Скачать 50.92 Kb.
|
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с использованием технологической стратегии ПОПС-формула («РКМЧП») Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению «Книга – наш друг, учитель, советчик» Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Сосновый Солонец Белоусова Е.И. Тема урока Подготовка к написанию домашнего сочинения – рассуждения о книге. Количество часов: 2 Цели урока: 1. Образовательная: формирование умения формулировать тезис, объяснять свою позицию и аргументировать её, делать вывод. 2. Развивающая: развитие логического мышления, умения анализировать полученную информацию, выстраивать цепочку доказательств 3.Воспитательная: воспитание отношения к книге не только как к источнику информации, но и как к другу, без которого не обойтись. Технологическая стратегия РКМЧП: ПОПС-формула. П – позиция (тезис рассуждения) О – объяснение (аргументы) П- примеры (аргументы) С – следствие (вывод) Ход урока. 1. Вступительное слово. Учитель: Скажите, пожалуйста, можно ли в современном мире обойтись без книги? Учащиеся: - Можно. Знания, новую информацию можно брать из интернета. - А мне кажется, что нельзя. Удобнее читать какое-то произведение по книге, а не с монитора. - Но сейчас ведь есть электоронные книги. Их удобно всюду с собою носить. - Но одно дело читать электронную книгу, а другое – обычную, которую, может, читали твои дедушка и бабушка, а не только родители, переворачивать страницы, слышать, как они шелестят. - Нет, и в современном мире книги должны жить. Учитель: В этом я совершенно с вами согласна. А вот почему книг и должны жить в нашем мире и не быть ничем другим заменёнными мы попытаемся объяснить в сочинении – рассуждении. 2. Подготовительная работа П – позиция (тезис рассуждения) Учитель: Чем была и будет книга для человека? Учащиеся: - Источник новых знаний, информации. - В книге можно найти ответ на вопрос, как поступить. - Прочитав несколько страниц книги, можно успокоиться, погрустить, о чём-то помечтать. - Можно в герое книги увидеть себя как бы со стороны и захотеть в себе что-то исправить. Учитель: Совершенно верно. Давайте коротко, но ясно сформулируем наше отношение к книге, т.е. нашу позицию, а это и будет тезис сочинения. Книга – это наш КТО? Учащиеся: - Книга – это наш друг, учитель, советчик. Учитель: Обсудите в парах ответы на вопросы: «Друг – это кто»? «Что сделает для нас друг»? «Что значит быть учителем и советчиком»? Учащиеся после обсуждения дают ответы и делают краткие записи в тетрадях: Друг- тот, кого мы любим, к кому прислушиваемся, у кого ищем совета, кому доверяем, с чьим мнением считаемся. Друг поможет решить проблему, научит, подскажет, как выйти из затруднительного положения, поделиться радостью, помечтает с тобой. Учитель: Так можно ли книгу назвать другом? Учащиеся (упр. 343,344): - Да, по словам С.Михалкова «Авторы детских книг – самые большие наши друзья». Учитель: Можем ли мы это высказывание считать тезисом? Учащиеся: - Да. Учитель: Тогда что формулирует русский писатель И.А.Гончаров в своём высказывании? Учащиеся: Гончаров пишет: «Чтение – роскошь, дело, без которого легко и обойтись можно, а книга – вещь, назначенная для развлечения, от скуки и от нечего делать». Это антитезис нашего сочинения. О – объяснение (аргументы). 1. Комментированное письмо. Запись в тетрадях, объяснение орфограмм и пунктограмм высказываний о книге известных деятелей. 1. Полюбите книги, и они, если вы захотите, могут перестроить всю вашу жизнь. (Н.Смиронов-Сокольский) 2. Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная от грубости и пошлости. (Н.Г.Чернышевский) 3. Одни книги – это боеприпасы, другие – хлеб, третьи - засушенный цветок, и все они необходимы. (И.Эренбург) 4. Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать. (Дидро) 5. Я вспоминаю книги Островского и толстого, Горького и Пушкина, Маяковского и Шолохова и говорю: «Спасибо вам, мои любимые писатели, первооткрыватели и учителя, наставники и товарищи! Спасибо вам за всё: вдохновение, школу, уроки жизни!» (Ю. Гагарин) 6. Книги, как и друзей, надо избирать глубоко, по душевной склонности… любимая книга никогда не изменит и вернётся именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке. (В,Г.Лидин) 7. Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. (А.Т.Твардовский) 8. Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (М.Горький). 2. Объяснение смысла записанных высказываний (групповая работа). 3. Зачитывание высказываний, подобранных к уроку домаи объяснение их смыслаэ 4. Отбор высказываний - примеров к тезису «Книга – друг, учитель, советчик» (групповая работа). 5. Самостоятельная работа с упр. 342. 6. Обобщение. Учитель: Что даёт нам книга? Учащиеся: - Открывает огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников (упр.342) - Позволяет глубже оценить свои поступки и поступки окружающих (упр.342) - Книга позволяет увидеть красоту русского языка (упр.342) - А ещё книга облегчит жизнь, поможет разобраться, научит (М.Горький) - Книга не изменит, поддержит (В.Г. Лидин) - Перестроит всю жизнь (Н.Смирнов-Сокольский). П - пример (аргументы из личного опыта) Учитель: Назовите ваши любимые книги? 1.Учащиеся приводят примеры любимых книг, названия, авторов, героев, ссылка на высказывание Ю.Гагарина. 2. Формулирование и самостоятельная запись ответа на вопрос «Когда и как эти книги помогли мне». Использование клише: - В минуту грусти… - Заставили задуматься о… - Книга научила меня… - Герой помог мне разобраться в … и т.п. 3. Зачитывание нескольких работ (по желанию учащихся). С-следствие (вывод) Учитель: Сформулируем заключительную часть сочинения, помня, что вывод должен повторить суть позиции «Книга – наш друг, учитель, советчик». Учащиеся 1) формулируют, используя начала: итак, так образом, мы видим, что и т.п.; 2) по рекомендации учителя заканчивают работу высказыванием одного из деятелей, чьи мысли о книге совпадают с их мыслями. Домашняя работа. Сочинение-рассуждение о книге по схеме, заданной ПОПС-формулой. Самостоятельное формулирование творческой работы. |
«Обучение написанию сочинения-рассуждения при подготовке гиа в 9 классе» Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Работа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урр подготовка к написанию домашнего сочинения по картине «Золотая осень в Карелии» | ||
Конспект урока. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Роль метонимии в тексте» В. С. Кузина, Э. И. Кубышкина Цель урока: обучение передаче пространственного положения ветки вербы | План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка... «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине А. М. Герасимова «Мокрая терраса. После дождя» | ||
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели Подготовить к написанию сочинения-рассуждения дискуссионного характера на литературную тему | Урок русского языка в 7 «А» классе. Тема: Подготовка к написанию... Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Систему работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 8-9классах можно представить в виде следующей схемы | Сценарий урока тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения... Гиа (алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста); развивать навыки письменной речи; актуализировать знания учащихся... | ||
Семинар по теме «Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения»... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование ключевых компетенций, необходимых при анализе исходного текста и написании сочинения – рассуждения (подготовка... | ||
5 9 Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного... И. В. Золотарева. «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста», «Учитель», 2006г | Урок Р/Р. Подготовка к сочинению по произведениям Бунина и Куприна Цели урока: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной | ||
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения... С. Щ. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Е. О.» роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и т д.; нумеровать страницы черновика | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гиа, по повторению орфографических и пунктуационных правил, по морфемному разбору слов; обратить особое внимание на роль этимологии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Подготовка к написанию сочинения по тексту М. Худякова с учётом требований к заданию с с развёрнутым ответом егэ по русскому... | Подготовка к егэ по русскому языку. Часть С. Модель сочинения-рассуждения... Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13?... |