Скачать 256 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г.Десногорска Смоленской области Интегрированный урок (география - МХК) по теме «Международный туризм» 10 класс Подготовили учитель русского языка и литературы Винокурова Виктория Валерьевна, учитель географии Шаповалова Татьяна Ивановна г.Десногорск 2012 год Пояснительная записка Цель работы Совершенствование форм и методов преподавания предмета Задачи
Аннотация Урок по теме «Международный туризм» является интегрированным (бинарным) и включает в себя два компонента: географию и МХК. Данная тема изучается в курсе географии в разделе « 10 классе. Она интегрируется с темами курса МХК 10 класса « Культура Древней Греции», «Культура Древнего Рима», «Культура Византии», «Культура итальянского Возрождения». Цель урока – сформировать у учащихся целостное представление о международном туризме как о важной составляющей мировой экономики и культуры. В рамках данной темы даётся определение международного туризма, учащиеся знакомятся с классификацией туризма по разным критериям, крупными макрорегионами туризма. Компонент МХК представлен проектами учащихся по теме «Путешествие по Средиземноморью», где рассматриваются выдающиеся культурные памятники данного туристического региона. Это архитектура Афинского Акрополя, античного Рима, архитектура и мозаики Древней Византии, живопись и зодчество итальянского Возрождения. В ходе урока активно применяются технология интегрированного обучения, технология критического мышления, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии: средства мультимедиа, интерактивная доска. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация и видеозапись урока . Программы, использованные для подготовки урока Программа Office Word Программа Microsoft POWER POINT Программы работы с музыкальными файлами: WINDOWS проигрыватель. Для создания презентации использован шрифты Word Art, Arial полужирный, жирный, подчёркнутый, размер 24, 26, 28,60, 44, 40 38, 34, анимационные эффекты «Выцветание» и «Появление с увеличением», а также эффект звука. Презентация содержит 89 слайдов. Слайды 1 – 68 и 86 - 89 демонстрируются с помощью ручного показа, на слайды 69 – 85 наложен эффект звука и установлено время показа. Технические устройства, использованные для подготовки урока 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Интерактивная доска Дата создания. Отзывы Урок разработан и апробирован в 2011году в рамках работы городской методической недели по использованию информационно-коммуникационных технологий, где получил высокую оценку педагогов. Апробирован также учителями географии Ваулиной Т.В. (школа № 1), Макаровой Е.И. (школа №2), учителем МХК Цыбановой Н.А. (школа №4) Информация об авторах разработки 1. Шаповалова Татьяна Ивановна, учитель географии высшей квалификационной категории, участник 2.Винокурова Виктория Валерьевна, учитель русского языка и литературы, учитель МХК высшей квалификационной категории Дидактические материалы Опережающие задания, связанные с подготовкой учащимися проектов по культуре Турции, Греции, Италии. Карточки с планом работы над проектом
________________________________________________________ Карточки с критериями оценки проекта
_________________________________________________________________ Карточки с правилами составления синквейна Синквейн - это “стихотворение, высказывание, состоящее из пяти строк. В синквейне учащийся выражает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна
Технологическая карта урока Цели: 1. Cформировать у учащихся целостное представление о международном туризме как о важной составляющей мировой экономики и культуры. 2. Познакомить учащихся с понятием «туризм». 3. Определить, какую роль он играет в мировой экономике. 4. Познакомить учащихся с классификацией туризма. 5. Познакомить учащихся с наиболее выдающимися памятниками регионов Средиземноморья. 6. Развивать творческие способности учащихся; 7. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером; 8. Воспитывать уважение к культурному и историческому наследию человечества, эстетическое чувство. Тип урока: изучение нового материала Форма урока: интегрированный (бинарный) с применением ИКТ. География - МХК План урока
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентации учащихся, выполненные в программе POWER POINT. Ход урока Организационный момент. Учитель 1. Добрый день уважаемые гости, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы объединили два предмета: географию и мировую художественную культуру. И это не случайно. Актуализация знаний. Учитель 2.Тему урока мы вам предлагаем определить самостоятельно. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какая отрасль экономики в настоящее время играет важную роль в таких странах, как Египет, Греция, Сингапур? Ответ. Важную роль в экономике многих стран мира сегодня играет туризм Определение темы урока Учитель 1. Итак, тема урока: «Международный туризм». На экране: тема урока. Учитель 2. Почему же, изучая данную тему, мы объединили географию и МХК? Ответ. Туризм включает в себя не только географические, природные объекты, но и культурные). Исходя из вышесказанного, определите, пожалуйста, цели урока. Ответ.1. Мы должны узнать, что такое туризм. 2. Определить, какую роль он играет в мировой экономике; 3. Познакомиться с наиболее выдающимися памятниками некоторых регионов. Учитель 1. Вы должны также познакомиться с классификацией туризма по разным критериям; 2. Выделить крупные макрорегионы туризма. Мотивация. Учитель 2. Ребята, а зачем нам необходимо знать о туризме так много информации? Ответ Нам это необходимо, для того чтобы правильно выбирать регион, интересный маршрут, знать, какие достопримечательности, в каком регионе или стране можно увидеть. Учитель 1. Исходя из названных целей, работать на уроке мы будем по следующему плану. План (на экране)
Учитель 2. Итак, ребята, мы с вами определили тему и цели урока. А теперь давайте выясним: к какой сфере экономики он относится? Ответ. Туризм относится к сфере услуг. Учитель 1. Что такое туризм? Ответ. Туризм - одна из форм обмена услугами. На экране: определение туризма. Учитель 1. Так как услуги туристической индустрии платные, то он связан с движением капитала. А это оказывает влияние на платежные балансы стран. В странах, наиболее привлекательных для туристов (Франция, Италия, Испания) баланс положительный, а в странах, где выезд туристов превышает их прибытие (Германия, Канада) – отрицательный. Кроме того, роль туризма в мировой экономике определяется числом занятых в ней людей. В туристической отрасли занято около 180 млн. человек. В развитых странах это составляет 5-6 % экономические активного населения, а в развивающихся - до 50% занятых. На экране: Схема «Занятость населения в туристической отрасли» Несмотря на то, что услуги туризма довольно дороги, число туристов растет с каждым годом. Что же заставляет людей путешествовать? Назовите цели туристических поездок? Ответ. Люди путешествуют с целью отдыха, на оздоровления, посещения родственников. Путешествия могут иметь научный, религиозный характер. Учитель 1. Таким образом, мы модем выделить виды туризма по целям: рекреационный, религиозный, научный, деловой, посещение родственников и знакомых, оздоровительный. На экране: схема «Виды туризма по целям» Учитель 1. Существует классификация туризма по объектам изучения. Исходя из предложенных на слайде иллюстраций, определите его виды. На экране: иллюстрации, раскрывающие виды туризма по объектам изучения. Ответ
Учитель 1. Ребята, как вы думаете, все ли виды транспорта можно использовать в туризме? Ответ. Да, все виды транспорта Учитель 2. Подумайте, а какой вид транспорта наиболее популярен в туризме? Ответ. Наверное речной и морской. Учитель 1. Да, действительно, большинство туристов предпочитают морские круизы. Выделяют 4 морских бассейна.
На экране: карта-схема с указанием морских круизных бассейнов. Всемирная туристическая организация выделяет 6 туристических макрорегионов:
На экране карта-схема «Туристические макрорегионы мира». Ребята, на развитие туризма оказывает влияние много факторов, начиная с социально-экономических и заканчивая геополитическим положением. Поэтому уровень развития туризма в разных странах различный. Обратите внимание на таблицу, которая представлена на экране. Обратите внимание на показатели. Какие страны являются лидерами по количеству туристов, приезжающих в страны? Ответ. Франция, Италия, США, Испания. Учитель 1. Какой стране принадлежит первое место по доходам от туристического бизнеса? Ответ. США. Учитель 1. Какие страны развитые или развивающиеся преобладают в двадцатке стран? Ответ. 15 развитых, 15 развивающихся Учитель 1. Какой же вывод мы можем сделать? Ответ. Международный туризм очень быстро развивается. Учитель 1. Да это действительно так. По прогнозу ВТО к 2010 году в мире будут путешествовать – 1 млрд. человек. А к 2020 году около 1,6 млрд. человек. Учитель 2. А теперь, ребята, мы приглашаем вас в путешествие по самому развитому туристическому региону – Европейскому и предлагаем отправиться в морской круиз по Средиземноморью. На экране: слайд «Путешествие по Средиземноморью» Как вы думаете, почему мы выбрали именно этот регион? Ответ. В этом регионе сосредоточены интересные исторические и культурные памятники Древней Греции, Древнего Рима, Древней Византии. Учитель 1. Итак, мы, капитаны, приветствуем вас на борту белоснежного лайнера «Мечта». Вас обслуживают: штурман лайнера – Томина Екатерина; а также профессиональные экскурсоводы, которые подготовили интересные проекты, связанные с нашим заочным путешествием. На экране: слайд с изображением лайнера «Мечта» Учитель 2. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним основные искусствоведческие термины. Дайте определения следующим понятиям. На экране: слайд с основными искусствоведческими понятиями. Учащиеся дают им определения. Учитель 2. В путь! Мы предоставляем слово нашим гидам. Выступление экскурсоводов сопровождается показом слайдов. 1.Защита проекта «Путешествие по Турции» Экскурсовод 1. Ув. господа! Наш лайнер делает остановку в Турции. Столица – Анкара. Государственный язык – турецкий. Самая высокая точка страны – гора Большой Арарат. Крупные реки – Евфрат и Тигр. На юге страны климат средиземноморский, на севере – умеренно-теплый. Растительный и животный мир богат и отличается эндемичностью. По экономическому развитию относится к развивающимся странам. Наиболее развиты горнодобывающая, металлургическая, нефтяная, текстильная отрасли. Страна полностью обеспечивает себя продуктами питания. В сельском хозяйстве выращивается табак, маслины, цитрусовые. Хорошо развит туристический бизнес. Главные туристические центры – это античные города: Троя, воспетая Гомером, Мира, прославленная великими делами Святого Николая, Памуккале, известный своими солевыми источниками. И, конечно же, Стамбул, бывший Константинополь – столица Древней Византии. Прогулка по Стамбулу |
1 Пояснительная записка Цели и задачи курса Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит указание на цель и место... | Пояснительная записка Цель учебной дисциплины «нот студента» Цель учебной дисциплины «нот студента»: ввести студентов первокурсников в журналистскую профессию через освоение особенностей форм... | ||
Пояснительная записка. Главная цель оот подготовка учащихся к самостоятельной... Цель работы: практическое знакомство со стандартными методами определения качества вина: органолептическая оценка качества вина... | Пояснительная записка содержит: 5 рис., 4 источника, 22 стр Цель работы: произвести кинематический анализ и расчёт станка 1П 365, расчёт метчика и расчёт призматического фасонного резца | ||
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста | 2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | ||
Пояснительная записка курсовой работы «Решение задачи о загрузке... Пояснительная записка курсовой работы «Решение задачи о загрузке (задача о рюкзаке), использую рекуррентные соотношения» содержит... | Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | ||
Пояснительная записка Цель дисциплины Цель дисциплины – формирование знаний, умений и навыков по фитнесу для детей и подростков, готовности к применению их в практической... | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Пояснительная записка работы должна содержать Настоящие методические указания устанавливают общие требования и правила оформления квалификационной работы, выполняемой студентами... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи Основные направления работы | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... |