Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели





Скачать 41.52 Kb.
НазваниеРассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели
Дата публикации16.04.2015
Размер41.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
РАССУЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСКУСИОННОГО ХАРАКТЕРА)
Цели:

  • Подготовить к написанию сочинения-рассуждения дискуссионного характера на литературную тему;

  • Закрепить знания об основных признаках рассуждения как функционально-смыслового типа речи;

  • Формировать умение создавать текст этого типа на основе литературного произведения, используя изученные языковые средства (однородные члены предложения);

  • Воспитывать интерес к чтению классических художественных произведений.


Оборудование и материалы: раздаточный материал, презентация к уроку, иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мультимедиапроектор, компьютер.

Методические приёмы: работа с учебником, анализ текста, словарная работа, подготовка к устному выступлению.

Ход урока


  1. Организационный момент

Слайд 1

У ч и т е л ь: Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения дискуссионного характера на основе литературного произведения.

На уроках литературы мы читаем и анализируем роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он содержит интересный материал для анализа поступков и характеров героев, в том числе и вопросы дискуссионного характера.


  1. Повторение пройденного

Вопросы и задания:

  1. Назовите известные вам типы речи. (Описание, повествование, рассуждение.)

  2. Из каких частей состоит рассуждение как функционально-смысловой тип речи? (Ответ на слайде 2.)

  3. В каком соотношении выступают тезис и вывод? (Они взаимосвязаны по смыслу.)




  1. Подготовка к сочинению-рассуждению

  1. Работа с учебником. Упражнение 289.


Задания:

- прочитайте текст;

- найдите в нём тезис, доказательства, вывод. (Ответ на слайде 3.)
Слайд 4

  1. Работа с текстом.

Прочитайте текст-рассуждение. Определите его основную мысль. Прочитайте аргументы, доводы, доказательства. Какая смысловая связь существует между основной мыслью и доводами, аргументами, доказательствами? Какого элемента рассуждения в тексте нет? Самостоятельно сделайте вывод по тексту Л.Н. Толстого.

«Слово − дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, а можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Л.Н. Толстой)


  1. Закрепление изученного о тексте-рассуждении. Конструирование собственного текста

Слайд 5

Создание рассуждения начинается с формулировки тезиса, которому обязательно требуются доказательства. Прочитайте следующие тезисы, которые принадлежат академику Д.С. Лихачёву. Подберите к ним доказательства, аргументы, выводы.

  • Речь красна слушанием.

  • Наш язык − это важнейшая часть нашего общего поведения.


Индивидуальные задания

  • Как стать человеком слова и дела? (С. Михалков)

  • Что значит быть хорошим сыном или дочерью? (В. Сухомлинский)




  1. Написание сочинения-рассуждения на литературную тему «Моё отношение к героям повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 6

Примерный порядок действий:

  • Определяем, о ком из героев романа будем писать;

  • Вспоминаем, каким может быть отношение к героям художественного произведения (положительное, отрицательное, любим, не любим; они нам симпатичны, они нам неприятны и т.д.);

  • Выбираем метод, способ раскрытия темы сочинения (сравнение двух героев, характеристика одного героя, групповой портрет);

  • Решаем, совпадает ли наше отношение к героям романа с точкой зрения автора и почему;

  • Формулируем тезис, приводим доводы, аргументы, доказательства, делаем вывод.




  1. Так можно начать сочинение-рассуждение (тезис)

«Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» даёт возможность выразить своё отношение к героям этого замечательного произведения. «Капитанская дочка − это книга о чести и предательстве, благородстве и трусости, большой любви и коварстве, верности и подлости. В связи с этим моё отношение к героям романа неодинаково».


  1. Так можно завершить сочинение-рассуждение

«Таким образом, морально опустошённый Швабрин вызывает у меня резкое отрицательное отношение к себе.

Гринёв симпатичен мне своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством, мне нравится его искренность и простота. Этим близок он и А.С. Пушкину.


  1. Подведение итогов урока

Рефлексия.

    • Сегодня на уроке я узнал…

    • Мне было интересно получить знания о …

    • Сначала я затруднялся…

    • В результате я понял, что …

    • Сочинение-рассуждение − это …

    • Цель дискуссии заключается в…


  1. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение «Моё отношение к героям повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бушелёва Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1980.

  2. Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? // Первое сентября. – 2010.

  3. Русский язык. 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconСочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной...
Сочинение, которое пишется в рамках егэ, представляет собой публицистическое (или художественно-публицистическое) рассуждение на...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: 1 обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconПояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconНовошинский И. И., Новошинская Н. С химия. 8 кл.: Учебник
В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconУрок литературного чтения
Цели урока: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности,...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconИзучая географию, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование)
Например: углубленное (комментированное) чтение художественного произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения,...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconИзучая географию, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование)
Например: углубленное (комментированное) чтение художественного произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения,...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconСтатья «Особенности изучения поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Восьмиклассники обогащают свои представления о Лермонтове-художнике, знания о теме и идее литературного произведения, о воплощении...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconУрок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа...
...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель дисциплины сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconОсобенности развития детей подросткового возраста
Это период роста и физического, в том числе полового созревания от первых его признаков до полного завершения, и социально-психологического....
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: сформировать навыки решения задач по нахождению координат векторов, в том числе с использованием свойств суммы, разности...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconОбразовательного процесса
Кабинет используется для создания информационно-коммуникативной среды, в том числе обеспечивает свободный доступ всех участников...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconУчитель
Итоги Областного научно-методического семинара «Формирование ууд у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconУрок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения»,...
«Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе...
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискусионного характера) Цели iconФормирование у студентов знания закономерностей литературного процесса;...
Теоретические знания и практические навыки, полученные в результате освоения дисциплины, могут применяться выпускниками в научно-исследовательской,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск