Скачать 213.31 Kb.
|
КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Сочинение, которое пишется в рамках ЕГЭ, представляет собой публицистическое (или художественно-публицистическое) рассуждение на основе исходного текста. Таким образом, единственно обязательная жанровая характеристика создаваемого произведения заключается в том, что это именно сочинение-рассуждение. Сочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Ниже будут рассмотрены особенности каждой из них. В качестве примеров в разделах «Вступление», «Основная часть» и «Заключение» использованы фрагменты сочинений, написанных школьниками по двум текстам. Вначале приведем сами эти тексты: Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобио- логический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду! Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя...(В.Непомнящий) Человек - существо общественное. Нет ничего хуже одиночества... Нормальный человек смолоду стремится войти в компанию добрых приятелей, чьи мнения, вкусы, привычки, занятия, радости ему особенно близки и дороги. Он стремится среди приятелей найти двух- трех, а еще лучше одного, кто разделил бы с ним все горести жизни. Это большой труд и большая удача, не всякому дающаяся, - найти друга и не потерять его. Дружба бывает разная. Кто-то стремится подчинить себе другого, а кто-то находит радость посвятить всю жизнь свою кому-то. Но самая великая, настоящая дружба - это когда два самоотверженных человека живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, пусть даже рождающемся в бесконечных спорах. Не бывает и быть не может истинной дружбы только тогда, когда «друг» норовит использовать это счастье людское для своекорыстных интересов, когда, по поговорке, каждый тянет одеяло на себя. Тогда дружба, даже если родится, быстро чахнет и умирает. Иногда раздаются жалобы, как трудно найти настоящего друга, обрести дружбу. Но дружба, как и любовь, - проблема не социальная, а сугубо личная, персональная. Если еще в вопросах содействия формированию и укреплению семьи, к которым мы обратимся ниже, государство, общество способны внести определенный конструктивный вклад - да и то в очень ограниченных пределах, - то в вопросах дружбы и любви ничем не может помочь ни самое могущественное государство мира, ни даже все человечество в целом. Здесь приходится полагаться только на самого себя. Но тем и дороги человеку обе эти высшие разновидности общения, что в них он, и только он, - кузнец своего собственного счастья. (И.В.Бестужев-Лада) Вступление В первом абзаце сочинения уместно сформулировать тему исходного текста - написать, о чем говорится в тексте. Кроме того, во вступлении может быть высказано мнение об актуальности поднятой темы (поскольку она неслучайно привлекла внимание и автора текста, и составителей теста ЕГЭ). Следует назвать автора исходного текста (сначала пишутся инициалы, затем фамилия). Приведем несколько примеров вступления из сочинений по двум указанным текстам:
6. Когда повсеместно распространяются дурные нравы и демонстративное небрежение к традициям, встает вопрос о роли культуры в жизни человека и общества в целом, о значении литературы в воспитании людей, формировании их вкусов, нравственных предпочтений. Поэтому тема, поднятая В. Непомнящим, становится особо актуальной.
12. И.В.Бестужев-Лада поднимает в тексте интересную и важную тему. Он пишет о дружбе, ее роли в жизни человека. Несколько советов, касающихся языкового оформления вступления:
Основная часть Основная часть сочинения должна показать и степень понимания экзаменуемым исходного текста, и наличие собственного мнения, и умение приводить убедительные аргументы. От экзаменуемого требуется 1) сформулировать одну из проблем, поставленных в исходном тексте, 2) прокомментировать ее, 3) изложить позицию автора исходного текста по данной проблеме, 4) выразить собственное мнение по проблеме, приведя аргументы, подтверждающие или опровергающие точку зрения автора. Итак, основную часть (второй абзац сочинения) логично начать с формулировки проблемы. Проблемы - это сложные вопросы, требующие исследования и решения. Неверными являются формулировки типа «проблема любви к родной природе», «проблема милосердия». В формулировке следует обозначить отрицательное явление (например: «проблема загрязнения окружающей среды», «проблема наркомании») или с помощью отглагольного существительного показать сложный процессуальный характер необходимых действий («проблема сохранения памятников культуры», «проблема возрождения милосердия»). Можно использовать также нейтральное, безоценочное слово «отношение» и подобные слова: «проблема отношения молодежи к классической музыке», «проблема взаимоотношений человека и животных», «проблема влияния природы на человека». Можно выразить проблему в форме не только словосочетания, но и предложения, например: «Проблема, поднятая автором, касается того, что в обществе снижается уровень отзывчивости». После краткой и четкой формулировки проблемы должен следовать комментарий - разъяснение, в чем конкретно заключается проблема. Комментарий дается на основе исходного текста, поэтому здесь уместны небольшие цитаты. После того как проблема сформулирована и прокомментирована, в этом же абзаце излагается позиция автора исходного текста по данной проблеме. Способ отражения позиции автора зависит от того, насколько определенно она заявлена в тексте. В исходном тексте может быть фраза, ясно передающая точку зрения автора. В этом случае в сочинении можно использовать прямую речь, введя ее следующим образом: «Автор четко выражает свою позицию: ...», «Позиция автора передана в тексте достаточно определенно. Он пишет: ...» и т. п. Если позиция автора не выражена в тексте прямо, ее следует сформулировать исходя из общего содержания текста. Применительно к текстам описательного характера, посвященным, например, изображению природы, позиция автора может быть сформу- нирована примерно так: «Позиция автора не выражена явно, однако по гому, с какой любовью описывает он природу родного края, мы можем понять, что автор относится к ней трепетно и призывает нас ее беречь». В художественном тексте позиция автора может быть передана че- эез слова одного из персонажей произведения. В этом случае она может 5ыть представлена в сочинении следующим образом: «Автор прямо не зыражает свою позицию, но она становится понятной из слов...» Далее указывается, из слов какого именно персонажа, и приводится его выска- (ывание, которое при необходимости может быть отредактировано. Следующую часть сочинения желательно оформить отдельным аб- )ацем. В предыдущем абзаце раскрывалось содержание исходного тек- :та (проблема, комментарий и позиция автора), сейчас же требуется пе- зейти к изложению собственного мнения. Экзаменуемый пи- нет о том, согласен или не согласен он с мнением автора. Затем необходимо объяснить, почему согласен или не согласен. К формулировке этой иысли нужно отнестись очень серьезно, поскольку именно она будет дальше подтверждаться аргументами, т. е. послужит тезисом в избраний экзаменуемым системе доказательства. Примеры перехода к аргументации:
В сочинениях приводятся аргументы разных типов (см. об >том с. 192-193). В качестве фактологических аргументов могут быть 1С пользованы примеры из литературных, исторических, публицистических произведений, телевизионных передач и т. д. Продумывая возможные аргументы, помните о том, что приветст- »уется нетривиальная аргументация. Оригинальные аргументы, неожи- щнные и убедительные ассоциации повысят ценность работы. Приведем пример основной части сочинения (в трех последних абзацах содержатся соответственно 3 аргумента экзаменуемого; напомним, что согласно критерию К4 достаточно привести 2 аргумента): Одна из проблем, поставленных В. Непомнящим, — «жизнь» русской классики в школе. Иногда преподавание литературы сводится только к «информации», в то время как оно должно выполнять и воспитательную задачу. Позиция автора выражена в тексте вполне определенно. Он считает эту проблему настолько важной, что связывает ее даже с «вопросом национальной безопасности». Русская литература учит молодежь нравственности, приобщает к культуре. Я разделяю позицию автора, потому что роль литературы как школьной учебной дисциплины огромна. В классических произведениях русской литературы речь идет прежде всего о человеке: его поступках, чувствах, мыслях, отношениях с другими людьми. Читая эти произведения, мы учимся поступать по совести, так, как наши любимые герои. Русская классика помогает нам увидеть красоту и очарование нашей природы. А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет - настоящие певцы родной природы, их стихотворения не могут оставить читателей равнодушными. В литературе мы встречаем изображение не только красивых явлений, но и отрицательных сторон жизни. Литература помогает нам различать добро и зло, учиться противостоять тому, что мешает жить. В основной части сочинения экзаменуемые нередко допускают фактические ошибки. Фактические ошибки учитываются экзаменаторами при выставлении баллов по нескольким критериям. За 1-й критерий оценка снижается, если ошибочно сформулирована проблема исходного текста. За 2-й - если ошибка содержится в комментариях. За 3-й - если искажена позиция автора по проблеме. Во всех этих случаях фактические ошибки связаны с пониманием содержания исходного текста. В соответствии с 12-м критерием учитываются фактические ошибки, допущенные в аргументации (ошибки на фоновые знания). Приведем примеры фактических ошибок в фоновом материале:
Отдельный критерий (К11) предусматривает специальный балл за соблюдение этических норм. Нарушение этических норм отмечается прежде всего в тех сочинениях, где в некорректной форме выражается несогласие с мнением автора, приводятся непродуманные контраргументы. Использование контраргументов не является обязательным, но допускается. Один из способов введения контраргументации - представить себе возможные мнения критиков (воображаемых оппонентов автора) и возразить этим критикам. Приведем примеры корректного использования такого рода контраргументов:
Возможно, многие скажут, что литература не так нужна в наш век, век технического прогресса, что она должна уйти на второй план Но, не придавая значения литературе и культуре, мы остановимся в духовном развитии, перестанем свободно мысчитъ. Кто-то скажет, что в школьном возрасте невозможно понимание таких шедевров русской литературы, как «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, а говорить о высокой культуре в 16 лет «просто глупо». Да, возможно, в этом есть доля правды. Однако пусть сейчас, в школе, Толстой не совсем понятен, но он необходим для развития представлений об общечеловеческих ценностях.
Если контраргументы опровергают мнение не воображаемых оппонентов, а самого автора исходного текста, они должны быть особенно тщательно продуманы и корректно преподнесены. Можно придать таким аргументам форму уточнения, развития авторской мысли. Приведем примеры:
Сравните примеры этически некорректной и безосновательной критики:
Таким образом, в основной части сочинения экзаменуемый демонстрирует способность адекватно и полно понимать смысл прочитанного текста, зрело судить о затронутых в нем проблемах, этически корректно отстаивать свою точку зрения. Заключение Заключение должно стать логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Оно обязательно выделяется в отдельный абзац и является одной из самых кратких частей сочинения. В отличие от основной части, заключение, как правило, не содержит цитат. Часто завершается восклицательным предложением. Примеры:
Текст целого сочинения В заключение раздела «Композиция и содержание сочинения- рассуждения» приведем пример целого сочинения, удовлетворяющего основным требованиям теста ЕГЭ. Сочинение написано по тексту Л.И.Скворцова. Вначале приведем данный текст: (1) Экология - это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д. (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности культурные и нравственные. (8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи... (9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры». (10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной. (13) Многое зависит от отношения к языку. (14) Иначе и быть не может! (15) В самом деле. (16) Если культура - это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17)Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. (18) Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине. (19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нем выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21) Ведь язык - это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. (По Л.И.Скворцову) Сочинение-рассуждение В тексте Л.И.Скворцова говорится об экологии - науке, которая в наше время занимается вопросами охраны не только природы, но и культуры. Сохранение достижений культуры является актуальной задачей, поскольку утрата культурных ценностей ведет к духовной деградации общества. Автор поднимает в тексте важные проблемы. Особо хочу выделить одну из них. Скворцов пишет: «Многое зависит от отношения к языку». Необходимо оберегать родной язык, ведь он является частью национальной культуры. Эта проблема имеет и нравственную сторону. Как отмечает автор, «небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нем выражена, не проходят бесследно для человека как личности». Скворцов солидарен с мнением современных писателей и публицистов, которые видят серьезные основания для тревоги: в наше время наблюдаются явные признаки «духовного обнищания» людей, связанные с «языковыми потерями». Я разделяю позицию автора, потому что действительно мы видим многочисленные примеры небрежного обращения с языком, и это сказывается на уровне культуры общества. В подтверждение приведу свои аргументы. Многие люди не следят за своей речью. Употребляют «сорняки» (например, «как бы», «короче»). Произносят слова с неправильным ударением («звонит», «красивее» и другие), даже если знают, что надо говорить иначе. Таким людям безразлично, в каком виде предстает русский язык, а, как говорил Паустовский, человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Часто стали употребляться грубые, бранные слова, растет число жаргонизмов. Недавно я слышал по телевизору выступление профессора, который с болью говорил о жаргонизации и вульгаризации русского языка. Если ученые бьют тревогу, это значит, что проблема, о которой пишет Скворцов, действительно остро стоит в наше время. В заключение хочется сказать, что для решения проблем экологии языка необходимы усилия не только ученых, но и каждого из нас. Проанализируем данное сочинение. В 1-м абзаце обозначена тема, поднятая автором исходного текста, и раскрыта ее общественная значимость. Во 2-м абзаце сформулирована и прокомментирована одна из проблем, поставленных Л.И.Скворцовым, - проблема отношения к родному языку. Это сделано с необходимой опорой на исходный текст. В конце абзаца излагается позиция Скворцова, совпадающая с позицией других общественных деятелей. В 3-м абзаце автор сочинения выражает собственную позицию - согласие с автором исходного текста - и кратко объясняет, почему он разделяет мнение Скворцова. В этом же абзаце используется фраза, вводящая аргументацию (эта фраза не обязательна, но вполне уместна). 4-й и 5-й абзацы содержат каждый по одному аргументу в подтверждение справедливости авторской позиции. Еще раз напомним, что минимальное число аргументов, предусмотренное критерием К4 (см. с. 196), - два. Поскольку критериями и инструкцией к заданию С1 специально оговаривается данное количество аргументов, нет смысла приводить большее их число. Последний абзац - 6-й - представляет собой заключение. Его небольшой объем вполне соответствует жанру мини-сочинения. |
Инструкция по выполнению работы Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 11 заданий Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 11 заданий. На выполнение всех заданий отводится 30 минут. Задания необходимо... | Реферат. Тема реферата: «Особенности содержания игуан в домашних условиях» Реферат состоит из: введения, основной части и заключения. Во введении формулируются цели и задачи данного реферата, даются исторические... | ||
Инструкция для абитуриентов Задание состоит из двух частей. В первой... На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.) | Реферат отчета по проекту рнп 2 3818 «Виртуальный мир минералов (учебная... Отчет 30 с., состоит из введения, основной части и заключения, 4 приложений, списка литературы | ||
Реферат состоит: из трех глав, введения и заключения. Введение в... Реферат состоит: из трех глав, введения и заключения. Введение в котором определяется постановка проблемы. В первой главе говорится... | Реферат Отчет 25 с., состоит из введения, основной части и заключения,... Ключевые слова минерал, минеральный вид, музей, виртуальный мир, образец, база данных, учебная программа, учебное пособие, иллюстрации,... | ||
Кафедра информатики и вычислительной техники карпенко сергея михайловича... Структура и объем работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и трех приложений. Общий объем работы – 82 с.... | Реферат Отчет включает 86 стр текста, 4 таблицы, 18 источников. Отчет... ... | ||
Протокол №2 от 14. 09. 2012г утверждаю На выполнение экзаменационной работы дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей | Урок по лыжной подготовке состоит из …частей 3, трех Установить соответствие между частями урока и их процентной продолжительностью от общего времени | ||
Отчет содержит 99 страниц компьютерного текста. Состоит из реферата,... Мероприятия № Разработка и внедрение образовательной программы для жителей пенсионного возраста г. Москвы по возделыванию плодовых... | Реферат состоит из введения, основной части, которая в себя включает... Отзыв руководителя Бычковой Ольги Анатольевны, учителя истории на реферат ученицы 8 «б» класса Мишиной Александры | ||
1. рефераты должны быть представлены не позднее объявленного срока Реферат состоит из введения, основной части, заключения. Во введении, автор должен раскрыть актуальность темы, состояние или историю... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная... На выполнение экзаменационной работы дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей | ||
Дацан «ринпоче багша» реликвии и хуралы издание второе Улан-Удэ Издательство... Книга состоит из трёх частей. В первой части описана деятельность досточтимого Ело Ринпоче, подробно излагаются история создания... | Инструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей. В... При выполнении заданий первой части нужно указывать только ответы. Для получения положительной оценки требуется выполнить правильно... |