Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 279.57 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации14.11.2013
Размер279.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
  1   2   3
. Система работы над сочинением в 8- 9 классах.

Ученик 9 класса на выпускном экзамене в форме Е М Э выполняет задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение ), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста (учащимся предлагается выбрать один из вариантов творческого задания : С2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, С2.2- сочинение-рассуждение на тему ,связанную с анализом содержания текста) . Данный вид работы сложен для учащихся , несмотря на то что работа над анализом текста велась на протяжении 5-7 классов. Поэтому в 8-9 классах особое внимание уделяем подготовке к написанию сочинения- рассуждения. Такая подготовка только через уроки не представляется возможной, т.к. объём нового материала в этих классах очень большой, а часов на изучение предмета по базисному плану отведено немного -3 часа в неделю в 8классе и 2часа в неделю в 9 классе. Поэтому целесообразно обучать написанию сочинения – рассуждения через

-уроки развития речи;

-грамматические темы курса;

-элективный курс;

-консультации;

-исследовательскую работу;

-внеклассную работу по предмету.

Систему работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 8-9классах можно представить в виде следующей схемы:


Уроки русского языка


Сочинение-рассуждение


консультации

Элективный курс







Исследовательская деятельность

Внеурочная деятельность

На схеме показаны компоненты, которые взаимодополняют друг друга и служат общей цели- развитие у учащихся умения писать сочинение.

Рассмотрим подробнее каждый из компонентов.

Обучение через уроки русского языка.

«Урок – та учебная ситуация, та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.» (26, 71)

Обучение сочинению – рассуждению предполагает работу над содержанием, построением и оформлением высказывания. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы , определять основную мысль , характеризовать текст с точки зрения стиля и типа речи ,правильно отбирать языковые средства. Данная работа осуществляется как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем.

8 класс

Раздел

Тема урока

Примерные задания и упражнения

Повторение

Строение текста. Стили речи.

1.Прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». 2.Докажите, что это текст. Определите стиль и тип текста (докажите своё мнение). 3.Объясните, как вы понимаете выражение меркантильный интерес.

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание как синтаксическая единица.

1.Определите тип связи в словосочетаниях: тетрадь для письма, читать вслух, дом напротив и др.

2.Письменно ответьте на вопрос: сходство и различие словосочетания и простого предложения.




Предложение как синтаксическая единица.

1.Прочитайте текст (упр.82), определите стиль и тип текста (докажите). 2.Допишите вывод к этому тексту.




Порядок слов в предложении.

1.Прочитайте текст (упр.98). 2.Найдите предложения, в которых автор использует инверсию. 3.Составьте свои предложения, применяя инверсию. 4.Найдите в тексте «Мцыри» М.Ю.Лермонтова примеры инверсий. 5.Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна инверсия?»

Двусоставное предложение.

Обобщение по теме «Простое и составное сказуемое»

1.Прочитайте текст И.Соколова-Микитова «Пробуждение леса». 2.Докажите, что это текст художественного стиля . 3.Найдите предложение, в котором выражена главная мысль. Запишите её своими словами. 4.Найдите предложения с простым и составным глагольным сказуемым, обоснуйте свой ответ. 5.Письменно ответьте на вопрос: сходство и различие простого и составного глагольного сказуемого.




Тире между подлежащим и сказуемым.

1.Приведите примеры предложений из художественной литературы на это правило. 2.Выучите правило и расскажите его перед ребятами, убедите ваших слушателей в необходимости постановки тире. 3.Вспомните другие случаи постановки тире (прямая речь, диалог…) и напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужно тире?»




Второстепенные члены предложения. Определение.

1.Прочитайте текст «Русский язык» Д.С. Лихачёва. 2.Определите тему и главную мысль текста , подчеркнув (выписав) ключевые слова. 3.Определите тип речи, докажите своё мнение. 4.Продолжите текст, выразив своё отношение к утверждениям Д.С.Лихачёва.




Ораторская речь. Публичное выступление.

1. Подготовьте выступление перед классом об особенностях ораторской речи (используйте упр.197 , 198). 2.Прочитайте текст « Речь И.С.Тургенева на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве». Определите стиль и тип текста, свой ответ аргументируйте. 3.Определите, какие особенности ораторской речи отражены в этом тексте. 4.Найдите в речи И.С.Тургенева средства установления контакта со слушателем. Какие средства выразительности речи использует писатель? 5.Прочитайте текст Д.С.Лихачёва (упр.200). Назовите важнейшие признаки хорошей публичной речи. 6.Используя оба текста, составьте памятку – какой должна быть хорошая публичная речь. 7.Составьте текст- публичное выступление (смотри памятку) об интересном факте из истории вашего края .

Односоставное предложение.

Обобщающий урок по теме «Односоставное предложение с одним главным членом – сказуемым».

1.Составьте сложный план ответа на вопрос «Что я знаю об односоставных предложениях?» 2.Напишите вступление к сочинению по этой теме, сформулируйте тезис. В каком стиле вы будете писать? Почему?




Назывные предложения. (конспект урока прилагается).

1.На основании текстов из художественной литературы (стихотворения А.А.Фета, Ф.И.Тютчева и др.) определите роль односоставных назывных предложений в речи. 2.Прочитайте текст В. Пескова «Волшебная осень парков» и выполните задания по группам :1гр.-тема текста; 2гр.- основная мысль; 3гр. – стиль ; 4гр. – тип текста; 5гр. – средства художественной выразительности. 3.Создайте свой текст, используя главным образом односоставные предложения. (ученические работы прилагаются)

Неполные предложения.

Понятие о неполных предложениях.

1.Прочитайте текст Л.Леонова об охране природы (упр.256), определите главную мысль текста и его стилистическую принадлежность. Свой ответ аргументируйте. 2.Напишите небольшую заметку в газету о бережном отношении к природе, подберите заглавие, стремитесь к тому, чтобы язык заметки был живым и выразительным.

Однородные члены предложения.

Обобщающие слова при однородных членах.

1.Прочитайте текст Д.С.Лихачёва «Заповеди человечности». 2.Выберите одну из них, постойте на её основе рассуждение, подобрав свои аргументы и примеры. Адресуйте рассуждение своим одноклассникам. 3.Составьте и запишите небольшой текст – рассуждение на тему «Моё отношение к героям повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Обособленные члены предложения.

Обособленные приложения.

1.Проанализируйте предложения с обособленными приложениями. 2.Составьте или найдите в произведениях художественной литературы предложения с обособленными приложениями. 3.Запишите небольшое сочинение-рассуждение «Обособленные определения и приложения. Их сходство и различие»




Обособление уточняющих членов предложения.(2 урока)

1.Прочитайте текст В.Короленко «Первое свидание с Чеховым». 2.Выполните задания по анализу текста: докажите, что это текст, определите тему и основную мысль, стиль и тип текста (обоснуйте своё мнение), подберите к последнему предложению синтаксический синоним, определите способ связи между 1 и 2, 2 и 3 предложениями, графически обозначьте обособленные члены. 3. На основании этого текста напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?» (укажите 2 разные функции). 3.Прочитайте упр.353 (сочинение ученика «Подвиг В.И.Даля»). 4.Проанализируйте это сочинение: - раскрыта ли тема сочинения, - есть ли основная мысль, - какие приёмы публицистического стиля использовал ученик? 5.Отредактируйте текст. 6.Подготовьте публичное выступление на тему «В жизни всегда есть место подвигам» (М.Горький).

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

Обращение и знаки препинания при нём.

1.Найдите стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, которые начинаются с обращения. 2.В стихотворении В.А.Жуковского «Море» понаблюдайте, чем интересны в нём обращения, какую роль они играют. 3.Прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Помогите Вакуле написать письмо Оксане и так её расхвалить , чтобы дрогнуло наконец её сердце. 4.Напишите сочинение-рассуждение «Роль обращения в речи».

Повторение изученного в 8 классе.

Повторение. (конспект фрагмента урока прилагается).

1.Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей». Выполните задания по анализу текста: -определите стиль текста , понаблюдайте, как автор воздействует на чувства, какие приёмы использует,

-определите тип текста (докажите). 2.Как вы понимаете последние фразы текста «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»? Напишите сочинение – рассуждение.

9 класс

Повторение изученного в 5-8 классах.

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

1.Прочитайте данные фрагменты. Можно ли их совокупность считать текстом? Что надо сделать, чтобы из фрагментов «сложился» текст? (см. приложение). 2.По восстановленному тексту выполните задания: - какова тема текста? Сформулируйте его основную мысль. Дайте тексту своё название; - проследите за развитием темы высказывания. Сколько частей вы выделили в тексте? - укажите в тексте микротемы, составьте его план ; - подумайте, как связаны между собой части текста. 3.Даны тексты разных стилей речи. Определите принадлежность текста к тому или иному стилю. 4.По первой фразе определите, к какому стилю будет относиться будущий текст.(см. приложение). 5.Прочитайте высказывания (см. приложение).Согласны ли вы с автором? Разверните тезис, приведя аргументы «за» и «против».

Союзные сложные предложения. Сложносочинённое предложение.

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам.

1.Прочитайте отрывок из повести В.Распутина «Уроки французского» . 2.Выполните задания по группам: 1гр.-тема текста, заглавие, которое отражает тему; 2гр.- главная мысль текста , заглавие, которое отражает главную мысль; 3гр. – стиль текста (обоснуйте); 4гр. – тип текста (обоснуйте); 5гр. – средства выразительности в 1 абзаце (какие и для чего используются). 3.В тексте найдите ССП с разными союзами, охарактеризуйте их. 4.Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего нужны сочинительные союзы?»




Сочинение- рецензия на литературное произведение.

1.Читаем рассказ В.Крупина «Мария Сергеевна» (чтение вслух) . 2.Вспомните понятия: тема, идея, проблема, композиция, авторская позиция, критическая оценка. 3.Выполните задания по тексту (см. приложение). 4.Назовите основные виды вступлений к сочинению (лирическое размышление, назывные предложения, ряд риторических вопросов, цитата). 5.Напишите вступление к сочинению. (сочинение – рецензия выполняется дома).

Сложноподчинённое

предложение.

Понятие о СПП.

1.Прочитайте текст В. Пескова. 2.Выполните задания по группам (определите тему, главную мысль, стиль, тип текста, средства выразительности). 3.Выпишите из текста CПП с союзом и союзным словом, дайте их характеристику. 4. .Выпишите из текста CПП и ССП, сравните их и напишите сочинение-рассуждение на тему «Отличие ССП от СПП».





CПП с придаточным определительным.

1.Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» («Буран»). 2.Ответьте на вопросы: - Какие картины возникли при чтении? Возможна ли иллюстрация к данному отрывку? - О чём текст? Определите тему и его основную мысль. Попробуйте озаглавить текст. - Сколько абзацев в тексте? Выделите микротемы, озаглавьте части текста. Запишите план.




CПП с придаточным изъяснитель-

ным.

1.Прочитайте несколько предложений. Поменяйте их местами так, чтобы получился текст. 2.Докажите, что это текст публицистического стиля. 3.Подберите заголовок, чтобы он отражал тему текста. 4.Найдите CПП с придаточным изъяснительным, письменно докажите свой ответ.




CПП с придаточным обстоятельственным

1.Прочитайте текст (упр.150), определите тему и главную мысль текста. 2.Ответьте на вопрос: за что автор любит среднюю полосу России? 3.Какие тропы и стилистические фигуры использует автор в тексте? Приведите примеры. 4.Напишите сочинение- рассуждение о природе родного края. (сочинение прилагается).

Бессоюзное сложное предложение.

Обобщающий урок по теме «БСП».

1.Прочитайте ключевые слова и сочетания слов. Подумайте, можно ли по ним определить тему и основную мысль высказывания? Сформулируйте (если возможно) (БСП, смысловые отношения, содержание , простые предложения, интонация, отделительные знаки препинания). 2.Составьте текст по этим ключевым словам, охарактеризуйте стиль вашего текста. 3.Сравните CПП с придаточным изъяснительным и БСП, вторая часть которого имеет значение изъяснения. Запишите результаты ваших наблюдений.




Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.

1.На основании материалов в учебнике постройте высказывание на тему «Что такое реферат?» 2.Прочитайте текст «Слова науки и техники». Определите стиль, тип этого текста. 3.Найдите ключевые слова в тексте, по ним определите тему. 4.Подготовьте устный репродуктивный реферат по этому тексту.

Сложное предложение с разными видами связи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

1.Прочитайте текст М.Громова (упр.249), определите тип речи. 2.Ответьте на вопрос: какая главная мысль доказывается в этом тексте? Как автор строит свои доказательства? 3.Напишите сочинение- рассуждение на тему «Как я понимаю храбрость?»

Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества.

1.Составьте публичное выступление о роли языка в жизни общества, пользуясь материалами учебника. 2.Проанализируйте выступления своих товарищей, укажите наиболее яркие моменты в их выступлениях. 3.Обобщите все «+» выступлений, составьте памятку «Каким должно быть хорошее публичное выступление».




Русский литературный язык и его стили.

1.Составьте таблицу

стиль

Сфера употреб-ления

Основные языковые приметы текста









2.Определите стилистическую принадлежность текстов (упр.278, 279).Аргументируйте свой ответ. 3.Выпишите (или составьте) фрагменты текстов разных стилей.

Повторение изученного.

Синтаксис и пунктуация.

1.Прочитайте текст Д.С.Лихачёва «Об интеллигентности». Выполните задания : -определите стиль и тип речи; -найдите признаки интеллигентности, которые выделяет автор. Какие доказательства оп приводит? 2.Прочитайте текст А.Ф.Лосева (упр.394). Озаглавьте текст, определите главную мысль. 3.Сравните два текста. Чья точка зрения вам ближе? Почему? 4.Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что значит быть интеллигентным человеком?», опираясь на оба текста.









  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск