Конспект урока литературы
Учитель – Кайраканова Л.А. Тема:
Любовь, уважение, сострадание к человеку
(По рассказу А. Платонова «Юшка») Тип урока: урок внеклассного чтения Цели урока: 1) обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной речью, закрепление знаний о способах создания образа литературного героя;
2) развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; художественного вкуса, потребности в самостоятельном творческом чтении;
3) воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости. Словарная работа на уроке.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
Терзать – 1) разрывать, раздирать на части; 2) мучить нравственно.
Юродивый – 1) чудаковатый, помешанный; 2) в представлении суеверных, религиозных людей: безумец, обладающий даром прорицания. Оборудование урока: портрет А.П. Платонова, аудиозапись Ave Maria Шуберта Эпиграфы: На свете каждый кому-то нужен от колыбели и до самой смерти.
Г. Умывакина Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Р. Роллан
№ п/п
| Этап урока
| Педагогичес-
кая задача
| Содержание
| Примерные ответы учащихся
| Результат
| 1
| Вступи-
тельное слово учителя
| Развивать и совершенство-
вать глубокое, более активное и полное, творческое, эмоциональное восприятие художественно-
го текста
| «Сегодня у нас необычный урок: урок-праздник и одновременно урок-открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. Андрей Платонов. «В каждой строчке рассказов Платонова присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь», - отмечают исследователи.
А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Платонова.
И цель нашего урока – понять, осмыслить эти заповеди.
Мы проживем 40 минут с Юшкой, героем одноименного рассказа Андрея Платонова».
|
| Учитель поставил перед учащимися философскую проблему урока: осмыслить нравственные заповеди, оставленные писателем.
| 2
| Беседа
| Выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, обратить внимание учеников на идейные и художествен-
ные особенности рассказа.
| «Интересно ли было читать рассказ Платонова?», «Какие чувства вызвало у вас это произведение?», «Какую иллюстрацию вы бы хотели нарисовать к одному из эпизодов рассказа?»
| «Рассказ вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою».
«Жалко не только Юшку, но и людей, которые не поняли его, для окружающих оказались недоступными такие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие».
| Задание выявляет естественные читательские реакции, заставляет учащихся задуматься над своими чувствами, впечатле-
ниями и рассказать о них, а также
выяснить идейно-художествен-ные особенности произведения
| 3
| Словар-
ная работа
| Развивать монологичес-
кую речь учащихся, знакомить с ключевыми словами произведения.
| «Обратите внимание на слова сострадание, сочувствие, доброта, милосердие. Объясните значения этих слов».
| Выслушиваются все ответы учащихся.
(после этого учитель читает словарные статьи, посвященные указанным словам)
| Учащиеся совершенствуют умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений.
| 4
| Беседа по тексту:
а) работа над поняти-ем литера-
турный герой
| Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художествен-
ные проблемы.
| «На первой же странице рассказа автор знакомит нас с главным героем и дает его литературный портрет. Как это описание портрета характеризует Юшку?» «Какую деталь в описании внешности героя особо выделяет автор? Почему?»
«Почему Платонов избрал главным героем своего рассказа такого непривлекательного внешне человека?»
«Можно ли судить о человеке по внешнему виду?»
«Какие качества характера Юшки мы можем выделить?»
| «Неопрятный», «неряшливый», «непривлекательная внешность». «Глаза». « Говорят,
глаза - зеркало души. У Юшки плачет душа». «Внешне некрасивый, Юшка обладает богатым внутренним миром», «Юшка добр, но внешне непривлекателен», «нельзя судить о человеке по его внешности». «Юшка трудолюбив, он не боится никакой тяжелой работы», «герой добросовестно исполняет свои обязанности», «он тихий, кроткий. незаметный».
| У учащихся формируются творческие умения и читательские качества; беседа по тексту помогает войти в мир художественного произведения а также
стимулирует личностный подход к проблемам, затронутым писателем.
|
| б)
словар-
ная работа
| Развивать монологичес-
кую речь учащихся, знакомить с ключевыми словами произведения.
| «Как вы понимаете значение слова кроткий? Почему именно это определение писатель выбрал для характеристики персонажа?»
| «Кроткий – смирный, покорный, незлобивый», «Юшка всем желает только добра», «он покоряется обстоятельствам, не протестует».
| Учащиеся совершенствуют умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений.
|
| в) продолжение работы над поняти
ем литера-
турный герой
| Способствовать более глубокому проникновению учащихся в художествен-
ный мир рассказа «Юшка», осмыслить нравственные проблемы, затронутые писателем.
| «Как ощущает себя Юшка в окружающем мире? Как относятся к герою дети и взрослые?»
«Почему дети, которые всегда обостренно чувствуют доброго человека, издеваются над Юшкой?»
«Какие чувства вызывают у вас сцены истязания Юшки детьми?»
«Какое слово подобрал писатель для того, чтобы подчеркнуть весь ужас происходящего с Юшкой?»
«Каково лексическое значение данного слова? Подберите синонимы».
«А как сам Юшка объяснял поведение детей?»
«А как относятся взрослые к Юшке?» Чем объясняет автор их поведение?»
«Какое чувство вызывают у вас эти люди?»
| «Окружающие не понимают Юшку», «издеваются, мучают», «Юшка всё прощает». «Юшка не такой, как все», «он не похож на остальных», «дети копируют отношение взрослых к Юшке», «дети видят. как взрослые относятся к старику и также издеваются над беспомощным человеком». «Мне обидно за героя», «жалко и грустно, ведь Юшка никому не желал зла, он всех прощал», «дети бесчувственны и не заслуживают доброго к ним отношения». «Дети терзали его»
«Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить».
«Юшка претерпевал нравственные мучения». «Юшка понимал, что для окружающих жить – это злиться, а для него жить – это любить», «он прощал всех». «Взрослых Юшка тоже раздражает своей непохожестью», «злость, горе или обиду с лютой яростью переносили взрослые на беззащитного человека», «молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему озлоблению». «Омерзение», «они жестоки, бесчеловечны»,
«Юшка одинок, он людям не нужен».
| Беседа по тексту, а также постановка проблемных вопросов позволяют развивать мышление учащихся, самостоятельность суждения, способность аргументиро-
вать свою точку зрения.
| 5
| Работа с первым эпигра-
фом
| Обозначить основные проблемы рассказа и подвести учащихся к пониманию жизненных уроков Платонова.
| «Лишний человек» - понятие, с которым мы неоднократно сталкивались при изучении произведений русской литературы. Галина Умывакина, современная воронежская поэтесса, справедливо заметила: «На свете каждый кому-то нужен от колыбели и до самой смерти». Мы нужны друг другу, и нет прощения, оправдания тем, кто забывает о человеческом достоинстве. Главнейшая добродетель – человеколюбие. И люди, только потеряв Юшку, поняли, какой человек жил в их городе и как он им необходим, хотя бы для того, чтобы сказать ему: «Прости нас, Юшка!»
| «В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Можно сказать, что Юшка своим добром победил людское зло, правда, только после смерти люди осознали это, вот, что печально»,
«что имеем, не храним, потерявши, плачем».
| Развиваются литературные способности учащихся.
| 6
| Продолжение работы над поняти
ем литера-
турный герой
| Совершенство-
вать навык анализа произведения, развивать монологичес-
кую речь учащихся.
| «Были ли счастливые минуты в жизни Юшки?»
«Как называет Платонов человека, ударившего Юшку, и того, кто поднял умершего главного героя? есть ли особая смысловая нагрузка в этих словах?»
«Как назвал прохожий Юшку?»
| «Минуты, проведенные на природе»
(Ученики выразительно читают эпизод текста, где автор описывает состояние главного героя)
«Юшке лучше на лугу, в лесу, чем среди людей. У него нет необходимости тогда скрывать свою любовь к живым существам» «Веселый прохожий ударил Юшку», а «один человек обнаружил умершего героя», «в мире есть все-таки добрые люди». «Юродом», «юродивым»
| Беседа по тексту, а также постановка проблемных вопросов позволяют развивать мышление и воображение учащихся, самостоятельность суждения, способность аргументиро-
вать свою точку зрения
| 7
| Слово учителя
| Познакомить с исторической справкой, способствовать более глубокому пониманию нравственных проблем, поднятых писателем.
| «Юродивые на Руси – аскеты, обладавшие, по мнению верующих, даром прорицания. В народе почитались святыми. Некоторые из них канонизированы Русской православной церковью. Юродивые словно отдавали себя на посмеяние миру, искупали людские грехи, совершали подвиг смирения. Их считали божьими людьми».
| «Юродивых считали божьими людьми, но в то же время дразнили и унижали». «Юшку при жизни били, он умер от побоев, но к телу умершего пришли проститься все, кто знал его».
| Развиваются литературные способности учащихся
| 8
| Продолжение работы над поняти
ем литера-
турный герой
| Совершенство-
вать навык анализа произведения, развивать монологичес-
кую речь учащихся
| «Юшка в первый раз осерчал. Не случайно автор ввел это слово. Оно, как никакое другое, соответствует образу Юшки».
«Каково авторское отношение к Юшке?»
«Какая правда открылась людям после смерти главного героя?» «Та сила добра, которую вложил Юшка в воспитание девочки, вернулась к людям, когда его воспитанница приехала в город, чтобы лечить людей. Юшкино бескорыстие проявилось в том, что девушка, ставшая врачом, не брала денег со своих пациентов.
| «Юшка в последние минуты своей жизни доказывает свою ценность в мире», «у него доброе сердце, способное простить людей со слепыми сердцами», «такой человек способен изменить мир». «Платонов жалеет, любит главного героя» «Юшка был исполнен сочувствия и любви к ближним», «он видел лучшее, что было в них».
| Учащиеся приходят к пониманию ценности человеческой жизни, к мысли о равенстве людей.
| 9
| Обсуж-
дение
| Убедить с помощью художествен-
ной литературы в необходимости руководство-
ваться принципами милосердия и гуманизма в повседневной жизни.
| «Так какие же нравственные заповеди оставил Андрей Платонов?»
| «Никто на земле не лишний», «нужно уважать в человеке человека», «доброта неизбывна, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливает веру в прекрасное».
| Совершенст-
вуются умения учащихся вычленять главное в произведении быстро ориетироваться в тексте, объяснять прочитанное, вырабатывается навык внимательно-
го чтения.
| 10
| Слово учителя
|
Формировать гуманистичес-
кое мировоззрение учащихся, духовно-нравственные ценности.
| «И как не вспомнить слова человека, который обнаружил тело Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение и ярость. «Прощай, Юшка, и нас всех прости! Забраковали тебя люди…»
Как нуждался этот человек в простом добром участии. понимании и сострадании».
|
|
Развитие художественного вкуса учащихся, создание представле-
ния о единстве этических и эстетических ценностей, составляю-
щих духовную культуру нации.
| 11
| Звучит
Ave Maria
Шубер-
та На фоне музыки заключительное слово учителя
| «Добро, человечность нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни глупостью. Они неподвластны времени, они подчинены наивысшему судье бессмертия – совести. «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, но худо не быть при этом человеком», - сказал В.Г. Белинский. И мне хочется, чтоб каждый из вас нес ту частицу света, доброты, любви, которая согревала бы окружающих вас людей. «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе», - писал Р. Роллан. Светите, любите, уважайте в человеке человека».
|
| |