Скачать 100.09 Kb.
|
Конспект урока по русскому языку в 10классе на тему «Подготовка к написанию ЕГЭ. Часть С» или «Легко ли быть молодым?» Цель: формирование ключевых компетенций, необходимых при анализе исходного текста и написании сочинения – рассуждения (подготовка к ЕГЭ) Задачи:
Оборудование: Школьная доска, проектор, компьютеры, кейсы с заданиями, выход в Интернет Риски:
Краткая аннотация урока: данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Учащиеся учатся получать нужную информацию, используя различные источник, учатся презентовать свой опыт. Данный урок является одной из форм подготовки к написанию ЕГЭ в 10 классе части С. Организационная схема урока
Задание:
- Как вы считаете, легко ли быть молодым? Поднимите руку те, кто считают, что молодым быть легко. Запишем итог голосования. В конце урока вы еще раз выскажете свою точку зрения по этому вопросу. -Вспомните, по какой схеме строится сочинение на ЕГЭ. (работа со схемой, которая озвучивается учащимся) - По ходу урока вам необходимо будет заполнять таблицу. Внесите в нее известные вам данные.
Сейчас вам предстоит поработать с кейсами, которые содержат отрывки из произведений известных писателей и публицистов, которые будут служить в качестве литературных аргументов. IV. Работа в группах с текстами (10 мин) Учитель даёт установку на выполнение следующих задач: «Изучите предложенный материал, найдите ответы на поставленные вопросы» 2 кейс - –http://orthgymn.ru/publish/likhachev/khrestomatia/letters/02.php - Письмо второе «МОЛОДОСТЬ — ВСЯ ЖИЗНЬ» Д.С.Лихачева и задания (см.Приложение1 ) 3 кейс - http://lib.ru/PROZA/KAZAKOW/rasskazy2.txt (эпизод из рассказа Ю.Казакова «Голубое и зеленое» глава 4 и задания) (см.Приложение 2 ) V. Отчет групп – 7 мин (результаты работы вносятся в таблицу) VI .Проведение дискуссии «Легко ли быть молодым?» (5 мин) Вопросы для обсуждения :
-Поменялась ли ваша точка зрения на вопрос, поставленный в начале урока? Как вы теперь считаете? Легко ли быть молодым? - Как вы думаете, почему получился такой итог голосования? VII.Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности (5 минут). - В процессе дискуссии мы с вами разрешили проблему, выдвинутую в начале урока. Пришли к выводу о том, что однозначно ответить на вопрос "Легко ли быть молодым" - нельзя. В подростковой жизни присутствуют как положительные, так и отрицательные моменты. Этот вопрос смело можно назвать вечным, или философским Кто-то скажет, что молодым быть легко, кто-то скажет что не очень, сколько людей - столько мнений. - Результаты дискуссии внесите в таблицу. VIII. Этап информации о домашнем задании (1 минута): Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, используя материал урока. IX. Этап подведения итогов урока – рефлексия (4 минуты).
-А сейчас я попрошу вас оценить свою работу: Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил. Список использованной литературы:
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 КЕЙС Легко ли быть молодым? «Легко ли быть молодым?» – этот вопрос актуален во все времена и столетия. Постоянное давление со стороны компании, СМИ, улицы... И, как следствие этого, у молодёжи складывается нездоровый стереотип «к лёгкой, красивой жизни». Молодым быть трудно. Ведь « я» – это центр вселенной. «Я» – самое нежное существо. «Я» – самая обаятельная и привлекательная. Я и мои желания – превыше всего. Нам кажется, что добиться успеха в каком-либо благородном деле нелегко, а, как говорят, «дурное дело – нехитрое». Чтобы не свернуть с правильного пути, я думаю, нужно поставить перед собой цель, упорно трудиться, идя к ней. Занятия любимым делом, например рисованием, спортом, музыкой, отвлекут от дурных мыслей. Многие из нас мечтают окончить школу, поступить в университет, устроиться на работу. Но у нас нет уверенности в завтрашнем дне, потому что растут цены на образование, и не факт, что после учёбы сможешь работать по специальности. А ведь было иное время, когда молодых специалистов ценили и сразу брали на работу. Хочется на дискотеку, выражаясь молодёжным языком, «потусоваться» с друзьями, но, придя туда, понимаешь, что здесь царит хаос. Толпы пьяных людей, половина из них – несовершеннолетние, то и дело выходят «затянуться» сигаретой. Некоторые руководствуются принципом «нужно попробовать в жизни всё». Активно раскупается алкоголь, табачные изделия, наркотики (хотя законом запрещено продавать несовершеннолетним). Вседозволенность царит в современном обществе. На правильный путь нас направляют родители, учителя, они помогают нам поставить цель и добиться успеха. Хотя молодые люди нередко жалуются на то, что родители постоянно «лезут» со своими советами, нравоучениями – это было, есть и будет всегда. Ведь у них есть неоспоримое преимущество – жизненный опыт. Как-то мой дедушка посетовал, вспоминая строки из песни: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Его молодость пришлась на послевоенные годы, когда в стране была разруха, голод, болезни, но дружный, сплочённый советский народ победил всё. Пришло хорошее время. Молодые люди читали книги, ходили в кино, театры, собирались возле дома с гитарой, пели песни, посещали выставки, работали в стройотрядах. Совесть, честь, достоинство – вот те критерии, по которым ценили человека. Мой дед возмущается, что мы, нынешние молодые, – распущенные, избалованные дети. «Я, – говорит, – тогда старался жить по принципу «Сначала думай о Родине, а потом о себе!». Примером мужества, отваги для моего деда служили, в частности, книги о разведчиках, которые он ценил на вес золота. «Честь, достоинство, порядочность, справедливость, по его словам,– это качества, которые украшают молодого человека». Задавая многим людям разных поколений вопрос: «Легко ли быть молодым?», – я всегда получала один и тот же ответ: «Молодым всегда быть трудно. Человек сам кузнец своего счастья». Пора молодости проходит, но остаются определённые жизненные принципы. Есть люди, которые своим примером заставляют молодёжь сменить взгляды на жизнь. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» напоминает о том, что, сделав ошибку, будучи молодым, трудно её исправить в старости. В итоге я пришла к выводу, что у молодых всегда существовал и выбор, и трудности. В каждую эпоху были трудности, были свои положительные и отрицательные стороны. Сейчас же всё зависит от количества денег и положения родителей, а уж порядочность, честность, справедливость остались в прошлом. И очень хочется, чтобы это воистину смутное время закончилось как можно быстрее. Но это зависит от всех граждан страны, в том числе, и от нас, молодых. Нина РУСАЛЕНКО, школьница, Новый Оскол 2 кейс http://orthgymn.ru/publish/likhachev/khrestomatia/letters/02.php Письмо второе МОЛОДОСТЬ — ВСЯ ЖИЗНЬ
Приложение 1
Тестовые задания. 1) Определите стиль и тип речи текста. 1. Научный, описание. 2. Публицистический, рассуждение. 3. Публицистический, повествование. 4. Художественный, повествование 2) Укажите средства связи предложений № 9 и № 10. 3) Какие средства выразительности используются в предложениях 5, 6,7? 4) Назовите способ образования слова постепенно 5) из предложений 10-12 выпишите словосочетание (-я) со связью примыкание 3 кейс http://lib.ru/PROZA/KAZAKOW/rasskazy2.txt (эпизод из рассказа Ю.Казакова «Голубое и зеленое» глава 4) 4 1. Молодым быть очень плохо. 2. Жизнь проходит очень быстро, тебе уже семнадцать или восемнадцать лет, а ты еще ничего не сделал. 3. Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. 4. А хочется большой, бурной жизни! 5. Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их наизусть. 6. Или сочинить героическую симфонию и выйти потом к оркестру – бледному, во фраке, с волосами, падающими на лоб… 7. Что мне делать? 8. Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед? 9. Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. 10. Способен ли я на подвиг? 11. Не знаю. 12. Способен ли я на тяжелый труд, хватит ли у меня сил на свершение великих дел? 13. Хуже всего то, что никто не понимает моей муки. 14. Все смотрят на меня как на мальчишку, даже иной раз ворошат мне волосы, будто мне еще 10 лет. Приложение 2
Тестовые задания. 1) Определите стиль и тип речи текста. 1. Научный, описание. 2. Публицистический, рассуждение. 3. Публицистический, повествование. 4. Художественный, повествование 2) Укажите средства связи предложений № 13 и № 14. 3) Какие средства выразительности используются в предложениях 7,8,10? 4) Назовите способ образования слова неизвестно 5) из предложений 5-6 выпишите словосочетание (-я) со связью примыкание |