эренбург)

4. Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать. (Дидро)

5. Я вспоминаю книги Островского и толстого, Горького и Пушкина, Маяковского и Шолохова и говорю: «Спасибо вам, мои любимые писатели, первооткрыватели и учителя, наставники и товарищи! Спасибо вам за всё: вдохновение, школу, уроки жизни!» (Ю. Гагарин)

6. Книги, как и друзей, надо избирать глубоко, по душевной склонности… любимая книга никогда не изменит и вернётся именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке. (В,Г.Лидин)

7. Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. (А.Т.Твардовский)

8. Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (М.Горький).

2. Объяснение смысла записанных высказываний (групповая работа).

3. Зачитывание высказываний, подобранных к уроку домаи объяснение их смыслаэ

4. Отбор высказываний - примеров к тезису «Книга – друг, учитель, советчик» (групповая работа).

5. Самостоятельная работа с упр. 342.

6. Обобщение.

Учитель:

Что даёт нам книга?

Учащиеся:

- Открывает огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников (упр.342)

- Позволяет глубже оценить свои поступки и поступки окружающих (упр.342)

- Книга позволяет увидеть красоту русского языка (упр.342)

- А ещё книга облегчит жизнь, поможет разобраться, научит (М.Горький)

- Книга не изменит, поддержит (В.Г. Лидин)

- Перестроит всю жизнь (Н.Смирнов-Сокольский).

П - пример (аргументы из личного опыта)

Учитель:

Назовите ваши любимые книги?

1.Учащиеся приводят примеры любимых книг, названия, авторов, героев, ссылка на высказывание Ю.Гагарина.

2. Формулирование и самостоятельная запись ответа на вопрос «Когда и как эти книги помогли мне».

Использование клише:

- В минуту грусти…

- Заставили задуматься о…

- Книга научила меня…

- Герой помог мне разобраться в … и т.п.

3. Зачитывание нескольких работ (по желанию учащихся).

С-следствие (вывод)

Учитель:

Сформулируем заключительную часть сочинения, помня, что вывод должен повторить суть позиции «Книга – наш друг, учитель, советчик».

Учащиеся 1) формулируют, используя начала: итак, так образом, мы видим, что и т.п.; 2) по рекомендации учителя заканчивают работу высказыванием одного из деятелей, чьи мысли о книге совпадают с их мыслями.

Домашняя работа.

Сочинение-рассуждение о книге по схеме, заданной ПОПС-формулой. Самостоятельное формулирование творческой работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге icon«Обучение написанию сочинения-рассуждения при подготовке гиа в 9 классе»
Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Работа...
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урр подготовка к написанию домашнего сочинения по картине «Золотая осень в Карелии»
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconКонспект урока. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Роль метонимии в тексте»
В. С. Кузина, Э. И. Кубышкина Цель урока: обучение передаче пространственного положения ветки вербы
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconПлан-конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка...
«Подготовка к написанию сочинения-описания по картине А. М. Герасимова «Мокрая терраса. После дождя»
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconРассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели
Подготовить к написанию сочинения-рассуждения дискуссионного характера на литературную тему
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconУрок русского языка в 7 «А» классе. Тема: Подготовка к написанию...
Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела»
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Систему работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 8-9классах можно представить в виде следующей схемы
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconСценарий урока тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения...
Гиа (алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста); развивать навыки письменной речи; актуализировать знания учащихся...
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconСеминар по теме «Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения»...
Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование ключевых компетенций, необходимых при анализе исходного текста и написании сочинения – рассуждения (подготовка...
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге icon5 9 Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного...
И. В. Золотарева. «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста», «Учитель», 2006г
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconУрок Р/Р. Подготовка к сочинению по произведениям Бунина и Куприна
Цели урока: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconМетодические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения...
С. Щ. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Е. О.» роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и т д.; нумеровать страницы черновика
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гиа, по повторению орфографических и пунктуационных правил, по морфемному разбору слов; обратить особое внимание на роль этимологии...
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Подготовка к написанию сочинения по тексту М. Худякова с учётом требований к заданию с с развёрнутым ответом егэ по русскому...
Подготовка к написанию домашнего сочинения рассуждения о книге iconПодготовка к егэ по русскому языку. Часть С. Модель сочинения-рассуждения...
Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13?...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск