8 класс
|
Раздел
| Тема урока
| Примерные задания и упражнения
|
Повторение
| Строение текста. Стили речи.
| 1.Прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». 2.Докажите, что это текст. Определите стиль и тип текста (докажите своё мнение). 3.Объясните, как вы понимаете выражение меркантильный интерес.
|
Синтаксис и пунктуация.
| Словосочетание как синтаксическая единица.
| 1.Определите тип связи в словосочетаниях: тетрадь для письма, читать вслух, дом напротив и др.
2.Письменно ответьте на вопрос: сходство и различие словосочетания и простого предложения.
|
| Предложение как синтаксическая единица.
| 1.Прочитайте текст (упр.82), определите стиль и тип текста (докажите). 2.Допишите вывод к этому тексту.
|
| Порядок слов в предложении.
| 1.Прочитайте текст (упр.98). 2.Найдите предложения, в которых автор использует инверсию. 3.Составьте свои предложения, применяя инверсию. 4.Найдите в тексте «Мцыри» М.Ю.Лермонтова примеры инверсий. 5.Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна инверсия?»
|
Двусоставное предложение.
| Обобщение по теме «Простое и составное сказуемое»
| 1.Прочитайте текст И.Соколова-Микитова «Пробуждение леса». 2.Докажите, что это текст художественного стиля . 3.Найдите предложение, в котором выражена главная мысль. Запишите её своими словами. 4.Найдите предложения с простым и составным глагольным сказуемым, обоснуйте свой ответ. 5.Письменно ответьте на вопрос: сходство и различие простого и составного глагольного сказуемого.
|
| Тире между подлежащим и сказуемым.
| 1.Приведите примеры предложений из художественной литературы на это правило. 2.Выучите правило и расскажите его перед ребятами, убедите ваших слушателей в необходимости постановки тире. 3.Вспомните другие случаи постановки тире (прямая речь, диалог…) и напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужно тире?»
|
| Второстепенные члены предложения. Определение.
| 1.Прочитайте текст «Русский язык» Д.С. Лихачёва. 2.Определите тему и главную мысль текста , подчеркнув (выписав) ключевые слова. 3.Определите тип речи, докажите своё мнение. 4.Продолжите текст, выразив своё отношение к утверждениям Д.С.Лихачёва.
|
| Ораторская речь. Публичное выступление.
| 1. Подготовьте выступление перед классом об особенностях ораторской речи (используйте упр.197 , 198). 2.Прочитайте текст « Речь И.С.Тургенева на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве». Определите стиль и тип текста, свой ответ аргументируйте. 3.Определите, какие особенности ораторской речи отражены в этом тексте. 4.Найдите в речи И.С.Тургенева средства установления контакта со слушателем. Какие средства выразительности речи использует писатель? 5.Прочитайте текст Д.С.Лихачёва (упр.200). Назовите важнейшие признаки хорошей публичной речи. 6.Используя оба текста, составьте памятку – какой должна быть хорошая публичная речь. 7.Составьте текст- публичное выступление (смотри памятку) об интересном факте из истории вашего края .
|
Односоставное предложение.
| Обобщающий урок по теме «Односоставное предложение с одним главным членом – сказуемым».
| 1.Составьте сложный план ответа на вопрос «Что я знаю об односоставных предложениях?» 2.Напишите вступление к сочинению по этой теме, сформулируйте тезис. В каком стиле вы будете писать? Почему?
|
| Назывные предложения. (конспект урока прилагается).
| 1.На основании текстов из художественной литературы (стихотворения А.А.Фета, Ф.И.Тютчева и др.) определите роль односоставных назывных предложений в речи. 2.Прочитайте текст В. Пескова «Волшебная осень парков» и выполните задания по группам :1гр.-тема текста; 2гр.- основная мысль; 3гр. – стиль ; 4гр. – тип текста; 5гр. – средства художественной выразительности. 3.Создайте свой текст, используя главным образом односоставные предложения. (ученические работы прилагаются)
|
Неполные предложения.
| Понятие о неполных предложениях.
| 1.Прочитайте текст Л.Леонова об охране природы (упр.256), определите главную мысль текста и его стилистическую принадлежность. Свой ответ аргументируйте. 2.Напишите небольшую заметку в газету о бережном отношении к природе, подберите заглавие, стремитесь к тому, чтобы язык заметки был живым и выразительным.
|
Однородные члены предложения.
| Обобщающие слова при однородных членах.
| 1.Прочитайте текст Д.С.Лихачёва «Заповеди человечности». 2.Выберите одну из них, постойте на её основе рассуждение, подобрав свои аргументы и примеры. Адресуйте рассуждение своим одноклассникам. 3.Составьте и запишите небольшой текст – рассуждение на тему «Моё отношение к героям повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
|
Обособленные члены предложения.
| Обособленные приложения.
| 1.Проанализируйте предложения с обособленными приложениями. 2.Составьте или найдите в произведениях художественной литературы предложения с обособленными приложениями. 3.Запишите небольшое сочинение-рассуждение «Обособленные определения и приложения. Их сходство и различие»
|
| Обособление уточняющих членов предложения.(2 урока)
| 1.Прочитайте текст В.Короленко «Первое свидание с Чеховым». 2.Выполните задания по анализу текста: докажите, что это текст, определите тему и основную мысль, стиль и тип текста (обоснуйте своё мнение), подберите к последнему предложению синтаксический синоним, определите способ связи между 1 и 2, 2 и 3 предложениями, графически обозначьте обособленные члены. 3. На основании этого текста напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?» (укажите 2 разные функции). 3.Прочитайте упр.353 (сочинение ученика «Подвиг В.И.Даля»). 4.Проанализируйте это сочинение: - раскрыта ли тема сочинения, - есть ли основная мысль, - какие приёмы публицистического стиля использовал ученик? 5.Отредактируйте текст. 6.Подготовьте публичное выступление на тему «В жизни всегда есть место подвигам» (М.Горький).
|
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.
| Обращение и знаки препинания при нём.
| 1.Найдите стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, которые начинаются с обращения. 2.В стихотворении В.А.Жуковского «Море» понаблюдайте, чем интересны в нём обращения, какую роль они играют. 3.Прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Помогите Вакуле написать письмо Оксане и так её расхвалить , чтобы дрогнуло наконец её сердце. 4.Напишите сочинение-рассуждение «Роль обращения в речи».
|
Повторение изученного в 8 классе.
| Повторение. (конспект фрагмента урока прилагается).
| 1.Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей». Выполните задания по анализу текста: -определите стиль текста , понаблюдайте, как автор воздействует на чувства, какие приёмы использует,
-определите тип текста (докажите). 2.Как вы понимаете последние фразы текста «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»? Напишите сочинение – рассуждение.
|
9 класс
|
Повторение изученного в 5-8 классах.
| Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
| 1.Прочитайте данные фрагменты. Можно ли их совокупность считать текстом? Что надо сделать, чтобы из фрагментов «сложился» текст? (см. приложение). 2.По восстановленному тексту выполните задания: - какова тема текста? Сформулируйте его основную мысль. Дайте тексту своё название; - проследите за развитием темы высказывания. Сколько частей вы выделили в тексте? - укажите в тексте микротемы, составьте его план ; - подумайте, как связаны между собой части текста. 3.Даны тексты разных стилей речи. Определите принадлежность текста к тому или иному стилю. 4.По первой фразе определите, к какому стилю будет относиться будущий текст.(см. приложение). 5.Прочитайте высказывания (см. приложение).Согласны ли вы с автором? Разверните тезис, приведя аргументы «за» и «против».
|
Союзные сложные предложения. Сложносочинённое предложение.
| Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам.
| 1.Прочитайте отрывок из повести В.Распутина «Уроки французского» . 2.Выполните задания по группам: 1гр.-тема текста, заглавие, которое отражает тему; 2гр.- главная мысль текста , заглавие, которое отражает главную мысль; 3гр. – стиль текста (обоснуйте); 4гр. – тип текста (обоснуйте); 5гр. – средства выразительности в 1 абзаце (какие и для чего используются). 3.В тексте найдите ССП с разными союзами, охарактеризуйте их. 4.Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего нужны сочинительные союзы?»
|
| Сочинение- рецензия на литературное произведение.
| 1.Читаем рассказ В.Крупина «Мария Сергеевна» (чтение вслух) . 2.Вспомните понятия: тема, идея, проблема, композиция, авторская позиция, критическая оценка. 3.Выполните задания по тексту (см. приложение). 4.Назовите основные виды вступлений к сочинению (лирическое размышление, назывные предложения, ряд риторических вопросов, цитата). 5.Напишите вступление к сочинению. (сочинение – рецензия выполняется дома).
|
Сложноподчинённое
предложение.
| Понятие о СПП.
| 1.Прочитайте текст В. Пескова. 2.Выполните задания по группам (определите тему, главную мысль, стиль, тип текста, средства выразительности). 3.Выпишите из текста CПП с союзом и союзным словом, дайте их характеристику. 4. .Выпишите из текста CПП и ССП, сравните их и напишите сочинение-рассуждение на тему «Отличие ССП от СПП».
|
| CПП с придаточным определительным.
| 1.Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» («Буран»). 2.Ответьте на вопросы: - Какие картины возникли при чтении? Возможна ли иллюстрация к данному отрывку? - О чём текст? Определите тему и его основную мысль. Попробуйте озаглавить текст. - Сколько абзацев в тексте? Выделите микротемы, озаглавьте части текста. Запишите план.
|
| CПП с придаточным изъяснитель-
ным.
| 1.Прочитайте несколько предложений. Поменяйте их местами так, чтобы получился текст. 2.Докажите, что это текст публицистического стиля. 3.Подберите заголовок, чтобы он отражал тему текста. 4.Найдите CПП с придаточным изъяснительным, письменно докажите свой ответ.
|
| CПП с придаточным обстоятельственным
| 1.Прочитайте текст (упр.150), определите тему и главную мысль текста. 2.Ответьте на вопрос: за что автор любит среднюю полосу России? 3.Какие тропы и стилистические фигуры использует автор в тексте? Приведите примеры. 4.Напишите сочинение- рассуждение о природе родного края. (сочинение прилагается).
|
Бессоюзное сложное предложение.
| Обобщающий урок по теме «БСП».
| 1.Прочитайте ключевые слова и сочетания слов. Подумайте, можно ли по ним определить тему и основную мысль высказывания? Сформулируйте (если возможно) (БСП, смысловые отношения, содержание , простые предложения, интонация, отделительные знаки препинания). 2.Составьте текст по этим ключевым словам, охарактеризуйте стиль вашего текста. 3.Сравните CПП с придаточным изъяснительным и БСП, вторая часть которого имеет значение изъяснения. Запишите результаты ваших наблюдений.
|
| Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.
| 1.На основании материалов в учебнике постройте высказывание на тему «Что такое реферат?» 2.Прочитайте текст «Слова науки и техники». Определите стиль, тип этого текста. 3.Найдите ключевые слова в тексте, по ним определите тему. 4.Подготовьте устный репродуктивный реферат по этому тексту.
|
Сложное предложение с разными видами связи.
| Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
| 1.Прочитайте текст М.Громова (упр.249), определите тип речи. 2.Ответьте на вопрос: какая главная мысль доказывается в этом тексте? Как автор строит свои доказательства? 3.Напишите сочинение- рассуждение на тему «Как я понимаю храбрость?»
|
Общие сведения о языке.
| Роль языка в жизни общества.
| 1.Составьте публичное выступление о роли языка в жизни общества, пользуясь материалами учебника. 2.Проанализируйте выступления своих товарищей, укажите наиболее яркие моменты в их выступлениях. 3.Обобщите все «+» выступлений, составьте памятку «Каким должно быть хорошее публичное выступление».
|
| Русский литературный язык и его стили.
| 1.Составьте таблицу
|
стиль
| Сфера употреб-ления
| Основные языковые приметы текста
|
|
|
|
2.Определите стилистическую принадлежность текстов (упр.278, 279).Аргументируйте свой ответ. 3.Выпишите (или составьте) фрагменты текстов разных стилей.
|
Повторение изученного.
| Синтаксис и пунктуация.
| 1.Прочитайте текст Д.С.Лихачёва «Об интеллигентности». Выполните задания : -определите стиль и тип речи; -найдите признаки интеллигентности, которые выделяет автор. Какие доказательства оп приводит? 2.Прочитайте текст А.Ф.Лосева (упр.394). Озаглавьте текст, определите главную мысль. 3.Сравните два текста. Чья точка зрения вам ближе? Почему? 4.Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что значит быть интеллигентным человеком?», опираясь на оба текста.
|
|
|
|